В закоулках Мрана / Мран. Тёмные новеллы / П. Фрагорийский (Птицелов)
 

В закоулках Мрана

0.00
 
П. Фрагорийский (Птицелов)
Мран. Тёмные новеллы
Обложка произведения 'Мран. Тёмные новеллы'
В закоулках Мрана
Предисловие

 

«Вселенная без человека лишена смысла.

Её одухотворяет разумная пыль…»

 

Что такое Мран? Это первый вопрос, который мы задаём, открывая книгу Птицелова Фрагорийского «Мран. Тёмные новеллы». Первое же впечатление от происходящего действительно тревожное. Что это? Хранилище древних знаний? Колдовское общество — разной степени доброты или озлобленности? Святилище? Тайный клуб «волшебников со странностями», который так любят современные авторы жанра фэнтези?

«Мран» — не фэнтези. Да, здесь с порога натыкаешься на жрецов и чудотворцев, достижения техники и магии, но за всем этим стоит большой пласт знаний, смыслов, аллюзий. Удастся ли читателю отыскать их все? Наверное, это главная загадка «Мрана». Роднит его с жанром фэнтези разве что антураж — средневековый город с вкраплениями современных технологий. Они повсюду. Для желающих окунуться в эстетику стимпанка здесь есть всё: очень продвинутый с точки зрения технологий и очень отсталый в смысле духовности город-государство — символ власти над видимым и невидимым пространством, новейшие технологии производства и медицины и общее мракобесие толпы. На самом деле книга близка и к жанру антиутопий, и к философским притчам — но здесь не поиски, а находки, которыми автор щедро делится, и мне как читателю хочется растащить часть книги на афоризмы.

Каждая судьба — иллюстрация какой-либо идеи, вокруг которой выстраивается жизнь человека — и исчерпывает её. А вместе они, как пазлы, составляют общую картину. Вот жизненный путь одного из героев касается вскользь жизненного пути другого — а вот мы видим ту же ситуацию глазами этого «другого», понимая скрытые пружины поступков и дополняя картину деталями. Из переплетения судеб, которые пересекаются подчас причудливым образом, и соткан «Мран». Здесь нет «не выстреливших ружей», каждая мысль доведена до конца, каждая линия показана в начале и развитии, но это нисколько не утяжеляет повествование. Наоборот: кажется, что ты стоишь перед огромным экраном, на котором автор на твоих глазах создаёт картину из песка, постепенно возвращаясь к тому, с чего начал, добавляя штрихов и красок, дополняя и уточняя, ничего не стирая и не закрашивая — только проявляя. И ты видишь за изящными виньетками частного — одно пугающее и давящее общее: Мран.

О том, чтобы искать философские основы, признаки жанра и прочие «литературные изыски», забываешь уже после первых же двух новелл, следя за сюжетом, который лишь кажется неспешным. На самом деле он очень динамичный — жизнь человека может измениться из-за секундного решения, озарения, поступка. Но диктует этот поступок и озарение весь его жизненный путь. Это «…город предначертаний, где всё предречено на столетия вперёд. Из формулы не изъять ни единого элемента». Здесь имя управляет человеком, а тот, кто даёт имя — решает судьбу. Но имя можно и утаить, и изменить… Иногда это имеет решающее значение. Так постепенно автор погружает нас в атмосферу таинственного, непознанного — и при этом такого знакомого и узнаваемого. Кто они, маги? Те же люди. Хотят любить и быть любимыми, хотят безопасности и комфорта, хотят жить и не хотят умирать. Им свойственны любознательность и великодушие, нетерпимость к инородному и жадность, страх перед неизвестным. Всё как у людей. Почти. В этом мире «никому нельзя доверить своё тайное имя, размышление и сновидение».

Книга начинается с бесед учителя и ученика — жреца Арха и его воспитанника Тана. Но если вы думаете, что перед вами — очередной сборник разговоров философа с послушником, знайте, что это ошибка. Каждая из новелл наполнена действием, и, переходя от одной к другой, улавливаешь не только тонкости философской мысли, но и повороты судьбы мальчика, чьё тайное имя откроется только тому, кто прочтёт новеллы одну за другой.

О чём же говорят учитель и ученик? О природе пространства и времени, видимости и настоящего чуда, о силе слова — обо всём сразу. Но так, чтобы не услышал… кто? Да кто угодно. Мран — очень организованная структура, кто-нибудь да услышит. Элементы средневековья (в том числе и на уровне мышления людей) сочетаются здесь с привычными нам понятиями: цифровые видео, сканирование, голограммы знакомы магам и мудрецам и воспринимаются как нечто рядовое. Это однозначно символ цивилизации, и здесь умеют подглядывать. Ведь цивилизация, как мы знаем, не тождественна культуре или духовности — она обозначает уровень развития общества, технологий и организации той или иной формации. Так вот пока Умный Город воплощает их все, человечество заходит в духовный тупик и возводит в абсолют то, что возводить не следует. Однако, когда все верят в одно и то же, а инакомыслие не допускается — некому это заметить.

Арх и его ученик Тан, разумеется, противостоят всей этой антиутопии, каждый по-своему. А вокруг города своей жизнью живёт «нейтральная зона»: та, где находятся «не приспособившиеся» люди, которыми Мран просто пока не посчитал нужным заняться вплотную. И это «дикое поле» тоже имеет свои надежды, стремится к счастью и к жизни и периодически рождает «чудотворцев»: не таких, как все.

Постепенно читатель видит и понимает всё больше, он смотрит на эти «поля» глазами то жреца, то его неопытного ученика, то бывшего военнослужащего, то юной девушки, то одинокой женщины, а то и оборотня… Ну, на то он и волшебный мир, чтобы здесь встречались чудесные и опасные создания.

Книга легко переворачивает смыслы, находит скрытые, как сокровище, которое даётся далеко не каждому. И только ты подумаешь, что понял заложенные идеи, как одна фраза, одно слово переворачивают твоё восприятие. От этого за мыслью автора следить не менее интересно, чем за действием.

Постепенно проявляются мотивы религиозного поиска, противостояния двух концепций: города, подчинившего себе умы и волю граждан, и церкви, чьих священников ищут и сжигают самым что ни на есть средневековым способом. Да, наличие цифровых технологий вовсе не отменяет аутодафе. Наоборот — можно оставить на память селфи или видео… И тут намечается противостояние магов и чудотворцев, в котором тесно переплетаются наука, религия и философия. Технологии против веры? Одна магия против другой? Ведь Мран тоже использует «нечто эдакое» и действует весьма эффективно, без труда проникая в сознание людей, создавая противнику самые невыгодные условия. «Как же я ненавижу чудотворцев… Они ничем не дорожат! У них ничего святого», — так рассуждают в этом перевёрнутом мире. Но чудотворцы… не заканчиваются. Хотя и ни с кем не воюют. Это ли не чудо?

От стиля изложения остаётся удивительное впечатление: с одной стороны — безусловное богатство, гибкость языка, эрудированность автора, красота слога. С другой — его предельная ясность: ничто из этих красот не отвлекает от основной мысли, не мешает следить за событиями в жизни героев и их умозаключениями, вообразить себе этот загадочный мир во всех деталях, а его обитателей — живыми людьми. Речь точна и выразительна, но это — не самоцель, а средство, с помощью которого автор старается донести до нас размышления на очень сложные темы.

Так что же такое Мран? Город, планета или система без географической привязки, контролирующая всё и вся? Некая форма жизни, далёкая от антропоморфной, но не умеющая без людей обходиться? Само слово мне представляется синтезом из слов «мрак» и «вран»: старинного, даже былинного названия ворона. Оба не вызывают приятных ассоциаций. Мран усиленно «пиарит» себя как город всеобщего благоденствия, равенства и счастья, распространяя при этом тьму и сея ужас. Кажется, от этого не скрыться: зависимость человечества от цифр и механизмов доведена до крайней точки, и цена комфорта и «избавления от хлопот» такова, что жизни не хватит расплатиться.

Впрочем, человек от чего только ни зависит! От воздуха, от еды, от погоды, от движения астрономических тел. А главное — от того, что искал Тан в Священном Писании. Но прежде, чем найти это слово, надо понять: «…в душе каждого человека происходит битва добра со злом. И битва эта — за свою собственную душу — является и битвой за спасение мира». А как её выиграть — каждый из героев книги, как и читатель, решает сам.

 

Наталья Кондратенко

 

 

 

  • Взирая на лица / Хрипков Николай Иванович
  • Один день Люды Павличенко / Ленская Елена
  • Хроники Сломанного Мира / Оскарова Надежда
  • Я жив! / Из души / Лешуков Александр
  • История. рассказанная Мельчуком / Посрамленный слесарь / Хрипков Николай Иванович
  • R-V-S / Казанцев Сергей
  • Сила Любви / Свердлов Леонид
  • Солдат - NeAmina / Необычная профессия - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Kartusha
  • Мыслей сумбур / Дневниковая запись / Сатин Георгий
  • Глава 3 / Ангел Пустоты / Геллер Ирина
  • Частушки от дракона. Праздничный выпуск к 8-ому марта / Вуанг-Ашгарр-Хонгль

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль