Солнце давно скрылось за горами, когда четвёрка всадников остановилась на привал. Налесар отправился собирать хворост, оставив троицу обсудить события минувшего дня.
— Что будем делать? — тихо спросила Дари, когда фигура удалилась в сторону редких кустарников, росших поодаль от дороги.
— С Налесаром? — уточнил Пеларнис.
— Нет, с твоей ужасной игрой на лире, — язвительно ответила Дари.
— Да ну вас, — обиделся менестрель. — Раз вам не нравится, будете сами развлекать себя остальную часть пути.
— А разве что-то изменилось? — спросил Клард. — Покинув город, мы признали собственную беспомощность. Поздно строить планы.
— Ничего не поздно. Мы можем сбежать хоть сейчас, — Дари кивнула на четвёрку лошадей, стоящих рядом. — Заберём коней, вернёмся в Вердил, вылечим Сентиля.
— И чего ты эти добьёшься? — Генерал подтащил к будущему месту костра булыжник и уселся на него. — Мы сбежим, Налесар свяжется со своими сообщниками, или они сами убьют принца, увидев нас. Или ты не веришь его словам? Нет, сбегать бесполезно. Лучше попытаемся выяснить, зачем мы понадобились. Не просто так же нас забрали. И тогда решим, что делать дальше.
Вернулся Налесар с охапкой хвороста.
— Советую прислушаться к словам генерала, Дарианна, — произнёс Налесар. Дари вздрогнула и удивлённо уставилась в спину их надзирателя. Тот укладывал ветки для костра. — Нет, я не слышал ваш разговор. И мысли я тоже читать не умею, — насмешливо добавил он. — Да и никто из летар не умеет. Но проживи ты с моё, тоже научишься читать людей, как открытую книгу. Просто увидел, как вы с Клардом разговаривали. А о чём ещё вам говорить? Всё ещё хочешь сбежать? Не веришь моему рассказу? Зря. Я вам не лгу. Летары вообще редко говорят неправду. А потому повторю совет — послушайся генерала, каким бы он ни был. Он строил и осуществлял военные планы, когда вы двое ещё на свет не появились.
Костёр разгорелся, и Налесар принялся нанизывать на ветку кусочки мяса.
— Он ведь наверняка предлагал вам напасть на меня в замке. Тогда у вас было больше всего шансов. Теперь их нет совсем. Мне известно о вас троих почти всё, и угрозы для меня вы не представляете. После уничтожения Террады нам попали в руки записи гильдии наёмников, и нам даже известно, чем отличился бывший главнокомандующий армиями Востока во время обучения. Только про тебя там ничего не написано, — Налесар указал палкой, наполовину увешанной мясными кусочками, на менестреля.
— Записи об изгнанных из гильдии уничтожаются, — пробормотал Пеларнис.
— О тебе, Дарианна, мы тоже всё знаем. В том числе и что ты видела в замке Ланметира. Надеюсь, тебе не пришло в голову поделиться этим с вершителями?
— Нет! — Дари заметно побледнела и замотала головой. — Нет, я никому не рассказывала, даже дочерям!
— Вот и хорошо. — Налесар развесил три палки над костром. — А касательно моих целей — я поведаю вам их. Мы достаточно далеко отъехали от города, можно рассказать немного больше. Тебя, — Налесар указал на Кларда, — я прихватил с собой, потому что ты один из лучших стратегов из ныне живущих, и, возможно, тебе ещё выпадет шанс доказать это. Тебя, — Налесар посмотрел на Дари, — я взял потому что твои дочери скоро окажутся в Ланметире, так или иначе придётся возвращаться. Я просто сэкономил тебе время.
Услышав о дочерях, Дари сделалась совсем белой, глаза расширились от испуга.
— Как? Почему в Ланметире? Они же должны… — она умолкла, поймав взгляд Налесара. Ничего угрожающе в нём не было. Но ей уже приходилось видеть такой взгляд. Так смотрел Сова после резни на заставе. Пустые, оценивающие, ничего не выражающие жёлтые глаза. Ей сделалось жутко.
— А меня? — подал голос Пеларнис. — Я же бесполезный, зачем меня тащить с собой.
— А тебя я захватил просто для компании, — Налесар улыбнулся, обнажив ряд мелких острых зубов. Менестрель поёжился и попытался незаметно отодвинулся подальше. — Вы вляпались в эту историю втроём, будет справедливо, если и выбираться станете тоже втроём. Мы, летары, порой стараемся соблюдать равновесие не меньше силт ло. К тому же с тобой действительно веселее, ты неплохо играешь.
Менестрель при этих словах гордо вскинул голову.
— Для того, кто проучился в гильдии один год, — продолжил Налесар, и Пеларнис вновь угрюмо уставился на костёр. — А ещё — потому что ты много знаешь о вершителях.
— Ничего я не знаю, — запротестовал Пеларнис, — мы же ответили на все твои вопросы, ты сам слышал.
— Тебе не обязательно знать что-то конкретное, — терпеливо пояснил Налесар, — но любого из вас могут поймать и использовать в своих целях, а мы не можем этого допустить.
— Если ты просто хочешь поговорить с этими вершителями, лучше вернуться назад и заехать в «Три короля», — сказал Клард. — Не придётся тратить кучу времени на поездку.
— Генерал, не надо, — укоризненно покачал головой Налесар. — Надеетесь, что они убьют меня? Напрасно. Их там может не оказаться, да и не станут меня слушать, гордость не позволит. Нет, вам не отвертеться, мы едем в Ланметир. Опять же — в замке и от вас будет польза.
— Используешь нас в качестве заложников? — спросил Клард. — Им наплевать на нас.
— Вы слишком плохо знаете летар, в особенности аларни. Я ведь вам уже говорил о равновесии. Аларни стараются придерживаться его во всём, большинство из них. Так что если есть даже мизерный шанс, я его использую.
Вскоре мясо поджарилось, и компания устроилась ужинать. Налесар есть не стал, а на замечание Дари о яде в еде только хмыкнул и пожал плечами.
— Не хотите — можете выкинуть, — сказал он. — Ешьте то, что взяли с собой.
Дари легла спать в стороне от остальных. Она не оставила попыток придумать стоящий план, как избавиться от Налесара, но все мысли упирались в одно и то же — без его разрешения нечего и думать возвращаться в Вердил. Клард прав, они сдались, когда согласились поехать с ним.
Да и мысли постоянно переключались на другое. Почему её дочери вернуться в Ланметир? Их поймали? Они ослушались её и отправились искать? Или летар солгал? Впрочем, последнее сомнительно. Пока он ни разу не обманул их. Выкручивался, находил отговорки, но не врал.
А что с другими летарами? Вершители, как он их называет. Если они действительно собираются в Ланметир, может… могут ли они покончить с этим? Если их ведёт месть, они захотят убить всех в Белом знамени. И тогда она станет свободной.
Дари вспомнились слова Тиларда, Гепарда. Нет, она не получает удовольствие убивая людей. Но если для своей свободы и свободы дочерей придётся убивать — так тому и быть.
Тромвал собирался спать, когда вспомнил о конвертах. Утром удалось урвать кусочек сна, но теперь он засыпал на ходу. Когда в последний раз удавалось выспаться? Наверное, за день до того, как вернулся Сова с Гепардом. Тогда-то всё и пошло наперекосяк.
Со вздохом поднявшись с кровати, Тромвал доковылял до стола и рухнул на стул. Рука сама потянулась к ящику и выудила первое попавшееся письмо. На конверте красовалось имя «Клард». Генерал, значит. Ладно, почему нет.
Он вскрыл письмо и вытащил толстую пачку бумаг, сложенных вдвое. Все исписаны с обеих сторон тем же аккуратным почерком. Их число перевалило за два десятка. Да уж, у генерала было бурное прошлое. Из груди невольно вырвался вздох. На столе появились чернила, перо и чистые листы бумаги. Тромвал протёр глаза и сел читать.
История Кларда изобиловала деталями. В отличие от Сентиля, генерал с самого детства выделялся среди сверстников. Тромвал старался быстро пробегать несущественные детали, отыскивая полезные наёмникам факты, но такие встречались сплошь и рядом.
Началось всё с того момента, когда будущий или бывший, смотря как посмотреть, главнокомандующий армиями Востока отправился в гильдию наёмников. Обычно о ней нет никаких упоминаний, но он сам часто вспоминал о том времени, да и несколько человек, обучавшиеся в тоже время, многое рассказали.
Проявил недюжинное умение командовать, прекрасно владеет различными видами оружия, быстро приспосабливается к противнику, упорен и целеустремлён. Способен решать задачи нестандартно, но каждый риск тщательно взвешивает. Никогда не действует безрассудно. Вот лишь краткая характеристика, полученная в то время. И это всё в возрасте пятнадцати лет!
Кларду даже позволили стать солдатом сразу после завершения обучения, событие крайне редкое. Обычно мальчишки, желающие посвятить себя военному ремеслу, проводили ещё десяток лет, а порой и два, в гильдии, совершенствуя свои навыки.
Поступил на службу королю. Тогда на безусого юнца поглядывали с насмешкой, но рекомендательное письмо из гильдии наёмников позволило сразу стать сержантом, а частые войны с соседями помогли быстро вырасти в званиях.
Армия Террады серьёзно уступала по численности всем прочим, приходилось держать половину солдат в Визистоке, на случай атаки со стороны Вердила или Ланметира. Клард уже тогда проявил свои навыки полководца и отличился в первой же битве, поведя за собой солдат против втрое превосходящих сил противника. Тогда же получил звание капитана и началась его череда побед. Должность главнокомандующего армиями Востока стала лишь вопросом времени.
Участвовал в десятках битв. Во время одной из них, в битве за Орт, получил звание генерала. Два месяца удерживал город, ожидая подмоги. Когда она всё-таки добралась, от противника мало что осталось. А когда спустя десять лет умер главнокомандующий Тайлен, его место занял Клард. Никто не стал возражать, его талант признавали все, даже враги.
После поражения в Орте набеги со стороны Мокруне участились, Кларду частенько приходилось воевать с ним. Но с высоким званием прибавилось и ответственности, и получив известие о подготовке штурма Эквимода, он оставил приглядывать за Мокруне капитана, а сам с отрядом конницы отправился туда.
К началу штурма подошла ещё пехота из Вердила, проводившая учения неподалёку от границы. Во всяком случае, так они сказали. Так или иначе, но пяти тысячам человек пришлось удерживать город от пятидесяти тысяч. Отступать было некуда, город располагался у самого моря, и Клард сделал всё ради победы.
По его приказу отряд охотников на силт ло за одну ночь расправился с большей частью командиров противника, и пока среди солдат царила суматоха, Клард возглавил контратаку. Он не пытался сбежать, ведь Эквимод тогда захватили бы. Вместо этого главнокомандующий захватил часть провизии — к тому моменту съели даже лошадей, на которых прискакал его отряд — и поджёг остатки. Каждую ночь проводились диверсии, среди врагов сеяли смуту. Когда подошли основные силы, армию вторжения уничтожили подчистую, а саму битву записали как одну из самых беспощадных. В плен не взяли ни одного человека.
После этого серьёзных войн не было. Клард большую часть времени проводил в Терраде, обучая новобранцев и готовя себе замену, пока не началась Первая волна. Из-за малых размеров армии и внезапности атаки город пал за одну ночь. Первое поражение в череде неудач. Два шрама до конца жизни будут напоминать о той ночи. По слухам, он получил их, прикрывая отход короля.
После захвата Террады войска летар разделились. Одна часть отправилась к Вердилу, другая в Кейиндар. Кучка выживших во главе с Клардом покинула Терраду и отступила в Ланметир. Но там генерала ждало второе поражение. Врагу удалось проникнуть за стены и открыть ворота. Он попытался удержаться в замке, но силт ло на стороне врага смели оборону. Снова поражение.
Вместе с подоспевшим подкреплением из Вердила удалось отбить Ланметир, но Кларду это уже не помогло.
Следующий двадцать лет прошли в тишине и покое. Постаревший генерал мирно доживал свои годы, не участвуя в сражениях. Два поражения серьёзно пошатнули его позиции. Звание главнокомандующего отобрали, оставив простым генералом. Пока не выдали новое задание, усмирить бунт в Визистоке. Поход закончился третьим поражением, снова от летар. После этого шли неясные фразы, рядом постоянно находились летары или силт ло, мешая наблюдению.
Тромвал просмотрел последние пару строк и отложил в сторону лист. За чтением и заметками подкрался рассвет. Потянувшись, он сложил записи обратно в конверт и убрал в ящик. Пару страниц с собственными записями он оставил сохнуть на краю стола.
Тромвал поднялся и побрёл к кровати. Пожалуй, в следующий раз стоит смотреть, какой конверт попадётся. Шесть страниц Сентиля против двух дюжин Кларда. Остаётся надеяться, что у остальных история такая же скучная, как у принца.
Больше ничего подумать Тромвал не успел. Едва голова коснулась подушки, он сразу уснул.
В комнату заглянул Ковин. Увидев тихо посапывающего товарища, он подошёл к столу, пробежал глазами ещё свежие чернила. Положив рядом письмо с собственной историей и отчёт о проведённой в замке разведке, бывший слушающий бесшумно удалился.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.