Уроки человеческой истории. Опять неудовлетворительно. / ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО ВЫЖИВАНИЯ / Каменский Сергей Иванович
 

Уроки человеческой истории. Опять неудовлетворительно.

0.00
 
Уроки человеческой истории. Опять неудовлетворительно.

Уроки человеческой истории. Опять неудовлетворительно.

 

На осенней траурной церемонии в Бабьем Яру, где в одной братской могиле нашли свой конец около 200.000 советских граждан, Президент Украины задал вопрос: "Почему история нас ничему не учит?"

Собственно, даже не спросил, а размышлял вслух в беседе с корреспондентами. И, строго говоря, этот вопрос из категории риторических — то есть на него нельзя ждать сразу толкового ответа.

Вообще-то, его задают очень редко — обычно вспоминают (по поводу какого-либо очередного трагического события — войны или крупной катастрофы) известное выражение, ставшее уже штампом: "Единственный урок человеческой истории состоит в том, что она нас ничему не учит". Есть и такой перевод: "Человеческая история учит нас только тому, что мы ничему из нее не учимся". Суть одна.

 

К сожалению, не могу сказать, кому принадлежит авторство этого выражения. Хотя начало обсуждению этого больного для человечества вопроса было положено, по непроверенным данным, еще царем Соломоном, а позже древнекитайскими и древнегреческими философами — эти данные достоверны.

 

Но уже сейчас-то под этой безрадостной сентенцией могли бы подписаться многие, кого, кроме своей собственной, волнуют еще и судьбы людские — особенно после всего, что было на Земле в ХХ веке. Однако, симптоматично, что государственные деятели, как принято говорить, "свободного мира", если и вспоминают об этом, то делают это, как они хорошо умеют — сугубо прагматически; на простом языке это называется с выгодой для себя. Обязательно выдвигая лозунг неустанной заботы о правах человека и т.п. — как обоснование и оправдание в глазах остального "несвободного мира" настоятельной необходимости реализации своих не отягощенных гуманизмом бизнес — или военных планов.

Сейчас прибавился очень благовидный предлог, на который можно вообще все списывать — терроризм… А вообще-то они предпочитают лишний раз историю не ворошить — ибо много там всякого есть, бросающего зловещие тени на внешне безупречный облик теперешнего "цивилизованного мира". Вот и этот, недавний, один из самых чудовищных в истории акт терроризма (на сей раз не государственного, а группового — правда, круто замешанного на религиозном фанатизме, позволяющем без особых колебаний пожертвовать собой) тоже имеет свои глубокие корни в истории кровавой и бурной эпохи. Именно поэтому он ложится в общую канву мировых событий и вполне закономерен. Очевидно только: эти вопросы — отдельная тема.

 

Говоря точнее, история все-таки людей учит — но очень немногих (и не только историков), искренне озабоченных судьбой человечества. Отметим только здесь один стыдливо умалчиваемый момент: понятие "человечество" чисто формально, так как существует только на бумаге. Есть 6 миллиардов людей, живущих в постоянных сварах в общем доме, на планете Земля — вот это пока вся правда. И создание ООН сразу после II мировой — только первый шаг на долгом и мучительном пути превращения их в Человечество. Ведь все имеют возможность сопоставить реальные результаты деятельности ООН с тем, что действительно необходимо для установления мира и порядка на планете. А то ведь порядок, который планируют установить, лишь для виду оглядываясь на ООН, Соединенные Штаты (вспомним особо не афишируемую концепцию "золотого миллиарда", о которой за последнее время все-таки узнали многие) никак не может устроить большинство народов, населяющих Землю.

Таким образом, действительно выходит, что из человеческой истории люди в своем подавляющем большинстве уроков действительно не извлекают. В чем же здесь дело? История — плохой учитель или же люди — плохие ученики?

 

История, наш общий учитель, суха и бесстрастна — она только фиксирует и доносит до нас факты о событиях древности и недавнего прошлого. Но факты — это внешнее, то, что видимо. И сделать из них правильные, т.е. разумные выводы можно только проникнув в их глубину, где и находится сущность всех явлений окружающего мира.

Ответ на последнее "почему?" в принципе известен — но он не может быть сформулирован одной фразой, а состоит как бы из нескольких взаимосвязанных частей. И их можно найти в разрозненных, отдаленных столетиями трудах самых разных мыслителей. Ну а потом, отсеяв шелуху идеализма и мистики, свести воедино, сверяясь с той реальностью, которую являет нам сегодняшний мир.

 

Вот очень кратко основные причины, по которым люди не извлекают разумных уроков из своего общего прошлого — в том-то и беда, что не для себя лично; с этим как раз все в порядке — а для мирного сосуществования друг с другом.

 

Во-первых, если беспристрастно, без прекраснодушных разговоров об общечеловеческой морали, гуманистических ценностях, к которым человечество пока мучительно пробирается, вся человеческая история сводится к истории развития собственности. В первую очередь, частной.

Правда, в течение примерно 70 лет пробовали внедрить хотя бы на части планеты мечту всех гуманистов — общественную собственность. Но теперь всем видно, что человечество снова одним потоком — кто впереди, кто в хвосте — идет все-таки к миру всеобщего потребления. А все остальное, против чего так яростно воюют антиглобалисты, да в основном и сам Усама бен Ладен — по максимально возрастающим потребностям, то бишь каждому по чину. Но это все поднадоевшая всем политэкономия — и хватит о ней. Поговорим о тех, кто ее творит — своим умом и руками. О людях.

 

Итак, во-вторых: люди не стремятся, в массе своей, овладеть знаниями, которые не приносят им непосредственной, прямо ощутимой в ближайшем будущем пользы — они живут своей обычной жизнью, со своими немногочисленными радостями и многими заботами. В ней нет места настоящему, прочувствованному знанию истории — не только своего, но и других народов. Ну и тем более это относится к познанию человеческой природы — ведь начинать нужно с себя — как правило, любимого. В результате, большинство становятся взрослыми и зрелыми во многих отношениях, но именно в этом подобны если не детям, то подросткам.

 

В-третьих, человеческая природа (в своих существенных чертах, разбор которых занял бы слишком много места) остается до сих пор, на протяжении тысячелетий, практически неизменной: обычным человеком владеют различные страсти, а не благоразумие. И, несмотря на постоянные разговоры о разумном, добром и, как добавляют при этом, вечном — все это само по себе из сущности человеческой не растет. Его приходится сеять (да еще часто в плохо подготовленную почву), а потом бережно и умело выращивать — что получается у немногих. Вся наша жизнь этому свидетель. И хотя в природе человеческой присутствует в потенции и то и другое — но все, что агрессивно, неразумно, вредно и т.п., всходит в изобилии само.

 

В-четвертых, как мы уже говорили, для понимания и хорошего усвоения уроков истории необходимо познание сущности явлений реальности, скрытой под их оболочкой, в глубине их видимых проявлений (да еще люди привыкли прятать ее подальше). Это тяжелый и психологически плохо совместимый с нормальной человеческой жизнью труд — и мало кто на это идет.

 

Всему сказанному есть небольшое продолжение. Говоря, что каждый народ вносит в общечеловеческое достояние что-то свое, неповторимое, Президент задал еще один вопрос, неразрывно связанный с первым: "Почему люди не могут жить в соответствии со своими традициями и убеждениями, не принуждая при этом и других жить по-своему?"

 

Здесь в поисках ответа не приходится листать многочисленные ученые труды — он в явном виде сформулирован еще в конце XVII века Бенедиктом Спинозой. Анализируя происхождение и природу страстей (аффектов) и причины их главенствующей роли в жизни человека, он, в числе прочего, делает вывод: "… Природа человека такова, что он стремится к тому, чтобы каждый одобрял то, что он сам любит или ненавидит. Поэтому каждый из нас от природы желает, чтобы другие жили по-нашему. А так как все желают того же, но по-разному, то все одинаково служат друг другу препятствием и, желая того, чтобы все их хвалили или любили, становятся друг для друга предметом вражды и ненависти".

Современная наука может добавить к этому очень немногое — ведь социализация или гуманизация (а, говоря проще, "очеловечивание") нашего еще молодого биологического вида идет достаточно медленно — но в полном соответствии с законами уже не биологической, а социальной эволюции или антропогенеза. При этом, развитие общей психологии и социологии не могут компенсировать в полной мере фактическое отсутствие "психологии народов", создание которой планировал еще В.М.Бехтерев.

 

Вопрос этот для всех нас, живущих, не праздный и не академический. Раньше, вплоть до середины ХХ века, в кровавых игрищах, которые устраивали разные народы, — причем, как правило, цели этих войн были неправедными: захват и порабощение — все шло примерно по одному сценарию. Побеждал сильнейший, частично уничтожался и покорялся, хотя бы на время, слабейший — тоже в соответствии с законами эволюции, но еще той, биологической — или биогенеза.

 

Прошедшие по всем канонам шоу-бизнеса две последние войны не только по форме, но и по сущности разительно отличаются как от всех прошлых войн, так и от многочисленных региональных конфликтов прошлого века. Хотя слова «война» стараются избегать, а остальные все равно выполняют задания "Старшего Брата", читай США.

 

Фактически это решающий этап в большой "стратегической игре" под названием "Проблема глобального кризиса" и прямо вытекающей из него "Проблемы глобального выживания". Здесь все совершенно по-другому. Во вводных данных к этой "игре", предоставленных наукой (свой вклад сделали многие ее отрасли), недвусмысленно предупреждается, что конкретных, отдельно взятых выигравших в ней в конечном счете не предвидится. Как не предвидится в ней и отбора и отделения чистых и нечистых, верных и неверных, правых и левых, бедных и богатых с благой целью последующего спасения. Проиграть или выиграть в этой первой серьезной (и, вероятнее всего, без права на повторные попытки) проверке всех жителей Земли на зрелость и здравомыслие могут только все.

Выиграть, то есть выжить и получить реальную возможность жить дальше, в принципе, можно. Об этом уже много говорили и писали — только продолжающиеся отсрочки в решении этих проблем уменьшают и без того малые шансы на общее выживание.

 

И первым, самым трудным шагом на этом пути, шагом вынужденным — вопреки своей слишком медленно гуманизирующейся человеческой природе, станет осознание себя народами Земли единым целым, Человечеством. И чтобы вписаться в остающийся небольшой ресурс исторического времени, другого пути у этого в муках рождающегося Человечества, похоже, не остается.

 

Украина, 2004. Каменский Сергей Иванович, к.т.н., Одесса 2004

e-mail mailto:kamensky@ukfisp.net

 

 

  • Сага / Хрипков Николай Иванович
  • "Кошки-мышки." / Малышева Юлия
  • Двадцать четыре / Курганов Роберт
  • Пасхи не будет. / elzmaximir
  • Тональность сердца / Из души / Лешуков Александр
  • Корабль на верфи / Межпланетники / Герина Анна
  • Охота / Brigitta
  • Мой мир / Любви по книжкам не придумано / Безымянная Мелисса
  • 36 часов / Изнанка / Weiss Viktoriya (Velvichia)
  • Муза и Автор / Герина Анна
  • Сложный пациент (Вербовая Ольга) / Лонгмоб: "Работа как вид развлечений" / Nekit Никита

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль