Недавно отмечалась страшная дата: 9/11. Взрыв двух рукотворных символов Америки и гибель около 3000 человек.
На дворе уже 2010 год. Об этом написано очень много. Дело очень темное и надолго таким останется, если не навсегда. Такие вещи прячут обычно надежно. Но я не об этом. Еще в 2007 была сделана попытка проследить не очень явную роль религии в этом страшном действе — по-другому назвать его не могу. Убежден, кому-то это может пригодиться…
ФИЛОСОФСКИЕ ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ТЕОЛОГИИИ
Фрагменты этой сложной и деликатной темы появились давно — по самым разным поводам. Но всегда связанным с человеческими страданиями. А сложились они вот в такую вот цельную мозаику после повторного просмотра ленты В. Бортко «Мастер и Маргарита». Ленты, почти не имеющей изьянов. Так, единичные перегибы в сторону идеологизации, — но об этом бы с К.С. Станиславским погуторить, а не с теперешними кинокритиками… И в очередной раз порадовался я, что зубами держусь за материализм. Часто я за это обидные слова слышу, но иногда и очень теплые встречаются. Иначе можно было бы спокойно ставить крест на всех моих неустанных изысканиях в туманной по определению области человековедения. А, следовательно, и на всех попытках, в меру сил, претворять в жизнь принципы гуманизма — что «реального, по К. Марксу, что «радикального», по Э. Фромму.
Боже, прокляни Америку!
Такую молитву произносят сейчас в мире очень многие люди, принадлежащие к самым разным конфессиям. И я бы к ним присоединился — жаль только, что атеист и «махровый» материалист. Так что не положено. Но кое-что общеметодологическое, не пахнущее никакой теологией, в связи с этим все же обсудить следует. Для нашего общего будущего полезно будет.
Многие знают, что американский национальный гимн начинается со слов «Боже, храни Америку». Так что многие в Америке сочтут такой подход оскорбительным и богохульским. И формально будут правы. А по существу — никак нет.
Ибо долгая и мучительная история человечества обильно полита кровью. И много ее пролито за веру — СВОЮ! И никакие обращения к СВОЕМУ Богу никакого эффекта не давали и в принципе дать не могут. Потому что у тех, от кого он должен хранить эту самую Америку, тоже есть СВОЙ Бог. Получается прямо как в эпоху политеизма в Древней Элладе и в других местах. Помните, тогда были целые сонмы разных богов — а одного было принято считать главным. Зевсом, Юпитером или еще как — не суть важно. И он командовал всем парадом — и божьим, и человеческим. В общем, почти точная копия тогдашнего земного миропорядка, верно? С вождем, монархом, знатью и простым народом. Значит, по любому, все эти молитвы могут возыметь действие, только если Боги разных людей и народов «разберутся» между собой. И придут, как сейчас модно говорить, к консенсусу. С формальной логикой здесь вроде все в порядке — но любой здравомыслящий, зрелый человек, не полностью погрузившийся в религию, почувствует: что-то здесь не так…
Фактически же, как говорит сегодняшняя молодежь, все это одна большая лажа. В том числе и неубедительные обьяснения церковнослужителей о том, что, мол, Бог на самом деле один, просто разные люди называют его по-своему. Это, как говорят ушлые маркетологи, они свою нишу теологического рынка защищают...
Войны между людьми с позиций теологии
Еще один из многих, трагический парадокс — хотя, строго говоря, он стар как мир, — в наше время проявился как никогда раньше. Ведь с 11 сентября 2001 можно было в прямом эфире увидеть (и детально проанализировать — тем немногим, кто этим специально занимается) реакции множества самых разных людей на одни и те же события. Одни плакали и молились — от ужаса; другие смеялись и молились — от радости. В самых разных странах. С тех пор случилось везде еще много страшных терактов — и происходят практически каждый день. Именно в такие напряженные моменты истории мы видим, что, несмотря на делающие все это возможным глобальные системы связи и прочие творения разума и рук человека, человечество в целом остается эмоционально незрелым — как и тысячелетия назад. Как говорит бесстрастная наука, человеческая природа предельно консервативна. Людьми по-прежнему движут страсти, а не разум — самое время задуматься над этим всем тем, кому небезразлично будущее их детей и внуков.
Парадокс или, говоря языком диалектики, антагонистическое противоречие вот в чем. Большинство людей, чью жизнь так или иначе задели те трагические события (а их ох как много, каждый день, по всей планете), невольно вспоминали Бога. И как это часто можно было видеть в прямом эфире, взывали именно к нему. Протестанты, католики, мусульмане, иудеи, православные… Но: с прямо противоположными мольбами и молитвами. Только, согласитесь, это слишком мягко сказано — противоположными. Если бы все их мольбы были реализованы (представим себе как кошмарный сон, что все, о чем они просили, сбылось наяву), — то это бы означало взаимное уничтожение миллиардов.
И, как выяснилось недавно, не я первый сделал такой вывод. Еще Эпикур, в 3-м веке до н.э., сказал: «Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу».
Хаос на небесах
Выходит, что-то здесь не так. Вернее, все совсем не так, ребята, как пел Высоцкий. Ну, посмотрите сами. Если Бог у каждой такой общности верующих свой, отличный от Богов всех других, то он, естественно, должен выполнить просьбу тех, кто в него верует, верно? Тогда между разными богами, как когда-то в греческой мифологии, началось бы яростное противостояние — страшнее, чем между людьми; и людям стало бы в итоге совсем худо. Если же Бог один и един, просто люди называют его каждый по-своему, то положение ничуть не лучше. Кому бы он должен отдать предпочтение из таких разных, но очевидно страдающих и взывающих о помощи и, как выходит на поверку, равно неразумных чад своих? Необходимости такого выбора не позавидуешь…
Правда, хотя об этом редко говорят вслух, очень многие убеждены в своем исключительном праве на внимание и заботу Бога (смотри выше). Но это всего лишь их собственное, человеческое мнение, которое всегда найдется кому оспорить. И оспаривают — не только на словах, а и с оружием в руках, верно?
В философии описанная ситуация именуется порочным кругом. Большинство уже известных путей выхода из такого круга, тем более кажущихся самыми простыми и очевидными, обильно политы кровью и усыпаны человеческими костями. Об этом свидетельствует вся человеческая история. Ну а в наши дни можно просто включить практически в любой момент телевизор — и не тут, так там все это есть в ассортименте, на любой вкус. Вовсю идет «глобальная разборка» — по самым разным, чаще неправедным, поводам.
А есть ли вообще выход?
Большинство мыслителей прошлого, которых разные народы Земли, даже не разделяя их убеждений, относят к Учителям, желали людям — самым разным — добра. Но не абстрактно, а сугубо предметно. Хорошо изучив уроки истории и зная упрямую человеческую природу, они стремились поделиться с ними знаниями о главном: как жить в мире друг с другом. Просто говорили они это очень по-разному. И это, как теперь становится видно уже многим, самые нелегкие уроки — и усваиваются они слишком медленно — такова уж человеческая природа. Теперешняя беда в том, что в истории не было противостояний такого масштаба, да и наиболее вероятные последствия не были настолько гибельными — но уже для всех живущих на Земле. Поэтому сейчас не до отвлеченных и мало к чему обязывающих академических рассуждений — человечеству пришла пора решать что делать, что менять в своей привычной жизни.
Итак, мы увидели, что оба рассмотренных гипотетических варианта привлечения «высших сил» для разрешения людских неурядиц никуда не годятся. Людям остается один выход, чтобы окончательно не извести весь свой род в междоусобицах и войнах. Как это кому ни противно и немыслимо сейчас, все равно придется любыми возможными путями — но договориться между собой. Иначе возможны, как говорится, различные варианты, но — одинаково мучительного конца. И только если и когда будет достигнут мир между народами, может тогда и к Богу за утешением в скорби и за помощью придется обращаться реже. Вот это, наверное, и будет надежным признаком того, что сыны и дочери человеческие, — независимо от того, созданы они Творцом или Природой, — выросли и действительно стали зрелыми людьми. И смогут выжить в своем общем доме, на Земле. Как пел Цой, под светом звезды по имени Солнце…
P.S. В связи с широкой экспансией протестантских и униатских церквей на славянских территориях, стоит привести здесь одну малоизвестную цитату из Ф. Достоевского:
"Никогда еще не было, чтобы у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера вместе с самим народом. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда еще не было народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы и тогда самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать". — без комментариев автора.
Сергей Каменский, Одесса, Украина 01/2007 — 09/2010
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.