Ваевский Ян / LevelUp-2012 - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

Ваевский Ян

0.00
 
Ваевский Ян

"С иголочки":

Но сегодня я люблю…

Незатейливая сельская историйка «про это». Только вот село какое-то нарочитое получилось, лоскутное и ненастоящее. Автор явно стремился к аутентичности относительно стиля, но перебрал и вышла каша, а не стилизация. Во всём нужна умеренность, а здесь её не наблюдается. Не верится ни в такое село, ни в такой язык. Да и сама история «с запашком». Сюжет избит, персонажи вызывают неприязнь и полное отсутствие переживаний за их судьбу.

А теперь детально. Если события разворачиваются за десять лет до ввода войск в Афганистан, то мы имеем 1969 год. Отлично! Отсюда и спляшем. В конце шестидесятых жители посёлка, в котором даже школы нет, и мечтать не могли о личном транспорте. А ГГ спокойно рассуждает о такой возможности. Да семнадцатилетнему деревенскому парнишке даже в голову такое не пришло бы: лошадь с телегой за счастье! А ещё он подрабатывает за деньги. Где это видано, чтобы деревенские деньгами рассчитывались, да ещё в то время? Бутылка самогонки, ведро картошки — вот это реальный расчет на селе. Конфеты купил на заработанные деньги, причем конфеты такие, которые смог смять в комок? Может, ещё и шоколадные? В задрипанном «сельпо», в котором кроме соли и лаврового листа отродясь ничего не было? Максимум — леденцы какие подешевле. Такой уж ассортимент был. За конфетами в райцентр ездили, в город.

Мышление главного героя сродни рассуждениям городской до костей барышни, которая пытается косить под сельскую… тоже барышню. Потому что сельские парни так не рассуждают и такими словесами не бросаются. Поступки жителей так же не соответствуют выбранному времени и месту. Ладно «городской» Васька насильничать полез. Молодо-зелено, «городом» испорчено. А «уважаемый» народом механик с чего вдруг так резко опустился? Какая-то деревня не деревенская. Больше на рабочие кварталы при большом заводе смахивает.

Дальше — больше. После инцидента с отцом Матвей хватает паспорт и убегает из деревни. Проблема в том, что паспорта крестьянам-колхозникам стали выдавать лишь с 1974 года, хотя полная паспортизация происходила с 1976 года. Так что по всему получается, что не было у него паспорта. И в другом месте он, ГГ, никак не мог обосноваться до призыва в армию, потому что призывали по месту жительства и потом так же возвращали. Крестьян, закреплённых за колхозом, — практически насильно. Политика такая была. К тому же, если парень после школы не пошел учиться, то обязан работать. Статья за тунеядство иначе. Где ГГ работает? Нигде.

Десять лет спустя мы получаем некоего военного. Который знает о грядущей войне в Афганистане. Он что, при Генштабе служит, чтобы знать такое? К тому же звание у него наверняка не выше прапорщика. Не участвуя в боевых действиях обычному «сверчку» не получить офицерского звания и за всю жизнь.

Количество нестыковок относительно выбранного времени и места зашкаливает. Не говоря уж о моральном облике персонажа, который женится на (!) семнадцатилетней девчушке. А самому-то уже под тридцатник. Такому сопереживать? Увольте.

Как итог — низкопробная почеркушка с претензией на стилизацию.

 

Стеклянное сердце

Ещё одна стилизация. На сей раз — сказка. На первый взгляд неплохая, даже перспективная, но если присмотреться повнимательнее — сырая. Режут глаз шероховатости из разряда «шесть лет спустя» — словно на ровной поверхности внезапно вколотили гвоздь. Так же совершенно неясна ситуация с башней. Стратегическое сооружение саморазрушилось всего за шесть лет? Такого не бывает, не деревенская лачуга. А если разрушали по приказу, то почему остались нетронутые комнаты, почему в порошок не стёрли как неугодное королю воспоминание? Опять же, за кадром остался дворцовый переворот. Это каким таким образом Чижику удалось трон заполучить, если законным наследником объявлен младший брат? У Чижика были войска для силового захвата или политический вес для захвата бархатного? Или он просто пришел к королю, сказал: «Отдавай корону», и тот робким ягнёнком отдал, после чего последовал на плаху? Я понимаю, сказка, но обоснуй такого (ключевого) поворота событий не помешал бы.

Опять же, пригласить во дворец проезжих неизвестных комедиантов? Ой ли? Тут либо давать обоснование монаршей блажи, либо второй ключевой момент провален.

Из осколков складывается целое. В «Стеклянном сердце» этого не случилось. Рассказ разваливается из-за халатного отношения к ключевым моментам. И картинка сразу же становится недостоверной даже для сказки. Если, к примеру, прописать момент, что младший брат опешил от самого наличия старшего и покорно отдал трон, за что и поплатился, то всё станет на свои места. Да, в жизни так не бывает, но это сказка, здесь такой обоснуй вполне уместен и реален. И второй момент. Прописать, что король ежегодно выбирает из множества комедиантов труппу, которая первой заняла главную площадь. Блажь? И что с того, король-то с прибабахом. Так что вполне сойдёт и такая мотивация. Это всего лишь самые простые и грубые примеры, реализация могла быть совершенно иной. К сожалению, автор решил оставить столь важные моменты без внимания. И конструкция развалилась.

Хорошая задумка, немного банальная, но для сказки в самый раз. И все же реализована неудачно. А если отойти от реализации, то стоит все же отметить несколько вкусных нюансов. Например, танец с кострами как достойное, яркое и действительно страстное завершение истории. Или характеры труппы. Тоже более чем правдивые и при этом не гиперболизорованные.

 

Мой друг, шахматист

Совершенно невнятное вступление. До скрежета зубовного — надуманностью и вторичностью. Ах, сколько можно сбегать от суеты в «нехоженые дали деревень»?! Если отбросить вступительное слово, то дальше получаем вполне съедобную историю. В ней есть азарт, падения и взлёты, образы персонажей, их лица и характеры. Могло бы получиться нечто весьма занятное и нетривиальное. Вот правда, читать про шахматные баталии было интересно и волнительно. Наблюдать за изменениями настроений и настроев, следить за пробуждающимся интересом. Лёгкие поступательные шаги. Тем не менее, неосторожные и стремительные. Это было красиво.

К сожалению, повествование скатилось в банальнейший детективчик пошиба российских дешевых сериалов. Картонные и ненастоящие страстишки. Бандитство, загубленные жизни ради денег, «праведная месть». А что за этим? Красивые поступки? Вовсе нет. Влад нещадно ломает психику Кости в угоду удовлетворению своих амбиций. Но тот ничем не выказывает этого излома: слишком уж ровно реагирует на события, которые на самом деле должны сдвинуть несдвигаемое и породить бурю эмоций. И всё стало враз фальшивым. Карточный домик — тронь, и рассыплется. Впору закрыть лицо ладонью и сказать: «Не верю».

А ведь так замечательно начиналось. Жаль загубленной атмосферы и задорного азарта игроков. Жаль невостребованных черт характеров. Жаль установившейся связи между персонажами. Жаль, что всё скатилось к дешевой театральной мести с якобы поучительной моралью. Нет там морали. Слишком мелочно и мелко. И даже причина мести не спасает положения.

Тем не уместнее смотрятся в финале слова Саади. Потому что нет вложенного им посыла ни в самом произведении, ни в поступке Влада.

 

Я ненавижу таких как я

Отсутствие вывода и есть вывод. Заложенная идея прошла мимо моего внимания, не оставив даже тени осмысленности. Возможно, это мои личные проблемы, но я не понял, что автор хотел сказать этим рассказом, что хотел продемонстрировать, кроме юношеского максимализма и призрачного стремления к завуалированному бунту/справедливости. Если идея и была изначально в замысле, то оказалась безнадёжно погребена под ворохом ненужностей и описательностей, лишних действий, пустых слов.

Главный герой безлик. Какие бы черты автор ни пытался на него навестить, он всё равно остаётся таким же ровным, как и его клоны. Навязчивое раздражение, так тщательно демонстрируемое в описании, совершенно не вяжется с образом персонажа, выглядит надуманным, лишним. Весь характер показан лишь в попытках подразнить учсовет в начале, а потом отца. Нет никакого более-менее осмысленного посыла. Возможно, автору не хватило пространства и размера рассказа, чтобы передать настоящую мотивацию. Но в том варианте, в котором персонаж представлен, он выглядит всего лишь капризным мальчишкой, жаждущим внимания и всячески старающимся это самое внимание привлечь к своей персоне. Тем не менее, оставляет полностью равнодушным.

Как итог: слишком многих нюансов не хватило для целостности восприятия и какого-либо внятного вывода. Разве что история ребёнка, который и дальше собирается по мелочам досаждать отцу.

 

На краю обрыва

О да, безусловно, читатель во мне проникся невероятно техничными описаниями постельных сцен… та-дам! В деревне 1953 года! Вот она откуда началась, сексуальная революция! А я-то по наивности полагал, что было в те года всё намного проще. И грубее. Эх, деревенские мужики, они такие. А оказывается, они вона как могут, и с предварительными ласками знакомы, и всякие местечки правильные знают.

На самом деле рассказ не о Галине и её моральном падении, а о сексуальных развлечениях. По сути, это чистой воды порно, завуалированное под сельскую драму. Такой пошлости я давненько не встречал. И всё остальное отошло на второй, даже на третий план. Нет места ни волнениям, ни сопереживаниям. Нет жизни послевоенной деревни. Нет никаких проблем. Никто не падает от усталости. Даже первые недели после родов Галина почему-то шибко бодрая. И ночи на сеновале с соседом проводит, несмотря на трехчасовый режим кормления младенца. Или у неё нянька с бутылочкой под боком?

Объясните мне, недалёкому, в какой деревне и с какими жителями такое могло происходить? Галина мыслит, как городская фифа годов этак девяностых, не ранее. У неё в уме мести да интриги. Причем весьма не деревенского пошиба. Ладно, автор раскрыл падение героини, хоть не оправдывает её низость. Вот только образ Галины никак не вписывается в послевоенную деревню.

Если место действия перенести в постсоветское пространство, в мракобесие девяностых, и через героиню показать моральный упадок молодёжи, то идея могла сработать. Это было бы в тему, на злобу дня. Но… неправильно выбрано время и место.

Пожалуй, растекаться мыслью по древу не стану. Итог один: пошленькая порнушка на фоне сельской идиллии. Послевкусие мерзостное.

 

Я никогда…

«Как аукнется, так и откликнется». Довольно неплохая работа с открытой моралью. Иногда людям необходимо помнить, что за грехи, даже за помыслы и слова, грядёт расплата. Автор поставил героиню в обратную ситуацию, позволив ей прочувствовать всю горечь даже не сделанного, но сказанного.

Через молодого любовника показана картина эгоизма и слепоты собственных желаний. Неосторожных слов, брошенных в алчности единоличного обладания предметом обожания. Пусть героиня и не посылала жене певца Дмитрия никаких провокационных фотографий, но допустила такие же слова. И теперь поняла всю горечь прошлого поступка, прочувствовав не собственной шкуре. Наверное, неправильное слово, но приятно наблюдать, как с героини моментально слетает вся влюблённость и увлеченность, когда под угрозу поставлено что-то настоящее, действительно ценное и дорогое.

Дело даже не в том, что она изменила мужу, а в том, что совершила когда-то в слепоте своей. У неё даже нет права осуждать любовника, ведь она по сути ничем не лучше. И ей остаётся лишь горькое сожаление и осознание. И надежда, что слова останутся лишь словами. Потому что иначе слишком больно.

Хорошая работа, понравились идея и подача. При всей персональной нелюбви к мелодрамам.

 

Врунишка Звонко

О бедном врунишке замолвите слово…

Хорошая сборная солянка усреднённого образа героя советских кинофильмов по мотивам сказок запада. Увы, но среди этого сумбура нет ничего авторского. Стандартная калька героических трагедий.

Бесспорно, написано красиво, но не оригинально. Отчего впечатление — пустота.

Звонко всего лишь действительно врунишка, которому представилась возможность погеройствовать. Совершенно обезличено и немотивированно. Нет ни эмоций, ни мыслей, ни чувств. Не выболела ему эта победа через самопожертвование. Он поиграл в победу, очередная шалость «я могу». Он геройствовал даже не ради девочки, которую якобы любил. Нет, это было всего лишь сиюминутным тщеславием. Он не «врунишка Звонко», он «зазнайка Звонко». Ничем не лучше Далибора, хотя нет, у Далибора хотя бы мотивация была. Худшая ипостась героического героя Мольера. Этакий Тартюф. И послевкусие отсутствует. Опереточное геройство.

Если препарировать произведение, то становится понятно, что проблема именно в подаче персонажа. Он без эмоций и без мыслей. Словно марионетка, которую кукловод-автор заставил двигаться и предпринимать какие-либо действия, «забыв» дать персонажу самостоятельность и право на сомнение. Увы, но марионетки не вызывают никаких чувств. Не трогает финальная трагедия, поскольку пространство эмоций до неё абсолютно пусто. Была картонка, нет картонки.

Хотя, безусловно, язык и стиль, и сама конструкция сказки хороши. Но из-за подачи персонажей слишком пресно. Увы, но самым живым оказался Далибор.

Итог: изящно упакованная профанация.

 

Огонь

Я давно так не смеялся. Это не женское ироничное фэнтези, это женское саркастичное! А это на три головы (драконьих) выше. Такого качественного стёба над всеми попаданками не встречал. Браво, автор! Мысли из головы в голову скачут до сих пор и осыпаются пеплом от бога. И всё же это было прекрасно!

Героиня выше всяческих похвал. Вот она: страстная, яркая. Огонь, а не женщина. Её же распирает от этой любови, ей мира мало, а реальности и подавно. Рубить концы и к черту на кулички? Да запросто! Горит, летит! Сердце большое, смелости тридцать три вагона, уверенности — восемь океанов! Ей только в мир, к герою! А он уж точно полюбит такую. Она же — о-го-го!

Мысли героини, её реакции, диалоги — можно читать и перечитывать. Даже бедного автора сделала богом своими стенаниями и уговорами. Правда сожгла так же мимоходом, как и обожествила. Финал великолепен. И поучителен. И до конца держится боевой настрой. Ни шагу назад. Над собой тоже нужно уметь посмеяться.

А вот отзыв написать не получается. Мысли так и не собрались. Отличный заряд здорового юмора и самоиронии. Можно смело разбирать на цитаты, а это показатель качественной работы.

Итог: прописать всем юным девам, мечтающим о попадании в миры своих героев как антидот от неосторожных желаний.

 

Дуэндэ

ГГ явно из японцев. Это у них люди искусства любят поискать себя вот так наугад. Но дело не в этом.

Порадовало то, что не было банальной встречи/знакомства с девушкой в Испании. Есть эмоция, чувство. И такая постановка более чем приемлема. С другой стороны, постулат, что Испания равно страсть немного напрягает.

Сама Испания совершенно не показана. А жаль. Именно атмосферы не хватило для восприятия подобного рассказа. Есть какое-то безликое место пребывания героя. Даже попытки описать окружающую действительность не дают выпуклой картины, той самой атмосферы, о которой говорилось выше. Упомянутая сиеста проходит как-то мимо. Потому что сиеста — это непереносимый зной. Но это не показано, никак не отображено в повествовании. Равно как и то, что испанские города просыпаются к вечеру. Они шумные и пёстрые. Сам образ жизни испанцев, сам уклад сложился так, что с опускающимися сумерками жизнь просыпается, расцветает и бьет ключом. Этого нет в произведении. Как нет архитектуры, растительности, укоренённой истории, которой дышат даже камни. Испания — полная, самобытная страна, о которой можно писать до бесконечности, вплетая ритмы фанданго в каждый вздох.

Сам персонаж настолько пуст, что сводит скулы. Наверное, он из мажористой семьи, поскольку, являясь начинающим актёром, может позволить себе двухмесячное путешествие в Испанию. К тому же автор зачем-то упустил языковой барьер. Кривой английский? Не смешите. Почему некоторым людям кажется, что на кривом английском можно объясниться в любой стране мира? Увы, но это реально лишь в англоязычных странах, и то — с натяжкой. Сама ситуация с поездкой выглядит несколько абсурдной и надуманной. Потому что слишком много пробелов, много неучтенных нюансов. А они важны. Уж лучше бы автор наделил своего персонажа знанием испанского. Картина выглядела бы естественнее. Языковой барьер — страшная вещь. И это нельзя сбрасывать со счетов. Испытано на собственном опыте.

Возвращаясь к персонажу. Что он искал и что нашел. Увы, но финал выглядит самолюбованием. Не более того. Возможно, автор хотел сказать и показать намного больше, но не сделал этого. А опираясь на представленное произведение, герой совершенно не изменился. Разве что понтов добавилось. И снова приходит навязчивая мысль о мажористой семье со связями. Потому что иначе режиссер театра ни за что не пошел бы на такой риск. Ради кого? Ради начинающего актёришки, который вовсе талантами не блещет и не родился с ореолом звезды, и уж тем более не сценарист? Простите, но не смешите мои тапки. Слишком сказка. Слишком не верится в такой поступок режиссера.

Итог: возможно, сама идея хороша. Но реализация слишком кустарна и набросочна.

 

"Избранное":

Лыков — Разов Олег;

Сложные впечатления от рассказа, противоречивые. С одной стороны, нравится идея, замысел. С другой — слишком скоропалительный финал с нарочитым хэппи-эндом. Словно кто-то волшебной палочкой взмахнул, и… не стало всех тех лет ненависти и навязчивой ксенофобии. Вот прям не внучка, а волшебница, раз — и готово. И мгновенно сердце и душа подполковника Лыкова очистились от скверны и потянулись к светлому и вечному. Так не бывает. Многолетние наслоения могут счиститься за долгие годы упорного душевного труда тех самых близких, которым хочется вернуть «заблудшего» на «светлую сторону».

Автор пожадничал. На самом деле, если бы встречу с внучкой он оставил катализатором, а далее развил события притирательства и примирения хотя бы годика на три, то заявленный «хэппи» стал бы возможным. Но автор совершенно лениво слил финал. А могло бы получиться весьма и весьма хорошо.

В итоге получилось весьма противоречиво, но с интересным замыслом.

 

Версификатор — kxmep;

Есть два типа читателей и их реакций на подобные тексты. Первые считают подобные изощрения шедеврами, вторые же плюются над вторичностью и словоблудием. Я отношусь к третьему виду, самому редкому — не реагирую. Увы, в данном случае мне не пройти мимо. Прошу прощения за уточнение, но я обязан.

На самом деле подобные работы всегда являются провокацией, не более того. Нет в них ни искренности, ни фальши. Это всего лишь лакмусовая бумажка. Такие тексты создаются для тестирования читателей. По сути — это развлечение. Иногда это аналитическая работа для составления статистики целевой аудитории. Что ж, если рассматривать именно как тест, то вполне качественная работа и своё существование оправдала хотя бы тем, какие к ней были комментарии. Если же автор просто развлекался, то делал это вдохновенно и на высоком уровне.

Тем не менее, этот текст нельзя считать художественным. И философским трудом, как заявляли многие читатели, — тоже нельзя. Потому что, повторюсь, это всего лишь лакмусовая бумажка, которая в себе не несёт никакой идеи. Лишь цель, которую преследует сам автор, но никому и никогда не признается в этой закадровой цели. Тесты создаются для анализа публики, а не для того, что бы эта самая публика извлекла какие-то уроки. На «Версификатора» нельзя реагировать. Без разницы, скажет читатель «шедевр» или же обзовёт псевдофилософской чернухой — прямая дорога в список подопытных кроликов.

 

Клянусь мамой! — Бойков Владимир;

Всегда обидно, если в гротеске не хватает самого гротеска. Градус пародии не настолько очевиден, чтобы сразу считать этот рассказ именно фарсом и пародией. И изначально воспринимается как очень нездоровая почеркушка. Признаюсь честно, прочитав рассказ первый раз, ваш покорный слуга воскликнул: «Что за бред?» И лишь после уяснил, что автор поиздевался над читателями и это всё же фарс. Жаль, что не настолько явный, чтобы восприниматься, как положено.

Даже не знаю, чего не хватило для правильного градуса: то ли комичности, то ли утрированности. Получилось натянуто и не смешно. А жаль, могло бы получиться очень даже. Разносить особо не за что, но и похвалить не получается.

 

Виртуальность на коньках — Эскандер Анисимов;

Увы, но… предсказуемо и скучно. Напомнило фильм «Индус», где учёный разрабатывал материал для протезирования позвоночника (в основном), и пострадала внучка его протектора. Любая работа, в которой разработчик чего-либо важного всему человечеству сталкивается с проблемой, с которой борется, на своих близких, — дурной тон. Выглядит фальшиво, неестественно. Как только жена пострадала — финал стал ясен. Вторую половину рассказа можно не читать. Уж прошу прощения у автора за столь резкий отзыв, но подобных историек в дешевом российском сериалотографе — пруд пруди. И это показатель очень низкой планки. Больше сказать нечего. Наверное, это самый короткий отзыв на работы финалистов.

 

Клятва дракона — Микка Элла.

Начну с самого зацепившего — с середины. В плохом смысле. Зачем дракону настолько изощряться с убийством Адрагала? Просто убить мало, необходимо поносить под небом и показать гибель армии? Это садизм или урок? Если урок, то кому? Что вынесет из случившегося Адрагал, если он в итоге тоже убит драконом? В итоге получается, дракон-садист. Его девиз: «Помучайся-ка перед смертушкой». Или как? Или я чего-то не понял? Или… ах да, для «красивости», не иначе. Есть такой приём — «бессмысленно и беспощадно, но зато красиво».

Слишком затянутое начало. Ощущение, что автор смакует страдания героини, пока последняя добирается к дракону. С толком, с чувством, с расстановкой, детализируя пейзажи и ощущения. Автор, вы призываете сочувствовать или приглашаете полюбоваться? Я любовался. Не чужд садизма, потому живенько представил подыхающую бедняжечку во всех красках. Не вызывает сострадания или сочувствия. А вот посмаковать — это да, это запросто.

Финал такой же прекрасно выспренный, как и середина. Особенно внешность «юноши». Я понимаю, зашкал девичьих фантазий. Сам обожаю беловолосых красавчиков. С той лишь разницей, что я пишу их для собственного удовольствия и не несу на конкурс свои кинки.

Вердикт: автор, если вам не более шестнадцати лет, то вы великолепны. Если больше, то… увы, это романтические фантазии юной девы, а не фэнтези.

  • Карнавал / Гиль Артём
  • Правила лонгмоба / Путевые заметки - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Ульяна Гринь
  • В коде / Уна Ирина
  • Живая очередь / Чугунная лира / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • 42. E. Barret-Browning, грядущее моё / Elizabeth Barret Browning, "Сонеты с португальского" / Валентин Надеждин
  • Т / Азбука для автора / Зауэр Ирина
  • Маргарита / Тёмная вода / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • "Раскаяние" / Aprelskaya Diana
  • Нет никого, кто был бы счастлив вечно / В созвездии Пегаса / Михайлова Наталья
  • Бег по кругу / За чертой / Магура Цукерман
  • Пыль / Звезда и Колокол / Зауэр Ирина

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль