(в контексте социальной диагностики и терапии)
Этому — пожалуй, не самому заметному, аспекту всего того, что случилось в Украине за последний год, в двух предыдущих статьях уделено всего несколько абзацев. Мне представлялось, что когда на новую власть со всех сторон обрушивается не только водопад совершенно справедливой критики, но и явных издевательств, нечего присоединяться к этому громкому, многоголосому хору. Пусть выговорятся все, у кого есть претензии — хотя большинство писавших и говоривших — бывшие "оранжевые" или им сочувствующие. Да и сил лишних не было.
Правильнее было сосредоточиться на анализе социально-политических и экономических аспектах текущих событий, с учетом неизбежности грядущего экономического кризиса.
Но, сейчас стало очевидно, что в критике этой практически отсутствует анализ новой власти с позиций человековедения. В общей классификации наук такой, строго говоря, нет — но это психология, социология, антропология, биология и т.д. — и все они, как обычно, обьединяются философией. В общем, все то, что относится к многомерной и всегда неповторимой в деталях, но общей для всех, рожденных на Земле, природе человека. Проще говоря: какая суть скрывается за видимыми на телеэкранах образами вожаков Майдана, составивших костяк новой власти. Что они за люди, почему вели себя именно так, а не иначе. И можно ли рассчитывать на то, что с резким спадом "послереволюционной эйфории" и доверия к лидерам у очень многих сторонников оранжевого движения, они смогут не на словах, а на деле, сотрудничать со своими бывшими противниками — на благо государства и всего народа Украины. И не "пиарить" друг друга, а стараться обустроить жизнь простых людей. Пишут и говорят об этом все, кому не лень, да только из этой партийной и социальной разноголосицы никак не вывести взвешенную оценку, которая только и может указать на истину — как обычно, с точностью, достаточной для практики сегодняшнего дня.
Ладно бы только разноголосицы — она естественна в любом обществе. Но речь здесь о выявлении сути того или иного человека — особенно общественно значимого, от которого зависит жизнь очень многих людей. Вот и наш случай из той же серии: не напрасно в последней работе приведена достаточно близкая аналогия с замком и подходящим к нему ключом. А у подавляющего большинства ключей, предлагаемых СМИ, отсутствует стержень, т.е., знания о природе человека — поэтому полностью искомых замков они не могут открыть в принципе. А только добавляют заблуждений в головы граждан без заветной журналистской корочки, читающих или слушающих их.
Как совершить демократический переворот
С глубокой древности любые перевороты в судьбе непохожих друг на друга государств осуществлялись организованным меньшинством. Если при этом в обществе уже созрели достаточные условия, обьективно требующие серьезных перемен, переворот, как правило, удавался. И новая власть могла приступать к реализации этих перемен — к реформам. А уж шли они на пользу людям или нет — показывала дальнейшая история.
Что же касается личности, возглавившей этот переворот, то она обретает роль в Истории, только в том случае, если обобщенный вектор всех ее действий совпадает по направлению с суммарным вектором действий масс.
У нас получилось несколько иначе. Осененный старыми лозунгами панукраинства фанатизм в стремлении захватить власть любой ценой просматривался в действиях непримиримой оппозиции уже давно — об этом много говорилось. И эту свою ненависть к существующей власти они особо не скрывали. Только называли это борьбой за интересы всего народа Украины. Зная точно, что половина народа с ними не пойдет ни при каких условиях. А лозунги "Разом нас багато, нас не подолати" и "Схід та Захід — разом" как бы от имени всего народа были чистым лицемерием, обычной дымовой завесой, да еще средством подьема боевого духа "оранжевых". Это все понятно.
Уже потом, после срабатывания этого инициирующего запала, к активному меньшинству присоединялись более или менее широкие народные слои. И тогда, строго по Марксу, идея, овладевшая массами, становилась вполне материальной силой, которая и устраняла — сначала де-факто, а потом и де-юре, — старый порядок жизни.
Примерно по той же схеме все происходило у нас — но с устранением старой власти получилось все наоборот. Сначала это меньшинство, "мирно" наступая на законы государства, практически лишило власть возможности делать то, для чего она и избрана — им управлять. Ее таким образом, "опустили" в глазах всего народа — и тех, кто был против, и тех, кто за нее. А потом было знаменитое заседание Верховного Суда Украины, с небывалой в истории трансляцией в прямом эфире. Там власть "опустили" еще раз, снова наступив на основной закон — Конституцию. И выиграли. По-шулерски, но — победили в этом последнем живом псевдоюридическом шоу-конкурсе.
Строим новую жизнь?
Ну а дальше началось…В прежние века кто-то из великих заметил: отсутствие великодушие у победителя уменьшает наполовину значение и выгоды победы — ведь за этим, кроме всего прочего, наблюдал весь мир. Это точно отражает то, как вели себя до последних дней теперешние власти — не все, конечно, но как раз те, кому предписано охранять законность в стране — в первую очередь, "Главный милиционер" Ю.В. Луценко и Генеральный Прокурор С.Н. Пискун. Сам этот процесс отлова и "прищучивания" оппонентов (раньше-то просто казнили) — дело привычное для любых диктаторских режимов, примеров в прошлом хоть отбавляй.
И этим в стране создалась общая атмосфера, в которой у скольких до этого вполне миролюбивых людей прямо руки зачесались: "Дайте и мне, хлопцы, разок вдарить. Или хотя бы что-то поиметь. Даром, что ли, на Майдане парились?"
Однако, вернемся к делу. Вернее, к родовому свойству, которое явно проявилось у бывшей оппозиции — когда они начали в полную силу реализовывать свои властные полномочия.
Все, что было в их душах, все, что ими двигало, и могло проявиться только сейчас, когда противник был наголову разбит и рассеян. Как казалось тогда — на долгие два срока президентского правления В.А.Ющенко.
Проверка первоначального диагноза
Сейчас есть все основания утверждать: у большей части верхушки нынешней власти, кроме профнепригодности к службе на пользу людям — невроз той или иной глубины на почве застарелого и глубокого комплекса неполноценности (КН).
У большинства людей, не изучавших психологию или медицину, бытует ложное представление о том, что это равнозначно неполноценности, какому-то серьезному дефекту в психике человека, переводящему его в категорию психически больных.
Ничуть не бывало. Комплекс неполноценности — это сложный и запутанный клубок чувств и ощущений человека, связанный с достаточно сильными отрицательными, негативными представлениями о себе самом, о собственном "я". Они порождаются обычно глубокой личной обидой, уязвленным самолюбием. И человек переживает до глубины души по поводу обиды, оскорбления, — которые, как он считает — ему были нанесены. Имело ли это место на самом деле, в реальности или воображается, — т.е., присутствует только в его чувствах и представлениях — сути дела не меняет.
Этот комплекс может при сильной воле, быть скрытым, но это бывает достаточно редко. Как правило, он проявляется вовне, т.е., более или менее ясно ощутим и видим для окружающих. Здесь возможны два варианта, хорошо знакомых большинству людей из житейской практики.
Первый вариант, менее распространенный:
— при достаточно низком уровне немотивированной агрессивности — т.е., когда человек по натуре мягкий, неконфликтный (в повседневном языке есть такие определения как покладистый, уживчивый и т.п.), при очевидных внешних проявлениях КН, внутренний конфликт, душевный разлад не выплескивается наружу в виде явной или скрытой агрессии по отношению к другим людям. Потому что у таких людей низок уровень немотированной агрессивности — личность переживает его "в себе". Занятие это тяжелое и еще больше травмирующее психику. Все это очень прискорбно: человек как бы сжигает самого себя. При этом ему могут говорить, чтобы он бросил заниматься самокопанием, самоедством. Но: окружающие страдают от всего этого в минимальной степени.
— совсем иное дело, когда комплекс неполноценности возникает у человека, по жизни высокоактивного, с выраженным инстинктом самовыражения — прирожденного лидера. Причем, талантливого, уже сумевшего реализовать себя в какой-то области человеческой жизнедеятельности. Плюс, к тому же — эгоистичного. Второй вариант гораздо более типичен для нашего биологического вида. И как раз кстати: ведь наш анализ практически полностью — за несколькими исключениями, — относится к людям, пришедшим сейчас к власти. У которых, по тем же законам человеческой природы, достаточно высок уровень немотивированной агрессивности, позволяющей во что бы то ни стало добиваться намеченной цели, преодолевая неизбежные препятствия. К слову, в условиях беспощадной конкуренции, на которой и стоит рыночная экономика, это обязательное качество для выживания и возможного успеха. Зато слабо развита или полностью подавлена способность мирного сосуществования (при прочих равных условиях) с другими людьми. Тут важен только знак, направленность вектора деятельности: плюс или минус — то есть, приносит это людям пользу или вред. Для людей такого типа власть и, как правило, связанные с ней большие деньги, обычно представляют обьекты высшего интереса. Ведь кроме возможности управлять другими людьми, определять их действия, власть — по определению, по закону, — предусматривает еще один весомый стимул. Это возможность (и даже должностная обязанность) распоряжения материальными и финансовыми потоками.
Все это в комплексе является сильным "возбуждающим средством" — чрезвычайно усиливая мотивацию личностей такого типа бороться за обладание властью всеми доступными средствами — вполне искренне считая врагами всех, кто стоит на его пути к власти. Все это мы видели и до выборов, видели и сейчас — как в обычной уличной драке или бандитской разборке, с нечистым "подковерным пиаром". Часто властолюбие сочетается с корыстолюбием, порождая своеобразный "кумулятивный эффект". А несомненная талантливость делает такие личности еще более опасными для людей, интересам которых они должны, по идее, служить. Такой вот диалектический парадокс политической жизни.
Впрочем, эти тоже вполне человеческие свойства (в сочетании с садомазохизмом, не упоминавшимся здесь ни разу) подробно рассмотрены в "Методичке" и статьях "выборного цикла", — так что довольно об этом.
Путь к власти и деньгам долог и тернист — и пробираются по нему, кто как может, много желающих. Так и рождаются комплексы неполноценности. Отсюда — естественные и типичные невротические проявления или реакции. Только не нужно понимать все это буквально: что у подверженных такому комплексу людей обязательно начинают дрожать руки, проявляться аномалии в повседневной жизни. Типичная для них нервная система сильного типа способная все это эффективно компенсировать — особенно при фанатичной приверженности конкретной идее. Все это в нашем случае присутствует в изобилии в действиях наших социальных "антигероев" — ядро бывшей непримиримой оппозиции составляли всего-то 20-25 человек.
Все они деятельные, талантливые люди — только вот талант имеет явно выраженную асоциальную направленность. Уже давно, в первых работах "выборного цикла" использовался термин "политическая шпана", изобретенный министром иностранных дел России при Ельцине, Андреем Козыревым. Который, кстати, сам был одним из талантливых, оригинальных ее представителей — но, как известно, в собственном глазу даже бревна не видишь. Абсолютно адекватный, хотя и не научный термин, Ооражающий множественные аналогии с криминализованным миром разнообразной "братвы". Но эта антисоциальная направленность явно никак не просматривается — как всегда, вводят в заблуждение строгий деловой костюм или изящное платьице "од кутюр". Да еще чистые, как у ребенка глаза, улыбки разной степени лучезарности и многократно повторяемое "я глибоко переконаний". И грамотная, вполне профессиональная речь. А что, у них не получается, так это все наследие прежней злочинной влады и происки врагов. И непонимание частью населения исторического выбора самостийной Украины.
Злодеи и праведники?
Нашу, как и другие земли, населяют обычные, нормальные люди с одинаковыми в общем-то стремлениями. Иметь работу (желательно, по душе и по способностям). Получать справедливую плату за эту работу. Быть уверенным в безопасности себя и своей семьи. Иметь возможность отстаивать свои законные права. Вот, пожалуй, и все. Набор, вроде, простой, но пока в редких странах это удается. Об этом много говорено и писано.
А ведь создавать условия для их реализации и у нас может только государство. Пока — до создания на деле работающей системы местного самоуправления. И формирования чего-то своего, напоминающего "гражданское общество". Примерно так, как в развитых стран Европы. Но на это нужно время. И обязательно — стабильность в стране. Наскоком, как планировали Безсмертный и Ющенко, такие большие дела не делаются. Тем более, когда по всей стране идет на всех уровнях большая социально-экономическая "разборка".
А что это мы все об оранжевых да об оранжевых? Пора поговорить и об их противниках, самого разного цвета. Из всего написанного может создаться впечатление, что противники новой власти, в т.ч., и бело-синие, — люди сплошь добропорядочные и законопослушные. Как бы не так. Всякие есть, как и везде на Земле. Но думает большинство из них, как и положено, о себе и своих близких. Большинство из них старая власть не устраивала — очевидно, что нужно было менять порядки в стране. И старую власть, в целом значительно отдалившуюся от интересов всего народа — правда, интересов слишком различных, вплоть до полной несовместимости, — действительно нужно было выстраивать по-новому. Ведь отдельные части сложного общественного организма начали по-настоящему загнивать. Но менять было желательно, соблюдая Закон, какой уж там он пока ни есть. Иначе — большая беда, что и случилось с нами.
И многие из них, обычных людей — как обычно, не доверяя любой власти, — делали свой выбор, стараясь выбрать из двух зол меньшее.
Мы все время говорили о высшем эшелоне власти. А вот о власти на местах нужно сказать особо. Свою суть, к счастью (теперь окончательно ясно "кто есть ху", как говорил Горбачев), массово проявили представители власти на местах. Как говорят, чиновники (или госслужащие) среднего и низшего звена управления. Сейчас очень многие из них, уж никак ни из любви к народу, поменяли цвет, быстренько присоединившись к победившей стороне. Впрочем, так почти всегда бывало в долгой человеческой истории, наши чиновники не какие-то моральные уроды — обычные люди. А тема "власть и чиновничество" — стара как мир. И именно они, на словах поддерживая новую политическую силу, которая должна была придти к власти, — если бы не оранжевый переворот, — на деле больше всего ей вредили. Прежде всего, те, кто, ради демонстрации своей преданности устраивал фальсификации на выборах. Прощения им, конечно, нет — да только взять с них нечего. Бесхребетные — они и есть бесхребетные. Что они убедительно и доказали, оперативно перекрасившись.
Вместо заключения
Все мы, живущие на планете люди, имеем одинаковые внешние родовые признаки нашего биологического вида. И крайне редко, как показывает история, истинные злодеи имели демонический вид. Обычные люди, как мы с вами — до тех пор, пока в восприятии большинства человек, принесший им горе, не становился по облику своему настоящим чудовищем. Как, вспомним, такими были многие из гитлеровских или сталинских подручных — что уж говорить о них самих. И у них тоже не было ни рогов, ни клыков, как в современных голливудских страшилках, ни печати дьявола на челе.
Одно обязательное уточнение: большая часть сказанного лежит вне традиционных рамок невропатологии как отрасли медицины. Описанные моральные деформации относятся к ведомству никем пока точно не определенной области социальной терапии. Повторимся: даже не упоминаемой в стандартной классификации наук.
Ее основные задачи очевидны: указывать на социальные язвы, помогать людям в их осознании и, по возможности, определять возможные пути лечения. Которое, по понятным причинам, всегда малоэффективно: давление социальной среды и власть денег давят редкие ростки гуманизма. А выводы, конечно, делать самим читателям — которые в недалеком будущем снова станут избирателями. И ведь это не в последний раз.
3.10.05 Каменский С.И.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.