Время ритуальных услуг
Леди и джентльмены, был (собственно, и остаюсь) сильно занят, поэтому обзор у меня сложился не сразу, как то обычно бывает, а лишь сейчас. Коммы к рассказам читать не буду, элементарно времени не хватит; в коммы к этому обзору постараюсь иногда заглядывать, но, скорее всего, раз в несколько дней. Смогу ли тут отвечать — не знаю… боюсь, если и да, то не регулярно.
Да, сразу предупреждаю: кто считает себя внушаемым, боится, что на него может повлиять чужое мнение — не читайте, всего-то и делов.
Группа 1:
Экзамен на глупость
Не рассказ. Как анекдот или фельетон — длинно и вяло. Хотя читывали мы и чего похуже…
Мифология Ангелов
Очень слабо по всем критериям. Вдобавок, да не обидится автор дополнительно, меня особенно сильно коробит, когда в текстах, действие которых связано с Университетом, грамотность продемонстрирована на уровне ПТУ.
Персеиды прилетели
Как-то не соблюден баланс интересной идеи, комизма и трагичности. Возможно, стоит сесть и написать этот рассказ заново — но не сейчас, а потренировавшись еще пару лет. Он того заслуживает. (Кстати, что такое «был выходцем из северной части Атнанты»?)
Детское сердце Саламо
Рассказ, который очень хорош лишь на фоне предыдущих в группе (так-то он разве что неплох: а вот если допродумать и доработать, при этом сократив на треть, будет таки хорош).
Легенда о Чёрном альпинисте
Как человек, который впервые на маршрут начальной альпинистской сложности вышел в 12, не очень впечатлен собственно «горным» колоритом, а как редактор — не очень впечатлен всем остальным. Впрочем, это именно «не очень», а не «очень не». Отдельно: должен сказать, что никогда не слышал версию, в которой местные чабаны бы хоть как-то соприкасались с этой легендой, она все же «для белых братьев». И столь полномасштабно вставлять в текст песню — вообще-то моветон. Даже будь это нечто более подходящее к случаю, напр., та штука неизвестного автора: «… Угля чернее в чёрной мгле я поднимаюсь по скале — не зря зовусь я Чёрным альпинистом!»
Тульпа
Ну что ж, хорошо хоть в финале проявился тот некротический колорит, который так-таки есть в «исходнике». Но попадись мне этот рассказ когда я формировал сборник эротической фантастики — не взял бы точно; скинь он «лишний вес» (где-то половину) — еще мог бы подумать...
Спокойной ночи
Было очень неплохо, пока не появилась дерЁвня в качестве психотерапии и без малого столетняя бабка, которая, по деревенским-то меркам, точно не может так выглядеть (разве что она королева вампиров). Лепота, паки, паки, иже херувимы… Ну и затянутость тут же навалилась, это почти обязательный признак стиля «ля рюс». Между прочим, если в «Легенде о Чёрном альпинисте» горный антураж пусть не сыграл в полную силу, но несомненно присутствовал — то тут врачебные будни лишь обозначены упоминанием «скоровиков». И правда: куда им по интеллектуальной и эмоциональной насыщенности до избяной и травяной посконно-домотканной терапии…
Тапки в клеточку
Хотела суженого-ряженого, а получила расширенного-кефиренного… Кстати, может, стринги и пишутся в ед. ч. (хотя потом — «рассказала Светке о красных стрингах»?), но халат точно НА-, а не О-девают!
«Похоже, обошлось без сотрясения мозга!» — да будто бы, после потери сознания-то, причем еще столь долгой?! Разве что без тяжелого: могло быть средней тяжести, таки да, это везение… Почти как трех мужиков сразу захомутать!
Еще бы сверхзадачи чуток…
Привет из Альбукерке
Опять сверхзадачи бы чуток… И лишний вес сбросить (раз уж это, чего там притворяться, рассказ-анекдот, то анекдоту надлежит быть более кратким)… И песни не цитировать в полный рост…
Сикомор
Первый из по-настоящему хороших рассказов. Редкий пример: сложный и странный мир с высокой степенью фантастичности — и отлично использованные литературные средства (если искать аналогии, то гриновско-дяченковская тональность). Пожалуй, только пара замечаний: как-то слишком смикширована тема мертвецов, это ружье совсем не выстрелило; и все-таки надо бы прояснить, что ягоду Иветта взяла у мандрагоры «под гипнозом», а то она просто дурой выглядит. Ну и совсем мелочь: это не дву-, а одноколка, т. к. считают не по колесам, а по колесным осям. Распространенная ошибка, кстати.
Запятая
Как-то слишком уж «с нулевой сумой» все получилось. Такие вещи надо писать корявым языком, чтобы не нарушать единства формы и содержания . А здесь язык как раз неплох, но… даже отличное либретто никогда не вытянет оперу, если музыка того-с.
О пользе садовых инструментов
Вот и второй в группе рассказ из числа качественных: шутка, ни на что особенное, думаю, не претендующая — но со своей собственной задачей справляющаяся вполне.
Что ж это у фэнтэзийщиков в такой моде не Университет, так Академия… Ладно, тут всяко удачней, чем в «Мифологии Ангелов».
Автора мне ну никак не угадать, ага… И во внеконкурсе он не представлен аж ни разу, ага-ага…
Неоновые разводы
Ну вот снова качественный рассказ: странный мир, богатый язык и умело выстроенный сюжет — так что открытый финал не выглядит «оборванностью». Академия, и то Искусств, мелькнула лишь раз, как упоминание . А что нуар с элементами постапка — так это не хуже сайенс-фэнтези.
(Опять-таки насчет автора ну совсем никаких подозрений нет, конечно…)
Группа 2:
Три короткие истории об одном и том же
Как-то я не уверен, что это рассказы, особенно фантастические. А если вынести это соображение за скобки — неплохо и даже публикабельно… в своей особой нише.
Мечты под ногами
Добавить бы в название знаков препинания — и оно хорошо подойдет для иронической фэнтези: «Меч, ты под ногами?». Ладно, это оффтоп. А по теме — вроде и юмор есть, и мир колоритен, и язык неплох… а все равно вспоминается анекдот про поддельные елочные игрушки: «Не радуют!». Рискну предположить, что это дамская попытка передать мысли и ощущения молодых мужиков в походно-полевых условиях. Тогда простительно. Если все же мужская — плохо дело: автор демонстрирует неумение.
И, того, «гоминид» — конкретный биологический термин, к конкретному земному семейству привязанный и вряд ли поддающийся переносу на инопланетных антропоморфов.
Огневорот
Чуть-чуть затянуто — но приятно видеть, когда этнобиологическая фантастика с таким сюжетом не превращается в «ля рюс».
Смерть с запахом клубники
Не то чтобы во всем понравилось, но удивлен: обычно авторы «психиатрических» рассказов не умеют пройти по столь узкой половице… Здесь же это (именно это) как раз удалось; другое дело, что в самой «психиатрической сцене» мне по ряду причин не увиделось внутренней достоверности и психологической убедительности.
А у Мити выходной
Ну вот пошли и в этой группе неважные рассказы. Да, дети ого-го какие ритуальщики, но в данном случае налицо очень слабое попадание в детское восприятие (и особенно речь) плюс неважная стилистика. Зато автор куда как усердно налегает на морализаторство.
Жертвоприношение
Экий вариант азимовщины по-скрепоносному… Причем скорее не «Выборы» вспоминаются, а ранние подступы к «Основанию» — собственно, еще со «Стальных пещер» с их воспоминаниями о космонитских войнах. Ну и плюс классический средневековый сюжет, который наиболее канонически выражен в одной из легенд о магистре Петрусе.
Ладно, это допустимо — и лично я испытал смешанные чувства по другой причине: сюжет однозначно достоин куда более тщательного исполнения. И авторское отношение лучше бы не выпячивать столь рано и столь явно (пусть развитие ситуации все покажет, а не оценочные формулировки!), и «объяснялова» избежать (персонажи, особенно Феодосий, уж слишком вещают «для стороннего наблюдателя»), и компактнее бы рассказ сделать минимум на 30%… Надеюсь, все это будет проделано — и тогда текст заиграет новыми гранями.
Так идите туда
Рассказ выдержан в стиле «спЯшитЯ видеть: вот как много имен и терминов я запомнил, вот как щедро их рассыпаю по тексту — в ущерб смыслу и литературному стилю, а вдобавок с полным игнорированием того, что мироощущение древних было очень «не такое» по сравнению с нашим вовсе не потому, что они держали в уме эту терминологию!». И все равно автор не смог обойтись без охренительного количества сносок, что в художественном тексте тоже моветон. В результате создается эффект комнаты, настолько заставленной мебелью, что передвигаться по ней попросту невозможно.
Уличный музыкант
Ну вот наконец-то рассказ не просто неважный, а откровенно никакой. Что литературная «никакость» сочетается с лобовой идеологизированностью, причем самого модного ныне пошиба (борьба с сатанинским атеизмом, да еще и ГМО попытаться пнуть) — это вообще-то не обязательно, но… очень уж часты такие сочетания. Ну и до кучи — очередной литературный моветон из числа уже упоминавшихся: стихоложество в полный рост, причем с трогательным соблюдением принципа, зафиксированного Приваловым: «Стихи были или знакомые, или скверные».
Примерная дочка
Рассказы, намеренно вызывающие отвращение — легитимное направление (уж не знаю, в данном случае сплаттерпанк ли перед нами, но есть, есть такое…). С задачей автор, пожалуй, справился. Разве что затянул чуток (да нет, ощутимо). Но лично мне фокус внимания удерживать было трудно: к ТАКОЙ степени отвратительности, возможно, хорошо бы добавить замануху в виде особо интересного сюжетного хода… Как-то так.
Книга Дракона. Со страниц несгоревших рукописей
Большинство фраз оставляют благоприятное впечатление. Даже жалко. Потому что текст в целом — мамма миа!
Гроб моей мечты
Как-то, похоже, не только главгер, но и автор путается с тональностью. А вообще-то могло быть блестяще… в рамках миниатюры или короткого рассказа. Тут же получилась рапира габаритами с копье: ни фехтовать ей, ни в пикинерскую терцию встать…
День рождения
Полное впечатление, будто перед нами — рекламный буклет типа «Краткий курс начинающего сектанта». Для таких методичек обычно характерен столь же суконный язык и совершенно никакая степень литературного остранения. Зато благостность — изо всех пор. И дыр…
Выбор
М-да. Когда впервые появилась та загадочная фигура и вскоре после этого рассказ обещал куда большее. Потом было несколько эпизодов, когда это обещание словно бы возвращалось. Но полностью на весь текст его распространить не удалось.
Группа 3:
Наваждение
Ожидал большего. Как-то с самого начала многое настраивало на то, что сейчас высокая степень фантастичности, скорее всего фэнтезийной, будет явлена не только хорошим слогом, но и без выхода за пределы городских реалий, которые тоже вполне себе антураж. (Пример — «Подземный ветер» Дяченко.) А тут вдруг таки вынесло всех в эльфийскую пущу, да пребудет с ней Сила… И, пожалуй, не следовало бы почти сразу после «дочь моя» пробрасывать «мать моя» в, того, другом смысле.
Старик
Совсем уж м-да. И снова принцип Привалова… хотя первое двустищие вроде бы настраивало на иное. Тем не менее — затянуто, запутано и претенциозно. Ну, за скрытую апологетику «идейного казачка» из РОА (передавшего бомжу эстафету) и пр., и пр. я уж дополнительные «отрицательные впечатления» накидывать не буду, рассказ и без них сам по себе потоптался…
Правильное начало
А тут имеет место «принцип айкидо», которое на уровне Высокого Совершенства — невероятное по практической мощи боевое искусство, но на полпути к этому уровню — не «наполовину такое», а просто никакое в плане боевой практики. Вот и направление политического триллера сродни айкидо: что не блестяще — то плохо. А тут точно не блестяще.
И что за «черт из машины», почему вдруг именно ТАК проявилась «чудесатость», чем это продиктовано? Не внутренней логикой рассказа — а авторским императивом. «А потом они все умерли». Горе то, горе-то какое… (вариант — «Поделом им, ммэрзавцам!»).
Дом Розы
Ой, не знаю… Как-то этот фарфорово-кружевной уголок слишком настойчиво требует: «Подайте на ностальджи!». При этом по чисто литературным параметрам он вытягивает на уровень «неплохо» — и… фактически всё. Вот для разнообразия не буду доплачивать за кружева, и так охотники найдутся: честное «неплохо», а сверх этого — бог подаст.
Пальчиковая гимнастика
Ой, только вот не надо бы про «изменения электромагнитного поля вокруг тела»: пусть лучше будет честная эзотерика или то, что называется «сакральная фантастика»… Откровенно говоря, и тут услышалось мне чуть слишком назойливое «Подайте на...». Ну и осуждение бездуховных восточных практик — оно, конечно, только крестом и материнским проклятием лечится… даже если лечится плохо, по принципу «лучшее средство от перхоти — гильотина»… Да-да, это мы сейчас отовсюду слышим.
А как хорош был рассказ в начале! Собственно, он и до конца этот посыл не растратил… То есть не до конца растратил.
Память стен
Удивлен. Такие вещи надо писать корявым языком и со слабым знанием «производственной базы» (обеих). Тогда и минусовать их будет куда легче, чем сейчас.
Третий вопрос
Хорошо, оригинально и очень насыщенно — при всей скупости использованного арсенала. Насчет авторства есть версия, но это на мою оценку, конечно, не повлияет. Ну наконец-то хоть где-то святой (или его НФ-аналог) занят делом…
Февраль тоже бывает жарким
Ага. Я как раз срочную проходил при МИГ-25 (правда, ПД — ну так и здесь они, похоже): в команде аэродромного обслуживания, конечно. Что ж, не без узнаваемых деталей (правда, подозреваю, читателям с иным армейским опытом это добавит в рассказ не цимес, а скуку). Два сомнения: а) Не очень представляю, чтобы у нас офицеры — от среднестатистического «водителя летучей кобылы» до начпо и комполка — выражались такими идеологическими штампами: просто матюгнуться — за милую душу, а вот поминать при этом империалистов и технику их — что они, дураки?; б) Не очень представляю, чтобы штатными ракетами МИГ-25 можно было сбивать аэростат: на что они там среагируют — в нем же ни металла в должном количестве, ни теплового излучения?
Вообще же гора чуть-чуть родила мышь. Соответствие теме — да, а вот фантастичности мне бы хотелось побольше. И живых характеров. А так — почти заметка в гарнизонную многотиражку…
Тайные печати
Cнова топовый рассказ. И опять есть кое-какие подозрения насчет авторства: немногие столь вкусно описывают японский антураж… Ладно, проехали. Два мелких замечания: а) Все же нужно как-то решить проблему с конюхом (а то и не одним) и еще хоть парой человек обслуги: в тех «натуральных» условиях гостиница, держащаяся на одном хозяине и служанке, не потянет; б) Я заподозрил студента сразу после рассказанной им истории: ее, единственную из всех, рассказчику НЕОТКУДА ЗНАТЬ, т. к. не осталось свидетелей, способных сообщить такие подробности… разве что кроме демона.
Человек, который считал шаги
М-м-м… Жаль, когда такой сюжет, к тому же очень приличным языком изложенный, попадает в категорию только «неплохо» (пускай и лишь для меня). Причины объяснять слишком долго. Главная, пожалуй, звучит так: слишком уж «по-человечески» изложено то, что должно восприниматься именно через «нечеловеческую» призму.
"Зелёная" церемония
И снова повторю: такие тексты (рассказом назвать сложно) надо писать «дубовым» стилем. Тогда я спокойно пробежал бы его на полном скорочтении, сделал для себя отрицательную пометку и перешел к следующему. А так пришлось на полускорочтение переключаться… но результат-то не изменился.
Созданная для нуара
Хммм… Я все же ожидал «темной» фантастики, хотя бы элементов ее — и, думаю, был прав: в рамках «только» детектива, без такой примеси, ситуация выглядит слишком переусложненно-невероятной. И чересчур мАсковской; и затянутой. Впрочем, последние два фактора и для фантастики остались бы действительны.
Один день (Грандезия)
А вот тут детектив с фантастикой-то (экзотической, биологической) хорошо слит… но для детектива переусложнен, недопродуман и затянут. Впрочем, и для просто фант. рассказа — тоже… но в меньшей степени. Тем не менее как рассказ он остается достаточно хорош.
Коринда
А что такое «толочь вино»? Давить, жать виноград — это да, понятно. И вообще есть сколько-то «горожанских» и «излишне современных» непопаданий. Плюс определенная манерность и затянутость. Это рассказ не губит, но и не дает ему раскрыться в полной мере…
Внеконкурс
Причина — следствие
Все-таки от рассказа, столь щедро, осознанно и умело использующего мат и смело идущего на введение «отвратительных» эпизодов, я ожидал чего-то большего в плане чисто литературного решения. Тогда вся эта чернуха была бы творчески оправдана. А так — затянутость, запутанность, повторяемость… Ну и стоило ради этого материться? За те же деньги можно было бы создать неплохой рассказ без отврата и мата. А столь убойные средства срабатывают только по «принципу айкидо» (см. выше). Вот они и не сработали...
Жертвоприношение в Уппсале
Честно говоря, от качественной «викингской фантастики» мы вправе ожидать чего-то большего, чем пересказ этого известного эпизода «Саги об Инглингах». Так что перед нами — НЕ качественная «викингская фантастика».
(Меня, кстати, всегда занимал вопрос: а кого сыновья этого конунга в жертву приносили, чтобы предпоследний из них дотянул до его почти 200-летия? Вряд ли он мог «заводить» их незадолго до истекающего срока: то-то и оно, что его отсроченная жизнь описывается как бессильная, бесплодная во всех смыслах дряхлость...)
Лес тьмы
Очередной пример «ля рюс» в сочетании с достаточно бескрылым эномифоложеством и довольно-таки усредненной стилистикой.
Макабрическая сказка
Знал этот рассказ еще как «Мекабрическую сказку» )). Повторю свой отзыв, в котором высказывался за публикацию: «Чуть киплинговато, но неплохо. Вообще, вторжение викторианского нуара (пускай и не в виде стимпанка, а по линии Джека-из-тени) почти всегда улучшает сюжет. Может, потому, что его антураж не способствует излишествам… коими данный автор порой увлекается. Но хотел бы я знать, что означает фраза "Ты подобна Данае, что готова разделить участь Лакоона" — хоть бы даже и Лаокоона… ))».
Леилана
По этому рассказу я голосовал «за» даже без таких замечаний — и сейчас тоже не изменил мнение.
Наречённая
А вот тут мое мнение выглядело так: «Частый у этого автора огрех: очень фольклорно — и эта ипостась в своей пышности забивает все остальное. Условно говоря, сплошная пена без шампанского». И рассказ, по итогам обсуждения, не был принят к публикации.
Город и Маска
Тут я голосовал «за» с формулировкой: «Неплохая притча. Только маску НАдевают, а не Одевают. И "пони" — мужского рода. В общем, желательно почистить». Решение в данном случае еще не принято, обсуждение продолжается.
Жребий
Такие сюжеты тоже требуют «принципа айкидо». В данном случае — НАСТОЯТЕЛЬНО требуют…
В погоне за Витей
Очень неплохая «жизненная история». Даже, возможно, слишком хороша для многих изданий, позиционирующихся как «женские журналы». С удовольствием бы увидел ее опубликованной.
Черные духи, белые духи
Вот это хорошая этнографическая фантастика (с подводом к хоррору — и изящным поворотом в сторону). Хотя, конечно, маме с сыном повезло, что это не Папа Док пришел, частенько сраставшийся с тем Бароном. А вот послесловие-объяснялово, имхо, излишне.
Насчет автора опять есть кое-какие подозрения...
Ритуал посвящения
?????! Чертовски ученический уровень. Надеюсь, автор совсем юн, в начале своего творческого пути. В этом случае — желаю успехов: после пары-тройки лет напряженных тренировок — добро пожаловать на конкурсы.
Джек по прозвищу оборотень
Автор, вы прикалываетесь — или всерьез примерили на себя фэнтезийный вариант облачения МТА со всеми подобающими рющечками и кружавчиками на кольчуге?
Тот, кто там
Ну вот наконец хоть кто-то последовал моей рекомендации: «такие тексты надо писать «дубовым» стилем». Фразы вроде «волнительное беспокойство» и «Это, как вы теперь догадываетесь, не просто железяка, а железяка, выплавленная из останков космического корабля богов, некогда посещавших их племена в далёком прошлом» я присоединил к своей редакторской коллекции (где уже хранятся обороты вроде «труп отлетел в сторону, больно ударившись головой о ступеньку», «он спрыгнул с оттуда» и пр.).
Мистерии Артемиды Эфесской
А вот тут резкий контраст. Во-первых, рассказ однозначно попадает в тот весьма узкий список текстов, которые я для себя пометил не просто как «хорошие», но как «лучшие на конкурсе» (пусть это и внеконкурс). Во-вторых, он отлично встраивается в некий проект, долго дремавший, но сейчас имеющий шанс проснуться. Автор, если Вы не считаете, что участие во внеконкурсе налагает на Вас печать молчания в приватном контакте с жюри — прошу елико возможно скорее написать мне на адрес журнала «Меридиан»: meridian2004@bk.ru. Если считаете — тогда прошу написать по завершении конкурса.
Интересно, все ли догадались, кем станет этот Саул?.. После просмотра «Левиафана» тоже очень мало кто «включился», какой из библейских сюжетов там обыгран! Сорри за оффтоп.
А вот сноски, имхо, лучше бы убрать (все или большинство): пояснения тут не так уж необходимы, даже когда речь идет о малоизвестных рядовому пользователю вещах.
А у Мити выходной
«Шо? Опять?!». Да сколько ж у него выходных: я ведь его и на конкурсе успел прочесть… Ладно, не мое дело, по какой причине рассказ сюда перекочевал.
ИТОГО:
Впечатляющее количество рассказов, да и качество тоже. Если не сбился со счета, то во всех 4-х номинациях (считая и внеконкурсную) отличных рассказов — 5, очень хороших — 4, весьма неплохих — 4, достаточно приличных — 18, относительно сносных — 14, по-настоящему слабых — 5, наислабейших — 3.
Отличная пропорция. Это я говорю без малейшей иронии. (Знать бы еще, сколько отсеялось на стадии преноминации…) Конкурс и «горяч» и «холоден» одновременно, что гораздо лучше, чем если бы он оказался «тепл», подобно недавно миновавшему Купальскому.
Ну разумеется — все это имхо, имхо и еще раз имхо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.