Разбор по-мастерски - 49


, 26 января 2016, 11:47 /
22

С нового года начинаем новый раунд и пробуем вдохнуть в игру жизнь :-)

 

Микаэла «Клятва дракона»

 

Итоги

1. Штрамм Дора = 12 баллов

2. Borodec = 5 баллов

 

Поздравляем Штрамм Дору и передаем эстафету! Предлагаю срок оставить в две недели.

 

И еще раз призываю участвовать в конкурсе с целью совершенствования своего мастерства как критика, а не с целью «поучить автора». Только ради этого и создавалась эта игра. :-)

 

Правила

1. Победитель предыдущего тура — Ведущий — выбирает произвольный текст объемом 5-25 тысяч знаков с пробелами (согласие автора обязательно) и создает новую тему с заголовком «Разбор по-мастерски — <порядковый номер>»

2. Любой желающий новым комментарием пишет критический разбор на предложенный текст. Форма произвольная, но от нее зависит результат голосования.

3. Участники, зрители и критикуемый автор вправе вступать в вежливую и доброжелательную дискуссию с критиком в комментариях к критическому разбору.

4. Участники, зрители и критикуемый автор голосуют плюсами и минусами за критические разборы.

5. Через две недели Ведущий объявляет Победителя — автора критического разбора с наибольшим количеством голосов.

 

Оформление разбора

1. Критический разбор просим публиковать с новой ветки, тогда он точно не потеряется среди других комментариев;

2. Просим не прятать разбор в оффтоп, чтобы он выделялся среди других веток;

3. С той же целью убедительно просим помечать каждый разбор вот таким заголовком:

КРИТИКА НА КОНКУРС

4. Желательно, чтобы в обзоре содержались разделы: соответствие названия тексту, насколько полно раскрыт сюжет, насколько глубоко проработаны персонажи, стиль, язык, легкость чтения, достоинства и недостатки, выводы.

 

Текст для разбора

Лес расступался медленно и словно неохотно. В густой листве, напоенной солнцем, щебетали птицы. Трели то сливались в единую мелодию, то распадались на десятки и сотни разномастных голосов. Под копытами лошадей шуршала высохшая от летней жары трава.

Элиона прикрыла веки, доверив Звездочке выбирать дорогу самой, вдохнула чистый воздух полной грудью и замерла, наслаждаясь редкими мгновениями уединения. В Изейнвале такого покоя не было.

— Как хорошо, Йотилар! — улыбнулась она и повернула голову к мужу. — Спасибо, что уговорил меня на эту прогулку верхом. Леса здесь чудесные!

— Не за что, — хмуро бросил он и подъехал ближе. — Лучше скажи, почему среди всех ты выбрала меня?

— Мм? Что ты имеешь в виду? — Элиона зажмурилась, нежась под лучами летнего солнца, и снова улыбнулась. Мысли в голове ворочались лениво. Думать не хотелось. Да и как можно было? Когда вокруг царило такое безмятежное спокойствие и непривычная уху тишина.

— Почему твоим мужем стал я, а не, скажем, лорд Ардгал? — натянуто произнес Йотилар.

Два месяца супружеской жизни изменили его в худшую сторону: куда-то исчезла обольстительная улыбка, в глазах потух интерес, а между бровей залегла глубокая вертикальная черта.

— Нашел время жалеть о случившемся! — фыркнула Элиона и попыталась вернуть себе прежнюю безмятежность, но не вышло: взгляд мужа неотступно следовал за ней и горячим пятном жег затылок, плечи, спину. Пришлось ответить: — Выбирая между принцем Харибским и лордом Ардгалом, я выбирала между судьбой стать четвертой женой в гареме и молчаливой тенью при душегубе-муже. Только выйдя за тебя, я могла оставить за собой право на трон Изейнваля, но это не…

— Значит, потому что мое происхождение ниже! — мгновенно вспыхнул Йотилар и подстегнул коня.

Элиона скривилась, как от зубной боли, — слишком уж скользкая это была тема, ранее старательно обходимая в разговорах. Вот, значит, зачем муж позвал ее на прогулку — расставить все точки над «i». Что ж, давно пора.

Она направила Звездочку вбок, прижимаясь к краю тропы. Внезапно на землю упала огромная тень — от стаи птиц или от облака — лошадь заволновалась, и Элионе стоило немалых усилий ее успокоить.

— Слезай! — зло бросил Йотилар, перегородив дорогу, и обнажил клинок. — Пора ответить по заслугам!

Взглянув на него, Элиона едва подавила улыбку: муж славился воинской доблестью только на словах, на деле мало чем отличаясь от мокрой курицы.

— Немедленно оставь этот тон, — нахмурив брови, холодно отчеканила она и выпрямилась в седле. — Или забыл, с кем разговариваешь?

— Нет! Не оставлю! Или ты не понимаешь, каково это быть взятым «на племя»? И не какой-нибудь бабе, а мне! Мужчине! — голос Йотилара упал до шепота, лицо перекосилось, почти утратив человеческое выражение, и только в глазах еще оставался проблеск разума. — Для себя ты сделала отличный выбор. Молодец! Но мне-то как с этим жить? Мне!

Элиона виновато опустила взгляд. У нее не было слов для ответа. Прошлого не воротишь — сделанного не изменишь. И что он ей этим мечом сделает, придворный поэт?

— Молчишь?! — взвился Йотилар. — В глаза не смотришь! Ну и сдохни тогда!

Клинок разрезал воздух и плоть. На землю упали первые капли крови. Отпрянула Звездочка, пронзительно заржав, и встала на дыбы. Элиона медленно, слишком медленно, подняла взгляд на мужа, обожглась лютой злобой, а в следующее мгновение лошадь ринулась в лес, меж стройных рядов сосен.

Деревья замелькали перед глазами, сливаясь в одну сплошную золотисто-коричневую полосу. Передняя лука седла взмокла под ладонями. Бок жгло огнем. Выбившиеся из прически пряди волос лезли в рот, прилипали к щекам, повлажневшим от слез. В душе чернильной кляксой расползалась пустота.

Надо было признаться — сказать, что выбрала его по огромной глупости, по любви, но гордость не позволила: мужчина о таком должен заговаривать первым. И где теперь она? И где ее гордость?

Она зажмурилась, прогоняя ненужные слезы, — сейчас они не помогут — как вдруг Звездочка споткнулась и резко вильнула в сторону. Руки соскользнули, и Элиона вылетела из седла.

Земля приняла ее мягко, словно перина из лебяжьего пуха — под стволами сосен скопилось достаточно опавших, побуревших от времени иголок. При падении она только локоть ушибла и немного затылок.

Дотронуться до раны оказалось самым страшным: та горела огнем и противно пульсировала, на ощупь была склизкой. Во рту тут же пересохло от страха. По телу пронеслось легкое покалывание. Виски будто обручем сдавило, в голове загудело. Не верилось, что она умрет здесь, одна, в лесу: истечет кровью или будет растерзана диким зверем.

А между тем, сосны поднимались высоко-высоко, ветер неспешно шелестел кронами, и птицы вели незатейливую перекличку. В воздухе пахло прелой хвоей, смолой и прохладой. Где-то далеко, на границе слышимости, шумела река.

Тишь, мир и благодать, и умирать совсем не хотелось…

Вдруг лес над головой потемнел, воздух сгустился, в мысли закралась смутная тревога, и они потекли в иную сторону: «Река, река. Было же что-то связанное с рекой? Такое, важное…»

И тут Элиону озарило — за рекой начинались владения Дракона!

Если она дойдет, если успеет, сможет попросить все, что захочет. Одно желание Дракон выполнит. Должен выполнить. Так, по крайней мере, пелось в легендах.

Она стянула пару нижних юбок: одну сложила в несколько слоев и прижала к ране, вторую завязала на талии узлом. Это отняло силы, навалилась апатия. Куда она сейчас пойдет? Зачем?

Но отбросив эти мысли, Элиона стиснула зубы и заставила себя встать и сделать первый шаг. Нужно было идти — не думать. И скоро ей повезло: она наткнулась на звериную тропу.

Глаза то и дело застилала белая пелена, будто морозное дыхание трогало стекло — мир по краю исчезал за тонкой паутиной замысловатого узора. Элиона видела лишь небольшой участок впереди: песчаную тропу, покрытые лишайником стволы сосен, островки черники, муравейник, трухлявое бревно, преградившее дорогу.

Она двигалась, как в бреду: сердце колотилось в горле, подкатывала тошнота, боль в боку только усиливалась, и по телу при каждом шаге волнами растекалась слабость. Но голова оставалась стеклянно чистой — ни одной мысли. А ведь затея не стоила и выеденного яйца! Только лечь на тропу и умереть она не могла: не позволяла треклятая гордость.

Когда ноги налились свинцом, уши забило ватой и перед глазами все поплыло, Элиона поняла, что дальше идти не в силах. В голове нарастал гул. Ей слышались невнятно шепчущиеся друг с другом голоса.

Деревья расступились, и тропинка резко сорвалась вниз, к шумной горной реке. Вода яростно клокотала, тащила по камням упавшие ветки. И вроде бы не широкая — в семь шагов, — а так просто не перейти: собьет с ног и унесет.

Отступать не имело смысла.

Элиона с замиранием сердца шагнула в реку. Ледяная вода тут же обожгла ногу тысячей миниатюрных иголок, течение потянуло за собой. Скулы свело от злости — столько шагов сделала, а тут сдастся? Никогда!

Ярость придала сил. Раскинув руки, Элиона медленно добрела до противоположного берега. И тут ее накрыла слабость, пришедшая вместе с облегчением. Колени задрожали и подогнулись, земля стремительно приблизилась — сознание ускользнуло во мрак.

Когда она очнулась, тело ломило от усталости. Пересохшее горло мучила жажда. Стопы заледенели и стали совершенно бесчувственными. Рядом чудился звук текущей воды.

Элиона, щурясь, открыла глаза и с трудом, словно сквозь толщу мутного льда, разглядела кусок лазурного неба и верхушки сосен. По щекам потекли слезы отчаянья: Дракон не пришел. А значит, она так и умрет, лежа с заломленной за спину рукой, подогнутыми ногами и лицом, обращенным к бесчувственному небу. И сожрут ее дикие звери…

«Где же ты? Где? — не в силах произнести это вслух, мысленно взмолилась Элиона. — Мы связаны клятвой. Ты и я».

Кроны деревьев сильнее качнулись от ветра. Птицы ненадолго замолкли, а затем разразились жизнерадостным щебетом. Лицо накрыла чья-то тень, и в шуме реки почудились ответные слова.

— Мы связаны клятвой, ты и я, — прошептал легкий ветерок, коснувшись лица и отодвинув с глаз прядь рыжих волос. — Зачем ты пришла и зовешь меня?

— Ааа… аа… гррх… — все, что смогло выдавить охрипшее горло. Губы же беззвучно прошептали: — Ни о чем больше не попрошу, но… Сохрани Изейнваль! Отец стар, без меня он не справится.

— Ты можешь выбрать жизнь, — ласково ответил ветер и принес с собой необыкновенное умиротворение.

Нет. Она решила все правильно. Терзающая острая боль медленно отступала, глаза заволакивала белая пелена, разрастаясь от краев к центру. Зачем неволить собой Йотилара? Зачем держать прекрасного соловья в клетке? Пусть летит…

— Почему я? — спросил привязчивый ветер, и в тоне его послышалось ворчание.

Элиона улыбнулась одним уголком губ.

— Легенды говорят, ты не отказываешь умирающим королям. Одну их просьбу обязательно выполняешь, — все так же беззвучно прошептала она и опустила ладонь, которой зажимала рану. Отпущенное время уходило.

— Легенды не врут, — в последний раз донесся отзвук ветра и смолк.

Проводив Элиону за грань, в небо взмыл Золотой Дракон.

* * *

Войско собиралось в Рокшпосте. Небольшая приграничная крепость, сиротливо жавшаяся к скале, за несколько дней превратилась чуть ли не в базарный город — всюду кишмя кишели люди, кони, повозки с провизией, стук молотков в кузнях не смолкал с утра до поздней ночи, на небольшом плацу без устали тренировались новобранцы.

От тесноты, духоты и жары многие валились с ног. Люди страдали животом от грязной воды, гибли в многочисленных потасовках и проклинали по очереди засушливое лето, богов и его, лорда Ардгала, велевшего собираться именно здесь.

Над городом повисло удушливое облако испражнений, пота, пыли и гари. Ветер словно забыл об этом месте. Все чаще молились Дракону, чтобы крылатый правитель небес вернул движение воздуху или подарил дождь.

Ардгал пребывал в мрачном расположении духа. Завтра нужно было выступать, а половине войска не хватало обмундирования, треть состояла из зеленых юнцов, а его лучшие бойцы валялись в лазарете с желтухой.

Кулак обрушился на стол.

— Да что за напасть! — выместив часть злобы на мебели, Ардгал немного успокоился.

Взгляд остановился на фигуре советника. Тот моментально побледнел. Стало заметно, как у него затряслись пальцы.

Вот всегда так! Стоит только повесить десяток-другой лодырей, как ты уже прослыл душегубом и все немеют под твоим взором. Тьфу, пропасть!

— Пленника ко мне, — зло бросил Ардгал.

Советник шумно выдохнул, суетливо утер лоб платком и защелкал пальцами. Стражник по его сигналу снялся с поста и вышел в коридор. Довольно быстро — прошло менее четверти часа — пленник появился в зале.

В оборванной и испачканной одежде Йотилар выглядел этаким испуганным зверьком, зайцем. Он вжимал голову в плечи и трясся, звеня сковавшей запястья цепью.

— Лорд Ардгал! — быстро затараторил пленник, опрокинутый стражником на колени. — Прошу, пощади! Я… все сделал, как вы приказали.

— Да неужели? — усмехнулся Ардгал, давя вспыхнувший от неприкрытого вранья гнев. — Ты связал Элиону, поставил на колени и срубил голову с плеч?

— Нет, я оставил ее в лесной глуши, в самой чаще, — пробормотал Йотилар, проглатывая невыплаканные слезы. На измазанном грязью лице проступила гримаса страдания. — Ей не спастись от диких зверей — ни людей поблизости, ни оружия.

— Что ты там лопочешь? — Ардгал отпил вина и отставил чашу. — Ты провалил задание! Мои люди нашли труп у реки, с раной в боку. И мне известно, что Элиона умерла от потери крови, а не от твоего удара. Долго по лесу ходила. Может, грибы собирала?

— Умерла? — Йотилар скорчился на полу и с ужасом рассматривал свои ладони. — О, боги! Я ее… что? Убил? Я…

— Опомнился? — Ардгал смерил бывшего соперника презрительным взглядом. — То-то же! Я бы с такой бабы век не слезал. Горячая штучка! Такой огонь в глазах, и до мужика больно охочая. Но, как все бабы, дура! Выбрала не того.

— Как? — пленник усиленно заморгал и даже перестал трястись. — Вы же раньше совсем другое говорили! Про мужскую честь! Про бабский каблук!

— Говорил, — Ардгал утвердительно кивнул, пряча улыбку. — Врал тебе, поэт недоделанный, лил отравленный мед в уши. А ты вместо того, чтобы своей головой думать, взял и повелся, — он еще пару мгновений наслаждался тем, как с лица Йотилара одна за другой сходят краски, а потом приказал: — Выбросьте его в окно.

Поняв, что пощады не будет, пленник взвыл и испортил штаны — по залу тут же разнеслась вонь. Ардгал скривился и зажал нос рукой.

— Нет! Нет! Яя-а-аа… — надрывно верещал Йотилар, захлебываясь слезами, и все дергал ногами, пытаясь зацепиться за пол, пока двое стражников волокли его к балкону. — Элиона! Я не должен был… Ну, почему?!

«Не заяц — муха навозная. Раньше надо было прихлопнуть! — подумал Ардгал, когда пленника скинули вниз. Не хотелось себе признаваться, что армия и трон Изейнваля понадобились ему в отместку за отказ. — Зачем только Элиона выбрала другого? Да еще такого слабака и труса. Тьфу! Я же почти всерьез ухаживал за ней».

Раздраженно вздохнув, Ардгал поднялся. Нужно было поставить точку в этом деле — захватить Изейнваль.

Вдруг с улицы донеслись суматошные крики:

— Дракон! Дракон! — в голосах людей животный ужас смешивался с восхищением.

Нахмурившись, он бросился к балкону. Заручиться поддержкой Дракона было бы неплохо! Если там и в самом деле Дракон…

Выскочив на балкон, Ардгал бросил жадный взгляд на столпившихся внизу людей: они стояли с задранными головами и открытыми ртами. Он проследил за всеобщим взглядом, но ничего не увидел. Лазурное небо было безоблачным и абсолютно чистым — пустым.

— Приказываю первой и девятой тысяче выступать немедленно. Не нравятся мне эти массовые виде…

Он не успел договорить, как что-то подхватило его и унесло ввысь. Ветер засвистел в ушах, обожгло лицо. Рокшпост медленно исчезал, превращаясь в черное пятно на фоне бушующей зелени. Ардгал, до конца не веря в случившееся, нащупал под руками по-металлически гладкую и холодную чешую.

«Не может быть! Я в когтях у Дракона!» — мысль взрезала висок, пронеслась в голове и сменилась страхом, удивлением, а затем радостью.

Когти так нежно сжимали тело — без боли и неудобства, — и в то же время могли в любое мгновение раздавить. У Ардгала аж ягодицы сжались от восторга. Он и Дракон — мыслимо ли это? И пусть отец всегда говорил, что удача на стороне сильных, — Ардгал не верил. А теперь он чувствовал себя повелителем мира! Земля от восхода до захода солнца раскинулась под ним, как гулящая девка, соблазняя прикоснуться взором к извилистым рекам, лесам и полям, тонкой полосе гор и далекому морю.

Не жизнь — мечта!

Внезапно мир перед глазами перевернулся. Заложив крутой вираж, Дракон камнем ринулся вниз. В лицо ударил беспощадный ветер: заслезились глаза, обдало жаром кожу, щеки складками собрались к вискам.

В Ардгале проснулся дремавший азарт. Еще мальчишкой он мечтал о полете, а теперь Дракон исполнил давнее желание — не сжег в пламени, не раздавил в когтях. Значит, Ардгал был ему нужен! Конечно же, для победы над Изейнвалем!

— Ееххууу! — перекрикивая ветер, проорал он и раскинул в стороны руки. Восторг полета пьянил, добавляя безрассудства и храбрости.

У самой земли Дракон затормозил и перешел на бреющий полет, совсем близко к верхушкам сосен. Они возвращались обратно, к Рокшпосту. Ардгал властно гладил драконий коготь. С таким союзником захват Изейнваля казался делом почти свершенным, проще говоря — пустячным.

Неприятности начались, когда, подлетев к Рокшпосту, Дракон раскрыл пасть.

Длинной обжигающей струей пламя ринулось на землю. Высушенная солнцем трава вспыхнула мгновенно, следом загорелись деревья и стены. Отчаянно воя и размахивая руками, запертые в тесноте люди ударились в панику. Пожар охватывал один дом за другим, а Дракон все продолжал изрыгать из пасти беспощадное пламя.

— Стой! Нет! — заорал Ардгал, молотя кулаком по драконьей лапе. — Это мои люди. Мои! Не смей их убивать!

Он смотрел вниз и не верил глазам. Люди десятками и сотнями гибли в огне, вспыхивая, словно тряпичные куклы. Они кричали, тянули к нему руки, звали по имени — умоляли и проклинали. Рушились здания, исступленно ржали кони, домашняя скотина ополоумела от страха.

Непобедимая армия, которую он собирал столько лет, сгорала заживо, запертая в стенах неприступной крепости Рокшпост — каменного мешка с единственным выходом через ров у главных ворот. Массивные укрепления с узкими окнами бойниц в одно мгновение из спасительного оплота превратились в ловушку.

Ардгал почувствовал, как волосы на спине зашевелились от ужаса.

Он вложил в это дело всего себя. Столько препятствий преодолел! Купил оружие, обучил людей, собрал провиант. И что, получается, впустую? Все труды пропадут в огне?

Дракон пошел на следующий круг, а Ардгал, очнувшись от первого потрясения, бросил ошеломленный взгляд вниз.

Внутри крепости горели уже целые кварталы. Люди в панике лезли друг на друга, стремились выбраться на подпиравшие Рокшпост с севера крутые скалы или же, наоборот, завернувшись в тряпье и куски кожи, пытались пройти сквозь стену огня, охватившего ворота, и выбраться из города. Дракон безжалостно убивал и тех, и других.

Ардгал стиснул зубы от ярости. Никто не смел разрушать его планы. Никто не смел убивать его солдат. Никогда!

— Проклятая ящерица! Ты мне ответишь за это! — зло прошипел он, подтягивая вверх ногу. С огромным усилием дотянувшись до сапога, Ардгал вытащил спрятанный в голенище отравленный кинжал и замахнулся.

Словно почувствовав угрозу, Дракон резко остановился и завис в небе. Ардгала сильно тряхнуло, и кинжал выскользнул из взмокших ладоней.

Подняв голову, он ощутил на себе взгляд фасеточного глаза, окативший волной презрения. Дракон развернул к нему пасть и, раньше, чем Ардгал успел что-то сделать, откусил голову.

Барахтаясь и конвульсивно дергаясь в воздухе, из разжавшихся когтей на землю полетело обезглавленное тело. Крепость Рокшпост догорала, превратившись в общую могилу. Золотой Дракон удовлетворенно выдохнул пар из ноздрей. Он выполнил последнюю волю Элионы.

* * *

В небольшой уютной пещере вылупилась из яйца малышка-драконица. Поднялось внешнее полупрозрачное веко, открывая сине-зеленый фасеточный глаз. Малышка повертела головой, осмотрелась, а затем открыла и второй глаз. На стене солнечный лучик словно играл с ней в догонялки, прыгая с одного места на другое. Драконица долго и внимательно следила за ним, а затем сморщила носик и чихнула: видимо, в ноздри набилась витавшая в воздухе пыль.

Скорлупа яйца еще кое-где прилипала к маленькому тельцу, поблескивающему золотистыми чешуйками на закатном солнце. Лапки с мягкими коготочками неуверенно переступали с места на место, пытаясь выпутать увязшие в охапке соломы пальцы. Кожистые крылья мокрой тряпкой болтались за спиной. Драконица еще не знала, что их можно использовать для удержания равновесия.

— О! Кого я вижу! Проголодалась, да? — закончив любоваться, он вышел вперед. В одной руке болталась корзина со свежей рыбой, другой приходилось придерживать отросшие волосы.

— Ууррр… — ответила драконица и ткнулась мокрой мордочкой в руку.

— Ешь, красавица, подкрепляйся, — он ласково почесал область между надбровных дуг и ловко положил в пасть рыбу, лишь в самый последний момент, когда челюсти почти сомкнулись, успев отдернуть пальцы: — Теперь тебе вместо меня придется жить жизнью Золотого Дракона. Долго жить, почти бесконечно.

На мгновение его сердце тронула легкая грусть: жаль было людей в Рокшпосте, жаль Элиону, — но он быстро собрался и растянул губы в самой широкой, жизнерадостной улыбке.

— Память Крови подскажет тебе, красавица, как сушить крылья, как охотиться, как управлять потоками воздуха, — в пасть драконицы упала еще одна рыба. — Со временем ты вырастешь сильной и красивой. На спине появится радужный гребень. А потом когда-нибудь к тебе придут мои дети.

— Уурр? — малышка рыгнула, заглатывая последнюю из предложенных рыб, и слегка наклонила голову на бок, будто спрашивая.

— Не обязательно дети, скорее потомки, — он мечтательно улыбнулся и с надеждой посмотрел на выход из пещеры. — А я проживу обычную жизнь человека. Найду себе девушку по душе, заведу с ней детишек. Буду жить, ловя рыбу в реке и охотясь. Увижу правнуков и умру. Ээхх… Наконец-то!

Он надолго замолчал, погрузившись в мечты о дальнейшей жизни. Не дождавшись продолжения, драконица попыталась боднуть его небольшими рожками на лбу, но не удержала равновесия и почти упала.

— Тише, Элиона! Тише! — он едва успел поддержать малышку. — Не спеши! Ты за свою драконью жизнь еще многое успеешь сделать. И только тогда, когда к тебе придет кто-то из моих потомков и скажет слова древней клятвы, все изменится.

Он аккуратно водрузил малышку обратно на соломенный настил, подвинул к ней корзину с рыбой, ласково погладил по голове и ушел.

А Элиона еще долго смотрела вслед необычному юноше с такими добрыми янтарными глазами и водопадом белоснежных волос за спиной. Она не знала, как выразить на драконьем языке охватившие ее чувства. Не об этом она просила, только об Изейнвале! Но в то же время какая-то часть ее сознания всегда знала, что именно так и произойдет.

Ведь они были связаны клятвой. Он и она. Человек — дитя дракона, и дракон — дитя человека.

Вставка изображения

Критика на конкурс

 

Скрытый текст

Рассказка. Вот именно такая она и должна быть. Простой сюжет в лучших классических традициях. Героиня, антигерой, скандалы-интриги-расследования. Основа — она любит его, он любит её, но неправильно, другой он тоже любит её, но еще более неправильно, поэтому всем раздается по серьгам, а некоторым еще и по мордасам.

Долго думал, что ж это за жанр такой? Не сказка, не драма, не фэнтезятина. Эдакая смесь. В некоторых местах так и хочется сказать “Не верю в эту драму”, а потом ловишь себя на мысли, что “и леший с этой правдоподобностью в сказке”.

Остановимся сурьёзно на героях. Она — эдакая мечта поэта, с тонким внутренним миром, рубится на саблях, любит аки голубка, благородная до невозможности, ответственная. такую бы сразу в пионеры приняли, а может быть, даже в комсомол. В дикой природе таких ни разу не встречал, и слава Аллаху, а то бы начал мучиться комплексом неполноценности.

Первый Он — поэт-писатель-бездельник, труслив, глуп, романтичен, с детскими комплексами. Такого бы тоже взяли в пионеры, но фашистам бы он сдался первым, после чего бы его выгнали с позором и плакала его карьера в партийных фунцкионерах.

Второй Он — героичен, смел, решителен, авантюрен, несдержан. Мечта пионерии, хулиган, перевоспитанный и поставленный на идейно-правильные рельсы будет украшением любого слета юных последователей вечно живого Лича, ой, то есть вечно юного Ильича.

Вот и крутятся в классическом любовном треугольнике наши герои, что и является толчком к началу приключений.

Сюжет можно описать так. История начинается с семейного скандала, обычная такая бытовушка, с применением самого убийственного оружия, клинка. Даже сейчас нож является лидером в части пресечь нить жизни людям. Вот муж и потыкал ножичком в бок благоверной в припадке ревности, злобы и желания скомпенсировать собственное ничтожество (а то что это было только в собственных глазах, ну так не всякий умеет себя понимать и принимать). Лошадь оказалась мудрее хозяйки и не стала думать да гадать и быстро сделала копыта, почему муж не пошел следом, история умалчивает. По лесам лошади скачут не особо, всё-таки, любая коряга легко угробит и саму животную, да и всадника может припечатать тонной живого лошадиного веса сверху. Ну ускакала и ускакала, но вместо того, чтоб возвращаться домой и перевязаться пошла убиваться к дракону, о котором говорилось лишь в какой-то легенде, странное суицидальное стремление, но спишем это всё на рухнувший воздушный замок.

Легенды оказываются правдой, приходит дракон и очень внимательно слушает. После чего действо переносится в лагерь главзлодея, который тайными интригами обезглавил королевство соперника и теперь шел за легким трофеем. По ходу пьесы выясняются подробности, сбрасываются маски и начинается вершиться суровое правосудие. Сначала достойно награждается за предательство и глупость первый Он. А потом наступил песец, ой, дракон. Отличное огненное шоу с элементами полета и экстримом заканчивается для войска уничтожением, и капитан тонущего корабля разделяет участь своих подопечных. В общем, всё по закончилось по шекспировски плохо, то есть все умерли.

А потом началась сказка с оживлением благородных героев. Принцесса оживает и занимает место дракона, а бывший дракон уходит в люди. Хэппи энд, все радуются и танцуют.

Зачем я описал сюжет? Да просто чтоб было понятно, не стоит ждать железобетонного обоснования для поведения персонажей, они не люди, а модели поведения и, возможно, скрытые желания автора, которому хочется, чтобы а) всем хорошим было хорошо и б) всем плохим было плохо.

Резюмируя своё многобуквие хочется отметить, что всё написано хорошо и добротно. Глаза не спотыкаются о ляпы. Приятное впечатление для романтически настроенного читателя могу обещать.

Отредактировано

Спасибо за участие :-)

Правда, мне кажется, что это не критический разбор произведения, а скорее отзыв-рецензия для потенциальных читателей, но с полным раскрытием сюжета. Или отзыв-рецензия для автора, но написанная в ироничном стиле и без углубления в причины тех или иных ощущений критика — этакий поток сознания.

Думаю, автору оно любопытно, но почему-то именно критический разбор я представляю несколько иначе.

 

При этом я не могу не согласиться с проблемами в мотивации героев и некоторыми другими моментами, затронутыми в отзыве.

Разбор спорный. я тоже выступлю.*crazy_girl*

Отредактировано

А чего после Доры? O:-) Дора может ошибаться, это раз, и автору будет приятно, что кто-то осадит ретивого критика :) или же, если вдруг наши мнения совпадают, это будет лишним подтверждением того, что что-то не так. Потому что, когда говорит один, это одно, а когда сразу несколько говорят одно и тоже, это уже повод задуматься :)

Отредактировано

А я что, я ничего, я для дискуссии с легкой долей провокации и потому как по конкурсу соскучился :-[

Критика на конкурс

 

1. Композиция, стиль, энергетика

По большому счету у меня нет здесь никаких претензий. Действие насыщенное, скучать некогда. Разве что коротковата экспозиция. Никакой особой информации мы из нее не получаем ни о героине, ни о том, кто она, почему оказалась одна с мужем в лесу без охраны, а стоило бы об этом рассказать. С другой стороны, то, что действие начинается с места в карьер, совсем неплохо. Читатель сразу заинтересовывается происходящим и дальше уже не может оторваться до самого конца. Рассказ читается легко, язык у автора приятный – и это уже большой плюс. Есть также некоторые не очень удачные выражения, но они могут быть обычной моей вкусовщиной. А вот дефисы в «Мм?», «Ааа… аа… гррх…» ставить все же стоит.

 

2. Тема, конфликт, герои

По сути, в тексте присутствует сразу четыре взаимосвязанных конфликта, причем, два из них являются конфликтами в буквальном смысле этого слова: конфликт Элионы и ее мужа, конфликт лорда Ардгала и бывшего мужа Элионы, конфликт лорда Ардгала и королевства Изейнваль (он же – конфликт с Элионой). И, собственно, основной конфликт или тема произведения – смена драконьего караула.

Может показаться, что такое большое количество конфликтов великовато для небольшого объема текста, но, следует отдать должное автору, ощущения перегруженности текста не возникает. Рассказ условно разделен на три части, в каждой из которых последовательно развивается и завершается каждая тема-конфликт, что позволяет не путаться и с комфортом разобраться в происходящем.

Однако же, если разбираться в каждом конфликте по отдельности, то тут картина получается не такая гладкая.

 

Элиона и ее муж Йотилар.

Молодые супруги, поженившиеся два месяца назад, отправляются на прогулку в лес, где муж начинает выяснять отношения с женой, и наносит ей смертельную рану. На первый взгляд звучит неплохо, но лишь до того момента как выясняется, что Элиона принцесса, а ее супруг – всего лишь поэт, недовольный тем, что его предпочли двум другим кандидатам на руку наследницы королевства – лорду и принцу. Действительно, есть из-за чего прийти в ярость и убить негодницу!

Отмечу, что на данный момент мы ничего не знаем о сговоре Йотилара с лордом Ардгалом, поэтому его претензии вызывают, скажем так, легкое недоумение. Предположим, людям свой свойственно кусать кормящую их руку, а уж напинать жену, более богатую и знатную, чтобы помнила свое место, это уж, по мнению таких типов, сам Бог велел. В жизни такое случается сплошь и рядом. Однако же отметим, что в данном случае речь идет не об обычной девчонке, отданной во власть супруга и ставшей ему бессловесной рабыней. Речь о наследнице королевства, за спиной которой имеется папа-король, к примеру. Тут, как говорится, достаточно прибежать домой в слезах, тыкая пальчиком в обидчика и, где после этого окажется тот самый обидчик, человек без роду, без племени?

Но, предположим, Йотилар страдает сумасшествием. Или припадками буйства, во время которых ничего не соображает. Или наивно полагает, что убив неудобную супругу, заживет припеваючи в качестве нового короля. Всяко бывает, быть идиотом никому не запретишь. Мы не знаем ничего о том, почему он не преследует супругу, почему не озаботился хотя бы тем, чтобы убедиться, что она действительно умерла, чтобы спрятать тело. С ним у нас все завершается в тот момент, когда лошадь уносит раненую Элиону прочь.

Однако, прежде чем перейти к следующей сцене, я не могу не коснуться второго действующего лица этого конфликта – Элионы.

Начну с того, что мы также ничего не знаем о взаимоотношениях Элионы и ее отца-короля. Однако по косвенным признакам можно сделать вывод, что папа-король у дочки под каблучком. Именно она выбирает себе мужа, причем, явно самого неподходящего. Необязательно выходить замуж за поэта-неудачника, чтобы остаться наследницей родного королевства. Любой из папиных дворян подойдет. Однако Элиона выбрала по любви, каким-то образом сумев настоять на своем. Перескочив немного вперед, отмечу, что перед лицом смерти, раненая Элиона проявляет удивительную для молодой девушки стойкость и выдержку. Она упрямо идет через лес, чтобы найти дракона, который по легенде должен выполнить просьбу умирающего короля. Ну или королевны, в данном случае. Она просит дракона защитить родное королевство, ведь отец ее уже стар… Итак, Элиона – сильная, решительная, уверенная в себе молодая женщина. Об этом, казалось бы, говорит все. И ее хладнокровные рассуждения о том, почему она выбрала в мужья именно Йотилара. И ее реакция на его желания выяснить отношения: «Что ж, давно пора». И то, как она говорит с ним, когда он переходит черту: «— Немедленно оставь этот тон, — нахмурив брови, холодно отчеканила она и выпрямилась в седле. — Или забыл, с кем разговариваешь?» И даже то, как она смотрит на мужа: «Взглянув на него, Элиона едва подавила улыбку: муж славился воинской доблестью только на словах, на деле мало чем отличаясь от мокрой курицы». Последнее, честно скажу, немного странно для влюбленной женщины, но, положим, она любит его, несмотря на недостатки. Итак, казалось бы, все это прекрасно, заслуживает уважения и создает определенный образ. Однако же, вернемся назад.

«Элиона виновато опустила взгляд. У нее не было слов для ответа». У такой решительной дамы не нашлось слов для ответа? «Не верю!» ©

Муж орет ей: «Сдохни!», размахивая мечом. Даже если она не верит в его воинскую доблесть, он все равно может поранить, к примеру, лошадь. Разгневанный мужчина с колюще-режущим предметом внушительного размера, в любом случае, должен вызывать желание отпрянуть. Хотя бы ради того, чтобы лошадь поберечь действительно. Но нет, Элиона продолжает сидеть, предаваясь насмешливым размышлениям, пока не получает мечом в бок.

Оффтопик

Далее лошадь встает на дыбы. Элиона «медленно, слишком медленно, подняла взгляд на мужа». Когда лошадь встает на дыбы, там не до того, чтобы медленно взгляд поднимать. Не схватишься за поводья, вылетишь из седла. Или даже, наверное, за шею надо обнимать лошадь. В любом случае, всадника резко отбрасывает назад. Какие уж там медлительные взгляды! Но это так, лирика.

Возвращаясь к героине. «Надо было признаться, — рассуждает Элиона, — сказать, что выбрала его по огромной глупости, по любви, но гордость не позволила: мужчина о таком должен заговаривать первым». Опаньки. Вот тут мы вдруг выясняем, что она его, оказывается, любит, хотя все ее предыдущие действия, слова, мысли и реакции говорили в лучшем случае о добродушной снисходительности. И возвращаемся к тому, что она не знала, что сказать мужу в ответ на его обвинения. Если бы автор написал, что объясняться она считала ниже своего достоинства, я бы сказала: «ок». А так, опозориться на все королевство, выйдя за жалкого простолюдина, гордость ей позволила, а сказать любимому, что она его любит, нет?

Но вернемся к Йотилару.

 

Йотилар и Ардгал

В следующей сцене легкое недоумение переходит в недоумение более тяжелое. Мы узнаем, что Йотилар вовсе не безумен. Он состоял в сговоре с лордом Ардгалом, который и подбил его избавиться от супруги, вливая в уши ядовитые пропагандистские лозунги типа: «Долой бабский произвол», «Восстань, выползи из-под каблука жены». По задумке Ардгала Йотилар должен был «весть царевну в глушь лесную и, связав ее…» ни в коем случае не оставлять в живых, а срубить ей голову. После чего Ардгал собирает армию и выдвигается войной на Изейнваль.

И вот тут у меня возникает главный, собственно, вопрос к автору рассказа. ЧТО пообещал Ардгал Йотилару такого, чего тот не имел в качестве супруга принцессы или, что еще лучше, вдовствующего супруга принцессы? Чем он его соблазнил, как убедил? Почему Йотилар ему поверил и почему думал, что останется в живых, тоже вопрос открытый, но не столь существенный. Мы уже поняли, что он непроходимо глуп, а обвести дурака вокруг пальца ничего не стоит. Однако же любая глупость имеет границы.

Положим, Йотилар попытался бы выдать смерть супруги за несчастный случай. Но для этого не мечом ее надо было бить, а завести поглубже в лес и там разбить ей голову камнем и потом бросить в тот же каменистый ручей или спихнуть с какого-нибудь подходящего обрыва. После чего явиться домой в слезах и, заламывая руки, поведать, как супругу понесла лошадь. Риск тут, конечно, тоже есть, могут и не поверить запросто. Нет свидетелей и все такое… Кстати, отдельный вопрос, почему принцесса отправилась на прогулку без сопровождения? Следовало бы хоть как-то это обговорить. Например, захотелось побыть с мужем наедине, улизнули от стражи… Но, возвращаясь к убийству. Можно ведь было обставить все как-то иначе. Достать некий яд, который невозможно распознать, к примеру. И тут даже самому стараться не надо, все может достать лорд Ардгал и тайком передать через подручных исполнителю Йотилару. И вот мы уже имеем наследницу трона, скончавшуюся от естественных вроде бы причин (ну там, грибами отравилась или мало ли, что еще стряслось), безутешного вдовца… А король старенький, глядишь, его кондрашка хватит… Идеальный способ, собственно, сделать супруге наследника, дождаться, когда она родит и вот тут ее и убивать. Смерть при родах, что может быть естественнее? И тут уж ты – отец принца или принцессы, фигура нужная и, возможно, неприкосновенная. Можно жить припеваючи до совершеннолетия ребенка, а то и дольше.

Но, хорошо, положим, Ардгал пообещал Йотилару полцарства, титул и спокойную жизнь где-нибудь в отдаленном замке. Это можно было бы принять, ну мало ли, какие у Йотилара причины не желать быть вдовствующим принцем. Однако, увы, автор оставил эту тему нераскрытой. Ардгал, как классический злодей, глумится над Йотиларом: «Мва-ха-ха, глупый человечишко, я обманул тебя и теперь убью!»

Йотилар рыдает, пачкает штаны и вылетает в окно. Занавес.

 

Ардгал и королевство Изейнваль

Зачем Ардгалу понадобилось убивать Элиону для того, чтобы напасть на Изейнваль? Она – великий полководец, которого он всерьез опасался? Зачем ему вообще понадобилось ее убивать? «Я бы с такой бабы век не слезал. Горячая штучка! Такой огонь в глазах, и до мужика больно охочая», — говорит он. Не более ли полной была бы месть, если бы, Элиону притащили к нему за волосы, как военный трофей? Взять ее, фигурально выражаясь, на дымящихся развалинах королевства – ну или не брать, а насладиться ее слезами, ненавистью, прочими эмоциями и убить самому? Отдать на потеху солдатам? Развлекаться с ней самому, пока не надоест? Продать в рабство? Масса более интересных вариантов, чем убивать ее руками мужа в лесу, не сообщая о том, что это месть за то, что она отвергла такого замечательного жениха, как Ардгал, предпочтя его ничтожеству Йотилару. Йотилара, к слову, тоже можно было убить у нее на глазах, что делает месть куда более полной и совершенной.

Но Бог с ним. Захотелось ему так, пусть будет так. Тем более что Ардгал, как мы видим, тоже особенным умом не отличается. Подготовка к войне явно провалилась на стадии сборов. Многого с армией, половина которой страдает от поноса, а вторая от желтухи – не навоюешь. И вот тут я, честно говоря, недоумеваю. «У людей массовые галлюцинации – срочно выступаем на Изейнваль!» Автор итак уже нарисовал его утрированно-злодейский образ, зачем при этом было делать его никудышным полководцем? В общем-то, и без помощи дракона кампания по захвату Изейнваля, видимо, провалилась бы.

 

Взаимоотношения людей и драконов

Вернее, королей и драконов. Здесь, собственно, никаких претензий у меня нет кроме того, что не совсем понятно, как дракон снес яйцо, из которого вылупилась пришедшая ему на смену дракониха Элиона. В остальном – классика жанра: в любом исполнении желаний всегда есть подвох. Однако в данном случае подвох лишь условный: умирающий король, обращаясь с просьбой к дракону, получает не только помощь, но и возможность после смерти вновь возродиться в теле дракона, а после, дождавшись очередного просителя, дожить и еще одну человеческую жизнь. Мне лично идея очень нравится, автору за нее большой плюс.

Только вот еще один мини-вопросик напоследок.

«Легенды говорят, ты не отказываешь умирающим королям», — говорит Элиона.

«А я проживу обычную жизнь человека. Найду себе девушку по душе, заведу с ней детишек. Буду жить, ловя рыбу в реке и охотясь.<…> А потом когда-нибудь к тебе придут мои дети», — говорит дракон.

Позволю себе заметить, что детям его у драконихи Элионы ничего не светит, ведь они будут обычными людьми. Ничто в словах дракона не говорит о том, что он планирует занять некий престол. Так что тут у нас имеет место нарушение логики повествования.

 

3. Общее впечатление

Скорее благоприятное, несмотря на все вышесказанное. Рассказ воспринимается, как сказка, и утрированность характеров персонажей тут может быть допустима. Мало ли, кому чего хочется :) Да, не мега-крутая интрига, но и пусть бы. По большому счету стоило бы подправить характер Элионы, чтобы он был целостным, добавить немного шрихов-объяснений о взаимоотношениях Элионы с отцом, Йотилара с Ардгалом и выправить в конце логику с чередой обращений королей к драконам и их родственных связей. Но, в общем и целом, читается неплохо. Я бы поставила оценку 8.

Отредактировано

Спасибо за участие и плюс от меня за такой подробный разбор. С юмором, конструктивно и даже по-доброму. Думаю, авторы, которым выпадает ваша критика — счастливчики ;-)

Мне кажется в этом случае юмор все-таки нельзя расценить как издевку :-)

Ну, тут все сложно, на самом деле. Попадется человек со сходным чувством юмора, нормально воспримет, а некоторые и вовсе не могут смеяться над своими ошибками. Не угадаешь :)

да, чувство юмора — это, конечно, дело специфическое )))))))

Далее лошадь встает на дыбы. Элиона «медленно, слишком медленно, подняла взгляд на мужа». Когда лошадь встает на дыбы, там не до того, чтобы медленно взгляд поднимать. Не схватишься за поводья, вылетишь из седла. Или даже, наверное, за шею надо обнимать лошадь. В любом случае, всадника резко отбрасывает назад. Какие уж там медлительные взгляды! Но это так, лирика.

За поводья не хватается никто и никогда. Это прямой путь к тому, чтобы опрокинуться назад вместе с лошадью. Там надо вперед наклониться и стучать по лошади всем, чем можно, чтобы она вперед пошла. А если тянуть за поводья назад, то она равновесие не удержит и назад заваливаться начнет. Всадник упадет и она сверху придавит своими 600 кг. Только мокрое место останется.

хватаются-хватаются, ежели на лошадке сидишь неумело, но может прынцесса как раз и не особо на лошадках, всё на тыквах с крысами

не знаю как вашим, а нашим всамделишным принцессам тренера грозятся за такие дела ручки поотрезать.

дык той тетке низя такое говорить, она и сама саблюкой махать горазда *goblin*

Где ты, кстати, это увидел про то, что она саблей махать горазда?.. По-моему, там нет про это ничего...*DONT_KNOW*

Отредактировано

дык там косвенно, слишком медленно подняла глаза, значит знала как быстро, прекрасно освоила курс молодого бойца по наложению швов и повязок прям на себе, так что додумал, что она это не просто так умеет

это она просто тренеров в запале не видела…

Ну зачем ей такие ужасы? Сон ведь пропадет

*представил и забился в угол*

у лошадок научились :-P Они тож нервные и впечатлительные

«А я проживу обычную жизнь человека. Найду себе девушку по душе, заведу с ней детишек. Буду жить, ловя рыбу в реке и охотясь.<…> А потом когда-нибудь к тебе придут мои дети», — говорит дракон.

Позволю себе заметить, что детям его у драконихи Элионы ничего не светит, ведь они будут обычными людьми. Ничто в словах дракона не говорит о том, что он планирует занять некий престол. Так что тут у нас имеет место нарушение логики повествования.

Да. уж, пожалуй. Если бы не было вот этого:

ловя рыбу в реке и охотясь

Ещё можно было бы считать что по умолчанию он станет королём, но если он о своей жизни может акцентировать именно это, без оговорок, что время будет выкраивать из дел управления страной, то напрашивается мысль, что королём он точно не будет.

Этого в тексте нет даже в мыслях автора, но все же такое возможно!

Дракон говорит: «к тебе придут не дети мои но потомки»

То есть дракон стал рыбаком и в жены взял обычку. Его дети будут тоже быдлом, но ведь возможно он знает что ни будут быдлом с охеренной искрой в глазах и женятся/выйдут замуж за королей или королев?

Тогда уже их потомки (внуки то есть и все кто позже) смогут прийти к Элоизе за сделкой

Да, ясновидец. Но тут мы упираемся в то, что рассказ — это повод пофантазировать.

Внеконкурс

 

Как ведущий я не участвую в конкурсе, да и разборы по всем правилам и формам — не мое. Просто хочу коротко выразить свое мнение о рассказе, который я пару лет назад уже читала и цеплялась к мелочам и деталям. Но с тех пор много воды утекло, изменилась я, изменился мир, изменилась автор. Так что любопытно к этому вернуться еще раз.

 

Рассказ состоявшийся, насколько я помню — изданный в бумаге и в доработках сейчас, мне кажется, не нуждается. Он такой, какой он есть. Легко читается, скользит, рисует живые картинки, оставляет в памяти последнюю сцену со сменой драконьей вахты и… недоумение героями.

Наверняка все эти недоумения можно объяснить и выстроить за ними логичную картину, понять, о чем умолчал автор, допридумать и растянуть в голове до воображаемой повести. Но это совершенно не то, что хочется, как правило, читателю рассказа. Читателю хочется сопереживать героям. Понимать их. И — предугадывать. Иметь возможность оценивать выборы и действия героев по ходу чтения, удивляться, возмущаться или соглашаться, переживать, и выдумать возможную развязку из предпосылок, чтобы потом восхититься, как же автор неожиданно и круто все повернул, не доставляя из рукавов голубей и не выкатывая роялей, но удивил нас.

И этого рассказу не хватает, на мой взгляд.

С самого начала я не верю, что Элиона любит мужа (это я еще и два года назад, кажется, писала). Я не понимаю, почему он поднимает эти вопросы только теперь, да к тому же и убивает ее. Даже следующая сцена, где якобы раскрывается его мотивация — для меня не раскрывается. Я не сопереживаю ему, как мужчине, чья гордость задета, потому что он же добровольно, как кажется, женился на ней. Женился, жил-жил, и вдруг бац — убил. Да, я могу подвести под это логические рассуждения. Но я не хочу подводить рассуждений, я хочу получать сопереживание сразу, из текста. Я хочу проживать сюжет и переживать за героев.

То, что Элиона умрет, совершенно не читается из ее состояния и эмоций. Если она не дорожит своей жизнью и не хочет выжить, почему мне должно быть страшно? И я не понимаю, зачем она идет к дракону. Да, потом мы узнаем про клятву, про тяжелое положение отца, но для сопереживания я должна знать сразу, зачем она идет, умирая, к этой реке. Я хочу видеть ее мотивацию, ее цель и смысл ее страданий.

С сюжетом все хорошо и читается это не скучно, рассказ действительно неплохой — просто хочется другой подачи информации и более живых героев.

Во второй линии с захватчиком и обиженным женихом примерно та же проблема для меня — я не понимаю, зачем ему война, не верю в его особые чувства к Элионе, но главное — когда его подхватывает дракон, я не верю, что он может быть так наивен и думает, что дракон ему прилетел помогать. Это выставляет его глупым, даже карикатурным.

Последняя сцена со сменой драконов мне действительно нравится и запоминается — я только ее и помнила на самом деле. Очень живо и красочно написано. Но все же эта сцена не разрешает каких-то болезненных проблем всего рассказа — в нем их по сути и нет, т.е. лично я не могу здесь пережить кульминацию и какое-то осознание чего-то. Может, такой цели, конечно, у автора и не было.

Я читаю этот рассказ и понимаю, что за два года автор очень сильно вырос, несмотря на то, что техника уже здесь на очень высоком уровне. Но теперь можно оглянуться, улыбнуться себе вчерашнему и признать, что техника — это еще далеко не все…

 

Микка, я искренне верю, что ты на меня не в обиде за все эти слова )))))))

Отредактировано

Вот сейчас Лёва мучается, чтоб еще такого эдакого написать *JOKINGLY*

Прошло, наверное, уже пять лет с того раза, когда я в последний раз обижалась и не желала слушать критику. Так что можешь выдохнуть. Всё пучком! :-D

 

Но сами рецензии я даже плюсиками пока комментировать не буду — дождусь окончания тура, а потом уже встану на табуретку и напишу длинное сообщение о том, что же хотел сказать этим рассказом автор)))))))))))

Отредактировано

Вот, да, совершенно согласна: я тоже могу и обоснуй притянуть и додумать, но и не хочу делать это за автора, и не должна :)

Отредактировано

Это что, еще и издано!!!???=-O

 

Ну не то чтобы рассказ совсем уж плохой, но ведь после него не остается легкого (или тяжелого) но цельного и непротиворечивого послевкусия. Издаются же только такие произведения… Или нет!?

Рассказ издан в сборнике, это не ко мне вопросы.

Технически он сделан на очень хорошем уровне, в нем есть сюжет и кто-то отыщет в нем нечто близкое и свое, я уверена. Сейчас я его прочла и согласна, что тут есть над чем поработать, но не вижу смысла менять конкретно это произведение. Прошло уже два года, произведение состоялось. Автор идет дальше и уже себя ту давно перерос.

Для обучения писать полноценные критические разборы этот рассказ очень и очень подходит. И мне жаль, что именно разборов было мало, больше потоками сознания народ ограничился, да еще и внеконкурсными.

Так что не понимаю, о чем тут драка :-)

когнитивный диссонанс скорее, а не драка)))

мир он вообще неоднозначный и часто не оправдывает наши ожидания, что ж теперь? )

Кроме того, что конкретно этот рассказ издан, он ещё и был отмечен издателями как один из трёх ЛУЧШИХ в сборнике)))) А перед изданием он прошёл редактуру и корректуру, прикинь, да? *ржёт* Я думаю, это потому, что он написан хорошим языком, имеет динамичный сюжет и при всех недостатках характеров персонажей, у каждого из них есть больше, чем просто имя.

Именно это сейчас и является порогом (ступенью) для определения — публикуемый рассказ или непубликуемый в принципе.

Что его можно издавать я согласен. Но что в таком виде — категорически не понимаю. Однако, я себе это немного по другому представлял. Примерно так:

1) Автор выложил в свободный доступ или прислал по почте издателю рукопись «Элоиза — сыны драконы»

2) Редактор заинтересовался стилем/темой/сюжетом/еще чем-то.

3) редактор предлагает издать рассказ в некоем сборнике (если крупную форму, то отдельно)

4) но ставит условие. внести правик, устранить нестыковки, раскрыть характеры итд (см.рецензию Доры)

5) Автор это делает.

6) редактор забирает текст и подключает своего корректора.

7) автор согласовывает итоговую версия

8) издательство включает текст в свой сборник или издает крупную форму отдельно.

По опыту могу сказать, что вы ошиблись уже с пунктом 1.

Мало выложить рукопись в интернет — её никто не найдёт и не узнает о ней, если она, конечно, не попадёт в ТОП-40 на Самиздате. Потому что попадание в ТОП-40 на Самиздате — это почти всегда гарантированная публикация.

Мало прислать рукопись на почту издательства. Эту почту либо вообще не читают, либо читают по большим праздникам.

Нужно ещё придумать, как привлечь внимание к своему произведению.

 

Но и в пункте 4 тоже есть нюансы. Вы априори считаете, что редактор круче разбирается в теме, чем автор. А по факту это может быть девочка, только-только окончившая институт и работающая за жалкие копейки, которой нравится читать про драконов и сопли и которая особых ошибок в тексте не заметит *CRAZY*

всегда исходил из следующего:

1. издательство коммерческое предприятие (не берем бюджетные и научные издательства).

2. оно заинтересовано в производстве продукта.

3. продукт должен быть или качественным или востребованным (по сути именно востребованным, просто качесвтенный продукт сам по себе находит сбыт)

4. низкокачесвтенный но востребованный продукт тоже надо произвести.

5. производит его та самая девочка на основе сырья выданного на гора авторами.

6. от качесвта работы девочки зависит успешность коммерческого предприятия

7. вывод — бизнес заинтересован в компетенции своих сотрудников, а значит девочка что-то да шарит в драконах)))

просто качесвтенный продукт сам по себе находит сбыт

Скажите это любому редактору — и он подавится, а потом забрызжет вас ядовитой слюной)))))))) *ржёт* Потому что так оно не работает. Наличие качественного продукта не обеспечивает сбыт само по себе. Вот ни разу. Зато книжка про драконов, даже написанная с кучей минусов, может принести четырёхкратную прибыль.

 

вывод — бизнес заинтересован в компетенции своих сотрудников, а значит девочка что-то да шарит в драконах)))

Это в идеальном случае. А в реальном случае бизнес заинтересован в том, чтобы получать прибыль. Поэтому очень часто в последнее время стали выходить книжки, у которых нет ни корректора, ни редактора. На их труде издательство, представьте себе, СЭКОНОМИЛО. И получило, в итоге, больше прибыли, потому что качественная корректура и редактура требует времени и денег.

Наличие качественного продукта не обеспечивает сбыт само по себе. Вот ни разу.

Один раз мне известен. Шантарам!

При том что написан этот роман вообще супротив всех канонов и шаблонов. Он длинющ. Он разбит (буквально расколот) на сюжетные линии. Местами натянут, иногда притянут за уши а местами кажется надуманным.

Но взявшись его читать, вы читаете, читаете, устаете но читаете, ждете чтоже дальше и читаете, ну когда же он наконец кончится но вы читаете, чиаете, читаете, а когда дочитываете становится жаль что он закончился.

Мне известен еще один такой же — Маркес «Сто лет одиночества», но тут уже пример не удачный, ведь Маркес уже был признанным писателем, а автор Шантарама был бомжом

Один раз мне известен. Шантарам!

Вы забываете, что условия издания и продвижения у нас и зарубежом отличаются кардинально. Это два разных мира. Две параллельные вселенные, которые нигде не пересекаются.

Параллельные вселенные, поговаривают, существуют не порознь друг от друга, а в друг друге. Причем в бесконечном множестве)))

Но мою мысль, думаю, вы поняли)))) *JOKINGLY*

понял, но не знаю принимать ли))) чувак со своим Шантарамом долго мыкался по издательствам

Я читала и Шантарам, и послесловие к нему с описанием мытарств.

Моё мнение такое: с точки зрения литературы — это не произведение, это шлак. Но с точки зрения исторической ценности, фактуры и передачи куска реальных знаний о каком-либо предмете потомкам, эта вещь must read. Благодаря ней я понимаю, что такое Бомбей 80-х годов 20 века.

вот-вот а я все диву давался рецензиям приведенным в предисловии. типа кто не читал тот прочитай. В натуре в какое место не ткни сомнительно с литературной точки зрения, но в целом удивительно завораживает…

 

Но не об этом. Выходит что Грегори не смог бы издаться в России будь он русскоязычным?

Выходит что Грегори не смог бы издаться в России будь он русскоязычным?

Я думаю, что в России его карьерный путь выглядел бы примерно так: он стал бы выкладываться на Самиздате, набрал бы толпу поклонников или пробрался в ТОП-40. Его бы заметили и, возможно, напечатали. Т.е. главным и решающим фактором публикации его книги стала бы фанатская поддержка, но никак не качество продукта.

Хаа так вот фанатской то поддержки бы ине было. Его бы замотали критикой и он, я гарантирую, не нашел бы в себе сил отмахнуться. Тогда ему пришлось бы сесть и еще 5 лет переписывать роман так, чтобы он вошел в формат. Может быть он стал бы от этого лучше, может быть хуже, а может сам автор не смог бы уже его осилить, потому что и так уже очень долго его пилил

а может сам автор не смог бы уже его осилить, потому что и так уже очень долго его пилил

Вот с этим не соглашусь, потому что об авторе составила мнение как о волевом человеке, не пасующим перед трудностями. С остальным — да. Всё могло бы быть и так, как в ыговорите)))

он высказывался, что дошел до предела. Писал роман в тюрьме, и его дважды уничтожили. потом он несколько лет сидел на шее у родственников и писал его на воле. так вот роман схватил бы массу критики на самиздате (это очень вероятно, учитывая его литературные особенности). Смог бы он просидеть еще несколько лет за переделками? сам то волевой, но с точки зрения своей австралийской семьи он за всю жизнь не сделал ничего полезного. и опять вышел из тюрьмы и сидит че то пишет…

 

Ну ладно это все из области ненужных предположений

но с точки зрения своей австралийской семьи он за всю жизнь не сделал ничего полезного. и опять вышел из тюрьмы и сидит че то пишет…

Так мы же в России? *улыбнулась* Наш менталитет намного более лоялен к сирым и убогим. Потому что таких — полстраны.

но и бабла в среднестатистическом гражданине менее

он стал бы выкладываться на Самиздате, набрал бы толпу поклонников или пробрался в ТОП-40.

самиздат получается влиятельнее чем МП?

на самиздате в основном тусуются читатели, на МП — писатели.

влиятельнее тот ресурс, который обеспечивает авторам большую читательскую поддержку.

потому что именно читатель платит за авторское творчество рублём.

понял, надо туда параллельно отложиться)))

Да, уж… нашла, кого на критику взять, Мику крЫтиковать сложно…

пАчИму это?))) *CRAZY*

Отредактировано

так это надо так извернуться, что потом ноги-руки не распутать… ты же пишешь отличные вещи, ну как тебя критиковать?

Ну так это давнишняя вещь)))) *улыбнулась* Там есть, что покритиковать. Сейчас я пишу лучше ))) :)

ладно, оправдательство принято… не обещаю, но если не забуду — приду ещё сюда*bos*

да ладно, тут есть, что сказать по рассказу :-)

по-моему как раз интересный случай, не типичные ошибки разбирать, а именно что анализировать произведение.

Отредактировано

Сразу же споткнулся о то, что кобыла названа по-человечески, Звездочкой, а люди, как обычно у фэнтезийщиков, труднопроизносимыми бессмысленными сочетаниями букв: Ардгал, Йотилар и т.п.:-) Потом увидел принцесс-драконов и окончательно спекся:-). Извините, автор, этот жанр мимо меня.

Стоило либо написать полноценный разбор на конкурс, либо пройти мимо :-)

Прочитал внимательно рассказ и критику Бородца и Доры Штрамм. К сказанному Дорой действительно добавить нечего, поэтому критику как таковую писать не буду (я бы, правда, поставил под сомнение количество конфликтов в рассказе, но это уже частности). Я добавлю только пару моментов, если позволите.

1.

Два месяца супружеской жизни изменили его в худшую сторону: куда-то исчезла обольстительная улыбка, в глазах потух интерес, а между бровей залегла глубокая вертикальная черта.

Самый неудачный кусочек рассказа во всех смыслах. Почему неудачный? — потому, что лично я, как читатель, не знаю, каким Йотилар был раньше, до супружеской жизни. Почему я должен считать, что она изменила его в худшую сторону? Может, он был таким же и раньше, просто супружеская жизнь выделила в нём как раз самые его негативные черты? Такое достаточно часто встречается даже в реальной жизни… Или автору следовало об этом вообще не упоминать, или же, если оно казалось ему важным, то следовало слегка добавить описания. Сделать эдакий экскурс в прошлое размером в одно-два предложения: «мол, каким ты был...»

Промежуточное замечание:

— Нет! Не оставлю! Или ты не понимаешь, каково это быть взятым «на племя»? И не какой-нибудь бабе, а мне! Мужчине! — голос Йотилара упал до шепота…

Автор, когда голос падает до шёпота, восклицательный знак обычно не ставится:). Если шёпотом и кричат, то вряд ли этот шёпот слышен с высоты коня;). Тут уж намного лучше смотрелось бы многоточие…

И, наконец, 2.

— Ааа… аа… гррх… — все, что смогло выдавить охрипшее горло. Губы же беззвучно прошептали: — Ни о чем больше не попрошу, но… Сохрани Изейнваль! Отец стар, без меня он не справится.

Вот тут я поначалу развёл руками. И развожу ими до сих пор. На женщину во время совершенно невинной — прошу заметить — прогулки совершено покушение, она тратит все свои силы на то, чтобы перебраться через реку к дракону, и когда она это делает, она просит «сохранить Изенйваль!». Логической дыры в повествовании никто не увидел?:)  А лично у меня сразу возникла куча вопросов:

1. А что, идёт война?*CRAZY* Какова потребность в сохранении Изенйваля?

2. А, простите, какова была вообще цель поездки-прогулки? Ну со стороны мужа — понятно: убить жену. А со стороны жены? Просто погулять? И это в то время, когда идёт (или вот-вот на носу) война, о которой явно знают — иначе зачем бы Элионе просить Дракона сберечь её родину? Про полководца-Элиону уже сказали…

 

Вот здесь, на мой взгляд, мотивация хромает. И не просто хромает — её нет вообще. Я не знаю, что значит выражение «рояль в кустах» (я незнаком с жаргоном, простите), но если это то, что я думаю, то вот он — во всей своей красе. Потому что последняя просьба Элионы аж никак не вытекает из всего повествования в целом.

В других случаях мотивация не нужна. Я вполне верю Элионе, когда она, умирающая, идёт к реке. Правда, для умирающей она слишком бодро идёт:)… но ладно, может, рана несмертельная. Я верю в её чувства к Йотилару — те чувства, которые очень успешно соседствуют с гордостью, ккакая подобает принцессе (кстати, а почему решили, что у неё отец под каблуком? Может, он просто её любит, поэтому и разрешил выйти замуж за придворного поэта...).

Технически рассказ написан хорошо, очень хорошо, хотя за пару зацепок глаз всё же зацепился. Вот эта объяснялка

Он вложил в это дело всего себя. Столько препятствий преодолел! Купил оружие, обучил людей, собрал провиант. И что, получается, впустую? Все труды пропадут в огне?

вообще лишняя. И так понятно, почему у Ардгала должны волосы зашевелиться везде где только можно.

Стопы заледенели и стали совершенно бесчувственными.

— тут, наверно, всё-таки было бы более уместно слово «ступни», так же, как не одну ногу покалывало в реке, а «ноги». Но это всё мелочи. граничащие со вкусовщиной. Главное я уже отметил. По остальным замечаниям присоединяюсь к Доре. Но если рассказ уже напечатан, то все наши замечания по сути бессмысленны. Только как упражнение для самих критиков.

Отредактировано

Вот за что иногда готов покусать Сергея, так это за педантизм в грамматике, орфографии и пунктуации :-) Более дотошного человека найти трудно, хотя Тири тоже в этом плане злобствует не по деццки, её я тоже поставил в очередь на покусание ]:-> 

Это я сейчас не к конкретному критическому разбору, а в общем к подходу.

Вот умом понимаю, что ляпы технические нужно исправлять, а вот душа разгильдяя так и норовит сказать, что мол не в этом суть произведения.

А давайте все-таки допишем в начало волшебные слова «Критика на конкурс»? :-)

Логической дыры в повествовании никто не увидел?

На самом деле, да, но там столько всего, что просто глаза разбегались :))) Но в первоначальном конкурсном варианте Элиона знала, что Ардгал планирует напасть, однако и там, кажется, не было объяснений, откуда она это знает и почему.

Я и еще одно забыла:

Она решила все правильно. Терзающая острая боль медленно отступала, глаза заволакивала белая пелена, разрастаясь от краев к центру. Зачем неволить собой Йотилара? Зачем держать прекрасного соловья в клетке? Пусть летит…

Вот это я бы советовала автору выполоть самым безжалостным образом, как самый худший и самый недостоверный перекос характера Элионы. Она не любит его так! да и вообще так любят матери, может быть, разве что :).

 

А что до реакции Ардгала на дракона, в ряду прочих совершенных им глупостей, эта уже нормально воспринималась, как должное :-D

 

Но если рассказ уже напечатан, то все наши замечания по сути бессмысленны. Только как упражнение для самих критиков.

А вдруг автор решит сделать новую редакцию :)))

Отредактировано

Внеконкурс

 

А мне как читателю не понравилось. Во-первых, герои. Ни один из них не вызывает симпатии. Ретивая спесивая дамочка… Любила ли она? Если бы любила, то десять раз подумала бы, как такие слова могут быть восприняты со стороны.

Во-вторых, два мужука… Один обделался, у второго попка слиплась, зачем про это написано, чтобы лишний раз вызвать к героям отвращение? А разве отвращение должно вызывать вот это? Физиологические реакции на чего-то там, от которых, если разобраться, никто не застрахован, но вот надо про них акцентировать, видимо, дополнительные такие маячки, если кто не понял, что вот этих персонажей вот тут надо презирать. Разве презирать надо за это, а не за помыслы и не за деяния?

И Йотилара даже всё-таки жалко, хоть он трус, слабак и лох, но всё же он сожалеет и пугается, когда вдруг до него доходит, что он мог убить Элиону. Да, он слабак, подверженный обижулькам и аффектам, но всё же опомнившись он пугается, что мог совершить убийство на почве бытовухи.

Как-то странно звучат слова про задание, которое Йотилар провалил, ему что, было приказано килерствовать? Из диалога с Ардгалом следует, что Йотилара исподволь настраивали против Элионы.

Дальше не понятно, с чего Ардгал решил, что ща он заручится поддержкой дракона. Не, ну Элиона может быть знала о том, что её род заключил с драконом некий союз, а Ардгал с чего решил, что ща ему тут будут помогать ни с того ни с сего?

Элиона чего-то там загадала, ну да, короли и дети различаются размером песочниц, в которых ломают друг другу игрушки. Надо ли было уничтожеть всех людей в королевстве Ардгала, чтобы спасти своё государство?

Да и до того, как получить смертельную рану, она ни о какой защите своего государства не думала, думала о спокойной безмятежности, когда думать вообще не хотелось. Короче, взбалмошная девчонка.

Ну и сам дракон. Положим, он был обязан выполнить клятву, и ему кого-то там жаль, но не настолько, чтобы не побежать радоваться своему образовавшемуся человеческому воплощению.

И ощущение, что весь рассказ написан только чтобы проиллюстрировать, как работает какой-то мифический фантдоп о связи между королевским родом и драконом, обеспечивая эстаферу передачи драконовости через определённые стечения обстоятельств.

Про всякие ляпы касаемо лошадей, ран, реакций героев говорить не буду, тут уже говорили. А вот что какой-то целостности во всей этой истории нет — пожалуй, скажу, но вот не спрашивайте, в чём выражается отсутствие целостности. В неувязанных противоречиях, в том, что одно с другим не приведено в соответствие. Но вот где поставить точку отсчёта, от чего отталкиваться — мне кажется, может быть много разных вариантов, и ни один не правильный, либо правильные все, но в том и задача творческого человека — выбрать какой-то один и довести его до ума. Это и есть творческий процесс, и не критик должен этим заниматься. Критик может лишь указать, где чего ему показалось не соответствующим.

 

Собственно, не говорю, что рассказ плох, а просто всего лишь мне не понравилось.

Отредактировано

Целостность тут теряется в частях, каждая из трех частей живет своей жизнью без преемственности поведения героев. То есть каждый персонаж кардинально меняет свой модус операнди. Принцесса сначала человек — потом дракон, Йотилар сначала поэт- потом предатель, Ардагал сначала никто — потом злодей, дракон сначала дракон — потом человек. Каждое из таких превращений само по себе не критично, но вот в таком количестве за такой короткий промежуток — перебор

Почему бы не поучаствовать как конкурсант, а не как «Внеконкурс»? :-)

волков бояться- в лес не ходить, я бы не ориентировалась на уже оставленные разборы. пусть оценивают все, что есть, а там видно будет.

ну, и вести — это не так уж сложно, на самом деле. тоже не стоит этого бояться. :-)

Ну ладно. Всё равно пока лидирую с большим отрывом не я :-D

ну, как минимум стоит поменять слова «Внеконкурс» на «Критика на конкурс» :-)

Мне кажется, уже понятно, кто выиграл. Против Доры не попрешь.

В следующий раз приду последняя :)

*ищет в списке разбор от Лёвы и не находит*

*делает удивленные глаза*

ну, тур две недели, так что до пятницы есть время :-)

Ну что, победитель у нас появился, распугал всех участников и справедливо должен быть наказан проведением следующего тура :-)

А это спорно, у нас всего два конкурсных разбора. Все, кто обещал еще написать еще, не написали, кого просили критику сделать не внеконкурсной, а конкурсной, не сделали *PARDON*