Центральный и ключевой аспект религии вуду — исцеление людей от болезней.
(Н. Белов, «Тайны магии вуду»)
Тш-ш, тихо, осторожно ступай, не выплесни ненароком луну, что затаилась на донышке ведра. Качается, точно парусник, привязанный за нить под потолочными балками, слепит глаза серебряно-яркой кормой… тш-ш, ночь на дворе, гаснут свечи, парусник прячется в обгорело-черную тьму.
«Огонь, мамочка!»
Луна в ведре утекает сквозь пальцы, дробится на тысячу лун, точеными осколками лучей, звеня, оседает в подставленной кружке.
— Пей, маленький, будет полегче, — белая, как козье молоко, луна сочится сквозь сжатые губы, жаром обметанную гортань, Жан кашляет, поперхнувшись, хининово-горькой таблеткой луна застревает на языке.
«Мамочка, жжется!»
Тш-ш…
***
Тш-ш — красным пылающие перья касаются щеки, барабан ухает по-совиному, на выдубленной до светлого шкуре — багровые отпечатки рук. Лоа следят из темноты — клюволикие, рубиновоглазые, мучнисто-бледною тенью скользят сквозь древесные ветви, черными закорючинами когтей сминают в пыль ритуально рассыпанные зерна… Голод, жажда, першащая горечь под языком.
«Papa Legba, ouvri barrie pou nous passer!»
— Рада лоа не помогут — слабые крылья, голубиные крылья, белые духи пьют воздух и молоко, неслышными шагами идут над землей — жирной, чавкающе-жадной, удобренной бесчисленными костями мертвых — слишком чистые, чтобы испачкаться в черном, рыть белыми пальцами гниль и требуху. Поплачь им, плесни по щекам подсолено-горькой воды, Рада лоа слижут горечь и соль, умоют растерзанное до крови сердце собачье-шершавыми языками… но этого ведь недостаточно, правда?
Трещотка под пальцами мамбо заходится костяным, гремуче-звонким смехом, беззубым старушечьим ртом шепчет-выплевывает имена — щекочуще-мягкие, как птичьи перья. Цыплячье вытянув шеи, Рада лоа вслушиваются с ритуального столба-насеста, довольно кудахчут по-куриному, Рада лоа, белоснежно-облачные духи.
Тш-ш…
Вода обращается в кровь. Красную, солоновато-жгучую — накинув на плечи звериные шкуры, лоа танцуют у стреляющего искрами костра, кровь плещется в глиняных горшках, округлых, как материнское чрево, сладко-ягодным соком сочится из глиняных пор, пристукивая свиными копытцами, лоа лакают — кровь, пахнущую железом и жиром, кровь острую, как гаитянские перцы; кровь наполняет гортань и желудок — сытно и просится в сон.
«Ting, ting, ting, ting kay Lamesi,
Whoi, mama,
Kay la Mesi gen yon kochon griye,
Whoi, mama!»
— Петро лоа не помогут — жадные до крови и жертв, мстительно-злобные духи, красные, как раскаленные на костре уголья, ревут, потрясая стальными копьями, стальными клыками мечей грозят неподвижно-холодному небу. Кричи им, выдирая от горя волосы, режь в честь Петро лоа самую упитанную свинью — они прилетят и услышат, пятнистыми жалами тарантула, жабьей ядовитой слюною вопьются в душу и плоть боль причинившего тебе, и боль твоя станет его болью… но этого ведь недостаточно, правда?
Меч в напряженных ладонях хунгана свистит, рассекая мир на две половинки, точно тыкву, разрубленную мачете, сонмы огненно-красных лоа теснятся на острие — и мертвые входят к живым сквозь приоткрытую дверь, кривятся каменно-жесткими лицами на подношенья из крови и кукурузной муки, согнув колени, садятся у догорающего костра… тш-ш, ничего не пугайся.
…Он улыбается — рот трескается в черном, костяном оскале, черный, как дотлевающая зола, безглазый ночной нетопырь, перечно-горьким дымом расползающийся силуэт в цилиндре и лаково-черном фраке.
«Baron Kriminel, map travay рои ve ve te yo, m pa bezwenn lajan,
Baron Kriminel. O! Lane a bout, o, map paret tan yo.»
— Взгляни на меня, о, плачущая женщина, утри свои слезы и смейся вместе со мною! Ром обжигающе крепок, могильщики отложили свои лопаты — разве это не повод для веселья? Точно лоно нетронутой девственницы — невскопанная земля на погосте, земля устала принимать мертвецов, и я даю ей отдых — разве это не повод для веселья?
Смех перекатывается во рту рассыпчатыми кофейными зернами, танцуй — под громом рокочущие барабаны, танцуй — сжав обтянутые черным запястья, танцуй — покуда достанет сил; с осколочным звоном созвездий — небо нисходит на землю, земля выпускает своих мертвецов, лоа Гэдэ, черные духи, ворча, ворочаются в полусгнивших гробах...
Тш-ш.
***
— Мам, а он ведь совсем не страшный! — луна оседает на коже крупинками соли, холодная, истлевающе-белая, Жан промокает лицо рукавом — с колючим песчиночным шорохом луна осыпается в горсть… тш-ш, боль похоронена и забыта, луной горчащею солью растворяется под языком. — Я спал, и видел дурные сны, а он сказал: «Просыпайся!» И хохотал над ухом, жонглируя тростью, и прятал сны в большой черный цилиндр… и я проснулся. Это ты позвала его, мама?
…Улыбка — серебряно-лунный оскал, острый, как серп вновь рожденного месяца, сияет крест на тонко-мосластой шее; постукивая тростью о камни, Барон Самди, Хозяин Перекрестков, обходит свои ночные владенья — и нет дурному места на его земле.
Тш-ш…
_____________________________________________________________________________
Духи вуду — лоа, живут в деревьях, камнях, телах животных, проявляют свою волю через сны, необычные происшествия и одержимость. Вызываются во время храмовой церемонии жрецами вуду — хунганами (мужчины-жрецы) и мамбо (женщины-жрицы).
Существуют три группы лоа:
— Рада лоа, добрые духи, их церемониальный цвет — белый, стихия — воздух, в жертву им приносят цыплят и голубей. К Рада лоа относится Эрзули, покровительница женщин, символ которой — луна, в храмовой комнате ее символизирует лодка, подвешенная к потолку;
— Петро лоа, более могущественные и жестокие духи, их церемониальный цвет — красный, в жертву им приносят свиней, коров, собак, останки мертвых из могил;
— Лоа Гэдэ, к которым относится Барон Суббота во всех его ипостасях. Он управляет доступом к загробному миру, символ его — крест на могиле, его церемониальный цвет — черный. Носит черное пальто, цилиндр и трость, курит крепкие сигары, пьет ром с перцем и черный кофе. Клоун и грубиян, часто смеется, любит непристойно шутить. Он — последняя надежда для умирающего, матери просят у него помощи для смертельно больных детей — Барон считается их покровителем и защитником.
«Baron Kriminel, map travay рои ve ve te yo, m pa bezwenn lajan,
Baron Kriminel. O! Lane a bout, o, map paret tan yo.» — молитва Барону Субботе
«Ting, ting, ting, ting kay Lamesi,
Whoi, mama,
Kay la Mesi gen yon kochon griye,
Whoi, mama!» — песнопения в честь насыщающихся лоа
Ритуал вуду начинается с молитвы лоа Папа Легба, открывающего врата между миром духовным и материальным: «Papa Legba, ouvri barrie pou nous passer!» После этого трижды льют воду перед храмом и храмовым столбом, по которому лоа приходят в наш мир, затем разжигают костер на площадке перед храмом. Взмахом ритуального меча хунган как бы «срезает» материальный мир, оставляя ворота для лоа. Участники церемонии бьют в барабаны, жгут свечи в честь лоа и специальной мукой вычерчивают их символы на земле или листе бумаги. Вызывают лоа, ударяя его символ трещоткой, сделанной из полой тыквы, набитой косточками или с помощью заклинаний зазывают лоа в глиняный горшок, установленный на алтаре. Жертва лоа — кровь жертвенного животного, ее пьют участники церемонии, вызывая в себе одержимость. Соль — используется в обрядах очищения, для контроля над злом.
_
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.