— Арчи! Митя! Вика! Ребята, как я рада вас видеть! — Соня обнимала друзей, приехавших в очередную экспедицию.
— Сонька? А ты что здесь делаешь? — удивился Арчил, — Ты же вроде с нами не ехала… и в списках тебя нет.
— А я теперь тут живу.
— Где? — изумился Арчи.
— Ну не в заповеднике, конечно. Но неподалёку, минут десять ходьбы.
— Давно?
— С нового года. Уже полгода, выходит, даже больше.
— Ну ничего себе! А институт закончила?
— Недавно. Заочно, с красным дипломом. Работаю тут, в заповеднике, — заповедником Соня звала территорию музея «Херсонес Таврический».
— Замужем?
— А ты как думаешь?! — строго прервал его Митя. Он знал про Мартина, поэтому этот вопрос считал неуместным.
Соня загадочно улыбнулась и ничего не ответила. Она считала, что была замужем за херсонесским небом, в котором звёзды так близко и такие большие. Но как объяснить это бесхитростному как грабли Арчи, если он даже про простых бессмертных тогда не понял?
— А то, может, пойдёшь за меня? — Арчил расплылся в улыбке. Митя злобно посмотрел на него, потом перевёл взгляд на Соню, и если бы она пригляделась, смогла бы прочитать в его глазах тот же вопрос о нём, Мите.
— Ребята, — Соня вздохнула, — на этот счёт я хочу вам что-то сказать стихами. Не моими, Марины Цветаевой, но лучше не скажешь. Очень надеюсь на понимание.
Она окинула любящим взглядом море, небо, белый с золотым куполом собор, руины древних строений и начала, чувствуя, что каждая строка верна про неё сильнее, чем про любившую преувеличивать Марину Ивановну:
Осыпались листья над Вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мёртвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.
Смеётесь! — В блаженной крылатке дорожной!
Луна высока.
Мой — так несомненно и так непреложно,
Как эта рука.
Опять с узелком подойду утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны,
К великим морям.
Я Вас целовала! Я Вам колдовала!
Смеюсь над загробною тьмой!
Я смерти не верю! Я жду Вас с вокзала —
Домой.
Пусть листья осыпались, смыты и стёрты
На траурных лентах слова.
И, если для целого мира Вы мёртвый,
Я тоже мертва.
Я вижу, я чувствую, — чую Вас всюду!
— Что́ ленты от Ваших венков! —
Я Вас не забыла и Вас не забуду
Во веки веков!
Чтица умолкла, и некоторое время над Херсонесом Таврическим висела звенящая тишина. Потом подал голос Митя. Он хорошо поставленных голосом продекламировал последнее четверостишие:
Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету.
— Письмо в бесконечность. — Письмо
в беспредельность —
Письмо в пустоту.
— А эту строфу мог написать только человек, никогда по-настоящему не любивший, — парировала Соня.
— Или просто атеист, — пожал плечами Митя.
— Ты знаешь, мне иногда кажется, что это одно и то же.
Опять воцарилась тишина, а потом Соня сказала:
— Найдёте время — заходите в гости. С бабушкой познакомлю. Она сейчас на пенсии, и я решила, пусть отдохнёт у моря и в хорошем климате. Ой, и с крестницей моей трёхмесячной я вас обязательно должна познакомить. Она такая забавная! Марфуша. Только они послезавтра приедут: сегодня отца Александра пригласили отслужить в другом храме, как закончится служба, сразу в дорогу.
От всего облика Сони Матвеевой и от её интонаций исходил такой свет и такая умиротворённая радость, что друзья пообещали зайти всем составом и поняли, что приставать с расспросами дальше не надо, что человек самодостаточен и счастлив.
Здесь можно было бы ещё что-нибудь добавить, ну, например, про Олю Звягинцеву. Йорген тоже умер в той пандемии, так и не успев взять её замуж, и к рождению их сына Оля осталась, что называется, на бобах. Сына она, как и собиралась, назвала Александром, вернулась в Россию, нашла неплохую работу и кажется, слегка поумерила свои запросы к жизни. Во всяком случае, худо-бедно научилась справляться с тем, что есть. Но счастья почему-то не было — может, потому, что не там она его искала?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.