Задание #1: Задумка
 

Задание #1: Задумка

+22

Главный вопрос: что, почему и зачем ты пишешь? Что ты хочешь сказать своим произведением?

С этого мы и начнем.  

 

Список заданий на сессию

Список заданий на сессию

Полный список заданий на весь год. Этот блок будет в каждом задании, в него будут добавляться ссылки, а активное задание (на текущий месяц) выделяется жирным.

1. Задумка

2. Мир и место действия

3. Герои

4. Структура и план

5. Конфликты и перспектива (точка зрения)

6. Язык и стиль, описания

7. Диалоги

8. Синопсис, аннотация

 

Правила выполнения заданий

Правила выполнения заданий

1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".

Оффтопик

Рекомендовано (но не обязательно):

Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"

Метки= клуб романистов, сессия 2, работа по заданию <Номер задания>

 

Обязательно (!) ставим галочку «топик на главной странице НЕ ВЫВОДИТЬ»

 

2. Рекомендуемый объем задания не больше 6 000 знаков с пробелами. При необходимости объем можно превысить, но помните о том, что длинные задания участникам читать будет затруднительно.

 

3. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.

4. В основной теме задания участники добавляют комментарии со ссылкой на тему в блоге.

5. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.

6. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не перегружаем.

7. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.

 

Оценка заданий

 

1. За выполнение упражнения участник получает несколько баллов. Точное количество указывается рядом с заданием.

2. За комментарий к чужому заданию длинной от 300 знаков с пробелами добавляется 1 балл.

3. Ответственный за задания собирает ссылки в тексте топика и подсчитывает набранные участниками баллы. По итогам месяца объявляет топ участников, набравших наибольшее количество баллов.

 

Интервью (стоимость задания – 2 балла)

 

Для разминки предлагаем ответить на несколько вопросов, которые помогут вам определиться, что и для кого вы пишете.

 

Форма для выполнения задания (часть 1)

<b>Работа по заданию, часть #1 Интервью</b>
<b>Как появилась идея будущего произведения и как она развивалась?</b>
<b>Что на вас повлияло?</b>
<b>Почему вы хотите написать этот роман/повесть?</b>
<b>О чем будет ваше будущее произведение?</b>
<b>На кого рассчитано ваше будущее произведение?</b>

 

Отвечайте в свободной форме на те вопросы, которые кажутся вам наиболее важными. Это поможет вам справиться со второй частью задания.

 

Тема, идея, сюжет и как не заблудиться в ненаписанном романе (стоимость задания – 2 балла)

 

Многие пишут «по вдохновению» и «куда вывезет». Это чудесно для короткой формы и стихотворений. Это может работать и для крупной формы, но при условии многократного переписывания и возвращения назад. Но у нас есть только одна попытка успеть к маю — написать с первого раза черновик, а потом его причесать. Как только требуется внести структурные изменения в почти готовое произведение — все, можно смириться с тем, что процесс растянется.

К чему я это все? Пытаюсь убедить тех, кто терпеть не может всяческое планирование. Все-таки попробуйте!

 

Для начала немного теории

Тема – это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения. Как правило, в произведении имеется несколько тем, но доминирующая одна. Темы исторически обусловлены, т.к. меняются с течением времени, но есть и «вечные» темы, которые остаются актуальными в любые времена, — темы отцов и детей, добра и зла, предательства, любви и др.

Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Безусловно, идейная оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании. Иногда идейный замысел автора выходит «из-под контроля» и не совпадает с вытекающими идеями – как, например, и случилось с тургеневским Базаровым.

Источник

 

Если коротко и на примере, то:

Тема — война

Идея — победителей на войне не бывает

или

Тема — война

Идея — за родину нужно биться до последнего

То есть темы одинаковые, идеи — разные.

Еще вот нашла хорошее пояснение на пальцах:

тема — о чем?

идея — что хотел сказать автор?

например: колобок. тема — путешествие и встреча с незнакомцами. идея — на каждого хитрого найдется еще хитрее.

Сюжет – это, на первый взгляд, одно из наиболее простых понятий, простота которого, несомненно, обманчива. Это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог. Как видим, компоненты сюжета объединяются понятием «конфликт». Неправильно отождествлять сюжет произведения с его фабулой.

Фабула – это последовательная передача изображаемых в произведении событий в их причинно-следственной связи. Но не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях эти два понятия совпадают.

Источник

 

Событие — изменение внешней или внутренней среды, которое приводит к переоценке ценностей и изменению мотивации. Т.е. не каждая сцена в произведении — событие. Но если сцена не событие, то скорее всего ее стоит выкинуть. В каждой ситуации выбора необходимо внешнее давление. Событие меняет вектор движения, и в итоге финал не равен исходной цели.

Свойства события:

• неотменяемость

• непредсказуемость

• уникальность

Драматическое событие — это переломный момент изменения мотивации героя под влиянием внешних или внутренних факторов.

Источник

Сюжетная линия — последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества Сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты. При этом многолинейный сюжет может сформироваться и вокруг одного конфликта, масштабного и разветвленного (часто такой конфликт бывает социальным или философским).

 

Еще немного теории и примеров

В романе обычно присутствует разветвленная сюжетная линия, зачастую в виде двух и более мало зависящих друг от друга цепочек событий. Одна из таких цепочек основная, посвященная главному герою. Остальные линии могут описывать действия второ- и третьестепенных персонажей, показывать происходящее с их точки зрения, давать общую панораму происходящих событий или рассказывать о прошлом. При этом второстепенность побочных сюжетных линий вовсе не означает их неважность. Выбросьте из «Мастера и Маргариты» несколько псевдобиблейских эпизодов с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри — и что от него останется? Авантюрно-сказочная сатирическая повесть.

Следует учитывать, что при усложнении побочных линий общая сложность романа растет нелинейно. Накладные расходы на описание взаимодействия нескольких сюжетных линий тем выше, чем больше действия в них происходит. В частности, чем больше сюжетных линий, тем сложнее добиваться в них «случайных» хронологических и пространственных совпадений, необходимых автору, не вызывая эффекта «рояля в кустах».

Правило, которого стоит придерживаться на начальных порах: в романе должны наличествовать не более одной-двух побочных сюжетных линий, причем по суммарному объему они должны занимать не более трети текста. В дальнейшем вы, возможно, найдете собственный баланс.

Источник

 

Теории по созданию сюжета множество. Вы можете использовать любой из приведенных ниже методов или найти свой собственный путь, но результат нужно записать в форму.

 

Попробуйте выполнить задание максимально качественно и честно перед самим собой. Не проходите мимо. Написание плана у нас будет четвертым упражнением после того, как будет готово описание мира и персонажей. Но уже на данном этапе мы предлагаем крупными штрихами сделать набросок будущего произведения, определиться с главными героями, основными локациями и событиями.

 

Форма для выполнения задания (часть 2)

<b>Работа по заданию, часть #2 Сюжет и идеи</b>

<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>

<u>Линия 1.</u> <название опционально>
<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>
<b>Герои:</b> (список важных героев и их роль в сюжете)
<b>Основные локации и эпоха:</b> (где разворачиваются события? это может быть большой южный город, джунгли Амазонки, дикая тайга, маленькая деревенька или современный мегаполис)
<b>Ключевые (драматические) события:</b> (самые важные вехи в сюжете, которые меняют мотивацию персонажей)


<u>Линия 2.</u> <название опционально>
<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>
<b>Герои:</b> 
<b>Основные локации и эпоха:</b>
<b>Ключевые (драматические) события:</b> 
и т.д.

 

Не увлекайтесь. Помните, что объем задания не должен превышать 3 500 знаков с пробелами. Пункты герои, эпоха и локации, события мы еще будем подробно расписывать в следующих заданиях. На данном этапе требуется наметить все только общими штрихами.

 

Графические альтернативы выполнения задания

Кому не хватает наглядности в текстовой форме, можно изобразить сюжетные линии графически, как показано ниже. Это схема сюжетных линий рассказа А. С. Пушкина «Выстрел»:

Для визуалов еще здорово порисовать: кружочки-герои, стрелочки-взаимодействия или для каждого героя отдельно кружочки-состояния и стрелочки-события-переходы. Не ленитесь, попробуйте найти свой путь.

Для наглядности можно также нарисовать к своим произведениям вот такую вот путеводную нить Ариадны (за выполнение 1 дополнительный балл):

Автор задания и рисунка Елена Лев.

 

Творческое задание «Мотивационное письмо» (стоимость задания – 2 балла)

 

Напоследок предлагаем немного расслабиться и выполнить творческое задание от Елены Лев – написать мотивационное письмо самому себе, Автору, в будущее, которое наступит к концу написания романа.

 

Творческое задание от Елены Лев

Мы все довольно скромные личности. В основном потому, что нам не привили с детства стремления к успеху.

Говоря каждый день «у меня не получится», «я не напишу роман», «я слаба, потому что Твил пишет лучше всех», «потому что они там умные», мы укутываем себя в одеяло жалости, которое превращается потом в неподъемную бетонную плиту уверенности в собственной бесталанности. Выдерем на корню сорняки нашей души.

 

Напишем себе самим мотивационное письмо, которое прочитаем потом – в конце сессии. Это письмо – документ, который будет поддерживать вас в те мгновения, когда вы усомнитесь в идее участвовать в сессии клуба. Поддержите себя! Уговорите! Напишите ободряющие фразы! И я зачитаю вам эти слова в трудную минуту.

Пример.

 

«Лена! Дорогая.

Ты написала, что проиллюстрируешь книгу финалиста рисунками к каждой главе. Ты думала, что ты пишешь?! Теперь, когда тебе трудно это сделать, пойми – возможно, рисунки окажутся помощью в походе финалиста в издательство и станут мышкой в сказке о репке. Неужели ты, коза, провалишь такое благое дело?! Села и нарисовала! И тогда, возможно, когда ты будешь кряхтеть от старости, это удивительное испытание твоего творческого потенциала принесет тебе твердую убежденность, что жизнь не проср… не просто так прошла! Я верю в тебя!»

О чем можно указать в письме?

— Что делать, если вы услышали неприятности.

— Любимые мотивационные фразы.

— Инструкции при возникновении ситуации провала войны с бытом.

— Обращение к своим эмоциям. Кому «прижухнуть», а кому работать.

— Инструкции по получению сил при последних шагах перед победой.

— Обязательно фразы «Никогда не сдавайся» и «Раз уж начал – побеждай!»

 

Многие, кто писал подобные письма, были потрясены силой их воздействия. Я — в том числе.

Предлагаю написать, выслать мне, Елене Лев, на хранение, и забыть о письме.

 

Письмо высылается личным сообщением Елене Лев и она публикует его в отдельном общем топике. В конце месяца она скрывает топик. И свои письма мы в следующий раз увидим только в конце сессии, когда Лена откроет и поднимет топик с ними.

 

Дополнительная литература по теме:

Методы работы с сюжетом

Вы не должны читать всю эту теорию — только то, что покажется вам полезным.

1. Немного литературоведческой теории:

Евгений Лотош «Техника создания романа»:

 

Главы 1.1 – 1.3

 

2. Почему и что потом?

Подходит так же для случая «ступора», когда сюжет вроде ясен, но что-то не складывается.

Коротко суть — в последовательных ответах на вопросы, которые сам себе задаешь. Можете публиковать в комментариях свои опросники с ответами.

Глава 5 из книги Юрген Вольф. Школа литературного мастерства

3. Метод снежинки

От простого предложения до готовой структуры. Полностью этот метод на данном этапе наверное излишен, но можно взять за образец начало. Материал из мастерской.

4. Метод карточек на доске

Наглядное представление сюжета отдельными сценами, хорошо для визуалов. Взято из комментария Вратова Романа.

Часть 5 книги Б. Снайдера «Спасти кошку»

Если не боитесь английского, то в качестве доски можете использовать этот сервис.

5. Метод «прогулки» Мелоди

Замечательный интуитивно понятный метод описала Мелоди. В задании как раз нужно указать опорные точки и ориентиры, о которых она пишет.

6. И еще дополнительная теория по теме глава 3 и глава 4 из книги Найджел Воттс — Как написать роман

Работа на этом этапе сэкономит вам кучу времени переписывания!!!

 

Выполненные работы по заданию

1. Фомальгаут Мария

2. Гуасу Морти-Анья

3. Екатерина N.

4. Шереметьев Федор

5. Змий Железный

6. Чепикова Людмила

7. Осень Нея

8. Мааэринн

9. Вайнштейн Стелла

10. Мелоди

11. Наська Кривая-твоя-душа

12. Неизвестный Chudik

13. Evoelyany

14. Евгений Берман

15. Бука

16. Айвилас Айла

17. Lesnichiy

18. Паперина Мария

19. Ульяна Гринь

20. братья Ceniza

21. Микаэла

22. Авиенда

23. Фиал

24. Гольшанская Светлана

25. Писаренко Алена

26. Аллан Рик

27. Ариса Вайя

28. Малышева Алена

29. Sv. I.

30. Рунгерд Яна

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль