О романном семинаре Петербургской фантастической ассамблеи
 
Фиал

О романном семинаре Петербургской фантастической ассамблеи

17 августа 2015, 22:58 /
+67

Впервые в жизни я побывала на романном семинаре — да и вообще хоть на чем-то связанном с писательством. Эмоций море, позитива, конструктива и желания творить! Когда не в сети, в живую видишь таких же «странных» людей, как ты сам… этого дорогого стоит!

И первое, что хочется сказать здесь, на МП — сказать всем, кто сомневается в себе, жалуется на нехватку читателей, на критику, кто недооценивает себя… вы даже не представляете, какую высокую планку мы здесь с вами держим. За всех, конечно, не скажу, но то, что читала сама, что было хотя бы в нашем конкурсе, что всплывает на главной — оно стоящее и сильное, и качественное и куда выше среднего уровня того, что пишется начинающими авторами.  

Когда я читала свою группу к семинару, порой мне приходилось трудно, я видела какие-то очевидные ошибки, которые здесь уже много раз были обсуждены, прожеваны и поняты. Да, многие негативно относятся ко всяким литературным сайтам и подобным тусовкам, но лично я только укрепилась во мнении, что мастерская — полезный ресурс, позволяющий обмениваться опытом и тянуться вверх, развиваться и писать все лучше и лучше.

Так вот, все-таки о семинаре. Попали мы с Авиендой в группу к Владимиру Ареньеву и это было круто. Не знаю, как у других, но у нас это было пять дней интенсивной работы по 8 часов, примерно по 4 часа на каждый роман, плюс общие вопросы и темы.

Разбор каждого романа включал в себя мнения группы — высказывался каждый желающий, говорил все, что хотел. И забавно было видеть, что в глаза ты уже не выскажешься так уж жестко, как мог бы в письменной рецензии, но и слукавить, польстить — тоже не сможешь. И люди старались говорить честное мнение, но делали это вежливо и даже не так обидно. Старались друг друга поддержать, вступиться в каких-то спорных моментах за автора, причем все друг друга видели впервые, в сети не общались. Это было здорово наблюдать и быть частью этого.

Дальше слово брал Владимир, и вперемешку со смешными и не очень цитатами из текста показывал свое видение наших работ, разбирал героев и сюжет по косточкам чертил графики событий и изменения мотивации героев. Эти графики я обязательно включу в задание клуба по структуре и сюжету, это удивительная техника, позволяющая легко отыскать, где сюжет «провисает», где не происходит ничего, кроме разговоров и рефлексии, а где героя слишком много бьют или наоборот ему делают слишком хорошо много раз подряд, совершенно не давая отката, и тогда график уход в минус или в плюс бесконечность, что плохо.

Кроме того, по каждому роману и автору, Владимир давал наиболее жизненные и полезные советы, что исправить, на что лучше сейчас забить, но в следующей работе помнить, что читать, что делать и как вообще жить дальше со всем этим творчеством.

 

Теперь попробую пройтись по основным «общим моментам теории», которые обсуждались.

 

Текст — это черный ящик.

Автор кодирует абстрактную идею в конкретный сюжет и героев, а читатель декодирует ее.

Потому не должно быть лишних идей, бесполезных героев и поворотов сюжета, ненужной информации «для красоты», чтобы декодирование прошло наиболее точно, без помех.

 

Необходим правильный фокус на нужных событиях.

 

Идеи всегда банальны и абстрактны, но доказываются через конкретику.

 

Текст не равен автору.

 

Драматическое событие — это переломный момент изменения мотивации героя под влиянием внешних или внутренних факторов.

 

 

Персонаж как система

 

Художественный текст — это качественное изменение системы (героя).

Героем может быть мир, общество и т.д.

 

 

Здесь секторами реализации могут быть:

  • физическое тело
  • пол
  • профессия
  • иерархия в обществе
  • хобби
  • друзья
  • мировоззрение
  • и т.д.

Герой не должен быть идеально «круглым»: т.е. по каким-то секторам может быть слишком много, а по каким-то наоборот мало. И именно на этот дисбаланс автор, мир и другие герои бросают персонажу вызов — таким образом появляется конфликт и сюжет движется.

Конфликт строится на проблемах, определяющих вызовы по слабостям героя.

 

Для проработки героев полезно писать автобиографию от первого лица.

 

В описаниях героев и мира необходим баланс между читательским воображением и фактами из текста. Если фактов будет слишком много, то не останется места для воображения и читать станет скучно или даже трудно. Если фактов будет мало, то читателю придется сочинять совершенно другую и свою историю.

 

Есть мнение, что не стоит давать больше трех внешних признаков сразу, но фанатично его не стоит придерживаться.

 

В жизни люди конфликтов стараются избегать, автор наоборот любой конфликт заостряет.

 

Событие — изменение внешней или внутренней среды, которое приводит к переоценке ценностей и изменению мотивации.

Т.е. не каждая сцена в произведении — событие. Но если сцена не событие, то скорее всего ее стоит выкинуть.

В каждой ситуации выбора необходимо внешнее давление.

Событие меняет вектор движения, и в итоге финал не равен исходной цели.

 

 

Свойства события:

  • неотменяемость
  • непредсказуемость
  • уникальность

Виды повествователя:

  • эксплицитный (проявленный)
  • имлицитный (не проявленный)
  • экзегетический (не участвующий в событиях)
  • диегетический (участвующий в событиях)

Приемы интересных диалогов:

1. Действие параллельно с разговором, но чтобы не мешало и не отвлекало

2. Атрибуция, не связанная с текстом прямой речи или даже опровергающая сказанное героем вслух (когда ставится точка перед тире, кстати к тому разговору, можно ставить точку перед тире, теперь точно).

3. Соединение в одной сцене разговора, действия и фона.

 

Проработка идеи произведения

 

ГГ -> он хочет… -> ему для того нужно… -> ему мешает… -> как он хочет преодолеть…

 

Рекомендуемая литература:

1. Альберт Цукерман. Как написать бестселлер

2. Александр Митта. Кино между адом и раем

3. Константин Паустовский. Золотая роза

4. Борис Стругацкий. Комментарии к пройденному

5. Роберт Макки. История на миллион

6. Вольф Шмид. Нарратология

7. Фрэй Джеймс. Как написать гениальный роман

8. Стивен Кинг. Как написать книгу

 

9. Damon Knight. Creating Short Fiction

10. James Gunn. The Science of Science Fiction Writing

11. Jeffrey Scott VanderMeer. Wonderbook: The Illustrated Guide to Creating Imaginative Fiction

 

12. Кэмпбелл Джозеф. Герой с тысячью лицами

13. Борис Миронов — по историческим бытовым фактам

14. Документальные фильмы «Зеркало истории»

 

Были еще рекомендации по художке, но что-то я уже запуталась в своих записях.

В общем, если у кого будет возможность посетить нечто подобное — рекомендую.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль