Около полусотни ступеней упирались в выгнутый каменный мост. Провалы по бокам его уходили далеко в глубь земли, и оттуда, будто от печи, вверх поднималось сухое тепло. Именно им и отапливался замок Вулкана.
Чародей перешел на другую сторону и остановился у скалы. На ней висели растяжки связанных узелками нитей, будто покрытая густой пылью паутина. Светозар поставил светоч на камень, прочел гимны богам и стал медленно, от узелка к узелку, сматывать нити в клубок, читая вслух тот наговор, что был «записан» наузами[1], тот самый, что оставил здесь дïй Вершина. Вдруг дрогнули камни, посыпался в зияющие провалы щебень. Чародей осторожно домотал клубок, выпрямился и вдруг почувствовал позади себя чье-то присутствие. Он обернулся и замер в изумлении. На мосту стоял его учитель.
— Дïй? — тихо прохрипел Светозар и сделал шаг к нему. — Вижу я, что ты не морок и не лярва из Темных миров[2]. Образ твой ясен в яви, хоть знаю, что ты ныне далёко…
Вершина лишь поднял руку, останавливая ученика:
— Стой, Велимудров, не подходи близко, ибо правда твоя: я сейчас далеко, на «том» мосту, в ином мире. И пока Предки судят дела мои, есть еще время побыть тут, а потому внимай, и услышишь то, чего пока не слышал.
Клубок наговора моего схорони до срока. В нем вся та Сила, что пребывала со мной в последние дни. Наговор снят — теперь эта Сила оторвана от проявленного Мира, и единственное место, где она осталась, — эти наузы.
В тот миг, когда ты начал читать их, я полностью закончил свой путь в явном мире. Сейчас одновременно стою и на мосту в ином мире, и на том, что перед тобой. Предки говорят, что минуя мир Легов, отправят меня воплотиться к Арлегам. А вот! Ужо зовут они там, у моста: «Приди, бог Удрзец, веди его по мирам, коли Карна за что не спросит и не вернет обратно». Знать, скоро сойду я со всех мостов. Есть еще миг, спрашивай, ежели что хотел знать.
— Учитель, — взволнованный Светозар понимал, что образ дïя в любой момент может исчезнуть, — зришь ли ты грядущее? Что с нами будет? С Посохом Времени? Со мной?
— Зрю? — по своему земному обыкновению улыбнулся Вершина себе в бороду. — Я и есть в грядущем. Как не зреть?
Не раз говорено тебе: Посох Времени — твой главный урок. Долг перед родом[3] важен для каждого, а для тебя особо, ибо один ты остался из древнего д’Арийского рода Медведя, ныне в мирах Слави и Прави пребывающего. Но и урок твой не бросишь, коли хочешь жизни доброй для потомков всех наших родов.
Посох Времени находится сразу во многих мирах, и те, кому его доверили боги, в ответе за все, что происходит вокруг. На Мидгарде предки оставили не много подобных вещей, а потому и с тебя, и с того же Чабора за Артакон после спросится. Коли управились — наградят сполна, а ежели нет? Вам и ответ держать. Ему за дела, сотворенные Артаконом, а тебе за то, чтобы Древо Времени не попало в лапы кому не надобно да не натворило бед более того, чем призвано натворить. Затем и отправлено Оно сюда, ибо семя его принесли на Мидгард Темные странники-чужаки, коих во многих краях почитают как Темных богов.
До того, как оказалось Оно здесь, не было на земле такого течения Времени — все было иначе. Но сказано в Ведах: «придет и на Мидгард Тьма», и вот она уж идет.
— Учитель, разве не защитят нас боги от того лиха?
Вершина только снисходительно прищурился:
— Богами нашими и отправлены сюда эти Темные кощеи.
— Возможно ль такое? Как в сие верить?
Вершина поднял руку:
— Доколе ж разумом своим по земле ходить будешь? Не можешь ты постичь, как мыслят боги! И ты, и я, и кощеи — все мы, так или иначе, на службе у пращуров наших, что живут в мирах Прави да Слави, токмо труды у каждого свои. Изводя да вытравливая сильного духом, демоны да кощеи только сильнее его делают.
За тем мостом, где все мы будем, они, как псы дикие, рыщут. Все недоброе, содеянное нами, для них хлеб и вода. Набрался дополна темного в мире Яви — за мостом псы-демоны из тебя зубами вырвут каждый грех, будто кусок мяса. Коли до лба ты темен, то весь там и останешься, а коли света в тебе много, то и подойти псы побоятся!
Тянется Тьма к Посоху Времени. Тебе его нести, укрывать, спасать своих близких от Недоли, что за ним идет. С этого часа асуру Вулкану с народом его надобно бросать города старые да уходить на земли пустующие, через лес урманный[4]. Как заповедали предки? «Коли враг одолел — уходите на новые земли строить старую жизнь».
Ежели ныне не рассеяться[5] родам по просторам, то в одном месте легко одолеет вас недруг. Пока Сварожья Ночь не пройдет, не надобно расам города большие строить. Асгард, Свентоград и иные крепости людские бросить нужно, дабы попусту головы свои не сложить.
Порушат аримы да джунгары наши светыни и Асгард Ирийский возьмут, перебив тех, кому важнее их жизней добро, что накоплено в узлах, да стены с бревнами.
Капища да светилища нужно утаить до поры. Все, что сверху, схоронить в том, что снизу, — да так, чтобы с землею сравнялось, и никто до срока не нашел входа в подземные города, где сайвоки да Хранители только и останутся.
Тебе ж, Светозар Велимудров, грядущего не поведаю. Скажу только, что по силам тебе урок твой тяжкий. На сем прощай, вижу — разбегаются псы за мостом того мира, чуют Свет того, кто за мной идет.
Коли не забудешь мою науку, никто тебе не соперник. Сильна будет твоя рука — Посох не сотворит страшного. Уйдет Время и из него, дай срок: только бы к Темным не попал. Пустят они его Силу по кругу, и тогда уж будет течь время бед, пока не решат боги отменить его.
Смотри, Светозар! Не выполнишь урок — пропадешь сам и сгубишь других.
Вершина повернулся и, шагнув во мрак, исчез.
Через два дня в Слободе между реками Ай и Уй собрались на Копу раданы, воеводы, старейшины боярских родов, весь Круг Ведичей, Круг Волхвов, дïи и капен-инглинги капищ Сварога и Перуна, а тако же витязи первого Круга ордена Золотых Поясов. Был Едыней, брат Вулкана, — асур родов Силоваев и Хатов, был и сам Вулкан с кметями да чародеем Светозаром.
Сей день для Схода Родов и Племен определен был еще до того, как Верховный жрец Вершина много лет назад занял свое место в капище Сварога.
Знали все присутствующие и их предки, что сойдет Тень с неба и придет час всем собраться и решать судьбы родов своих.
В поле у Слободы разбит был стан великий. Прибыли на Копу многие, однако же далеко не все войдут завтра в Копный Круг Ведичей.
Слободские казаки стали дозорами, и, сколько ни было вокруг костров, они ко всем, что расположились с краю, подъезжали да справлялись — все ли покойно?
Видя, что атаман усадил в седла даже парубков[6], а все одно не может охватить межи лагеря, раданы, поговорив меж собой, тут же выставили и своих верховых им в помощь.
Охранять глав родов было должно старательно, а потому и свободные от дел характерники Круга Золотых Поясов подъезжали к огню то тут, то там, желали здравия да снова отъезжали к межам стана охранять сход раданов.
Чуры добрые да боги светлые были заодно со своими потомками, а потому ночь прошла тихо, хотя и довелось перед рассветом погонять у перелеска каких-то джунгар. Те лишь в большом количестве представляли серьезную силу, а так, ватагой всего три на десять[7] голов, — мелочь. Вои Раса их быстро окружили и отправили к праотцам их узкоглазым — завтракать. Желтоликие, промышляющие, видно, разбоем на здешних дорогах, не ожидали, что в таком глухом месте может быть так густо казаков. Так что появление малого отряда аримов был и добрый знак: знать, кровожадным джунгарам неведомо было о том, что меж реками Уй и Ай собирается Великая Копа.
Едва Ярило стал отрываться от горизонта, копники, плотно откушав, стали собираться у Перунова древа[8], под которым, грея покатые бока после холодной ночи, лежал Царь-камень Копа.
Одесную поставили справу, массивный деревянный стул копного старшины, ясы, или Князя, ежели такого выберут. Шуйцей лежали бревна для старцев: копники — многосемейные мужи да бояре, те, кто полностью выполнил долг перед родом своим[9], а тако же жрецы и дïи Светорасы и потомков Рода Небесного. Иначе никогда не бывало. Что могут решить те, кто еще не обзавелся семьей, житейским или ратным опытом, или же смерды[10], или не ведающие Ра?
Нет, на Копу, конечно, могли пригласить и смерда или веся, но только для того, чтобы свидетельствовать перед богами, предками и раданами о каком-то важном деле, но не боле. Решать на Копе было дано только тем, кто в родах своих не мешал кровей в супружестве с родичами или язычниками, кто выполнил долг перед родом, кто достоин принимать решения и был избран.
…Вот собрались мужи достойные, ждут, пока старцы не приведут под уздцы белого коня да не привяжут позади дуба векового. Деды, старшие родов Омов да Емвы, Тиманов да Пелымов, привели пятилетнего белогривого красавца, привязали и сами выстроились у камня Копы. Воздели к Яриле руки потомки Светорасы да Рода Небесного, стали гимны богам петь, дабы все, что содеется, происходило не токмо по решению Копы, но и по воле богов.
Вскоре жарко стало. Стали мужи снимать с плеч одежу да на землю подле себя складывать. В это время первыми к Копному камню подошли старцы, что накануне собирались малым Кругом, дабы сейчас на Копе не терять времени напрасно на определение ясы, знающего кон Копы. Когда собравшиеся притихли, слово взял старец Свебож из родов Сосьвы.
— Други наши! Здравия и достатка родам! Все ведают, почто собрались здесь, поелику день этот определен был для Копы еще предками. Вчера малый Круг Ведичей порешил не открывать к глаголу сход наш, пока не выберем единогласием Князя и не поставим рядом с его посадой главного волостного старшину…
Свебож глянул по сторонам и продолжил:
— Малый Круг Ведичей просит Копу принять на княженье асура народов веров Вулкана, а копным старшиной — его чародея Светозара Велимудрова. …Тише, раданы! — поднял он руку, слыша ропот среди собравшихся. — Шуметь попусту не будем. Подавайте голоса по кругу от самогó Вулкана и одесной.
Раданы стали поднимать руки к сердцу, а после дланью вперед со словами: «Во славу богов и предков наших». Остановились лишь на пришедших от Кезов и Дебесов. Копа, глядя на них, недовольно зашумела.
— Будет гудеть! — остановил недовольство Свебож. — Стар я, чтоб молодые глотки перекрикивать. Сами ведаете: прав не тот, кто громче кричит, а тот, кто прав. Говорите, Дебесовы и Кезовы, что вам не так, поелику никто ничего на Копе не примет, покуда все не будут единогласны.
От Кезов вперед вышел седобородый витязь:
— К асуру Вулкану ничего не имеем, он славный царь. Мудрости предков обучен, народ, что под его десницей, в достатке, хоть по крови он и не вер, а рода Силоваева. Соседей своих чтит, а вороги его боятся, будто бесы Перуновых стрел[11]. А вот что до чародея его, то пытаем: кто таков?
Не взыщите, други, а мы с верами мало вели родства и не знаем поплечников Вулкана. Ведаем, что Копа все принимает только единогласием, однако ж и старшиной младого витязя или волхва ставить как-то негоже. Позволь, Свебож, у асура веров спросить, как он сам: поручится ли за чародея своего, годами не умудренного? Ведь Копу ведут яса да старшина, должно и нам ведать, кто этот Светозар.
Вулкан смолчал, смерив взглядом сына Велимудрова. Старцы малого Круга Ведичей в этот миг переглянусь и кивнули в сторону Свебожа: отвечай, мол, и за нас. Тот только брови седые сдвинул, да, опершись на посох, шагнул в сторону веров.
— Что до чародея именем Светозар, давайте тогда чуть погодя. А вот Вулкана Князем на лихолетие принимаем ли? Снова ставим на голос. Давайте опять же от него и пойдем.
Копники друг за другом все отдали голоса за Князя Вулкана.
— Добро хоть так, — заключил яса. — Теперь самого асура и надобно испросить: како мыслишь, избранный на Князя? Готов взять на себя Долю и Недолю родов наших, а как что неясно — решать копно с нами? Станешь брать на себя слово или решать, коли, к примеру, нас воевать придут, а тако же токмо самому определять, как и кого под знамена ставить?
Вулкан поднялся, и в этот миг дохнул ветер. Перехватив недоуменные взгляды, асур веров поднял руку:
— Нет тут ни чар, ни волховства. Травень[12] месяц на дворе, месяц ветров, вот и веет в кронах. …Да, — согласился царь веров, — непросто нам: и мне, и чародею моему. Он, подобно этому дубу у Копного камня, зазеленел раньше других, однако ж не набрал должной листвы. Но имеет силу великую, как и Перуново древо. Мне и Светозару Велимудрову сам Вершина уроки определил. Ведают ли Дебесы и Кезы, кто таков был Вершина?
Копа снова зашумела.
— Что ж ты, …асур! — поджав губы, сдержанно промолвил тот, что говорил от родов этих. — Почто обиду творишь? Не желали мы корить твоего чародея, а хотим ведать, кто таков. А ты пока и сам согласия на княженье не дал, и Копу возмущаешь. Вершину все почитали.
— Добро, — поднял руку Вулкан, — верно говоришь. Не прав я, други, простите меня. Хотел вступиться за Светозара. В племенном родстве я ныне с ним и ведаю, что достоин он урока своего, определенного Вершиной, и стоять старшиной у посады княжеской он тоже достоин.
Что до меня, то с честью возьму на себя княженье в лихолетие, с честью и отдам тому, кого Копа после меня изберет.
«Иди к посаде!», «Иди!», «Вступай, Княже, в права свои!» — Копа загудела.
С этого момента асура станут звать Князем, а после того, как в капище Верховные жрецы и дïи посветят его на княженье перед ликами Светлых Богов и Предков, он станет Светлым Князем.
Вулкан подошел в посаде и сел на нее под одобрительный гул раданов и старцев. Не успел он опомниться, как на Копе стали взывать: «Говори, Князь, говори! Тебе внимаем, и о старшине избранном расскажи».
Властным жестом усмирив шум, Вулкан огладил бороду и позвал к себе Светозара:
— Поди сюда, свет Велимудров, поведай Копе о себе.
[1] Наузы— древняя, сложная, узелковая письменность.
[2] Лярва — энергетическая сущность, принадлежащая Темным мирам, призванная питаться энергией эмоций живых сущностей, энергией их чувств.
[3] Долг перед родом — здесь: родить и воспитать по чести и в правде не менее девяти детей…
[4] Урманный — дремучий, непроходимый.
[5] Возможно, отсюда: Россея.
[6] Парубок — юноша до 21 года, уже умеющий держать оружие и тренирующийся на ристалищах в парах.
[7] Три на десять — 13.
[8] Перуново древо — дуб.
[9] Полностью выполнить долг перед родом — воплотить на Мидгарде и воспитать в достатке и трудолюбии не менее 16 детей, ведающих Ра (Свет Знаний).
[10] Смерд и весь — слои населения. Если человек желает есть, спать, обороняться и совокупляться, этот человек по уровню эволюционного развития является смердом. Если же ему этого мало, и он хочет иметь крепкую семью, построить дом, посадить сад, вырастить детей, чтобы они жили в достатке, этот человек по уровню эволюционного развития является весем.
[11] Перунова стрела — молния.
[12] Травень — по современному календарю заканчивался в 20-х числах мая.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.