Читальный зал: Отзывы и рецензии
 

 

Сегодня я хочу рассказать об одной очень необычной книге – о романе «Фейри с Арбата» Татьяны Богатыревой и Евгении Соловьевой, известных у нас как Тигра и Белка (ТигроБелки, в общем)). Я несказанно рад, что роман вышел на бумаге и уже в продаже, что многие любители фэнтези могут приобщиться. Потому что это и правда хорошее фэнтези, глубокое, богатое по сюжету и проблематике. Если спросить у меня, так «Фейри с Арбата» на порядок круче общего фона ромфанта, издающегося в последние годы.

Связанный странным, призрачным обязательством, которое накладывает случайное

совпадение фамилий, хочу рассказать о книге стихов Евгения Коновалова «Стихотворения и

поэмы», вышедшей в 2011 году, назад тому уже четыре года, что немало — и потому говорить, в

первую очередь, я буду о том, бывшем поэте и не стану касаться поздних стихов, не вошедших в

книгу.

Чудо понимания, разбуженное словами поэта, возникает у читателя тогда, когда культурные

коды, если не совпадают, то пересекаются, имеют общее. Нет нужды знать названия всех снастей,

чтобы наслаждаться романами о мореплавателях! Но в стихах куда больше смыслов, чем в прозе,

уведено за занавесь культурных отсылок, и потому, если отрубить их вовсе, то не случится того

самого чуда понимания, разгаданного шифра сигналов с соседней башни, с каких, по мысли

Моэма, всем нам приходится подавать знаки, в надежде быть понятыми.

Так вот, безусловно, мне не удалось разгадать всех шифров, а может статься — и вовсе ни

одного, но я расскажу далее, что принесло мне внимательное чтение почти квадратной, тонкой

книги стихов в серой обложке.

Пожалуй, в случае Евгения Коновалова, первым на себя обращает внимание приём, способ

построения поэтом стихов, оттесняя, отодвигая содержание. Способ этот довольно сложен, поэт

весьма искушён в нём, и потому я могу лишь в общих чертах обозначить подход: окружающие

мелочи — часто мелочи неприятные, вроде заплёванного автобуса, бритоголовых, ждущих у

подъезда, рисунков по стенам, — но не

Елена Ершова, книга «Царство Медное»

 

Меня давно подталкивало к этому произведению: то знакомые упоминали, заманивали некиими параллелями с моей Крошкой. То вдруг я натыкалась на фанфик или BJD куклу по мотивам Царства. И, в конце концов, сколько можно увиливать от судьбы? Вчера вот взяла и прочитала. Правда не читала на портале ЛЭ, а выпросила файлик, ибо читалки неть, а читать он-лайн на ЛЭ — пытка адова. Не говоря о комментировании.

Ощущение старинного романа, когда вам рассказывают не просто сюжет, не просто историю. Не только «показывают» героев. Но сам язык и стиль становится одним из главных действующих лиц. А вы смакуете и наслаждаетесь искристыми предложениями, которые собираются в гармоничные сцены, оживленные уникальными героями.

 

Да, это фэнтези. Или так: триллер с фэнтезийным допущением. В фандопе есть магия, которая вроде бы никак в действие не лезет, но незримо летает над головами дамокловым мечом. Обоснуй именно такой, какой я люблю — берем условие, швыряем в него героя и смотрим, как он, бедненький, оттудь выберется. Герой действует, подготавливая почву для произрастания еще больших неприятностей, которые сначала казались удачами. Сюжет закономерно развивается и приходит к победе.

Или фандоп героя скушивает.

Прекрасно, хотя и классически, организованный сюжет. Но обыгрыш классического сюжета сделан мастерски. Постоянно вертится на языке одно слово — красиво. Красивый язык, красивый сюжет, красивые диалоги и сцены, красивые яркие герои.

Зимой 2016 года увидела свет новая книга американской писательницы Лоис Макмастер Буджолд «Джентльмен Джоул и Красная королева» – шестнадцатая книга саги о Форкосиганах. Я всегда была поклонницей форкосигановского цикла. Какие-то книги нравятся мне меньше, какие-то больше, но все они были зачитаны мной до дыр. И, конечно же, я ждала выхода новой книги. Однако же, несмотря на всю мою любовь и уважение к автору, заслуженно получившей за свое творчество многочисленные награды, должна сказать, что «Джентльмен Джоул» относится к числу тех книг, которые было бы лучше не писать.

Здесь я должна сделать небольшое отступление и сказать, что получила возможность прочесть книгу на русском, хотя она еще не переведена официально, благодаря оперативной и слаженной работе переводчиков русского фан-клуба Саги. И, поскольку читала я ее одновременно с другими участниками фан-клуба, у меня была возможность сравнивать впечатления по ходу чтения. Очень грустно, но большинство так же, как и я, сочли книгу слабой и неудачной. Однако, я думаю, что этот роман может послужить хорошим примером того, почему так вышло и что не так сделал автор. Текста получилось довольно много, поэтому, в принципе, можно ограничиться описанием сюжета и выделенными выводами :)

Значит, сборник рассказов Марии Фомальгаут, написанных Марией Фомальгаут в стиле, э-э, Марии Фомальгаут.

 

С творчеством этого автора я познакомился, кажется, благодаря межавторскому сборнику «Писатели-мистики» (серия «Писатели XXI века»). Был впечатлен, ибо выделялись рассказы со страшной силой. Да-с… Ну и тут – повезло, обнаружил книжечку в продаже.

Книжечка тоненькая, полторы сотни страниц, семнадцать рассказов, две иллюстрации на обложке. Все, больше ничего лишнего. Очень правильный формат.

 

Почему люди и крысы живут рядом?

Насколько они похожи друг на друга?

Легко ли быть человеком, ставшим крысой?

Можно ли вернуться обратно?

И почему не стоило есть тот изюм?..

 

Отзыв. Маленький такой. Лучше, правда, саму повесть — или это роман? — прочитать…

 

Сразу оговорюсь, что серию «Метро 2033» я не читала и вряд ли когда-нибудь прочитаю. Постап хорош в минимальных дозах, в идеале, пролог и баста!

 

Наверное, это не самый правильно написанный отзыв, без анализов и умных выкладок. Одни сплошные эмоции и имхо. Но уж какой есть.

 

 

Небольшая вводная

 

Несколько раз начинала писать отзыв, и каждый из этих раз не знала, с чего же начать. Поразмыслив, решила, что начать, видимо, стоит с главного: мне очень понравилось. Даже вот так: ОЧЕНЬ.

 

Признаюсь, что в процессе чтения я заглядывала в комментарии и отзывы, поэтому, чтобы не повторять то, что отлично было сказано другими до меня, постараюсь говорить о том, что еще сказано не было.

 

Из того, что видела, в частности, согласна с тем, что настоящее время местами в тексте не особо уместно, особенно в самом начале, где читатель особенно придирчив. Да-да, я знаю, что начинать с критики неправильно, но у меня ее так мало, что можно и пренебречь правилами. А с другой стороны, в начале 13-й главы настоящее время, как мне кажется, очень даже к месту, так что править его стоит не везде.

Вот я и закончил читать этот роман. Хотя вру, конечно, закончил я его не сейчас, а как раз в новогодние каникулы и то… Вроде за три дня прочитал. Это очень быстро для меня. А теперь к сути дела.

Уж сколько раз твердили миру

Про трех слепцов и зверя «слон»…

Но каждый хочет быть кумиром,

И убеждён: слепой не он!

© Я

 

Я — слон…

Нет, лучше признаюсь добровольно, так как никуда от этого не скрыться — я все-таки один из тех слепых.

На самом деле мы все в чем-то слепы… Потому что приступаем к чтению вместе с веселой группой поддержки из своих собственных тараканов, и часто не успеваем ничего разглядеть сквозь плотный строй этих самых тараканов.

И слон, то бишь КНИГА, тут зачастую бывает ни при чем.

 

Это я к тому, что все высказанное в этом отзыве — лишь мой взгляд и лично мое восприятие. Я не претендую на истину в последней инстанции и вполне может оказаться, что все это время я тщательно ощупывала заднюю левую ногу слона.

 

Однако, хватит реверансов и политесов!

 

Приступаем к вскрытию животного.

 

Этот акт вандализма я требую начать с обложки. Сорвать, растоптать, сжечь, а пепел развеять в темном подвале! Горячо надеюсь, что картинка была случайно украдена у безвестного умельца, а не создана автором самолично. Потому что будуарная сцена с обнаженным компуторным красавцем и раздевающейся дамой совершенно извращает содержание. Если бы я выбирала книжки по обложке, то ни в жисть на такую пакость и не посмотрела! Да, это история проклятой любви, но!!! В книге нет ни одной графической постельной сцены. Эротика в книге есть, но она вполне пристойна, и дана гармонично-приличными описаниями, эмоционально насыщенная и ясная по умолчанию и контексту.

 

Сначала коротенькая вводная часть о вообще.

 

Быть сейчас читателем — это значит окунуться в почти такую же безнадёгу, которая так и норовит утопить писателей.

Читатель робко забредает на лит-портал и аккуратненько пробует раскликать список предлагаемой литературы. У-у-у-а-а-а-а!!! Его сносит бушующим океаном ёльфо-вампиро-ведьмаческих страстей. Захлестывает бесконечным потопом полу-порнографического безобразия «хотящего быть литературой», а то почему-то ан масс в двух жанрах:

— Фэнтези от гормонально и ментально пластмассовых барби и

 

— ЛитРПГ от саксаульно-деревянных кенов.

 

Поэтому для некоторых напуганных читателей даже само слово «фэнтези» стало ругательным синонимом чтива для этих самых барби-кенов.

Отзыв писала на Лит-Эре, но так как роман есть и у нас, то грех не выложить отзыв.

В этом мире «живых»
Только мёртвым почёт —
Остальным не добиться признанья.
И не счесть, сколько лет
Кровь пророков течёт
В подтверждение их предсказаниям.
Э. Помыткин

 

Город. Умытый дождями и залитый солнцем. Жизнь идёт, бежит, шумит тысячами голосов. Слишком много людей. У каждого свои заботы и свои радости. Жемчужная нить из прошлого, настоящего и будущего. Будущее, близкое и далёкое, застыло в огромных глазах ясновидца за секунду до того, как весь мир сузится до голодного взгляда хищного, и…

 

 

Предупреждение: Если вам по душе произведения простые и незамысловатые, где все понятно с первых строк, события происходят в привычном мире, где все вокруг знакомо, где не требуется быть внимательным и чутким к малейшим нюансам и оттенкам звучания текста, где имена героев привычны слуху, а атмосфера светла и радостна, вам не сюда.

 

Если вы любите загадки, миры, в которых все непривычно и непонятно, по крайней мере, на первый взгляд, если вы любите мрачные тайны, загадочные истории и страшные детские сказки, любите сюрреализм, символизм и экзотику, эта книга для вас.

 

Если пересказывать сюжет совсем кратко и сухо, то история такова: жил-был в Примуре в доме Лиманов под названием «Чаячье гнездо» мальчик Лен. У Лена были дядюшка Хем и тетушка Яусина, а еще вместе с ними в доме жила кухарка Керина и призраки. Со временем Лен начал понимать, что дядюшка и тетушка ему не родные, да и хорошо, если они вообще люди, а сам он вовсе и не Лиман. На вопрос, кто он, и зачем был похищен, как и на множество других, ему, а вместе с ним читателям, и предстоит ответить.

 

 

Издательство Пушкинского Дома

Издательство «Вита Нова»

Санкт-ПетерБург

2015

 

том первый

том второй

 

Обнаружил нечаянно в сети новую-старую книжку, с разбивкой по сборникам.

Жуткое, если честно, скажу я вам, это дело — читать Вознесенского подряд.

Давно хотела прочитать великолепный (судя по отзывам) цикл о королях, проклятых магистром Ордена Тамплиеров Жаком де Молэ. Наконец, доползла и таки осилила первую книгу. Итак, по порядку:

 

Краткая предыстория такова: 13 октября 1307 года (кстати, именно с тех пор пятница 13 считается несчастным днем) король Франции Филипп Красивый арестовывает тамплиеров. Фактически Орден Тамплиеров оказывается вне закона и в общем числе под следствие попадает 15 тысяч людей. И это при том, что главный тамплиер (тот самый Жак де Молэ) приходился крестным отцом дочери короля — Изабеллы (жены короля Англии). Но это все история, а мы хотели о литературе. Так вот, ближе к теме: история подана красиво, интересно, прекрасно передаются реалии того времени.

 

Увы, автор, скорее историк, чем писатель. Слишком большое количество персонажей в купе с не очень тщательной их проработкой вносят некоторую путаницу, напрягая читателя. Все время приходится думать: а это кто такой? Ах, это троюродный брат золовки кузена такого-то товарища мельком пробегавшего мимо несколько глав назад. Хорошо еще, что вначале дается большущий список всех этих имен с кратким описанием, кто кому кем приходится. Но было бы намного лучше если бы автор дал себе труд более детально поработать над героями и придать им больше индивидуальности. Самые яркие персонажи там, пожалуй, две сестры-развратницы, изменявшие мужьям с братьями-конюхами. Робер, Изабелла и ее муж-гомосексуалист тоже чуть ярче проступают на фоне массы остальных персонажей. Все остальные — как в тумане.

После прочтения отзыва на фильм таки намылилась прочитать, хоть и не собиралась читать ничего вовсе. А вот захотелось как-то реабилитироваться в своих глазах. И… проглотила за один вечер. Благо, маленькое и язык располагает не тормозить часами над одной фразой, гадая, что хотел сказать автор. Как же меня задолбало это в клубе. Мэл говорила, что хорошая книга должна оставлять долгое послевкусие, так вот, он действительно осталось. Второй день хожу как пришибленная и постоянно ловлю себя на мыслях о героях и смыслах. Не думаю, что в ближайшие дни смогу прочитать хоть что-нибудь еще, потому что все остальное 100% будет плохо и блекло на фоне.

По жанру это скорее философская сказка-притча, чем фэнтези. Слишком условен мир, сюжет и персонажи строго подчинены идее. Но от этого проникаешься только острее. Чем-то напомнило обожаемую мной «Сказку странствий» Митты. Атмосферой что ли, посылом.

И призраков проходит ряд
В простых одеждах и в короне:
Ромео, много лет назад
Пронзивший грудь клинком в Вероне;
Надменный триумвир Антоний,
В час скорби меч подъявший вновь;
Пирам и Паоло… В их стоне —
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!

И я баюкать сердце рад
Той музыкой святых гармоний.
Нет, от любви не охранят
Твердыни и от смерти — брони.
На утре жизни и на склоне
Ее к томленью дух готов.
Что день,- безжалостней, мудреней
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!

 

Художественная литература, связанная с космосом – жанр относительно молодой и при этом очень старый. С одной стороны, чудовищ и героев поселяли на Луне и в небе множество мифов, сказок и легенд. С другой стороны именно как часть материального, а не мистического мира, космос вошёл в искусство развлекательных историй совсем недавно, когда в 1865 году Жюль Верн со своим произведением «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут». За ним последовал Герберт Джордж Уэллс с романами «Первые люди на Луне» и «Война миров». Жанр принялся стремительно развиваться, и вскоре вышел за границы чисто научной фантастики: уже в 1947 году в журнале «Amazing Stories» увидели свет знаменитые «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона, породившего совершенно новый жанр космической фантастики – космическую оперу. (Оговорюсь, что произведения того же Дока Смита и предшественников Гамильтона космооперой назвать нельзя, это скорее фантастический боевик в космическом обрамлении).

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?

Деянья всех людей — как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах — как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.

 

Получилось, что рецензию на книгу Виктории Борисовой «Венец для королевы проклятых» я пишу довольно случайно. Так как автор мне в принципе незнаком (хотя, если верить «Лабиринту», небольшими тиражами у автора вышло довольно много книжек). Но судя по рецензиям – слезливые дамские романы, в том числе и с уклоном в мистику (подчеркну, что это не критика, а лишь характеристика жанра; не хуже и не лучше остального, просто жанр). Я заглянул в раздел автора, где она анонсировала новый роман в жанре «фентези» и сел полистать. А потом возник разговор о том, чтобы поделиться впечатлением. Вот я и решил поделиться.

 

В нашей литературе жанр фентези появился давно. Пиков безудержного интереса, когда читатель готов был готов проглотить любое произведение этого жанра тоже случилось несколько. И последний – прошёл. Нынче хочется не только красивых эльфов по имени Электродрель, но и вкусного языка, продуманного сюжета, мастерства автора. И ляпы, в принципе допустимые для книг другого жанра, в фентези будут особенно заметны.

 

Итак, «Венец для королевы проклятых». Женское фентези. Рецензию пишу по авторскому черновику (оно, может, и к лучшему: здесь автор как на ладони в своей сути, без костылей в виде корректоров и добрых редакторов). Честно

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль