И призраков проходит ряд
В простых одеждах и в короне:
Ромео, много лет назад
Пронзивший грудь клинком в Вероне;
Надменный триумвир Антоний,
В час скорби меч подъявший вновь;
Пирам и Паоло… В их стоне —
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!
И я баюкать сердце рад
Той музыкой святых гармоний.
Нет, от любви не охранят
Твердыни и от смерти — брони.
На утре жизни и на склоне
Ее к томленью дух готов.
Что день,- безжалостней, мудреней
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!
Художественная литература, связанная с космосом – жанр относительно молодой и при этом очень старый. С одной стороны, чудовищ и героев поселяли на Луне и в небе множество мифов, сказок и легенд. С другой стороны именно как часть материального, а не мистического мира, космос вошёл в искусство развлекательных историй совсем недавно, когда в 1865 году Жюль Верн со своим произведением «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут». За ним последовал Герберт Джордж Уэллс с романами «Первые люди на Луне» и «Война миров». Жанр принялся стремительно развиваться, и вскоре вышел за границы чисто научной фантастики: уже в 1947 году в журнале «Amazing Stories» увидели свет знаменитые «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона, породившего совершенно новый жанр космической фантастики – космическую оперу. (Оговорюсь, что произведения того же Дока Смита и предшественников Гамильтона космооперой назвать нельзя, это скорее фантастический боевик в космическом обрамлении).
Жанр, где космос – это декорация для любви и человеческих страстей, приглянулся и читателям, и писателям, начал развиваться… И если в кино и аниме движение ещё продолжается, то в литературе с началом 2000х процесс понемногу заглох. И дело даже не в том, что даже последние корифеи этого жанра – Буджолд со своим Барраярским циклом и Дэвид Вебер с приключениями про Хонор Харрингтон последние годы больше пишут по инерции, ради коммерческой составляющей. Практически исчез качественный «средний» слой космической фантастики, та прослойка мастеров и хороших ремесленников (это – комплимент, вот честное слово), на плечах которых и стоят титаны. Авторы устали смотреть в будущее… И потому каждая книга в жанре космооперы подвергается с одной стороны повышенному вниманию, с другой – придирчивому разбору.
Вот так я и предлагаю взглянуть на роман Швецовой Ирины «Красные волки». Перед нами – космоопера, причем если так можно сказать – в классическом варианте, напоминающем Вселенную Форкосигана. Это Галактика, где человечество расселилось по сотням планет и систем, но при этом осталось людьми. Со своими склоками, войнами интригами – пространство поделено на фракции, союзы и альянсы, которые конкурируют и стараются проглотить друг друга. Есть пираты и частные военные формирования… причём грань между ними иногда весьма тонка. Это мир нового Ренессанса (разве что без индейцев но зато с островами-космическими станциями). И это мир любви и ненависти, дружбы, честности и предательства. Ведь люди остаются людьми.
И это мир загадок. Причём для главной героини – Карен Рэджи, адмирала-владельца флота «Красные волки», загадки, от которой зависит её жизнь. Ведь эта загадка – её сестра, про которую она ничего толком не знает, но от которой зависит её жизнь и разум. Это загадка для капитана Марка, который влюбился в Карин, и потому хочет спасти обеих – ведь жизнь и смерть сестёр неразрывно связаны давней трагедией.
Герои вышли просто изумительно. И не только на фоне сегодняшнего уровня жанра, но и просто – очень хорошо. Мы мечемся и переживаем вместе с девушкой, мы боимся и жаждем вместе с капитаном Марком. Мы распутываем вместе с ними проблемы, мы переживаем и боимся за них. Мы живём их жизнью, забыв, что это всего лишь книга. Это великолепный образчик жанра, который с удовольствием прочитаешь в бумаге и поставишь на полку.
И тем обиднее, что в нынешнем варианте исполнения романа, автора придётся ругать. И сильно. Поскольку автор слишком уж сосредоточился на первом плане, на главных героях, на их взаимоотношения. И весьма халтурно подошёл ко всему остальному. Начиная с мелочей – когда вдруг теряешься во всяких «он», она», того, сего. Довольно картонно прописано окружение. Когда в поле зрения появляются главные герои – Марк и Карин вместе (или её сестра Елена, или загадочный Ветер), повествование икриться чистотой, звенит. Стоит героям, особенно Марку остаться в одиночестве рядом с каким-то второстепенным персонажем – и в 3 случаях из 4 персонаж выписан неряшливо, схематично, на временами грани шаблонности. То же самое и с рядом «технических» моментов: космический бой показан очень схематично, не вызывает эмоций. Космическая станция и приключения Марка на станции – то же самое. Список можно продолжать, и список печальный.
В общем, подводя итог. Я бы очень желал иметь эту книгу на полке… Но когда автор исправит все недочёты и недоделки. Так что успехов Ирине Швецовой на трудной ниве правки и корректуры.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.