"Час Быка" Мои впечатления
 

"Час Быка" Мои впечатления

+9
  • Ефремов Иван Анатольевич

Итак, я наконец осилила роман Ефремова «Час Быка». Это без преувеличения эпохальная вещь, актуальная и сегодня.

 

Читая главы о Тормансе, искренне удивляешся почему книгу еще не внесли в список экстремистских материалов — настолько жестко и беспощадно автор вскрывает пороки современного общества. Впрочем любой житель планеты, даже более менее благополучных стран найдет немало знакомых вещей. Надо признать, антиутопия у Ефремова получилась отличная.

Проехался Ефремов и по христианскому «добру», которое есть не что иное как потакание злу, посмеялся над христианским понятием о суициде как абсолютно недопустимом поступке, порадовал радикальных феминисток беспощадной критикой «коллаброционисток»:

 

Алкоголизм, садистская злоба и жестокость, аморальность и невозможность сопротивляться даже минутным желаниям превращали, казалось бы, нормального человека в омерзительного скота. И хуже всего, что люди эти распознавались слишком поздно. Не было законов для ограждения общества от их действий, и они успевали морально искалечить многих людей вокруг себя, особенно же своих собственных детей, несмотря на исключительную самоотверженность женщин – их жен, возлюбленных и матерей…

«А вернее, – подумала Родис, – благодаря этой самоотверженности, терпению и доброте распускались пышные цветы зла из робких бутонов начальной несдержанности и безволия. Более того, терпение и кротость женщин помогали мужчинам сносить тиранию и несправедливость общественного устройства. Унижаясь и холуйствуя перед вышестоящими, они потом вымещали свой позор на своей семье.

Впрочем и мир пославший звездолет «Темное Пламя» ( это явно не тот, что описан в «Туманности Андромеды») — точно такая же антиутопия, где «теория инферно» стала гражданской религией, где отказались от лабораторных животных и натурального мяса что бы «уменьшить инферно», где историк знает о Риме только то что там распинали преступников, угорали по гладиаторам и загоняли рабов на ПОДВОДНЫЕ ТИТАНОВЫЕ РУДНИКИ каменоломни — ни римское право, ни достижения римлян в науке, организации общества и искусстве Фай Родис не интересны. Житель этого мира настолько религиозен, что не способен к убийству даже полностью деградировавших преступников ради спасения своей жизни — это ладно, личное дело каждого, но и жизней своих друзей. Это мир, где забыли мудрые слова Воланда "…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?"

Зло такая же неотъемлемая часть человека как и добро, надо просто помнить об этом и понимать что абсолютное торжество одной из частей ни к чему хорошему не приведет…

Тащемта дикая смесь из идей индуизма, Эрика Фромма, Вернадского и еще многих компонентов, которые пропагандирует Ефремов в романе вовсе не является путеводной звездой человечества к счастью, хотя безусловно некоторые здравые мысли есть и к ним стоит прислушатся…

 

Фай Родис, прошедшая особую подготовку, единственная из состава экспедиции, кто способен действовать адекватно в условиях Торманса. Одно удовольствие наблюдать как она ловко троллит местного Отца Нации, используя то свои псайкерские способности, то женские чары, то недомолвки и умолчания, то намекает что можно и ВТРУХУ. Сцена, в которой обнаженная Фай Родис позирует скульптору, одновременно инструктируя местных Ягами Лайтов — просто шикарна! Это вам не с броневичка Апрельские Тезисы толкать!

Остальные члены экспедиции разве что путаются под ногами и мешают хитрым планам Родис своей несовместимой с жизнью наивностью. Особенно отвратителен командир корабля Гриф Рифт, понадеявшийся на спасение своих подчиненных силами местных жителей ( адекватных настолько что добровольно идут на эвтаназию в 25 лет, а их вождь адекватен настолько что переименовал планету в честь своей любовницы ), хотя вероятность что они все провалят, если не по злому умыслу, то из за духовной незрелости и головотяпства явно приближается к ста процентам. Самое главное что после инцидента он не БЕСПОЩАДНО ОСУДИЛ СЕБЯ, как это бы сделал Эрг Ноор, а отнесся к гибели коллег как к трагической случайности, в которой его вины нет.

Но всю глубину авторского замысла понимаешь только в зубодробительном финале романа, во время речи Таэля:

 

«Надо быть систематичными и абсолютно беспощадными в защите от беззакония, лжи и бесчестия. Вы сами на Земле тщательно соблюдаете в общественных отношениях третий закон Ньютона: действие равно противодействию, – противопоставляя немедленное противодействие, а не пытаясь дожидаться, как в

древности, вмешательства Бога, судьбы, владыки… Подолгу ждали люди воздаяния своим палачам, а века шли, накопляя зло и усиливая власть скверных людей. Тогда ваше общество взяло на себя функцию божественного воздаяния Немезиды: «Мне отмщение, и аз воздам!» – быстро искоренив подлости и мучения. Вы не представляете, сколько накопилось у нас человеческой дряни за много веков истребления лучших людей, когда преимущественно выживали мелкодушные приспособленцы, доносчики, палачи, угнетатели! Мы должны руководствоваться этим, а не слепо подражать вам … Мы многому научились от Родис и от всех вас, но способы борьбы придется разрабатывать нам самим

 

Главная идея в романе: это то что за свободу надо платить, свободный человек должен научится ответственности за себя и за общество в котором живет. Конечно легко быть бараном, но тогда не обижайся если в один прекрасный день пастух погонит тебя на бойню. Ефремов учит нас добру, но добру не Христа, а Ягами Лайта: со злом нельзя мирится, нельзя договариватся с преступниками, не только потому что это аморально, но прежде всего потому что это только ухудшит ситуацию для тебя и твоих близких

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль