Глубокое погружение
 

Глубокое погружение

+34

 

Небольшая вводная

 

Несколько раз начинала писать отзыв, и каждый из этих раз не знала, с чего же начать. Поразмыслив, решила, что начать, видимо, стоит с главного: мне очень понравилось. Даже вот так: ОЧЕНЬ.

 

Признаюсь, что в процессе чтения я заглядывала в комментарии и отзывы, поэтому, чтобы не повторять то, что отлично было сказано другими до меня, постараюсь говорить о том, что еще сказано не было.

 

Из того, что видела, в частности, согласна с тем, что настоящее время местами в тексте не особо уместно, особенно в самом начале, где читатель особенно придирчив. Да-да, я знаю, что начинать с критики неправильно, но у меня ее так мало, что можно и пренебречь правилами. А с другой стороны, в начале 13-й главы настоящее время, как мне кажется, очень даже к месту, так что править его стоит не везде.  

 

Что до остальных огрех, например, по дракам и оружию – я не специалист, мне, признаюсь, все равно, с хлюпаньем, скажем, или хрустом болт врывается в человеческое тело. Думаю, что в любом романе, при желании, можно найти множество поводов для придирок и, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы все было идеально, это как бы и не обсуждается даже и все-таки… Бывает, что зацепишься за что-то в тексте, и понимаешь, что нет, ну не может так быть, это ломает или искажает всю картинку и дальше наступает момент неверия. Бывает, что замечаешь, но думаешь: «Да и ладно». Или не замечаешь вовсе.

 

В данном конкретном случае я либо не замечала, либо думала «Да и ладно». Потому что автор умеет очень хорошо, я бы даже сказала мастерски, поддерживать интерес читателя к происходящему в книге. Сюжетные подъемы чередуются со спадами, дающими возможность отдохнуть и просто с удовольствием скользить глазами по тексту, чтобы потом, когда совсем расслабишься и не ждешь подвоха, вдруг столкнуться с новым и неожиданным поворотом сюжета. Если бы мне когда-нибудь понадобился бы роман, на примере которого нужно было бы показать, как надо выстраивать событийный ряд, я бы, не колеблясь, взяла «Ворона и ветвь».

 

Я не стану подробно разбирать весь роман, собственно, каждый может сделать это самостоятельно. Остановлюсь на начале и, немного позже, на финале первой книги.

 

Анализ событийного ряда и основные персонажи

 

Итак, перед нами пролог, начинающийся сразу со схватки некроманта с посланцами Инквизиции, с гибели его ученика, чумы и еще раз смерти, на сей раз тех, кого послали убить некроманта Греля Ворона – он же Грель Кочерга. Это сразу позволяет погрузиться в атмосферу книги и понять, что это не дамский слащавый роман, а кроме того, что называется, ухнуть в события с головой. Не успел ты опомниться, как уже оказался там, внутри.

 

Вторая часть пролога более спокойная, но очень важная для сюжета. Правда, скажу честно, лично я на нее сперва не обратила особого внимания, потому что все, о чем говорится в ней, не понятно. Пока, до поры до времени. О чем она становится ясно лишь к концу книги. И вот тут я бы добавила еще зацепочку в середину, чтобы поддержать тему. На мой взгляд так было бы лучше, потому что я вот и забыла про эту вторую часть пролога, и вспомнила о ней, только когда открыла его снова – а он многое объясняет и дает зацепку для продолжения. Но тут весь роман такой – надо читать очень внимательно и, желательно, не один раз, хотя, возможно, кому-то, кто менее склонен мчаться по тексту, не особо глядя по сторонам, достаточно будет и одного.

 

Но вернемся к событийному ряду. Нет, наверное, смысла говорить о том, почему так важно вызвать интерес у читателя в самом начале. Здесь это сделано, опять же, на мой вкус, идеально. Разумеется, кто-то может сказать: а мне вот не интересно было, мне все эти некроманты и Дикая охота до лампочки. Но тут можно только руками развести. Не интересно, не читайте. Я же помню прошлый «Самайн», и помню, как Твиллайт говорила, что не может писать рассказ, потому что пишет роман на ту же тему. Так что тут интерес был отдельный. Но герой, спасающий свою (и не только, хотя тут у него цель была корыстная) жизнь, вот так – с места в карьер, как нельзя лучше подходит для этой цели.

 

Прежде чем продолжить тему событийного ряда, хочется еще отдельно поговорить об умении автора создавать привлекательные образы отрицательных персонажей. Я сама очень люблю писать о таких и читать, тем более. Тут, конечно, снова можно возразить, что Грель вовсе не воспринимается, как персонаж привлекательный – он некромант, холодный, расчётливый, ну и вообще, ну некромант же! Сучкой вот в самом начале девчонку называл, умертвий на нее натравил, беременной помогать не хотел, и вообще… Да, всяких «вообще» там, конечно, много. Но есть и другое. Например: «Я трачу драгоценные мгновения, чтобы бережно опустить тело на мостовую». Кому-то, помню, было непонятно, почему бережно, как же так, ведь он только что прикрывался телом ученика от выстрелов, почему вдруг теперь опускает его бережно? Но для меня тут все как раз понятно. То, что ты спрятался за уже мертвого, спасая свою жизнь, не значит, что ты к нему равнодушен. Можно спорить до бесконечности, можно или нельзя так поступать, но могут это делать лишь те, кто побывал в аналогичной ситуации. Порой тело принимает решения быстрее, чем срабатывает мозг, а мораль скромно отходит в сторонку. Но именно то, что Грель бережно опускает тело ученика на землю, говорит об этом человеке сразу же очень и очень многое. Равно как и то, что он все же использует созданное учеником исцеление от чумы. «И выполнить его желание — все, что я могу сделать. Месть — для меня. Но для Ури — это. И никто никогда не узнает, почему ушла Чума, верно?»

 

И дальше, уже в часовне с Женевьевой: «Мне действительно жаль. Даже удивительно. Впрочем, что тут странного? Она спасала детей». Да, он циничный, жестокий, беспринципный, но не всегда и не во всем. Или в конце, с Эрреком: «Щенок, который может и не успеть вырасти в волкодава. Стоило оставить, наверное…» Он все понимает, человеческое ему отнюдь не чуждо.

 

А потом мы узнаем историю Греля и понимаем, что он прошел через ад, преданный отцом, проданный чародею-любителю мальчиков Керену, наполовину фейри, наполовину человеку. То, что о последнем пункте отец, видимо, не знал, сути дела для Греля не меняет. Да и для кого поменяло бы? Впрочем, кто-то другой на его месте, возможно, устоял бы, смог сохранить в душе тепло, мог бы сохранить веру в людей, не стать жестоким и циничным, но, опять же, спорить об этом могут лишь те, кто прошел через подобные испытания. А вот Грель не смог, он такой. И можно сколько угодно его не одобрять, но ты понимаешь, как и почему он таким стал.

 

Однако важно здесь то, что, читая, ты понимаешь: он не качнется в темную сторону. Все, что происходит с ним, наоборот, раз за разом заставляет его помогать, спасать, защищать. В конце книги (и тут мы вновь возвращаемся к событийному ряду), когда ничто уже, кажется, не предвещает нового всплеска событий, Грель снова оказывается, что называется «в эпицентре ядерного взрыва». И в следующей книге у него на руках окажется женщина с ребенком, потому что его желание прибрать к рукам ребенка без матери, боюсь, не выдержит столкновения с реальностью. Мне его даже жаль, бедолагу, отчасти. Хотя гораздо больше, признаюсь, меня занимает, как будут развиваться его взаимоотношения с Дерреком, которого он чисто случайно навязал себе на голову. Сможет удержаться от шаблона поведения, навязанного Кереном? Это может оказаться, ой, как сложно! Можно сколько угодно ненавидеть своего мучителя, бить себя в грудь и клясться, что ты никогда (а Грель и не клялся, к слову), но не повторить модель поведения… удачи ему, в общем. Правда, заглянув в пролог второй книги, я поняла, что с Ури отношения у Греля развивались по другому сценарию. Но Ури, судя по всему, был мальчиком чистым, а тут… Кое-что меня насторожило, когда Грель и Эррек шли спасать Энни. «В глазах рыжего такая ненависть, что мне почти смешно», — думает Грель, зажимая ему рот, чтобы не вспугнул инквизиторов. Ну да, смешно. С этого все и начинается… Впрочем, может быть, и удержится, да и Керен может отвлечь, который тоже где-то там маячит на горизонте, а отношения у них занятные…

 

В общем, я не знаю, как это все дальше повернет автор, но Грель вот-вот может оказаться в роли того самого волка, ловящего корзинкой яйца из старой игрушки. И мне чрезвычайно интересно, как он со всем этим справится, так что тут автор тоже молодец :) Да, конечно, это мой личный кинк – непростой герой, преодолевающий себя, но, полагаю, все мы не ангелы и, если отбросить в сторону некромантию и прочие события, которые могут происходить лишь в мире фентези, зачастую, встаем перед сложным выбором, вынуждающим нас выбрать свои эгоистические интересы или помощь другим, поступить правильно или нет. Интересно это? Конечно, да.

 

Что касается второго совсем неположительного персонажа – Керена, то тут не так все однозначно. Многие, наверное, скажут, что он ужасен и отвратителен. И я даже соглашусь с этим. Но вот отвращения он у меня не вызывает, несмотря ни на что. И дело тут не в пов-е и не в том, что читатель невольно становится на место героя, от лица которого рассказывается история, и начинает себя ассоциировать с ним. Хотя и это, конечно, срабатывает :)

 

Просто бывают такие мерзавцы, к которым испытываешь симпатию, но, разумеется, лишь когда наблюдаешь за ними со стороны. Я бы это назвала эффектом Сойера из Лоста. Поступает отвратительно, а харизматичный, сволочь! При личном общении, правда, подозреваю, харизма бы не помогла… Однако, не останавливаясь на всех его очевидных недостатках, могу сказать, что и его судьба так же весьма занимательна, хотя до конца первой книги ее перипетии не представляются такими уж важными для судеб этого мира. Разумеется, в прологе об этом совершенно ясно сказано, но вот помнить бы еще про боярышник и отломленную ветвь… Это, к слову, еще одна причина как-то оживить читательскую память где-то в середине книги, хотя, не знаю, может, для других читателей все было более очевидно. Но я, повторюсь, когда всплыл род Боярышника и умирающий дедушка, про вторую часть пролога уже благополучно забыла.

 

Но, опять же, знать, что с ним будет, сумеет ли помочь Вереск в ее желании спасти «корабль фейри, идущий полным ходом на скалы», сможет ли преодолеть заклятие деда, и как будут развиваться дальше их отношения с Грелем, тоже весьма интересно. И тут я совершенно согласна с Мааэринном, который пишет в своем отзыве о том, что Керен любит Греля, пусть любовью странною, но тем не менее. И во что оно все выльется…

 

На самом деле о Керене можно было бы говорить долго, но, поскольку не все с ним, повторюсь, однозначно, и сложившийся было к концу книги образ вдруг претерпел кое-какие изменения, я, пожалуй, посмотрю, как он, образ, дальше будет развиваться.

 

Что касается остальных повов книги, то отдельная прелесть в том, что среди них нет однозначно положительных, за одним-единственным исключением – Женевьевы Бринар. И о ней разговор отдельный, ибо все она хороша – образ положительный, но без слащавости, без перегибов. Женщина зрелая – для меня это отдельный плюс, мне юные героини за редким исключением, как-то особо не интересны. Заботливая мать, но не наседка и не истеричка. Беременная, но не овуляшка. Верующая, но без фанатизма. И понимаешь, что и коня на скаку, и в горящую избу, и много чего еще, если надо будет, сделает. Причем, без надрыва, без самолюбования – просто потому, что так надо. Да и как не посочувствовать женщине, оказавшейся между жерновами судьбы и отчаянно пытающейся не оказаться перемолотой ими вместе с детьми?

 

И вот с ней-то, собственно, и приключился тот самый сюжетный взлет в конце книги, о котором мне тоже хотелось бы поговорить и за который хотелось бы похвалить автора. Уже, казалось бы, ничто не предвещало: Женевьева выбралась из монастыря, где ее держали во время дознания, оправдана, хоть и нужна всем (вернее, не столько она, сколько ее неродившийся ребенок), получила передышку на несколько месяцев и тихо пытается съехать из имения покойного мужа, чтобы укрыться подальше от всех, кто тянет руки к ребенку. И тут – бац! – нападение, счастливое спасение, она снова под надзором, сбежала, опять влипла в переделку… И то ли еще будет дальше, как и говорилось. Еще там и вроде бы любовная линия намечается между ней и Грелем, если верить словам бабки-лекарки.

 

Кстати о любовных линиях :) То, что их в данном романе нет, я осознала где-то его в середине, прочтя в чьем-то отзыве, что Женевьева – нетипичная героиня для фентези. Немолодая, рожавшая и вообще беременная. Я в этот момент очень изумилась, так как я, видимо, нетипичный читатель, которому не интересно все то, что должно быть интересно по мнению издательств. С моей точки зрения есть в жизни и позанимательнее вещи, чем чьи-то там трепетные чувства по отношению к кому-то. Нет, я не против любовных линий, но совсем не обязательно они должны быть. Ну, то есть, понятно, что инстинкт размножения – один из основных, но инстинкт поглощения пищи, собственно, даже важнее, но почему-то во главу угла и в качестве обязательного требования не ставится :)

 

Постараюсь дальше не растекаться мыслью по дереву, отзыв и без того получается немаленький.

 

Немного о персонажах второстепенных

 

Мне очень понравилось Мааэринн определил этих героев, как эпических – основную движущую силу романа. А можно применить и другую аналогию, не помню уже, пользовался кто-то ей или нет, но автор нам сама ее подсказывает: шахматные фигуры. Я, правда, не настолько хороший шахматист, чтобы подобрать каждому из героев соответствующую фигуру, но мне было бы интересно, если бы это сделал кто-то другой.

 

Тем не менее, что мне хотелось бы сказать об Игнации, Домнициане, Вереск и Теодорусе. Каждый из этих героев интересен по-своему, явно продуман тщательно, и прописан достоверно. Читая о них, мы узнаем об их образе жизни, привычках, о том, как они думают, как действуют, что чувствуют что видят вокруг себя. Именно это и делает их живыми, а мир, в котором они живут, выпуклым и объемным. Мне было интересно читать о каждом из них, не было ни одного неинтересного. И это тоже еще один большой плюс книги.

 

О религии

 

Помнится, в требованиях к романам на форуме НФ значилось что-то вроде «поменьше религии». Еще одно, по всей видимости, требование издательств, которые точно знают, чего хотят читатели. Ну а мы, читатели нестандартные, любим, когда нам дают серьезную пищу для ума, а не жвачку для мозгов. Ну, что с нас возьмешь… :)

 

И, да, было интересно задуматься над тем, что было бы, если бы спасителю помешали искупить грехи мира. Тут, конечно, можно спорить, спорить и спорить, но ведь интересно :) Так же я с большим интересом прочитала переложение Священного Писания на реалии мира романа. Споры с читателями в комментариях стали отдельным бонусом :)

 

Язык

 

Попадались мне среди отзывов жалобы на то, что язык у автора тяжелый и я готовилась, что сейчас придется продираться через текст, но ничего подобного не произошло. Язык богат, образы – глубоки, некоторые – оригинальны, многие – чрезвычайно удачны. Абсолютно согласна с Акротири, назвавшей язык книги солидным. Я бы, со своей стороны, назвала его даже академическим, хотя это, возможно, и перегиб :) Но этот роман действительно напоминает книги, которые все мы читали в юности. Мне кажется, у читателей, жалующихся на язык, проблема в другом, на самом деле. Тут не получится бездумно скользить глазами по тексту, как я уже говорила выше. Нужно постоянно быть внимательным, это раз, быть знакомым со средневеково-религиозной терминологией. И, да, герои романа порой чрезвычайно велеречивы, но это же замечательно! Одно удовольствие читать. Но, если кому-то больше по душе скудость языка современного мира. Тут ничего не поделаешь.

 

Недостатки

 

Не считая того, что я упомянула в начале и сказала автору в комментариях, обратила еще внимание на 13-ю главу. Чайльд-Гарольд? Серьезно? :) А еще показалось многовато эротики. Не потому что я противница, отнюдь. Просто то, что нужно для сюжета и понимания характеров персонажей, можно было написать короче.

 

И так же показалось подзатянутым про ланон ши. По-моему, три главы на ситуацию, которая особо не влияет на сюжет, это немного чересчур.

 

На этом месте мне, пожалуй, пора остановить себя волевым усилием, хотя говорить можно было бы еще очень долго обо всем вообще и о каждом в частности. О мире фейри, например, который нам пока показали лишь немного. Но я, пожалуй, подожду до того момента, как Твиллайт закончит вторую книгу. Жаль, что ее пока написано так мало. Буду с нетерпением ждать продолжения.

 

PS. На НФ я отнесла более сокращенный вариант. Коллаж прилагаю в качестве маленького личного презента :) Только не спрашивайте, кто эта женщина. Наверное, Вереск :)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль