В качестве точки отсчета для сравнительной характеристики рассказов можно взять любые критерии, коих великое множество: от количества знаков в тексте до жанров конкурсных историй. Будет ли это интересно? Возможно. Но я в своем обзоре опирался на самый главный, на мой взгляд, критерий — коммерческая привлекательность рассказа.
Все мы, авторы, хотим стать богатыми и знаменитыми. Тому, кто заявит, что пишет для себя — три ха-ха в лицо. Тут даже не надо ходить к гадалке: одного Станиславского с его мемом «не верю!» вполне достаточно.
В свое время Карл как-то сообщил Марксу важный постулат: «В любом вопросе нужно искать экономическую основу». Попробуем вместе разобраться что почём.
Этот обзор должен быть интересен хотя бы потому, что я не варился вместе с вами в собственном саке.
Это взгляд со стороны. Возможно, в моих неоднозначных отзывах под рассказами не было струи светлей лазури и золотого луча, но то, что это свежая струя для МП, однозначно.
Еще три ремарки, прежде чем мы приступим:
1. Я не делю рассказы на конкурсные и внеконкурсные: для выбранного критерия это не имеет значения, поэтому рассматриваю все рассказы, кроме одного.
2. В обзоре не будет рассказа «Призвание». У меня к нему особое отношение, о котором умалчиваю (по договоренности с организаторами конкурса).
3. Этот обзор «лишь мое частное мнение, на которое я, как индивидуум, имею полное право» © (Argentum Agata).
«РЕДАКТУРА»
К этой категории я отнес рассказы, которые требуют существенной доработки и которые пока рано выпускать в свободное плавание как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
«Одно майское утро». Этот рассказ о солдате начисто лишен эмоций и связной логики поступков всех персонажей, характеры которых прописаны мелком на асфальте в дождливый день. Работать, работать и работать, доводить до ума… или выбросить в корзину и попробовать написать что-то более стоящее: возможно, труды по правке будут несоизмеримо затратнее, чем создание нового произведения.
«Сундук мертвеца» — он же скелет мертвеца, он же «содрогая тусклые тени», он же товарищ Маузер. Взять железный гребень и продрать весь рассказ вместе с недобитым фрицем, которого добить в конце, ибо нефиг. Где в этой истории вместо вялого старикашки жизнеутверждающий крепкий конец?!
«Виновен» — вытащить мальчика из шкафа, утащить из кустов все музыкальные инструменты, которые заколосились мощными снопами благодаря автору-дирижеру, и придать повествованию логико-трагедийный смысл.
«О, чудный напиток — месть!» — поменять ингредиенты этого неубедительного коктейля, придать жизненности поступкам героев и выбрать месть покруче. Мелко плаваете, товарищ Казанова английского уезда.
«Любитель мяса, или во всём виноват квартирный вопрос…» — автору нужно сразу определиться: либо мы хватаем недоеденную ногу и носимся по комнатам нехорошей квартиры, угрожая коммунальному Лектеру его же полуфабрикатами, либо пишем обстоятельный очерк о том, как правильно и недорого снять квартиру самоуверенной девчонке в двадцатилетней шкуре. Tertium non datur.
«ШАНСОН»
Это условный термин, определяющий, в общем-то, песенный жанр. Для подобной категории рассказов совсем неважно, как она называется, значимо содержание последних. Если продолжить музыкальные параллели, то ни Владимирский централ, ни песни Стаса Михайлова, ни прочие экзерсисы, но уже в области чернокнижия, меня никогда не вдохновляли, скорее, наоборот. Рассказы, которые я определил в эту категорию, лучше не издавать совсем, а передавать из уст в уста, например, маргиналам, лежащим в луже современной действительности. Яркая палитра, которую использовали авторы для создания своих миров, свелась к одной краске — «Сажа газовая».
«Друг, которого нет» — прищемить подъездной дверью большинство персонажей (пропустив внутрь рассказа не больше трех человек), запахнуть женщину у входа, заменить малознакомый сленг на привычный мат, придав тусклым героям современный антураж, и стереть сопли ГГ с балкона, заменив его вялотекущую шизофрению на закономерный финал — красивый прыжок в вечность вместе с подружкой, ибо, давши слово, вылетит — не поймаешь.
«Смерть Жанны Ильиничны» — сгустить краски. Описать с физиологическими подробностями разложение тела героини с перманентным выблевыванием рвотных масс в каждом абзаце на головы изумленных читателей. Публично удалить вязальными спицами печень Жанны Ильиничны, заменив на ячмень, напечатанный на 3D принтере. Сделать из рассказа плакат-агитку о вреде пьянства и пойти с ним в массы, сея живое, светлое, нефильтрованное.
«Батарейки» — ничего не делать с рассказом, лишь настоятельно пересказывать каждому встречному водителю-дальнобойщику, тоскуя вместе с ним и заливая печаль крымским вином, украденным у Рахмана вместе с батарейками. Рассказ самодостаточен и не требует вмешательства извне.
«Гринч» — тщательно проработать характер и поступки антагониста, придав ему хотя бы некоторое сходство с землянином. Закрутить интригу до стального пения в жилах, не выбрасывая тузы из рукава на первой же странице. И оставьте ребенку подарки к Рождеству! Пусть северянин разбирается лучше со своей бывшей. Не пристало мужику теряться в потоке мелочных обид. Вместо сопереживания его хочется намотать на гусеницы танка.
«В среду обещали дождь» — дать полный прогноз погоды — не только на среду, но и на дядю Гришу, а то неясно, были осадки или все ограничилось молниями поглаживаний и громом из-за стены.
«Любящая мать» — как минимум поменять название, так как сарказм в этой ситуации совершенно неуместен. Автору сеть и задуматься на минуту: зачем я здесь? Что я хочу сказать этому миру? Нуждается ли он в моих ужасных картинках, культивирующих обреченность и отсутствие любви?
«ПСИХОДЕЛИКА»
Рассказы этой категории нужно печатать на рецептах или больничных листах, не сшивая их вместе, так как в перетасовке событий, возможно, кроется их сакральный смысл. Если читать сильно накуренным, открывается третий глаз — хорошо, если в нужном месте. Осторожно! Возможны побочные эффекты: может возникнуть непреодолимое желание писать вместе с автором.
«Партия» — уж лучше бы это был очерк о КПСС. Читать рассказ строго дозированно, со словарем наперевес. Не отвлекаться по пустякам: мысль мгновенно теряется и не хочет возвращаться к прочитанному. Кто поймёт сакральный смысл «Партии» — автоматически отправится в рай, причем немедленно.
«Расстояние покоя» — чистый анамнез. Рекомендован врачам-психоневрологам в качестве основополагающего труда для защиты докторской колбасы. Вызывает привыкание. Не читать на ходу перед близко идущим транспортом.
«Третья лишняя»
"прохваченный стылым прикосновением ветра, мир по-своему красив. Но красоту эту трудно уловить. Она в дрожи увядающих листьев, в пупырышках воды, в танце пылинок. Чтобы ее прочувствовать, нужно остановиться, забыть о холоде и присмотреться…"
Не останавливайтесь — идите дальше, а то вас засосет и прохватит стылыми пупырышками воды.
«Всплытие» — рассказ требует вдумчивого погружения. Лучше перечитать несколько раз с карандашом в руке, отмечая важные места и авторские маячки. Если проникнитесь и не потеряетесь во времени и пространстве — смело всплывайте: вас ждут.
«Обличитель» — войдите в молельню и разденьтесь догола. Зажгите черные свечи и поставьте портрет старика на аналой. Возьмите рассказ в левую руку, а в правую — плеть. Хлестко читайте до полного очищения души. Катарсис должен вспухнуть незамедлительно багровыми рубцами перемен.
«ЖЕНСКИЙ РОМАН»
Одна из самых продаваемых категорий, рассчитанная — как следует из названия — на лучшую половицу человечества. Ранимые сентиментальные мужики, тайно скупающие слезоточивые книжки, никогда не признающиеся в этом, составляют тем не менее мощную армию шмыгающих носами и утирающихся втихаря рукавом. Рассказы этой категории нужно издавать в мягкой обложке. Еще лучше — карманный вариант, чтобы читать можно было где угодно и кому угодно и была возможность, при необходимости, быстро спрятать от посторонних глаз.
«Дома у ангела» — слегка прояснить ситуацию с привидением в беседке, проредить текст, сократив ненужности, и — в добрый путь!
«Поэт» — вдохнуть в рассказ немного реальности, заменив излишнюю театральность на правдоподобие, и протереть розовые очки, заляпанные пятнами предательства.
«Двое и океан» Дорогой автор! Всенепременно напишите продолжение и назовите его, например, «Океан любви», куда поплывут сонмы Ваших поклонников — и я в их числе.
«Козодой» — я лежал в одуванчиках, когда читал Ваше восхитительное творение
"в широком поле, и закрытые к ночи головки цветов касались моих щёк, щекотали шею и оседали жёлтой пыльцой. Душисто цвели яблони, распластав ветви над плесневелыми штакетинами забора..."
Уберите людей, оставьте белых яблонь дым…
«Рисунок» — пропишите лессировкой причинно-следственные связи между поступками героев, пастозно добавьте несколько мазков логики, и Ваш рисунок заиграет новыми красками, достойными полотен великих мастеров.
«АРТХАУС»
Категория для эстетов и интеллектуальных гурманов. Эти рассказы должны быть изданы ограниченным тиражом в твердом переплете на хорошей мелованной бумаге и продаваться в комплекте с кубинской сигарой и небольшой фляжкой, на которой выдавлено «Х.О.».
«Последний штрих» — ослабить фарсовость начала, уточнить фабулу истории и больше ничего не трогать!
«Зуб» — добавить щепотку живости происходящему, обновить драйверы и не забывать проверять счет, набухающий от выплат гонорара.
«Вандерфул лайф» — читать и наслаждаться.
«БЕСТСЕЛЛЕР»
К этой категории относятся рассказы, которые с высокой степенью вероятности можно продать большим тиражом, поэтому к оформлению изданий следует подходить с особой тщательностью.
«Абонемент номер два» — четко прописать основной стержень рассказа, чтобы читатели, проникнувшись историей, сохранили свой зелёный хаер и не поддались армейскому стилю парикмахерского искусства. Издать рассказ в сборнике под общим заголовком «Так жить нельзя».
«Дворник» — написать сериал-продолжение, где в каждом новом рассказе снайперская метла продолжает жечь свинцом сердца людей. Выпустить на свободу современного Зорро, выпускающего кишки всем сволочам-чиновникам и продолжающего истово любить нежную и удивительную. Издавать в твердом переплете с золотым тиснением на корешке.
«Ограбление с подвохом» — нарисовать комиксы по рассказу, заказав издание компании «Marvel». Ввести нового персонажа во вселенную бумажных героев: честного вора-рецидивиста, помогающего следствию и вставшего на путь исправления.
«Оплошность мертвеца» — печь подобные захватывающие истории для журнала «Чисто английский детектив», и тогда издание будет разлетаться, как горячие пирожки. В каждой новой истории менять сыщика-вундеркинда: старушку на мальчика, мальчика на старика, старика на собаку и т.д.
«Проша» — рассказ с высоким нравственным посылом для детей должен быть включен в список для внеклассного чтения школьников и издан большим форматом в твердой обложке с яркими иллюстрациями жутковатого оттенка. Тираж возобновлять ежегодно.
«Неудачные роды» — написать по рассказу сценарий для триллера и продать компании Роберта Родригеса «Troublemaker» за очень дополнительные деньги.
«Леськина тайна» — добавить внятности истории и персонажам и пристроить в детское издательство вслед за «Прошей». Дети — наше все и отличный источник заработка вдохновения. Тем более, что так мало сейчас хорошей литературы для детей и юношества.
Желаю всем удачи на конкурсе!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.