Отзывы Михаила Парфёнова / «Кощеев Трон» - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

Отзывы Михаила Парфёнова

0.00
 
Отзывы Михаила Парфёнова

Всем привет.

Так вышло, что в это время проводятся сразу несколько конкурсов хоррор-рассказов, где я либо один из судей, либо участвую в организации. Можно сказать, чтение стало почти работой. Но работой, которая все-таки приносит иногда искреннее наслаждение. Думаю, это схоже с просмотром фильмов ужасов. Ценители подтвердят — смотришь десятки и сотни фильмов в поисках одного-двух, что подарят чувство приятного страха… ну или хотя бы зевать не заставят. Все семь рассказов-финалистов я прочитал с интересом, все написаны достаточно внятным (не значит идеальным) языком. Один порадовал очень, другой просто был приятен. Остальные, в силу разных причин, не приглянулись. Попытаюсь пояснить, что да как да почему.

 

«Живые»

Написано довольно ладно. Какие-то шероховатости, если есть, поправимы. Не слишком увлекательно, но, с другой стороны, автор, сколь я понимаю, и не пытался (-лась) закрутить интригу, здесь, скорее, хоррор использован для раскрытия драмы героини. Имел право. С логикой вроде все нормально, с объемом и стилем тоже (разве что навязчивое «вот» несколько раздражает, его обилие по тексту спорно). Существенный минус — банальность, вторичность как темы, так и подхода к ней. Зомби (либо зомбиподобные твари) кто-то обожает, кому-то они уже набили оскомину. История, поданная от лица человека, ставшего зомби, претендует на оригинальность, но на деле уже не раз и не два находила отражение как минимум в кино (да и в литературе что-то такое припоминается). Таким образом, автор меня, как читателя, своим произведением не увлек, ничем не удивил и сопереживания не вызвал. Последнее для драмы, конечно, минус. Может быть, все дело в том, что я мужчина?..

 

«Иркуйем»

Мою прекрасную леди зовут Ирина, и я ее иногда, так сказать, «ем». Так что название рассказа меня порадовало :). Чего не могу сказать о самом произведении. Нет, в отличии от «Живых», сюжет здесь движется бодро и экшена хватает. Присутствует также определенный моральный посыл, смысл. Написано, опять же, вменяемым языком (хотя и не «ухтыкакимклассным» языком). Но герои прорисованы тускло и неинтересно (неряшливая эротическая сцена в начале рассказа не вызывает симпатий к персонажам, хотя, думаю, автор пытался добиться как раз этого), а потому их злоключениям особо не сопереживаешь. Реальная драма подменена театральными метаниями и криками. То же, о театральности, можно сказать и про сюжетную линию, которая смахивает на сценарий посредственного одноразового кинохоррора категории B. Не безнадежно, но, отбирай я рассказы для антологии какой-либо (хэй, а не этим ли я и занимаюсь?..), «Иркуйем» бы не взял, а, например, над теми же «Живыми» — подумал (хотя тоже не взял бы, скорее всего, но уже по другим причинам).

 

«Женькино счастье»

Если говорить о сюжете, то начало свое оный берет во «Всемогущем текст-процессоре» Стивена Кинга, а развитие — в многочисленных историях о том, как некий парень (или девушка), подпадая под «дурное влияние» какой-нибудь хрени, становятся серийными убийцами. Склеены между собой два этих сюжетных мотива неважно, не клеем «Момент», а скорее слюной от плевка. У Зла, даже самого потустороннего, должна быть своя какая-то логика, свои «правила игры», иначе мы получаем лишь набор фантазий. В этом случае «логика» от меня ускользает. Например, когда становится ясно, что «кощеева кость» исполняет желания в обмен на кровь владельца — в этом есть какая-то (пусть и довольно примитивная) логика. Но как это связано с тем, что кость «входит» в самого владельца, заставляет его убивать, меняет его мировоззрение… здесь можно строить разные предположения, но в самом тексте я не вижу какого-то ясного оправдания описываемым изменениям в «поведении» кости, переход героя и его «амулета» от одного состояния к другому толком не обоснован и не показан (речь не о самой сцене «входа», речь о том, как это «вхождение» готовилось и т.д.). Есть и некоторые иные нарекания по части логики. Например, нам сообщают, что герой потерял девственность ненароком, это был «случайный перепихон в гардеробе» во время сессии. Ничего себе случайность — в пору бояться гардеробы посещать, а то кто-нибудь случайно тебя там… Или вот, как оценить логику действий персонажа, к которому в руки попала этакая «золотая рыбка» многоразового использования? Чтобы вы могли пожелать в такой ситуации? Много чего, правда? А герой долгое время (годами!) ограничивается желаниями типа «сдать экзамен на пять». В плане языка и стилистики тоже не все ладно: «Вода оказалась омерзительно мокрой» (хорошо хоть не «одухотворяюще сухой», хех), кость «прогрызла три пальца» и т. д., и т.п..

 

«Наследство»

А вот это недурно. Раз уж ранее я вспоминал про составление антологий, то добавлю, что в следующем году есть мысль (уже одобренная в редакции) издать антологию «13 ведьм». Автора «Наследства» попрошу, если ему интересно, выслать мне этот рассказ, а также еще несколько своих текстов (уже не обязательно про ведьм, просто для более близкого знакомства и оценки потенциала). Не обещаю, но возможно, попадет в книгу. Стиль выдержан, языковые красоты, по началу казавшиеся лишними, в определенной мере оправданы. Хотя все равно некоторые правки и сокращения нужны. Допустим, неимоверная радость героини от того, что ее будут кормить пирожками («пирожки!» — это напомнило мне вопль «сы-ыр-р-р!!!» из мультиков про Чипа и Дейла), выглядит комично. Кое-где (опять же, в начале) еще проскакивает некоторая фальшь и легкая, лишняя наигранность. Ну и «бэкстори» героини передана без изящества, «в лоб». Что касается сюжета и темы — понравилось, все логично, все связано в единое целое, работает. А сцена секса, в пример авторам других рассказов, написана хорошо и занимает в рассказе важное место, а не просто «чтобы было». В общем, если подумать, то можно довести рассказ до состояния «отлично», пока же это, повторюсь, как минимум недурно.

 

«Рисовая лепешка»

Название хорошее, а рассказ слабенький. Персонажи не «живые» (есть среди них и просто лишние, которые не играют никакой роли в истории), действия их напрочь лишены логики, мотивация поступков слабая. В таком сюжете рефреном явно должна была звучать тема вины главного героя и его постепенное осознание этой вины, но ничего подобного нет — весь рассказ герой мечтает о бабах и швыряется «бабками», чтобы в финале внезапно раскаяться во грехе. Кстати, я очень сомневаюсь, что человек, причастный к авиакатастрофе, стал бы куда-то путешествовать на самолете… Ну да это лишь мои представления о психологии. В финале — мешанина из каких-то священников, колдунов и чудо-юд, задвинувшая весь хоррор к черту на кулички (а вот кошмар героя во время полета, со стюардессой и прочим, неплох). Сюжетный «твист» сложно не угадать. В плане языка каких-то особых нареканий нет.

 

«Легкий пар»

Видимо, рассказ-победитель. Собственно, ради таких находок я и соглашаюсь судить конкурсы, когда предлагают. Сколько-нибудь значительных претензий к рассказу не имею. Разве что вступительная часть, с картошкой и колорадским жуком, не шибко впечатлила. Ну и маленькая девочка, возможно, слишком уж складно разговаривает для своего возраста (мне так кажется). Главное — автор сумел действительно написать годный рассказ ужасов. Может, удача, а может — «владеете темой». Буду рад познакомиться с другими жанровыми произведениями писателя — если они так же хороши, возьму автора себе на заметку на предмет попадания в какие-то будущие сборники.

Не имеет отношения к делу, но добавлю. Сюжетный мотив (где-то даже в деталях) «Легкого пара» удивительно перекликается с моим собственным рассказом «Мост». Было забавно ловить себя во время чтения на этой мысли и испытывать некоторую легкую ревность.

 

«Прилив»

Подобно тому, как в «Женькином счастье» были слиты воедино разные известные сюжетные мотивы, так и здесь, автор, судя по всему, соединил истории о мести в духе «Баек из склепа» и тему «аномальщины». С одной стороны, совмещение такое, в общем, оправдано задумкой злодея. С другой стороны, как-то мелковато. А тут еще и яды… Сомнительно, сомнительно, хотя сама задумка, мысль, положенная в основу, интересна. Страшный минус — в тексте вообще все персонажи вызывают отвращение. То есть жертвам не просто не симпатизируешь (этим страдают и другие рассказы) — они скорее раздражают, особенно старший брат с повадками дебиловатого полугопника. В общем и целом, что-то стоящее из рассказа можно было бы выжать, если должным образом поработать, переписать диалоги, представить героев подетальнее (и с большей симпатией к ним), избавиться от некоторых штампов, просчитать эффект пугающего — так, чтобы правда нагоняло (хоть чуть-чуть) жути.

 

 

  • Сказка / 13 сказок про любовь / Анна Михалевская
  • Афоризм 013. О поэтах. / Фурсин Олег
  • Право на звонок / Gelian Evan
  • часть 2 / Перекрёсток теней / moiser
  • Ненависть / Блокнот Птицелова. Сад камней / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Указ Императора / Матосов Вячеслав
  • Джон Шепард. Где ты, Дэйна? / Светлана Стрельцова. Рядом с Шепардом / Бочарник Дмитрий
  • По ком звучит эхо? / Сибилев Иван
  • Консоль / Уна Ирина
  • Суздальские лики. / Суздальские лики. Из Третьяковской коллекции 003. / Фурсин Олег
  • К зверям паближе / Гамин Игорь

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль