Живые
Постапок, зомби… Обычно при таких исходных данных хочется зевать. И в самом деле, доколе? Практически на любом конкурсе (не обязательно даже в «страшном» жанре) должен быть рассказ о ходячих мертвецах. И почти все эти рассказы похожи друг на друга, как близнецы-братья. Те же типовые схемы сюжета, те же образы героев, тот же антураж разрушенных или опустевших городов. Автору «Живых» надо отдать должное, ведь он подошел к «прогнившему» поджанру с выдумкой, пускай об оригинальности в зомби-хорроре давно уже говорить не приходится. Повествование сухое, жесткое, эмоций мало. По стилистике, настроению это больше постапокалипсис, где по изменившемуся миру путешествует герой-одиночка, нежели ужасы. И акцент тут сделан не на внешние кошмары, а на внутренние переживания ГГ. Т.е. здесь и самому автору было интересней выписать этакий перевертыш, трагедию одной личности, чем кого-то напугать. Мрачности в достатке, а вот саспенса нет. Кульминационная вроде бы встреча с тем, ради кого поход затевался, пролетела в один миг, как незначительный эпизод, причем фактически без участия героини. Ее мотивации и без того вызывали некоторые сомнения, и когда на выходе получился такой пшик, становится как-то грустно: стоило ли ради этого огород городить? В целом же рассказ неплохой, исполнение достойное, да и читалось не без интереса. Однако сама история получилась не слишком стройная.
Иркуйем
Довольно простенький рассказ на тему незадачливых туристов, столкнувшихся со злом и местными преданиями. Особого впечатления не произвел. С одной стороны все вроде бы на месте, с другой стороны — не работает, не цепляет. Легенда и сам образ Медвежьего бога интересны, но сюжетная конструкция использует этот потенциал слабо. Все здесь какое-то ненатуральное, будто и сам автор не особо верит в то, что описывает. Взять хотя бы героев: девушка-фотограф без инстинкта самосохранения, у которой восторг вызывают даже капельки воды на травинках (ми-ми-ми); реликтовый © старикан, который то как чукча из анекдота говорит, то нормально; инструктор-экскурсовод, чьи мотивы неясны даже после объяснений (по крайней мере, читателя в моем лице они не удовлетворили)… За такой компанией наблюдать не слишком интересно, сочувствовать — тем более. Жизненности не хватает. Вообще непонятно, как функционирует эта тур-контора. И для чего, собственно (возвращаемся к причинам, по которым организаторы водят туда людей). Кто мог дать добро на такие вот экскурсии, где туристов запросто может сожрать медведь? Где медведи бродят недопустимо близко к человеку, и их приходится отпугивать выстрелами? Конечно, в жизни бывает и не такое, но описанная в рассказе схема выглядит куда опасней, чем сафари по Африке. Впору подписывать бумагу об отказе от претензий в случае причиненной медведем смерти. Написано нормально, но не более. Язык не вытягивает, сюжет «не играет», герои по большей части не вызывают никаких эмоций. Вот и получается, что плохим рассказ не назовешь, но и хорошего о нем сказать толком нечего.
Женькино счастье
В некотором роде это очередной взгляд на тему вампиризма — взгляд интересный, хотя ключевой сюжетный ход с попаданием в руки героя могущественного артефакта использовали все кому не лень. И мотив «за исполнение желаний в итоге придется заплатить страшную цену» нам тоже хорошо знаком. За жуть тут должны отвечать изменения людей вокруг героя и его собственные метаморфозы — как внешние, так и внутренние. Схема проста и понятна. Главный плюс рассказа — действительно интересно, чем все закончится. Да и читалось живенько. Но сюжет, на мой взгляд, недокручен, из этих наработок и близко не выжато максимума. История получилась какая-то местечковая, хотя замахнуться можно было на гораздо большее. Это пошло бы на пользу и психологизму, ведь копаться во внутреннем мире героя куда интереснее, если его раздирают настоящие соблазны. Здесь же герой какой-то скучный, что ли. Недалекий. У него на руках все шансы стать Темным Властелином (да хоть кем-нибудь стать в этой жизни), а он что делает? Отваживает пожарных с милицией, чтобы те не испортили вечеринку… Понятно, что чем круче желание, тем больше крови нужно для работы кости, но герой ведь толком и не пытается воплотить в жизнь что-то эдакое. Конечно, автор в своем праве, он так видит персонажа, так видит его потребности и т.д. и т.п. Но читатель тоже в своем праве — и может усомниться в подобной скромности. Речь ведь, на секундочку, о молодом пацане, подростке. Давайте просто вспомним себя в этом возрасте и представим, что у нас есть карманный исполнитель желаний. Экзамен, дружба с грозой района? Ну, э, хм… Выбранный автором стиль, на мой взгляд, для хоррор-рассказа годится с натяжкой. Тут требуется немного другой уровень владения пером. Сложновато настроиться с самого начала на мрачность, пробираясь сквозь прорву восклицательных знаков, шутки-прибаутки и все эти «ух ты» и «ха». Во второй половине ситуация в этом плане улучшается, хоть и остается некоторая речевая неряшливость. Ничего смертельного, но получается, что из-за самой подачи рассказ теряет в атмосферности. Не чувствуется в нем жанрового настроения. Так, незатейливая байка, промелькнула и ладно. В общем, впечатления сложные. Читать было любопытно, концовка понравилась, однако хоррорные элементы работают с переменным успехом, стиль не приглянулся, сюжет вторичен. Короче говоря, рассказ проходной, но вполне имеющий право на жизнь. И кому-то наверняка понравится больше, чем мне.
Наследство
Эх, вот бы мне этот рассказ к майскому «Даркеру», посвященному черной магии, ведьмам и чернокнижникам. Взял бы однозначно. И он был бы там одним из лучших, причем в числе самых тематических. Но не судьба. Впрочем, рассказ от этого хуже не стал. Хотя и тут есть одно большое и жирное «но». Владение словом — на уровне. Вообще-то язык местами кажется чересчур цветастым, попадаются тяжелые конструкции, но все это очень органично сплетается в единое целое, давая вязкий, дурманящий эффект, чтобы читатель не отставал от героини, которую то и дело накрывает колдовской морок. Автор очень умело погружает в текст. Здесь ты чувствуешь запах трав, слышишь шорох листьев, деревенские пейзажи живо встают перед глазами вместе с лесом и кладбищем. А когда приходит пора, явственно ощущаешь и вонь мокрой шкуры. Персонажи четкие, фактурные, хорош и образ зла, и все что связано с ритуалом. Не сказать, что рассказ страшный, но напряжения в нем немало. Героиня довольно быстро становится «своей», а как только в кадре появляется первая бабуля, возникает и тревога за судьбу несчастной женщины, переехавшей из города в деревню. Ведь все мы знаем, чем заканчиваются такие переезды в хорроре. Еще одним плюсом рассказа является правильно выдержанный баланс между женской прозой с обязательными переживаниями, охами и вздохами и, собственно, литературой ужасов. Мысли о муже и горькие слезы не распиханы по всему тексту надоедливыми костылями, а потому не раздражают, не утомляют, а лишь сближают с героиней. В общем, все здесь на месте, все хорошо. Вот только сильно портит карму рассказу старина Айра Левин. Ведь если пересказать сюжет в двух словах, получится «Ребенок Розмари». О плагиате, конечно, речи не идет, но за звание вольного отечественного ремейка «Наследство» могло бы побороться. Ладно бы еще общей канвой дело ограничивалось, но ведь сцена в финале фактически цитирует концовку «РР». Там Розмари заходит в комнату, видит склонившихся над колыбелькой стариков-сектантов, заглядывает в кроватку и видит сыночка, а потом — его нечеловеческие глаза («у малыша глаза его отца»). В общем, эту сцену нужно либо выкинуть, либо переработать, чтобы параллели не были столь очевидными и не портили впечатление от хорошего рассказа.
Рисовая лепешка
Самый слабый рассказ финала, хотя написано вполне пристойно. То бишь за исполнение зачет, а вот за содержание незачет. Получилась какая-то безвкусная мешанина из того и этого, из пятого и десятого, в финале превращающаяся в фэнтези-аниме. Воображение у автора работает как надо, но в литературном произведении хотелось бы чего-то более продуманного, достоверного, а тут во время прочтения из головы у меня не выходила известная картинка-мем с Джеки Чаном. Оставить в силе приглашение героя, хотя ему уже найдена замена (уж в известность его можно было поставить); согласиться на такой вот сомнительный вояж и полететь «в нагрузку»; сразу с самолета, не заселяясь и не сбросив вещи, пойти гулять по городу с сумкой, а потом еще и на пляж двинуть, выискивая в этой сумке плавки; решить, мол, не нужна мне эта Вика, фиг с ней — и тут же заказать для нее цветы… Странные ситуации, лишние персонажи и микросюжеты, поверхностная проработка всего. Непонятно, ради чего нужно было тащить героев в такую даль, если никакого восточного колорита нет и в помине. С тем же успехом они могли отдыхать под Рязанью, тогда хоть не вызывал бы удивления тот факт, что чуть ли не каждый встречный говорил на ломанном русском (на деле же азиаты и английский редко когда понимают). Китайские Гавайи с саке и кимоно — есть ощущение, что автор, вслед за своим героем, смешал в кучу представления о Китае и Японии и описал некий схематичный усредненный вариант. Душевные метания героев практически незаметны, они не переживают за содеянное, а волнуются за свою задницу. Следовательно, читателю их злоключения до лампочки. Только в финале четко прорисован момент осознания собственных грехов, но он никак не согласовывается со всем остальным повествованием. Рассказ состоит из мелких нелепиц и неправдоподобностей, не покидает ощущение сделанной на тяп-ляп работы. И из-за того, что история не увлекает, в сухом остатке имеем лишь набор плохо подогнанных друг к другу деталей.
Легкий пар
Отличный рассказ. Хоррор как он есть — можно сказать, канонический. Главный герой возвращается в место, где давным-давно произошла трагедия, где он потерял близкого человека. И часть вины лежит именно на нем. Фабула, конечно, не нова, зато все остальное на высоте. Есть внятный центральный персонаж, чьи переживания не просто озвучены, а показаны, намертво вшиты в повествование. Есть второстепенные герои, которые прорисованы с не меньшим тщанием. В конце концов, есть зло, имеющее интересный лик и фольклорные корни. Я читал с десяток рассказов о банниках и банной нечисти (один даже написал сам — редкостная дрянь, кстати), и образам антагонистов всегда не хватало зловещей харизмы. Ну, в самом деле, злой дух из бани? Мелкий дед в полотенце, домовой другой породы? Умывальников начальник и мочалок командир. Еще какая-нибудь жуть из ведра? Как-то несерьезно это, смеха не вызывает — и на том спасибо. Многое, если не все, тут зависит от исполнения, но изначально пугательный потенциал данной нечисти пожиже, чем у тех же маньяков, демонов или любых «нестационарных» монстров, которые бродят себе по миру и могут повстречаться где угодно. Тут совсем иное дело. Здешняя нечисть пугает по-настоящему. И в концовке нарушает сразу два неписанных закона, отчего та пробирает гораздо сильнее, ударяя полной беспросветностью. Короче говоря, здорово. Язык достойный, хотя из минусов изложения отметил бы навязчивое желание вставить в текст этот самый «легкий пар», где этого совершенно не требуется. Автор, одного раза вполне достаточно, чтобы читатель прочувствовал сцепку с названием. В дальнейших конструкциях слово «легкий» видится авторской прихотью, а не языковой необходимостью (я бы «легкий пар» оставил только в финале). Ну и за «колорадов» в наше смутное время вам могут пришить разжигание, высосать из пальца обвинения, а раз уж термин этот никакой роли в сюжете не играет, я бы порекомендовал-таки его заменить. Чтобы ни у одного читателя не возникло посторонних мыслей при чтении. Возможно, это покажется смешным, но меня, например, не так давно редактор просил изменить название одного объекта в рассказе с Трубы на Башню, чтобы никто не усмотрел аллюзию на газовую трубу, хотя действие там происходит не в привычном нам мире. В общем, отметая мелкие придирки, могу сказать, что автору удалась качественная жанровая работа. Не удивлюсь, если именно этот рассказ выиграет конкурс. Вернее, удивлюсь, если не выиграет.
Прилив
Рассказ лаконичен, не затянут. Львиная доля положительных впечатлений заработана идеей о вайфае из будущего. Вот ее бы развить, сделать источником страшного, поставить во главу угла — было бы гораздо интереснее. Но, увы, она слита на местечковый акт злобства. Во-первых, обидно за упущенную возможность раскрутить что-то куда более мощное, а во-вторых, даже такое решение не выглядит сюжетно необходимым. Ну узнали они о своей смерти наверняка, что с того? Думается, ситуация не слишком бы изменилась, если бы обездвиженные герои просто лежали на берегу и ждали волну. Ночь, безлюдные места, вы парализованы и медленно уходите под воду — на что тут надеяться? Вызывает легкое недоумение и сам поход. Знаете, это что-то сродни мазохизму — проводить время с тем, кто не нравится, кого считаешь странным, с кем неприятно находиться рядом. Ситуация обостряется еще и амурными делами, но всем пофиг. Позабавил момент с палаткой — это каким же нужно быть «мудрым» начинающим туристом, чтобы не понимать, что твои слова слышны снаружи? Хотя ума-то героям как раз и не хватает. Один едет неведомо куда с братом-лузером, понимая, что ставит в неловкое положение и его, и свою девушку, причем сам не в восторге от его компании. Более того, наша влюбленная парочка не могла обсудить щекотливый вопрос отношений в их трио до поездки, разобраться в том, насколько серьезно у Саши было с Надей и было ли вообще. Конечно, лучше это обсудить в двух шагах от самого Саши. От Саши, который весь рассказ проходил с «улыбочным покерфейсом» и всем своим видом показывал, что душевно нездоров. Исполнение среднее, но глаз не царапает. Если бы не временная дыра, рассказ ничем бы не запомнился, а так хоть до самого финала читаешь с интересом. Но читательского удовлетворения в послевкусии нет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.