Царствие Небесное Сталину — личность был.
А кто страшен — так это рьяные неосталинисты. Я не говорю об историках, я говорю — об обывателях.
В Сталине, в основном, видят не светлые стороны его личности, творчества, не глубину гения, где есть место и мечтам, и страстям, и страданиям, а — темные стороны той эпохи, в которой ему довелось жить, бороться, побеждать, совершать ошибки и исправлять сатанинский ущерб, нанесенный стране и народу в тёмные времена предреволюционной и послереволюционной смуты. Ущерб не только материальный, а тот, что страшнее — духовный.
Исправлять приходилось "по-живому", подчас — насильно, порой — жёстко, как поступают при смертельной эпидемии. Народ выковывался в лишениях и потерях, становился выносливым, стальным, постепенно очищаясь от скверны растления предыдущих десятилетий. Так возник феномен советского народа, где аморально было ныть, жаловаться, хитрить, жульничать… Конечно, аморальные поступки не были редкостью — но всё же это было отклонением от нормы, считалось постыдным, а грех назывался грехом. И хотя Кодекс строителя не мог заменить Новый Завет, он, по крайней мере, хоть как-то компенсировал его отсутствие в официальной идеологии того времени.
Цель этого великого и страшного духовного опыта — и сейчас не всем видна. Результат — как бы ни был он фантастичен — обычно воспринимается людьми без благодарности, как должное, а боль — запоминается навсегда. И поэтому хотят в основном люди не торжества труда, не городов-садов — а "гулагов", и чтоб туда посадили всех, кто им не нравится. Поквитаться, подчинить окружающих своим прихотям и похотям, причинить боль другому — это так по-человечески...
С удивлением обнаружил: многие не ведают разницы между "сталинскими репрессиями" и "ежовщиной", не знакомы с кровавой работой Никиты Хрущова, отписавшего свои же грехи Сталину и Берии после грандиозного, тщательно подготовленного, предательства, зафиксированного 20м съездом КПСС.
Говорят: давайте вернём Сталина. Даже китель вождя напяливают на политические живые манекены, внедряющие очередную моду "на Сталина". Приклеивают усы. Но хотят-то — ежовщины… И чтобы кто-то для них сделал "хорошо, как тогда". А как было тогда? По-разному было. Идя по дороге, лучше смотреть вперед, а не оборачиваться назад. Впереди — будущее и жизнь, позади — прошлое, кладбище умершего времени.
Сталин — личность малоизученная до последнего времени, гигантская — а меряют его своими мерками лилипуты. Масштаб огромен. Грязи столько вылито — льют-льют, а залить лже-правдами жизнь Сталина окончательно — так и не удалось. Всё равно правда о великом человеке выходит наружу.
Вспомнился фильм какой-то — не из новых, но 90х годов, кажется. Названия не помню. Там советского человека на допросе немецкий офицер спрашивает: кто такой Сталин? И он отвечает: Сталин — это я, это все мы, мы все — "сталины", потому что Сталин — это справедливость.
Хотят люди справедливости, а она — жёсткая, порой — жестокая. Всегда — переплетённая с несправедливостью. И не всегда — на твоей стороне.
Можно воскресить дух Великого Времени — а можно гальванизировать его труп. Люди легкомысленны, не видят в себе особых грехов, потому склоняются втайне — к последнему. И потому вместо Мессии восстаёт взбесившийся Франкенштейн. Воскресить высокий дух той, величественной и страшной, сталинской эпохи — невозможно, не начиная с себя самого. Проще заняться "исправлением" других.
Человекам легче желать зла, чем причинять реальное добро друг другу.
Люди как люди: и жертвы ждут от других, и возмездия хотят другим, к себе же требуют — снисхождения, милосердия и прощения. И стараются не думать о самопожертвовании. Хотя уже два тысячелетия назад Тот, Кто приходил ненадолго, чтобы спасти человечество от гибели, объяснил, что всё должно быть — наоборот.
А Сталина опять — не слышат...
Невесёлые мысли.
5 марта 2020 г
P.S.
Иосиф Сталин. Стихи
Песня о Правде
Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
А в песне его, а в песне —
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.
Сказали ему: “Проклятый,
Пей, осуши до дна...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!”
Иверия. 1895. № 218 (на груз. языке).
Иосиф Сталин. Стихи. С. 6.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.