О «культурном газлайтинге» / Блокнот Птицелова. Моя маленькая война / П. Фрагорийский (Птицелов)
 

О «культурном газлайтинге»

0.00
 
О «культурном газлайтинге»

О «культурном газлайтинге»

Битва за души

Эссе

 

«Сущность войны — уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда...»

Дж. Оруэлл, 1984

 

Перечитывая Оруэлла, интересно наблюдать за тем, как переворачивается мир адекватных ценностей с помощью психологических манипуляций, производимых над вменяемыми людьми. Такая система воздействия на психику человека называется любопытным словом «Газла́йтинг» (от английского названия пьесы Патрика Гамильтона «Газовый свет», известной также под названием «Улица ангела»)

Газлайтинг — одна из форм психологического насилия, в результате которого человек начинает сомневаться в своей способности адекватно воспринимать оценивать реальную действительность, эстетические явления, моральные качества окружающих людей. В результате таких манипуляций человек либо соглашается с тем, что черное это белое, а белое — это чёрное, либо начинает чувствовать себя сумасшедшим. Явление или человек, до того считавшийся естественным элементом системы — социальной, эстетической, исторической и т.п. — вдруг насильственно исключается из неё кем-то извне, противопоставляется морали, а в глазах остальных такой человек или явление обретает качества ненормальности, «дефективности», токсичности, неприемлемости для всей системы в целом. Ты, твой язык, твоя семья, твоя страна, мир твоих героев и святых, искусство, которое ты всегда любил, твои представления о том, что есть хорошо и плохо, что является постыдным и что — образцом для подражания, твоя правота и любовь — всё это может стать объектом для газлайтинга. Пьеса забылась. А технология обрела вид массовой промывки мозгов.

 

Как осуществляется насилие с помощью этой технологии? Жертву (человек это или социум) ломают на уровне ценностей, привычек и болевых точек. Под удар попадают привязанности, вкус, убеждения, всё, что вызывает эмоции сопереживания, любви. Всё, что человек (или целый социум) осознаёт, как свои, личные, привычные ценности: род, семейный уклад, этнические, религиозные, фамильные традиции, исторические знания, культурные предпочтения… Одним словом, всё то, что для нас наделено позитивными смыслами, наш жизненный фундамент. Всё, что мы любим, к чему мы привыкли, с чем ощущаем неразрывную связь.

 

Удар, надо сказать, чувствительный и подлый: человека или социум заставляют усомниться в собственной памяти, в ценности важных явлений и вещей, в правильности различения красоты и безобразия, добра и зла, благородства и подлости, подвига и греха. Устыдиться себя — бездарного, не способного ни к чему, старомодного и отсталого, интеллектуально несостоятельного, психически неуравновешенного, эстетически недоразвитого, не относящегося даже к «порядочным людям» — согласно оценке тех, кто пытается «вынести тебе мозг», и вообще… со странностями.

 

Для того, чтобы обесценить человека и всё, что живёт у него внутри, необходимо, прежде всего, уронить его в собственных глазах, со всем его социо-культурным багажом, со всеми ниточками, которые связывают человека с жизнью. Для этого чаще всего используется переполюсовка оценок с минуса на плюс и наоборот, смысловые подмены и наглые вбросы, некорректная интерпретация давно известных фактов, обесценивание творческого начала в человеке, и так далее.

 

Атаки подобного рода порой столь массированные и организованные, что выдержать их человеческий разум не всегда в состоянии. Особенно, когда ему не на что опереться извне: например, на непререкаемые заповеди, благодаря которым мы кое-как, но всё-таки можем отделять истину от лжи, отделить объективные недостатки явлений от глумливой карикатуры на само явление, и видеть этические искажения в информации, которая поступает в сознание извне.

Если весь мир смотрит на тебя глазами зла и ненависти — есть глаза Бога. Бога против человека не настроишь.

Замечу: когда у разума есть такая опора — ему не страшен никакой галдёж, каким бы ни был он по массовости и частоте издаваемого визга.

 

Сталкиваясь с газлайтингом, ты либо ломаешься и принимаешь всю эту ахинею о тебе и о твоём мире, либо остаёшься на своих позициях, но тогда ты становишься мишенью и жертвой в глазах условного ментального упыря или той силы, которая за этим пугалом стоит.

Третьего не дано.

Отстраниться, отмолчаться, сбежать, не сделав выбора внутри себя — не получится.

Либо принимаешь вызов — либо сдаёшься и плюёшь на всё, что тебе было дорого. Либо стоишь на своём и живёшь согласно своим представлениям о том, как жить — либо предаёшь всё, в чём видел смысл жизни. Становишься иудой. Со всеми вытекающими отсюда действиями и поступками, которые можно прекратить совершать только после собственной смерти.

 

«Конец уже содержится в начале...»

… Дж. Оруэлл, 1984

  • Мнемотехник / братья Ceniza
  • «Передайте за больничный, спасибо» / Янис Ником
  • Негениальные стихи / От души / Росомахина Татьяна
  • В поисках ответов… / Виктория Соловьёва / Дневник Птицелова. Записки / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Из газеты "Большая пермена" / Ученик Вася Плюшкин / Хрипков Николай Иванович
  • Сиквел / Метла Мастера
  • Глава 4. Востроглазая и развитие кафе. / Сказка о Кипеше / Неизвестный Chudik
  • НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ / Поэтическая тетрадь / Ботанова Татьяна
  • СТАРИК / Островская Татьяна
  • Мечтать не вредно / Как я провел каникулы. Подготовка к сочинению - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Ульяна Гринь
  • Армант, Илинар - Если обувь велика — сказке быть наверняка! / "Пишем сказку - 5" - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Анакина Анна

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль