Отзывы Чайки / «Кощеев Трон» - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

Отзывы Чайки

0.00
 
Отзывы Чайки

Дорогие участники конкурса, спасибо вам всем за участие и присланные работы. Их было много, они были очень разноплановые и многоуровневые. Было много новых, неопытных авторов, но их желание написать хоррор похвально. И даже, читая отрицательные отзывы, они учились. Потому что жанр хоррор — один из самых сложных. Как и жанр комедии. Невозможно заставить людей смеяться, когда не смешно и бояться, когда глупо.

Я рада, что в финал вышли большинство понравившихся, сильных, интеллектуальных работ. Но тем не менее за бортом остался рассказ " Когда кричат птицы", а он был в моем топе. Но на читательское голосование мы не можем повлиять.

Итак, поехали. Заранее прошу не обижаться авторов тех рассказов, которые я поругаю. Мое мнение субъективно, восприятие жанра особое.

 

ЖИВЫЕ ( или Будь человеком!)

 

Рассказ Живые с первого абзаца выделялся на фоне остальных. Он требовал внимания и максимального сосредоточения на переживаниях главной героини, на ее действиях. Читатель мгновенно погружался в странный пасмурный мир, вроде бы как апрельской весны, но на самом деле Апокалипсиса, мир смертельной пандемии. Автор переместил завязку под конец истории, когда читателю уже ясен масштаб катастрофы, но пока остается открытым вопрос — а что именно случилось с героиней. Почему она ищет своего мертвого-живого мужа. Применена последовательная композиция, в форме монолога, от мысли к мысли, от шага к шагу — и именно она выигрывает. Незаживающая кожа, выпадающие волосы, трупный запах, обрывочные мысли, рубленные фразы создают лейтмотив повествования, вслед за постепенно превращающейся в чудовище героиней переносят читателя в страшный зомби-мир, в сознание убитой женщины, желающей одного — увидеть в последний раз любимого человека и умереть. Кульминация повествования— встреча с мужем-монстром и его развязка — добровольная смерть — кажутся банальным штампом, но лишь на первый взгляд. Автор успевает заразить нас сочувствием к героине, состраданием к ее невольным жертвам.

К психологии отношений: как воспоминания о еще живом муже, где усилительным элементом служит куплет из романса Вертинского, реакция на убийства солдат на мосту или невольный удар по ребенку, претензий нет и быть не может. Автор смог досконально «погрузиться в тему» и выдать ту квинтэссенцию боли, которая и создала жуткое в положительном смысле послевкусие.

Портрету героини, ее внешнему облику не уделено большого внимания, но это не важно. Именно недосказанность и намеки о выпадении волос, о натянутой коже, не тающие снежинки способны нарисовать в сознании читателя монстра.

Но если говорить о соответствии рассказа заданному жанру, то возникают сомнения. Это скорее фантастический триллер с элементами ужаса, но не 100% хоррор. Из классических признаков как погружение в атмосферу жути и постепенное нагнетание страшной кульминации, присутствует лишь один — качественные апокалиптические декорации и мрачный внутренний мир героини. У меня возникает не еффект-саспенс, а лишь чувство неумолимого и оправданного суицида.

Есть так же замечание к логике повествования — странные охранники моста, расположившиеся на ночлег нога к ноге. Не в засаде, а именно на мосту. Один ответ — такая нелогичность пролила больше крови и придала рассказу еще больше жути.

Основная идея автора мне ясна и симпатична — если не суждено остаться человеком, то уж лучше погибнуть в открытом противостоянии. Лучше так, чем стать чудовищем и сеять вокруг смерть.

 

 

ИРКУЙЕМ ( или Береги природу, мать нашу!)

 

Перед нами попытка написать действительно хоррор-рассказ. Насколько она была удачной, давайте разбираться. Автор обладает талантом зацепить читателя и повести за собой. Сработал беспроигрышный сто раз экранизированный кино-штамп — пара или несколько молодых людей с похвальным энтузиазмом собираются безмятежно отдохнуть ( на Кристальном озере, в Лесной хижине, на День всех святых) на камчатских сопках и помирают один за другим на лоне девственной природы. Но это все там, у них, у нас свои заповедные места, свои легенды и не менее крутые маньяки. Поэтому обыгранный штамп я не считаю недостатком. Тем более дальнейшая, написанная очень приятным гладким и ярким языком история развивалась по правильной схеме и достойна похвалы. Героиня произносит пророческую фразу — " Я хочу туда, туда, туда! Окунуться и не вернуться!" И начинает совершать глупость за глупостью. Для классики жанра не хватает порезать палец и выдавить из себя первую каплю крови.

Вместо этого автор кидает второй и очень удачный козырь — " Ой, не хорош баба"… — следующие пророческие слова, произнесенные местным аборигеном Фадеичем ( или тем же старым индейцем, хозяином бензоколонки или сторожем заповедника. Но это все у них — у нас Камчатка)

Рассказ построен по прежней схеме — его композиция последовательная. Портреты главных героев даны сжато, но у меня не возникло трудности дорисовать их образы самостоятельно. Автор уделяет большее внимания взаимоотношениям героев друг с другом. Именно психология нарастающего конфликта сначала в молодой паре, потом между хорошими и плохим героем рождает тот самый долгожданный саспенс.

Повествование сначала ровное, с приятными эротическими вставками, с удивительно красивым описанием камчатских пейзажей, закатного и ночного неба, постепенно разгоняется и доводит читателя до кровавой кульминации и неожиданной разгадки. Можно облегченно выдохнуть.

И тут появляется один недостаток, о котором я должна упомянуть. Мотивация главного злодея не убедила меня. Я так и не поняла, убийство всех членов маленькой группы было незапланированным или подготовленным. Если гид-маньяк убивал всех туристов, то как он продолжал работать? Или ранение медведя свело его с ума. Вот тут сюжетные линии немного надорвались и помешали насладиться опять таки очень красивой, почти эпической концовкой.

Тем не менее считаю попытку напугать вполне удавшейся, тем более разыгрывалась она по классическому, проверенному временем голливудском сценарию. Рассказ может послужить основой для неплохого триллера и стать заодно рекламой красот камчатского края.

Но, как бы все не было классно и « по-сценарию», мне не хватило оригинальности в задумке автора, чего-то особенного, чтобы с уверенностью сказать — Вот это круто! Впервые слышу!

Ничего не попишешь — это был штамп, но штамп красивый.

Идея автора понятна и преподнесена на блюдечке — «Береги природу»

 

 

ЖЕНЬКИНО СЧАСТЬЕ ( или За все надо платить!)

 

Действительно страшная и порой омерзительная из-за анатомических подробностей сказка, композиционно последовательная, неспешная, но и не затянутая. Автор остановился почти на гране, за которой читатель начал бы терять интерес к повествованию. История началась как обычная детская страшилка и шаг за шагом превратилась в фантастический триллер с подростком — убийцей в главной роли. Удачно совмещены два жанра, незаметно перетекшие один в другой. Но как такого хоррора, дрожи в коленях, нытья под ложечкой, учащенного сердцебиения — не чувствуешь.

Психология «хорошего мальчика, отличника», его тревоги, страхи, а главное наивные по сути желания описаны достоверно и очень правдиво. Несмотря на то, что герой постепенно становится монстром, ему сочувствуешь. И даже к невольным убийствам людей относишься с пониманием. В этом большая заслуга автора, который тонко описал чувства, переживания и метания подростка. Он мечтает избавиться от страшной находки, исполняющей желания, и не в состоянии отказаться от возрастающего могущества и вседозволенности. И чем дальше, тем страшнее трансформация психики героя, патологические изменения его становятся необратимыми.

Язык повествования легок и образен. Видео ряд рождается мгновенно и позволяет быстро вжиться в текст.

Основная идея — За все надо платить! — уже сто раз обыграна, ее финал предсказуем, но я не могу обвинить автора в банальности, он разыграл перед нами уникальную постановку не с участием золотой рыбки и медной лапы, а оригинального артефакта— косточки или позвонка, способного имплантироваться в тело. Но скорее Паразита, питающегося не только жизненными силами людей, но и молодостью и рассудком своего носителя.

Яркой кульминации в рассказе нет, она растворена в душевных метаниях героя, измученного жаждой и желанием остаться человеком и не причинять зла. Зло пока не побеждает, оно вновь засыпает на время в ожидании следующего глупца.

В финале автор применяет классический трюк — намекает на возможность пандемии — распространении «счастливых костей» среди желающих халявы.

 

 

 

НАСЛЕДСТВО ( или Все мужики сво….)

 

Самый красивый рассказ из представленных, ошибочно отправленный на конкурс хоррор. Я стою перед сложным выбором — отругать автора за отход от жанра и похвалить за удивительную фольклорно-мелодичную, почти аутентичную историю, женскую сказку, насыщенную древнеславянскими архетипами.

Женщина — мать, великая прародительница жизни! Женщина — ведунья, чаровница!

Согласна — каждая женщина в душе— ведьма!

Начав читать, сразу попадаешь в сплетенную автором паутину, искусно сотканный узор, который трансформируются в визуальные образы. Заслуга автора в том, что ни одна нарисованная сознанием картина не разрушается, они плавно перетекают друг в друга, от завязки до кульминации. Пришелся к месту психологический трюк — только обиженная и оскорбленная женщина становится ведьмой и мужененавистницей. Финал этой очень женской сказки предсказуем — горите вы, мужики, синим огнем! Я — Владычица.

Язык рассказа напевный, колоритный, а порой настолько сочный, а образы почти осязаемые, что наблюдается эффект полного погружения в придуманный мир. Задействованы все чувства: зрение, слух, обоняние даже вкусовые рецепторы. Спасибо за душистые пирожки «на клюкве«!

Но помимо явных достоинств, должна указать и на недостатки. Несоответствие жанру я уже упомянула.

Еще одним, на мой взгляд, недоразумением оказался нечетко нарисованный образ Лесного Владыки. Хочется конкретики и страха, точнее леденящего кровь ужаса (его катастрофически не хватало) — от кого именно понесла наша героиня? Жуткого отца в студию! Демон, вервольф, медведь Кайнын — прародитель людей? Если уж был половой контакт, то с кем именно?

И так же смазанным показалось окончание сказки. Очень хотелось жирной финальной точки, такой жизнеутверждающей феминистской фразы типа «Это тебе от нас всех, гад! » И выстрела дурно пахнущему похотливому самцу промеж горящих желтых глаз. И тут же занавес.

 

 

 

РИСОВАЯ ЛЕПЕШКА ( или Суета сует)

 

Странное послевкусие оставила Рисовая Лепешка. Точнее сказать не оставила в голове ничего и вызвала недоумение. Почему так назван рассказ? Одного намека вскользь, что лепешка дарует новую жизнь недостаточно.

Название создало первый диссонанс. А дальше их становилось все больше.

Начну с композиции, как и почти во всех конкурсных рассказах — последовательной, с пошаговым сюжетом. В данном случае автор нарисовал много второстепенных линий, которые в последствии провисли и вместе не связались. Мало того сюжет затянут, не держит внимание, отвлекает ненужными деталями и второстепенными сценами ( аэропорты, китайское гетто, японский китаец, пляж, рецепция отеля).

По порядку.

Сразу бросился в глаза серьезный недостаток — не достоверность фактов.

Меня, как бывшего авиационного инженера, напрягли ляпы в авторском понимании технологии изготовления лопаток ЛА. На сам процесс, разработку, утверждение и внедрение уходят годы, и если допустить какое-то патентное изобретение и большую премию за него, то, кроме автора, ее могло получить все конструкторское бюро, но не случайные люди ( партнеры какие-то и девица из контроля качества). Да и внедрение новинок проверяется многоэтапно… Кстати доллары здесь причем? Может им конкуренты из Айрбас за будущую диверсию ( катастрофу) заплатили?

Вентилятор реактивного Боинга 777 рассмешил до слез. Короче говоря, не зная матчасти, не стоило так много фантазировать.

Так же сильно провисает логика: автор ввел несколько второстепенных, тупиковых героев, которые так и простояли в сторонке картонными декорациями.

Костя. Его появление было полной неожиданностью. Любовный треугольник не сыграл. Неужели он введен для пикантности? Или для единственного момента со стоп-кадром?

Йен и старый японец с лепешками. Они тоже не сыграли никакой существенной роли в развитии сюжета.

Агний — жрец. Жрец какого храма? Какого божества?

Вика — эманацией какого Зла она являлась?

В хорошем хоррор — рассказе важна конкретика — чего надо бояться! А тут расплывчатый образ демон-не демон с черными глазами и волосами-паутиной. Хотя, положа руку на сердце — задумка страшная. С волосами — паутиной!

А еще вопрос открытый — автор пишет о проклятии — прикосновении и приводит загадочное слово — Иннервациус. Видимо для затравки. Не сработало. Не страшно.

Остается огромное количество вопросов без ответа, безжалостно разрушающих попытки автора собрать свой придуманный мир-пазл.

Избыток ненужных туристических подробностей превращают местами художественное повествование в рекламный текст.

Тем не менее в общем и целом, язык и авторская стилистика мне симпатична. Так же приятна его безграничная фантазия, которая просто бьет ключом!

Должна отметить идеально вписавшийся в реальность сон героя.

Так же понятна основная мысль — За все надо платить, рано или поздно.

Только реализация идеи — а свалю-ка я все в кучу! — стала похожа на старинный натюрморт — Суета сует.

 

 

ЛЕГКИЙ ПАР ( или Не играй со смертью в салочки)

 

Скажу сразу, этот рассказ — мой фаворит. И буду парить его совершенно бессовестно. Причем я поняла это с первого абзаца, автор зацепил мое внимание и больше не отпускал. Так и прочитала эту историю на одном дыхании, наивно надеясь на счастливый конец, но понимая, что его не предвидится.

Великий и ужасный саспенс, то капризное чувство, за которым гонялись многие конкурсанты и остались с носом, поджидал именно здесь, в страшной сказке про пичи — баню.

Автор обошелся без дешевых кинематографических трюков — как пророческие фразы или интригующие разрывы, тут даже нет случайно пролитой крови. Здесь ужас рождается сразу, одним предложением:

«Порог врос в землю, и казалось, строение беззубым ртом пытается всосать в себя всё, что мелькает перед его слепыми гляделками.»

Слова « всосать в себя беззубым ртом» кажутся простыми, но именно в них спряталась магия страха.

Это единственный рассказ, построенный на ретроспекции — взгляде назад. Данный литературный прием отлично сработал, он усилил эффект ожидания, предвкушения.

Если говорить о психологической подоплеке— то и тут автор выбрасывает две беспроигрышные карты — детский страх часто мимикрирует и оттого наиболее разрушителен. Неосознанное чувство вины, преследующее героя всю жизнь. Эти два джокера не оставляют Виктору шанса на спасение, но тем не менее его ждешь.

Как и многие читатели я отдаю должное богатому, насыщенному языку, особому авторскому стилю, позволяющем мгновенно визуализировать прочитанное. Пропитаться придуманной реальностью.

Достоверность быта в заброшенной удмуртской деревушке не вызвала сомнений.

Но самое главное достоинство истории — мгновенное погружение в измученную раскаянием и необъяснимым страхом психику героя, видение его глазами, созвучие его мыслям.

Завязка, развитие, кульминация и эпилог — все сработано по классической схеме, все на своем месте.

Психология момента так же отработана.

Виктор пытался избавиться от детских переживаний, он выбрал единственно правильный с точки зрения врача способ — пережить ситуацию еще раз, взглянуть страху в глаза, но проиграл. Внимательный читатель шел с ним бок о бок и тоже с надеждой шептал Отче наш, но …. Правы старики, когда говорят — никогда не играйте со Смертью.

Единственное замечание мое, как читателя — автор дает фальшстарт словами:

«День тогда катился к обеду, солнце начинало придавливать к земле.»

И далее опять:

«В тот день у Ляпы побаливал зуб»

Я ожидала кульминацию раньше, а она оказалась лишь вступлением.

Еще хочу отметить фантдопущение, сыгравшее основное Зло. Этно-ужас, пичи-банники, утопленные дети— душегубы, вылезающие из воды, щелей во истину страшные, вызывают мороз по коже и желание бежать куда глаза глядят.

 

 

ПРИЛИВ ( или Любовь зла, полюбит и козел)

 

Да простит меня автор и те комментаторы, кто защищал этот текст и пророчил ему перспективы — скажу сразу — это не лидер. Это даже не финалист. Пусть мое мнение субъективно, но как судья я могу его высказать.

Как молодежный триллер в газету — однодневку, как легкое незамысловатое, без интеллектуальное чтиво — куда ни шло. Прочел, посмеялся, забыл.

Автор с самого начала погнался за двумя зайцами и не поймал в итоге ни одного. Идеальное убийство должно было базироваться на чем-то одном — или на фантдопущении: временном катаклизме и чудесном появлении Wi-Fi или на изощренном отравлении — яд кураре. «Душещипательный» сюжет опирается на другое — на прилив в Черном море. Это допущение покруче провала во времени. Черноморские приливы настолько незначительны, что их фиксируют только приборы. Один клик в Википедию не создал бы комической ситуации.

По порядку.

Завязка в принципе классическая, без прелюдий — быстрое погружение в ситуацию: вечер, усталость, поиск ночлега… Автор сразу кидает фразу — заманиху:

«Их возмущённый галдёж смешался с криками Бори и Нади, только подъехавших к краю, и наверняка ожидавших, то Саша вот-вот свернёт себе шею.

Возможно, ожидавших не без надежды»

Не без надежды… так-так думает читатель и включает тревожную кнопку. Процесс пошел.

А дальше все по четкой схеме — готовящееся преступление, ничего не подозревающие жертвы, отравление, оглашенный убийцей приговор, эпилог.

Психология отношений в принципе ясна и показана правдиво. Классический любовный треугольник, где один из углов — юноша с самооценкой ниже плинтуса. Мотивация героя понятна — отомстить, унизить, выйти сухим из воды. Ну и?

Текст прочитан. А эффекта никакого. Во-первых, читатель не напуган, а это главное! Во-вторых, читатель не уловил главную идею — что добивался автор своим рассказом, чему учил? Любовь зла, полюбит и козел! Сочувствия нет ни к кому!

В-третьих, читатель лезет в Гуугл и читает про приливы. Смеется и понимает, что достоверность текста на нуле.

Влияние на организм кураре оспаривать не буду.

Кроме всех указанных выше недостатков, текст подлежит серьезной редактуре, в нем изобилуют смысловые галлюцинации, навязчивые повторения, как « застывшая улыбка на лице Саши», перегруженные предложения, неудачные сравнения как:

« остался стоять, как покрытый птичьим помётом бетонный Ильич в последнем полумёртвом прибрежном посёлке».

Я не маньяк-патриот, но образ Ленина готовы уже юзать и в хвост и в гриву.

Отдельно стоит упомянуть о «пузырях на губах Саши». Несколько неосторожных слов и вместо холоднокровного циничного убийцы передо мной обычный олигофрен!

Все это говорит о неопытности автора, о его недолгой писательской практике. Но это не смертельно, поправимо. Еще пара конкурсов….или хороший редактор ему в помощь. И из унылого текста можно совместными усилиями сотворить удобоваримое чтиво для подростков.

  • Рецензия на роман Нестора Чернова "Подъем в бездну" / "Несколько слов о Незнакомке" и другие статьи / Пышкин Евгений
  • Сокровище Клеопатры - украшение №1 / Пробы кисти и карандашей / Магура Цукерман
  • Легенда. Армант, Илинар / "Легенды о нас" - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Cris Tina
  • Могу на золото берёз красивый сон купить / Мазманян Валерий
  • Солнце свалилось за еловую щётку… / Тебелева Наталия
  • Тигр на выставке / Ларионова Жанна
  • Д'артаньян и три мушкетёра / Сибирёв Олег
  • СИЗО №1 / ВЗаперти-Судьба / Казанцев Сергей
  • Почем мне интресно / Почему мне интересно / Хрипков Николай Иванович
  • Восторг писателя. / НикО
  • Я не обязан любить дождь (Дождь должен идти) / Дом с видом на пустырь / Митраланши

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль