Отзывы Марии Артемьевой / «Кощеев Трон» - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

Отзывы Марии Артемьевой

0.00
 

Судейские отзывы

Отзывы Марии Артемьевой

Уважаемые мастеровчане!

Первым делом отмечу, что уровень работ в чисто техническом плане — литературного мастерства, владения языком, грамотности текстов — у вас традиционно высокий, и это приятно. Еще более приятно, что в этом году на вашем конкурсе куда больше текстов по-настоящему жанровых, "хоррорных". Растем, значит. И это хорошо!

Теперь о рассказах-финалистах.

Если б требовалось распределить их по пьедесталу, то моя расстановка выглядела бы так:

1 место: пусто.

2 место: "Легкий пар", "Иркуйем", "Наследство"

3 место: "Рисовая лепешка", "Живые", "Прилив"

4 место: "Женькино счастье".

Почему? Ответ — в комментариях к рассказам. Я оценивала их по нескольким критериям: соответствие жанру-теме, литературное мастерство, оригинальность хоррор-сюжета.

 

 

Легкий пар

По уровню литературного мастерства этот текст выделяется — сделан по-настоящему умело, атмосферный такой рассказ.

Тема выбрана хорошая: фолк-мотивы про банную Марью. И все сделано для того, чтобы текст вызывал эмоции: маленькая девочка, ее брат, чувство вины у героя, несчастный конюх, умирающая деревня.

Все хорошо. Но при всем этом рассказ мне, как читателю, не понравился. Никак было не отделаться от ощущения некой искусственности всего. Тот случай, когда автор, кажется, "гармонию алгеброй познал" и "как труп, музыку, разъял". Уж больно все просто, все ингредиенты блюда на поверхности: щепотка оригинальной народной мифологии, персонажи — дети и инвалиды, всегда и везде вызывающие сочувствие, декорации — пасторальная деревенская глушь, ностальгия… Ну и все. Взболтать и перемешать. Замес умелый, но за всем этим — ничего свежего, нового, глубины или мысли особой как-то не нашлось. Не зажигает рассказ. Сентиментальные чувства в нем перевешивают, собственно, хоррор: ужаса как такового в тексте куда меньше, чем меланхолии. Тем не менее, за отсутствием достойного конкурента, ставлю этот рассказ на первое место в топе.

 

 

Иркуйем

А вот этот текст можно было бы поставить и на первое место! Если б, увы-увы, не целая куча ляпов, недостаточность мотивации у персонажей и некоторая непродуманность сюжета.

Ну что это такое: "Перемежовывая поцелуи"?

"Погода была рваной" — ?

"Картинка была настолько верной, что у Сергея похолодело внутри, и только повторный раскат грома вернул его в реальность". Это в описании грозы. Кому же она была верной, эта картинка? ))

Очень много таких, как попало, наляпанных словечек, в тексте. Много неправдоподобных деталей, условности. И тем не менее. История вполне оригинальная, интересная, написана динамично и даже не без попыток вывести на какой-то иной смысловой уровень, чуть дальше только лишь развлекательного чтива.

Со всеми ошибками — понравилось. Но, конечно тщательнее надо, автор, тщательнее!:) Эту работу имеет смысл довести до ума.

 

 

Наследство

Неплохой текст, что-то вроде "Ребенка Розмари" на славянско-языческий манер. Такой женский, мягкий, наверняка найдет своего читателя.

Но вот лично мне кажется, что красот языка в страшном рассказе лучше по минимуму. Вообще всякого рода эстетства, стилизмы и завитушки обязаны находиться в строгой гармонии с содержанием, чтоб не нависали над сюжетом. Но именно в страшных текстах все эти красивости отвлекают, как правило, от нужных эмоций. Чтобы оценить красивости языка, какие-то другие нервные центры надо включать, аналитические, другого уровня, понимаете? Тут очень четко надо чувствовать — где стоит, а где только мешать будут всякие изыски.

Читая ужасы, не хочется отвлекаться на такие, например, загадочные фразы: "Дёрн ласково примкнул к ней, приглубился ямкой". Нам же пугаться надо при чтении, а не в затылке чесать, прикидывая, что за неологизм такой любопытный! Но в целом все-таки неплохо. По крайней мере, как-то дышит текст.

 

 

Рисовая лепешка

Да, тут еще больше ляпов, несостыковок, несуразностей каких-то, тем не менее — рассказ показался интересным. По-видимому, автор умеет цеплять читателя, вовремя сказать нужное слово, заинтересовать, затянуть в омуты своей фантазии. )) Первая фраза особенно удалась в этом смысле: "Нам заплатили большие деньги". Покажите мне читателя, который не заинтересовался и не продолжил чтение! Как говорится — "с этого места поподробнее"! J

Ну и потом — атмоферно. Сама история заковыристая, и персонаж Агний любопытный. Еще бы чуть больше продуманности, стройности и гармонии всему.

А вот на этом предложении было особенно интересно: нешто новый монстр явился и вот-вот начнет свои ЖЮДКИЕ злодейства?! "По чистой отутюженной форме поползли бордовые пятна". J

Но кстати — ведь это реально неплохой вариант. Рекомендую проработать. Живые бордовые пятна. Мозговые слизни. Разумная плесень. Что-то в таком духе.:)

 

 

Живые

Хорошо написан рассказ. Кроме того, что девушка пару раз "скинула с себя автомат", как скидывают платье, особых претензий нет. Такой, в общем, оригинальный взгляд на совсем не оригинальную тему зомби. Но как мне представляется — именно за счет такой вот личной подачи все это не столько хоррор, сколько мелодрама с элементами хоррора. Поэтому, извините — ставлю в конец топа.

 

 

Прилив

Этот рассказ я уже читала, отбирая тексты в сборник. И он даже был у меня в папке "МБ" ("Может быть" ), поскольку написан в целом не плохо. Персонажи почти естественные, диалоги почти живые, история почти интересная.

Одно жаль — нету ясности и гармонии во всем этом наборе. Это и вправду страшно: близость смерти и обреченность, когда знаешь о ней заранее. Тут автор психологически весьма прав — страшно.

Но ведь чтобы поставить человека (персонаж) в такую ситуацию, разве обязательны фантдопущения?

На мой взгляд — это основная ошибка данного рассказа. Подобную фантастику трудно читателю примерить на себя. В тот момент, когда персонажи пугаются, сталкиваясь с необъяснимым прыжком времени — читатель в это самое время облегченно вздыхает про себя: а, вон тут че! Ну, это ж выдумка! И все, утрачена нужная эмоция.

Да, фантастика может быть страшной, пугающей (клянусь тремя трилогиями "Чужих" и всеми "Секретными материалами" ), но если вы хотите пугать, логику повествования надо выстраивать в другой последовательности: сперва "вживить" читателя в придуманную вами фантастическую реальность, чтобы он ощутил ее, как свою, а уже потом пугать. Здесь же все наоборот — из ситуации вполне реалистической читателя вдруг кидают в выдумку и он спокойненько уходит, ускользает себе восвояси непуганым.

Искусственность фантдопущения в этом рассказе заметно выбивается и прямо-таки "шкрябает" глаз.

Самый трогательный авторский изыск в этом рассказе: "поставил на тихо журчащий огонь". J

 

Женькино счастье

В этом рассказе все тяжко: избыточно по языку, неровно по сюжету; авторская мысль клубится, суетится; нет никакой четкости, нет впечатления законченной работы. Такое ощущение, что задумка автора не оформилась как следует: историю он рассказал пока что только самому себе, а донести все это до читателя не сумел. Или торопился, или умения не хватило — неизвестно.

Вот пример:

"Ветхие вагончики тесно сгрудились и отсвечивали бельмами зарешечённых окон, словно хотели окружить и стащить в забытую яму, отомстить! Люди их заперли и бросили. Даже бомжи сюда не лезли. И сторожа не видно почти никогда.

Тихо. На сухих ступеньках никакой мокрой земли или следов".

Заметно, как автор у себя в голове некую вполне живую картинку создал и пытается ее описать, как умеет — то и дело что-то добавляя, нанизывая описания и детали, как бусы. Но ведь не продумано. И отсюда такие излишества в описаниях — "На сухих ступеньках никакой мокрой земли или следов". Вместо: "На ступеньках нет следов" — основной информации, необходимой и достаточной — нанизываются прилагательные. Вообще, когда идет речь о таких цепочках одинаковых частей речи — глаголов, существительных, прилагательных, и тем более — наречий (упаси господи!), причастий и деепречастий — авторы должны очень ясно понимать: для чего они это делают. И если не знают, обязательно продумывать, анализировать и контролировать такие моменты. Потому что у опытного автора все это может быть великолепным приемом, а у неопытного, как правило, — признак небрежности, неточно подобранной лексики.

Вот в этом рассказе мы как раз имеем дело, скорее, с неопытностью. Действие и картинка в голове автора присутствуют ярко, но выразить ее, донести до читателя пока не получается.

"Но это был один миг и Женя обматывал старой футболкой кисть, прошитую пулемётными очередями колдовских пуль, тихо выл и мчался в ванную — успокаивать руку под струёй холодной воды. Кровь смывалась, дырки прямо на глазах исчезали, а по телу растекалось блаженство и укреплялась уверенность в собственных силах. Желания исполнялись, а мамины мигрени и вовсе прошли".

Темп и стиль компьютерной игры. Пока слабо.

Итак, поскольку организаторы просили не оценки выставлять, а четко составить топ-7, вот мой топ:

… а топ организатор покажет 30 мая.

  • Вечер: уборка / Диалоги-2 / Герина Анна
  • Гадание на суженого / Стихи / Савельева Валерия
  • ЗАОБЛАЧНАЯ ДАЛЬ / Поэтическая тетрадь / Ботанова Татьяна
  • Черный ворон / маро роман
  • Паршивая тварь / Maligina Polina
  • Круги на воде / Птицелов Фрагорийский
  • Грустная история высокой любви (Зауэр Ирина) / По крышам города / Кот Колдун
  • Глава 19. Спорный вопрос / Орёл или решка / Meas Kassandra
  • Вернись Рамона / Нова Мифика
  • Уж лучше переспать с козлом / Васильков Михаил
  • В / Азбука для автора / Зауэр Ирина

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль