ВИНЧЕСТЕР
С формальной точки зрения это вообще не рассказ. Типичная структура рассказа: завязка, кульминация, развязка. Здесь же развязка отсутствует.
Учитывая, что обстоятельства в тексте описаны практически детективные, а детектив требует, чтобы загадка была разгадана, открытый финал выглядит как издёвка. И ладно бы создавалась какая-то лирическая, задумчивая атмосфера, которая оправдывала бы обрыв на полуслове, но нет. Здесь открытая концовка выглядит скорее не как намеренно использованный приём, а скорее как авторская беспомощность или лень: писал-писал, потом надоело придумывать, чем бы всё произошедшее могло объясняться, да так и бросил.
К тому же есть вопрос к логике повествования: почему при расследовании ведущая версия — убийство, если фактически все детали указывают на самоубийство? Полиция у нас, конечно, не всегда профессионально работает, но не настолько же.
ДЕБЮТ
Автор нарочито давит из читателя слезу. И так всё слащаво и сусально…
По жанру напоминает рождественский или пасхальный рассказ, где герой сначала страдает, а потом бывает вознагражден, но даже для этого жанра злоключения бедной сиротки поданы слишком приторно.
К тому же ситуация в переходе неправдоподобна. Мой муж много лет играл в петербургском метро, на улицах и в переходах. Уличные музыканты — не профессиональные нищие и не проститутки, у них нет ни своих купленных мест для игры, ни пресловутого расписания, упомянутого автором. В общении с публикой, конечно, может произойти что угодно, однако сами музыканты относятся друг к другу зачастую как коллеги, кто первый занял свободную точку, тот и играет. Другие могут подойти и спросить, когда он планирует её освободить, но никаких драк и сломанных инструментов.
Может быть, агрессивная девица была вовсе и не музыкантом, а просто прохожей и решила самоутвердиться за счёт слабого, но всё равно, в целом, «не верю».
КИРЮША ХОРОШИЙ
С точки зрения языка, диалогов написано хорошо. Но с сюжетом есть проблемы. И с жанром. То сатира, то вся эта шизотерика-абсурдистика с индийскими принцессами а-ля Пелевин, то мелодрама и даже драма. В результате получается каша.
В самоубийство главного героя не слишком веришь, недостаточно убедительно прописано, что его к этому привело. Ну то есть внешних обстоятельств, может, и достаточно, но характер изначально заявлен не тот. Такой прожжённый эгоист и циник, крепко стоящий на ногах, и вдруг слетел с катушек. Из-за чего? Любовь? Кризис среднего возраста? Резко перевернувшаяся картина мира? Чувство вины? Как-то не видно всего этого. Оттого не сопереживаешь.
В итоге непонятно, что именно хотел донести до читателя автор. Остаётся недоумение: а что это было-то?
СТАРИК И АНДРОМЕДА
Композиционно тоже не вполне рассказ. Толком нет завязки, развязки, этакий поток воспоминаний. Что хорошо: эмоции передаются, пронзительная грусть, нежность, создается определенное настроение. Что плохо: 3 страницы, а по сюжету заявка на целый роман. Попытка изложить всю историю семьи, несколько десятилетий, в таком коротком объеме неизбежно приводит к скомканности. Недостаточно раскрыт образ возлюбленной — но, возможно, последнее как раз намеренно, получается не живой человек, а бесплотная грёза, символ ушедшего счастья.
ВАРЕНЬЕ ИЗ ДИКИХ ГРУШ
Подходящий текст для литературной странички какого-нибудь женского глянцевого журнала.
Текст грешит тем же, чем и многочисленные телесериалы отечественного производства. Описывается какая-то надуманная, искусственная жизнь, которую ни читатели, ни, подозреваю, автор не ведут и не знают, сплошная игра воображения. Жёны олигархов, преуспевающие и состоятельные художники, выставляющиеся по всему миру (да таких в стране десяток, максимум два, остальные художники живут совершенно иначе). В общем, таких, как герои повествования, в России менее 1% населения. И большой вопрос, почему остальные 99% должны читать об этом книги и смотреть кино.
БЛЕСТИШЬ
Вполне добротный рассказ о том, как мы легко забываем свои детские мечты и повторяем ошибки родителей. Настраивает на философский лад, задевает за живое и заставляет читателя задуматься и покопаться в себе, что хорошо. Ставлю не самую высокую отметку из-за некоторой назидательности. Автор устами дяди Леши слишком явно поучает читателя, как надо жить, а когда тебя учат жить — это всегда неприятно. Но концовка хорошая. И название (понравилось больше остальных).
БЛИЦ
На мой взгляд, истинная жемчужина и безусловный лидер среди всех рассказов-финалистов. Здорово автор обеспечил читателю переход от легкого раздражения из-за непонимания, как связаны между собой все эти персонажи, к потрясающему ощущению, когда все детали пазла складываются в чёткую картинку. Браво, мастерски написано!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.