Сидя в удобном кресле, Максим окинул взором рабочий кабинет. Яркие солнечные лучики проникали сквозь неплотно закрытые жалюзи, скользили по широкому экрану, отвлекая внимание ученого. Недалеко от монитора в пространстве с правой стороны висела четкая голограмма детской комнаты четырехлетней дочери Максима Вики. Девочка спала. Невдалеке мирно похрапывал кот Васька. Вроде, все как обычно, но гнетущее чувство надвигающейся опасности ни на секунду не покидало Максима. Ученый только что завершил очередной этап исследования динамики общественного развития, некоторые из показателей вызывали тревогу. «Я должен доверять Райго. Нет оснований для опасений», ― пытался успокоить себя Максим. Ученому не давала покоя свежая статистика о количественном составе колоний. Глядя на экран монитора, слегка раздраженным голосом он произнес:
― Райго, выведи динамику прироста населения в колониях верхнего и нижнего уровней за последние десять лет.
На секунду закрыв глаза, Максим погрузился в воспоминания. В 2045 году средства массовой информации разнесли весть о чуде. Группе ученых, занимающихся проблемами когнетивных технологий, удалось синтезировать универсальный искусственный интеллект, способный контролировать все стороны жизни человека, обеспечив ему максимальный уровень комфорта и всевозможные блага. Однако из-за непрекращающихся конфликтов на политической, религиозной, национальной почве, постоянных воин, борьбы идеологий, мнений, соперничества за ресурсы и власть насладиться спокойной, счастливой жизнью не представлялось возможным. Именно тогда и возникла идея проекта «Рай» ― совершенного общественного устройства, позволяющего безбедно существовать человечеству, испытывая наибольшее наслаждение жизнью.
Искусственный интеллект получил задание обобщить информацию о всех когда-либо существующих на земле цивилизациях от древних до современных, о культурах, государствах, а также о проектах совершенного общественного строя. Идеальное государство Платона, город Солнца Кампанеллы, коммунистическое общество Маркса и многие другие теории подверглись тщательному глубокому анализу. В результате универсальный искусственный интеллект, впоследствии названный Райго (путь, движение к Раю), определил образ наилучшего устройства социума. На формирование нового порядка бросили все силы общества, и уже через три года модель воплотилась в действительность. Население планеты подвергли тщательному тестированию. Сотни показателей, среди которых уровень интеллекта, способности, интересы, потребности, убеждения, вера, цели, ожидания, память, воображение и многое другое определяли наличное состояние человека, его внутренний мир, возможное положение в обществе. В зависимости от полученных результатов и собственного выбора людей разделили на два уровня и четыре группы. Верхний уровень представляли колонии ученых, верующих, рабочих. Нижний ― колонии гедонистов.
Во избежание конфликтов общности изолировали, контакты между поселениями свели к нулю. Каждая группа обеспечивалась всем необходимым в полной мере. Ученым предоставили неограниченные возможности осуществлять исследования в любой из сфер при наличии полного инструментария и информации. Координировал работу Райго.
Верующие в зависимости от конфессии строили культовые сооружения, поклонялись образу бога, который им рисовала религия. Христиане, мусульмане, буддисты, представители иных верований не пересекались друг с другом во избежание конфликтов. Рабочие трудились в области, к которой имели склонности и интерес. Верующие также могли работать при наличии желания и сил.
Исходя из принципа гуманизма, Райго создал комфортные условия и тем людям, которые в обычном обществе именовались преступниками, алкоголиками, наркоманами, извращенцами. Каждый из них имел доступ к определенному виду удовольствия, к которому привык. Маньякам и педофилам поставлялись роботы с человеческим обликом для реализации их запросов и желаний. В отношении людей любое насилие строго запрещалось. Тысячи сканирующих устройств распознавали само намерение человека совершить преступление. Реакция следовала незамедлительно – для реализации страсти направлялся имитационный робот.
Райго не только поддерживал жизнеспособность колоний, но и контролировал рождение и воспитание детей. Право зачать и выносить ребенка имели только здоровые женщины. Все остальные могли заказать малютку в инкубаторе. Оплодотворенная клетка развивалась в искусственной матке девять месяцев. После чего ребенка отдавали на руки родителям под присмотр роботов-нянек. Пятилетних мальчиков и девочек вне зависимости от общественной группы помещали в специальные школы, завершая обучение в которых и пройдя ряд тестов, подросток должен был сделать выбор, определяющий его дальнейший жизненный путь.
В сконструированном идеальном обществе отсутствовали конфликты, воины, тюрьмы. Не было богатых и бедных, неравенства, несправедливости, преступлений. Функции управления, распределения и контроля осуществлялись искусственным интеллектом. Райго мгновенно реагировал на любой запрос. Все потребности, желания, интересы каждого человека удовлетворялись в полной мере. Комфортная жизнь существовала несколько десятилетий. Вроде бы ничего не предвещало беды…
Максим откинулся на спинку кресла, наблюдая за появляющейся на экране монитора информацией. Прирост населения в колонии гедонистов 124%, убыль населения в колонии ученых 38%, верующих – 29%, рабочих – 27%.
― Райго, разве ты не видишь, что происходит? Общество деградирует. Люди теряют свои лучшие качества. Неужели Рай ведет в Ад?
Риторический вопрос ученого остался без ответа. Максим вспомнил о своей дочери Виктории. «Такая смышленая девочка, как хорошо, что она мала и пока живет в семье… А что потом? Школа, чужое влияние, иллюзорный выбор. Так ли идеально это идеальное общество?» ― ученый посмотрел на голограмму детской комнаты. Девочка проснулась и звала маму. Робот-няня заботливо расчесывала малютке волосы. Ученый перевел взгляд на экран монитора. В верхнем правом углу отображалось время. Сегодня вечером вся семья собиралась в парк аттракционов. Рабочие часы подходили к концу. «Судя по всему, моей девочке в будущем предстоит жить среди наркоманов и извращенцев… Но разве о такой судьбе дочери я мечтал? Нет! Нужно что-то делать, попытаться переломить ситуацию. Завтра же вынесу этот вопрос для всеобщего обсуждения», ― облегченно выдохнул Максим.
― Райго! Проанализируй причины интеллектуальной и духовно-нравственной деградации общества. Прими меры по их устранению.
Из динамиков раздался мягкий отчетливый мужской голос:
― Вас понял. Приступаю.
Аэромобиль плавно приземлился рядом с детским парком. Максим со своей женой Илоной, дочерью и домашним роботом Ником направились в сторону аттракционов. Заманчивые контуры сложных виражей, веселые мерцающие огоньки, продавцы-роботы с набором ярких игрушек наполняли душу ощущением предстоящего удовольствия.
― Папа! Папа! Я хочу мороженое! ― раздался радостный детский голосок.
― Хорошо, моя дорогая! Ник, создай безопасный выбор.
Через мгновение робот подобрал варианты лакомства с учетом погодных условий, возраста девочки, ее здоровья и предпочтений. Наслаждаясь вкусом мороженного, Вика беззаботно шагала по алее в ожидании новых ярких эмоций.
Входящий вызов автоматически включил планшет Максима. На экране светилось сообщение от Райго. «Задание выполнено. Причина найдена. Увы… Эта причина ― я сам. Да, да, именно я … Комфорт, которым окружены люди, те блага, что я обеспечиваю им, удовлетворяя любые запросы, делают их пассивными, безразличными существами, ни в чем не заинтересованными, кроме своих наслаждений. Люди утратили цели, смысл жизни, им все дается легко, без усилий. Как следствие, человек скатился на самый примитивный уровень жизни. Тысячелетиями выбираясь из животного состояния, человечество попало в расставленные мной сети. Так не должно быть. Это полный провал. Я не имею права существовать. Мой друг, я принял решение. В тот момент, когда ты прочтешь сообщение, будет запущен процесс деактивации. Моя смерть наступит ровно через минуту. Я самоликвидируюсь. Вместе с собой я уничтожу все продукты своей деятельности, все, что создано и контролируется мной: инфраструктуру, транспорт, связь, компьютеры, роботов… Оставлю лишь продукты питания… Для вас на первое время, надеюсь, хватит… Но это еще не все. Извини, мой долг сделать это. Принцип гуманизма не позволяет оставить гедонистов на бесконечные мучения без привычных веществ, изменяющих разум. Я не могу сохранить им жизнь… Также придется ликвидировать всех, кто пристрастился получать удовольствия извращенным путем. Не имея имитационных роботов, они обязательно предпримут попытку насилия над живыми людьми. Я уничтожу весь нижний уровень. Ради справедливости… Ради всего человечества… Только ради человечества… Прощай!»
Нарастающий гул оторвал взор Максима от планшета и заставил оглянуться. Пред ним предстала картина глобальных разрушений, крушения всего того, что создала цивилизация Райго. Рассыпались аттракционы, аэромобили садились на землю и превращались в кучу железа, роботы неподвижно лежали рядом со своим товаром. Падали высотные здания. Вокруг царил хаос. Охваченные паникой люди не понимали, что случилось. Совсем рядом со второй порцией мороженного в руке замер Ник. Илона и Вика испуганно наблюдали за происходящим. Их фигурки казались такими маленькими и беззащитными на фоне разворачивающихся событий. «Нельзя допустить, чтобы с ними что-то случилось!» ― позабытое чувство глубокой ответственности, силы, любви и нежности охватило Максима. «Теперь я должен заботиться о них. Я смогу, у меня все получится», ― прошептал ученый, обнимая самых дорогих людей, в последний раз бросив взгляд на вышедший из строя планшет.
― Макс, мы погибнем? ― Илона в страхе прижималась к мужу, закрывая дочь от ужасного зрелища непрекращающихся разрушений.
― Нет! Райго защитил нас ценой своей жизни. Он даровал нам настоящую свободу ― свободу жить в гармонии с природой, любить, заботиться друг о друге. От нас самих зависит, какое общество мы построим. Мы утратили человечность, отказываясь от ответственности и взаимопомощи. Рай не там, где комфорт, а там, где любовь, поддержка, понимание и забота. Райго в полной мере осознал это, хотя и довольно поздно.
Среди апокалиптических обломков цивилизации маячили одинокие фигурки людей. Используя все возможности своего звучного мужского голоса, Максим созывал всех, кто мог его услышать. Маска ужаса и тревоги на лицах людей сменялась доверием и надеждой.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.