Доброе это самое. Я тут чего… Я тут решил накатать… вот это. Оно тут как-то вдруг ударило мне в верхнюю голову, и я решил, что надо записать. А то не уймется и будет сидеть там, где ударило.
Это не рецензия – это намеренно дружеский отзыв.
Причем, на недописанное – точнее, недоукомплектованное – произведение.
На сборник историй – случаев из жизни и, гм, не только – под названием «Памяти Хэрриота».
Да восторг! Постоянный непрекращающийся восторг!
Самый первый текст, что я прочитала на сайте Мастерской, когда я только-только пришла, был мистический рассказ «Темный гость». Еще плохо ориентируясь, я потеряла автора и снова случайно нашла, участвуя в салфетках. Миниатюры Елены — насыщенные и плотные, с четкой фабулой и отлично прописанными героями — практически всегда легко отличимы, как и ее картины.
Поэтому мне захотелось прочитать нечто большее чем 2500 знаков. Пыша злокозненной серьёзностью, я влезла в рассказ «Кони и рыцари». А как же — кони! Мне сразу было ясно, что я, как ветеринар, найду какие-нибудь душераздирающие биологические ляпы! Но моя серьезность потерпела полный крах — веселая, умная сатира дробным топотом ярких образов снесла нафих все мои планы. Это же просто прелесть!
Я внесла автора в список своего регулярного чтения и радуюсь всё больше и больше.
Раньше я читал лишь рассказы Виктора Пелевина. Чуть позже, а точнее в этом году решил узнать, а что там у него на ниве крупной прозы? Я уже прочитал такие произведения: «Чапаев и пустота», «Поколение «П», «Священная книга оборотня», «S.N.U.F.F.», «Жизнь насекомых», «t». Романы указал в том порядке, в котором прочитал. Решил не придерживаться хронологии. И вот какие мысли родились…
Доброго времени суток.
Сразу же ремарка. “Рождение экзекутора” – первая часть первой книги о похождениях экзекутора, а потому вполне возможно, что некоторые моменты показавшиеся нераскрытыми или не выстрелившими, раскроются и выстрелят в будущем.
Я бы охарактеризовал эту повесть как эгоцентричную, полностью сконцентрированную на главной героине Крошке. Мир книги, персонажи, события – всё вращается вокруг неё, как планеты вокруг солнца. Именно образ Крошки, её жизнь и характер более всего интересуют автора. Тири с удовольствием и обстоятельно препарирует внутренний мир героини, ставит её в неудобные позы и наблюдает, как Крошка будет выпутываться.
Я читаю всю жизнь запоем. То есть с четырех лет самостоятельно и бесконечно. Первая любимая книжка — 50 с лишком томов Большой Советской Энциклопедии. Так назывемый джентельменский набор нормальной советской семьи: Толстые, Пушкин, Гоголь, Кассиль, Пастернак, Стругацкие, Жуль Верн, Куперы и Майн Риды, Голсуорси, Диккенс, Агата Кристи, Моэм, Сименон, Мольер, Вольтер, Мопассан и пр и др было прочитано к 12 годам и начался абстинентный синдром. То есть читалось все за исключением полного собрания Ленина, Маркса, материалов всех съездов КПСС и подобного, так как оно хотя и было в абсолютной доступности и написано по русски, но оказалось нечитабельно в принципе. Уж лучше БСЭ, там сухо, но по делу.
Тадер Орди. Дорога забытого знания
Каждый раз, держа в руках еще непрочитанную книгу, я на мгновение замираю. Прислушиваюсь к себе, пытаюсь удержать в памяти восхитительный момент ожидания.
Но не выдерживаю и просматриваю несколько случайных фрагментов, прочитываю пять-семь наугад попавшихся абзацев. Словно подсматриваю в щелочку, пытаясь угадать каким он будет — новый мир? Раздумываю перед тем, как решиться, распахнуть дверь и войти.
Или нет? Развернуться и удрать, не читая?
Поэтому не очень люблю электронные книги — их листать неудобно. И нельзя заложить пальцем.
Каждый раз открывая книгу, я на мгновение замираю на пороге нового мира. Прислушиваюсь к себе, пытаюсь удержать в памяти восхитительный момент ожидания.
Но не выдерживаю и просматриваю несколько случайных фрагментов, прочитываю пять-семь наугад попавшихся абзацев. Словно подсматриваю в щелочку перед тем, как решиться, открыть дверь нараспашку и войти. Или развернуться и удрать, не читая?
Поэтому не очень люблю электронные книги — их листать неудобно. И нельзя заложить пальцем.
Дёмин Михаил
Итак, приступим…
Ну, логика определенная тут есть. Это безусловно. Хотя начало и вызывает вопрос — а почему герой именно на болото пришел с косячком? Это ведь неспроста! Значит — или на что-то надеялся, или традиция у него такая. Но думающий читатель (а именно на такого рассчитан этот шедевр) сам способен додумать причину. Зато дальше уже логика железная — болото-лягушка-говорящая-заговорила. Предложение от лягухи последовало заманливое, обычный человек — ну я, например, ни за что бы не отказался! А этот, хотя уже и в приподнятом настроении, побрезговал. Естественно, даме такая реакция не понравилась. Так что опять все верно.
Интересен финал произведения. Молниеносная смена поведения героев — панк Ванюша, пораженный нападением лягушки, сначала позорно бежит, а затем, обнаружив пропажу дорогой ему вещи и полагая, что мерзкая тварь покусилась на чужое, становится агрессивен и решителен. В то же время, испытывая шок от разрушения всех мучительно долгих надежд, так и не состоявшаяся, как личность, нечеловечески оскорбленная в лучших чувствах лягушка, может даже предчувствуя трагический финал, в последний раз растроенно курит… Мы-то понимаем — не могла она «спереть» косяк, благородная натура никогда бы до этого не опустилась. И что она может противопоставить «тяжелой арматуре» в руках невменяемого убийцы? Только несгибаемую силу духа.
Автор глубоко уважает читателя, и опять предоставляет ему самому «додумать» кровавую сцену, не
Реал не читаю. Видимо потому, что у меня в жизни этого реала было столько, что уже не хочется больше, свое бы унести. Фэнтези, правда, тоже избегаю, главное из-за обще-романтическо-сусального настроя жанра. Потому что при всей моей глобальной несогласности с делением книг на жанры, стиль и жизнеописание возвышенных эльфёв и прекрасных ведьм меня бесит.
Трофимова Татьяна, «Тебя довожу я»
Жизнь коротка.
Жизненный опыт не успел накопиться, осмыслиться, как уже раз! Ты умер. Поэтому хочется успеть узнать и ощутить как можно больше.
Людей очень много и у каждого своя, иная жизнь. Поэтому выводы у каждого свои, зачастую абсолютно уникальные. Как и идеи, взгляды на жизнь, на мир и всё-всё-всё вокруг происходящее.
Везде побывать и узнать всё лично совершенно невозможно. Зато у нас есть книги. Пара часов чтения и ты уже возвращаешься из нового мира, познакомившись с автором, его жизненным опытом и взглядами, его проблемами и способами их решения.
Это к тому, зачем я читаю.
Март в столбик
Алена Бабанская (20-04-2015)
Какой конфуз, какой позор!
Совсем не пишется обзор.
Сидишь, в окно вперяясь взором,
Почто не дружится с обзором?
Холодная весна вокруг,
И облака несет на юг.
В обзоре навести б порядок…
Достойных опусов с десяток,
А остальное – полный вздор,
Итак, мы начали обзор!
***
Вот пишет Николай балладу.
Ему бифштекса, что ли надо?
С налету разобрать нельзя,
Куда деваются друзья:
Баллада (Николай Борисович)
бифштекс пошел на мясорубку
не чтоб так сразу бы войной
но захотелось разобраться,
куда деваются друзья
бифшткес идет на мясорубку
еще с ним просится рибай,
но было несколько опасно:
второй, решили, будет ждать
не хочет жесткого решенья
ему бы лишь поговорить
и так дошел до мясорубки
а друг глядит из-за угла
но мясорубка улыбнулась
она ведь в принципе не зверь
он к ней лицом к лицу подходит
и лист бумаги подает
у нас — сказала мясорубка —
я лично просьбы не беру
но наверху ты видишь раструб
залезь и просьбу опусти
***
А Плахов, что не имет сраму,
Одну описывает даму –
Ее багряный цвет помады
Весьма одобрили менады:
*** ( Дева Мария)
твои губы как мне сказали не имут сраму
увлажняясь при виде статуи поликсена
но я так устал наблюдать эту футураму
что охотно ложусь на сено
твои идолы были выпуклы и лобасты
колобок посолонь вертясь укатил на север
заводная лягушка склеила ласты
в перепончатое крыло
Как уже говорилось, небезызвестные, уважаемые среди меня (и не только меня) авторы МП вдруг решили из развлекушек чисто по фану сделать издавабельные романы, и я за них очень болею в этом деле. Помочь особо не могу, разве что отзывами, что и делаю.
Про рыцарей, русалок и тритонов я уже рассказывал, а теперь у нас чугайстры, ведьмы и призрачный цимбалист: отзыв на роман Марины Комаровой «Практика на Лысой горе».
Среди моих литературных подруг вдруг случилось такое интересное поветрие: из развлекушек чисто по фану сделать издавабельные романы. Что ж, дело благородное (сам всегда мечтал получать деньги за удовольствие, но, видно, не дано) надо поддержать. Тем более, что авторы они хорошие, и даже чисто развлекательная литература, без каких-либо особых месседжей социуму даже в подтексте, у них выходит достойно. Посему будет такой небольшой цикл отзывов-рецензий на три штуки от меня.
Сегодня размышления номер раз посвящены роману Даны Арнаутовой «Страж морского принца» (сейчас как раз вторая серия этого дела началась).
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Иосиф Бродский
Представление
Михаилу Николаеву
Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо
тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая.
Вместо горла — темный вечер. Вместо буркал — знак
деленья.
Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Вот и вышел гражданин,
достающий из штанин.
«А почем та радиола?»
«Кто такой Савонарола?»
«Вероятно, сокращенье».
«Где сортир, прошу прощенья?»
Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах —
папироса.
В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.
И нарезанные косо, как полтавская, колеса
с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника
жиром
оживляют скатерть снега, полустанки и развилки
обдавая содержимым опрокинутой бутылки.
Прячась в логово свое
волки воют «E-мое».
«Жизнь — она как лотерея».
«Вышла замуж за еврея».
«Довели страну до ручки».
«Дай червонец до получки».
Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним —
меццо-сопрано.
В продуктовом — кот наплакал; бродят крысы,
бакалея.
Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках
из барана
превращается в тирана на трибуне мавзолея.
Говорят лихие люди, что внутри, разочарован
под конец, как фиш на блюде, труп лежит
нафарширован.
Хорошо, утратив речь,
Встать с винтовкой гроб стеречь.
«Не смотри в глаза мне, дева:
все равно пойдешь налево».
«У попа была собака».
«Оба умерли от рака».
Чего-то давно не проводились читальные вечера. Думаю как раз все отдохнули, набрались материалу и жаждят поведать о нём честному собранию в виде… самого Меня! Как гласит народная восточная пословица «Не важно, хорошее вино или нет, а важно, кто за него будет платить.» Это означает, что стоит случаю произойти, как все возможные вероятности событий мигом разрушаются. А из сего следствие: если вы постигли — поведайте об этом людям. И самому Мне.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ БОРЩА
Моя подруга варит борщ.
Неповторимая страница!
Тут лоб как следует наморщь,
чтоб за столом не осрамиться.
Ее глазенушки светлы.
Кастрюля взвалена на пламя,
и мясо плещется в компаньи
моркови, перца и свеклы.
На вкус обшарив закрома,
лохматая, как черт из чащи,
постой, пожди, позаклинай,
чтоб получилось подходяще.
Ты только крышку отвали,
и грянет в нос багряный бархат,
куда картошку как бабахнут
ладони ловкие твои.
Ох, до чего ж ты хороша,
в заботе милой раскрасневшись
(дабы в добро не вкралась нечисть),
душой над снедью вороша.
Я помогаю чем могу,
да только я умею мало:
толку заправочное сало,
капусту с ляды волоку.
Тебе ж и усталь нипочем,
добро и жар — твоя стихия.
О, если б так дышал в стихи я,
как ты колдуешь над борщом!
Но труд мой кривду ль победит,
беду ль от родины отгонит,
насытит ли духовный голод,
пробудит к будням аппетит?..
А сало, желтое от лет,
с цибулей розовой растерто.
И ты глядишь на Божий свет,
хотя устало, но и гордо.
Капуста валится, плеща,
и зелень сыплется до кучи,
и реет пряно и могуче
благоухание борща.
Теперь с огня его снимай
и дай бальзаму настояться.
И зацветет волшебный май
в седой пустыне постоянства.
Владыка, баловень, кащей,
герой, закованный в медали,
и гений — сроду не едали
таких породистых борщей.
Лишь добрый будет угощен,
лишь друг оценит это блюдо,
а если есть меж нас иуда, —
пусть он подавится борщом!..
Клубится пар духмяней рощ,
лоснится соль, звенит
отыграли по полной, сдаваться пора на милость
ёлопалой стране, победившей в «что-где-когда»,
к перлам первых дождей
раз –
не сразу, но обломилась
тупиковая ветка в простуженный декаданс.
хоть трава не расти по следам ледяных ристалищ,
кто б там, вестью напрасной махая, не поджидал,
ты с языческой страстью
свой майский букварь листаешь,
тянешь влажный сиреневый вечер, как божий дар.
с подрастающей тенью подробно срастаясь швами,
не крести календарь и знамений не отмечай,
слишком весел и зол к изумленью небесной швали,
а меча не принёс – так и сгинешь не от меча.
спросят – не отвечай, ни за что горизонт заштопал,
ни куда белый свет год за годом перетекал,
но, покуда не пойман,
никто не поймёт, за что пал
под молитвенный щебет с восторгом еретика.
не взыщите друзья
свою душу я продал фейсбуку
он своим интерфейсом
внезапно меня поимел
до свиданья жж
я пожму твою честную руку
сколько сердца стихов
я в тебя запощал как умел
водная прогулка с дамой сердца
По берегам торчали цапли
Пруда где в лодке мы гребли
И с весл моих срывались капли
Светясь на солнце, как шабли
И вы, в восторге от природы
Лягушек брали за бортом
Макали в зельтерскую воду
И отпускали взад потом
ata_k
Садо-мазо-хакер, самой себе
Зубы разжав, язык покажи судьбе.
Лежать! – говорит хозяин собаке
И сам лежит
(Это завидев, собака к нему бежит,
Волоча поводок по газону, как не в себе).
Окуджаву разжав: раз-два, от судьбы к судьбе,
От неё – к суду (чьему бы?!) – речитатив
Прост, как хвост собаки –
Велеречив.
И собака блюдёт лаканов пустой закон,
Молоко лакая вы-гнутым языком, –
Подтвердит любой биолог и живовед.
Алфавит – ответ, антидот и отвод от бед.
Знай язык, что флаг на ветру,
Полощи от врак:
И в зарю его, и во мрак –
Вот так,
Вот так.