Среди моих литературных подруг вдруг случилось такое интересное поветрие: из развлекушек чисто по фану сделать издавабельные романы. Что ж, дело благородное (сам всегда мечтал получать деньги за удовольствие, но, видно, не дано) надо поддержать. Тем более, что авторы они хорошие, и даже чисто развлекательная литература, без каких-либо особых месседжей социуму даже в подтексте, у них выходит достойно. Посему будет такой небольшой цикл отзывов-рецензий на три штуки от меня.
Сегодня размышления номер раз посвящены роману Даны Арнаутовой «Страж морского принца» (сейчас как раз вторая серия этого дела началась).
Для начала немножко аннотации.
Джиад, жрица бога войны Малкависа и по совместительству супервоин-супертелохранитель и любимая (влюбленная) женщина принца Торвальда, спасает своего возлюбленного господина от мятежников, помогает удержать власть и получить корону. Но вот незадача: последний мятежник перед смертью бросает в море королевскую реликвию – родовое кольцо Аусдрангов – без которого беднягу Торвальда не коронуют. Ради крепости и законности власти Торвальда, а больше из любви к нему наша великая воительница Джиад, не задумываясь, надевает амулет водного дыхания и бросается в пучину искать кольцо.
А в пучине ее немедленно встречает другой принц, Алистер, уже морского народа иреназе. У принца Алистера своя история с людьми вообще и королями Аусдрангами в частности, и сводится она к тому, что лучше бы не встречаться. Но рок неумолим – встретились. И случается сказочное предопределение: принц-тритон Алистер запечатлен с девушкой-воином Джиад сразу и навеки.
Запечатление – такой аналог многократно усиленной плотской любви, можно сказать плотской нужды, у иреназе. Случается оно раз в жизни и навсегда и имеет решающее значение для королевского наследника. Проще говоря, Алистер не может ни жить, ни править без своего запечатления. И это при том что с Джиад они не только друг друга не любят, а откровенно ненавидят и брезгуют. Понятно, что будет дальше, да? Как минимум несколько сотен страниц страстей в клочья.
Присовокупим к этому придворные интриги на суше и на море, ревность и предательство, детективную интригу, связанную со смертью предыдущей возлюбленной Алистера, покушения, битвы и погони, а еще романтично-прекрасный подводный мир и мир земной, вполне себе продуманный и логичный. И вы получите роман Даны Арнаутовой «Страж морского принца».
Чтобы было понятнее немного конкретизирую: если кто знает этого автора, то понимает, Дана – это вам не «два притопа три прихлопа» Стефани Мейер или Эрика Джеймс. Русским литературным языком она владеет на высшем уровне, пишет сочно, красочно и атмосферно. Мир произведения действительно очаровывает, а персонажи хоть и закрасивлены слегка (хотя мне это нравится, что греха таить? Люблю красивое) но далеко не плоские. А порой даже неоднозначные – острота внутреннего конфликта наше все. Смысловая глубина… знавал я у этого автора произведения гораздо более глубокие, врать не буду, но для развлекательно-увлекательной сказки и это в самый раз. В общем, если вы любите истории сильных женщин про любовь и ненависть с красивыми видами, смертельно-опасными приключениями и жестокой эротикой – вам сюда. Не пожалеете.
Отдельный респект автору за изящную постмодернистскую игру с Русалочкой Андерсона и Диснея. Мне, честно, понравилось. Дана чуть завуалировала, сменив имя Ариэль на Ираэль, но я бы не стал, напротив, я бы отсылку более явной сделал – логично же, вскрывает мировые культурные связи. В общем, советую подумать.
На этом объективная часть рецензии заканчивается и начинается сугубый оценочный субъективизм.
И спойлеры! имейте ввиду.
Начнем с жанровых обозначений. Дана пишет, что это у нее фэнтези – эротика – любовный роман. Насчет фэнтези и эротики спорить не стану, все так и есть, а вот с любовным романом я не согласен. Любовный роман обычно строится так: есть пара влюбленных, которая обозначается в самом начале и женится в самом конце, а весь сюжет посередине что-то мешает им быть вместе: общественные устои, жизненные обстоятельства, личные комплексы. Так ведь?
Тут все не так. Тут есть героиня Джиад, и у нее есть, так сказать, гарем партнеров числом три. Причем ни в одном случае это не любовь. Быть может, к концу второй или третьей книги любовь и появится, но пока ее и в помине нет. Торвальд – хладнокровная политическая скотина Джиад только использует, да и сама она потом понимает, что принимала за любовь простое желание семьи и близости. Лилайн – брателло, соратник и секс-без-обязательств, они сами сразу так и определились. А Алистер… тут вообще все понятно сразу – не считать же любовью болезненную физиологическую зависимость сиамского близнеца? Перспектива есть, конечно, но очень уж отдаленная. Поэтому любовный роман – нет.
А что же да? А вот я считаю, что это у нас рыцарский роман. Рыцарско-феминистический роман, я бы сказал! И, смотрите, почему: потому что все, что делает Джиад – это служба, служение. В романе есть такая заповедь жрецов Малкависа: Жрец должен служить. Если одна служба закончена, он должен найти себе другую. Цитата неточная, но смысл такой. Так наша героиня и живет! Служба, служение неким идеалам, а через них – служение государствам и личностям, истинное, офицерское, я бы сказал, понимание того, что служить необходимо, потому что от верности и профессионализма ее службы зависят жизни людей – вот что ведет Джиад по жизни и по сюжету. Разве не так?
Она бросается с обрыва за перстнем не только ради Тровальда, но и ради стабильности в стране. Она поддается на шантаж короля иреназе, потому что не может отдать на откуп своим желаниям жизни людей на побережье – она служит этим людям, заботится о них, защищает. Торвальду по сути и предавать-то ее бы не пришлось, надо только было объяснить, что это ради процветания страны, ради счастья ее жителей – она и первый раз сама бы к русалкам пошла.
Уже в море она раз за разом спасает Алистера не из любви же к нему, правда? Она делает это из рыцарского долга защитить слабого или не дать в обиду народ Акаланте. И в финале она просит у своего бога свободы. А распоряжается ею как? Опять идет служить. Ну в самом деле, не может же она допустить, чтобы всего лишь из-за ее неприязни к принцу погибло целое государство?
Джиад – не принцесса, ради которой пластаются рыцари, и не Золушка, которая заслуживает счастья, потому что добра, трудолюбива и духовно богата. Она вообще не героиня любовной сказки! Она – офицер, служака, рыцарь без страха и упрека. Женщина в мужском амплуа. Так я вижу. Попробуйте переубедить.
Теперь понятно, почему тут – в кои-то веки – я категорически голосую за Джестани, да?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.