Вий-Совяцкие истории о Полтавской профессуре и студиозусах. (Отзыв на роман Марины Комаровой "Практика на Лысой горе")
 

Вий-Совяцкие истории о Полтавской профессуре и студиозусах. (Отзыв на роман Марины Комаровой "Практика на Лысой горе")

+22

 

Как уже говорилось, небезызвестные, уважаемые среди меня (и не только меня) авторы МП вдруг решили из развлекушек чисто по фану сделать издавабельные романы, и я за них очень болею в этом деле. Помочь особо не могу, разве что отзывами, что и делаю.

Про рыцарей, русалок и тритонов я уже рассказывал, а теперь у нас чугайстры, ведьмы и призрачный цимбалист: отзыв на роман Марины Комаровой «Практика на Лысой горе».   (Марина Комарова – это наша Сова, если кто еще не знает, а ссылка на другой ресурс, потому что в МП этого романа в общем доступе нет).

Итак.

«Практика на Лысой горе» — это юмористическая сказка в стиле городского фэнтези, где колдовской народ преспокойно обитает в современном нам мире. В центре повествования Полтавский национальный университет магии с его преподавателями и студентами – «маг.академия», немного напоминающая о Хогвардсе (преимущественно своей параллельностью обычному миру, составом организаторов и распределением дара у студентов). Однако же эта история выгодно отличается от западных тем, что она – наша родненькая, взывающая к ощущениям раннего детства и генетической памяти, помогающая почувствовать свои родовые, культурные корни.

Сюжет рассказывать не буду, да и вообще о сюжете скажу позже, сначала – персонажи. Персонажи, герои – это вообще самая сильная, сторона этого произведения, самобытная, не побоюсь этого слова, мощная, удавшаяся на все сто. Марина вообще хорошо умеет работать с фольклорным материалом, чувствовать и передавать дух народа, и «Практика…» — не исключение. Тут у нас сразу и этника, и постмодернизм. Есть личности, чуть не напрямую отсылающие к гоголевским сказкам: ректор университета Вий-Совяцкий, чуть приподнятые веки которого повергают в ужас и студентов, и преподавателей, да вообще кого угодно; соблазнительная ведьма Солоха Кандыба, зазноба чуть ли не всех древних колдунов; заполошная секретарша Хвеся Языката; наглец-миляга Бесенька, который то ли любимая зверушка, то ли пекельное чудище, а может вовсе живой магический оберег. Даже сам Николай Васильевич тенью присутствует в коридорах и аудиториях университета… А другие персонажи, вроде Олега Вещева, Рудольфа Железного или злыдня Вовка, скорее похожи на булгаковских Коровьева с Бегемотом: такие же карикатурные снаружи и жутко могущественные внутри. Некоторые – вроде чугайстра и цимбалиста – запредельно пафосны и мистичны во всех своих ипостасях. (Если повернуть во мрак и ужас, можно сделать хорошую такую мрачную сказку, для этого уже все есть: и красота, и инфернальность.) А девушки – Динка, Татьяна, Орыся — они просто живые, их потрогать хочется, и этим все сказано.

И никак нельзя обойти вниманием городовых. Херсон и Стольный – это просто находка. Не знаю, откуда взяла эти образы Марина, что ее натолкнуло и побудило, но я таких не встречал. Их бы побольше.

А еще есть нечисть западная… и вот те раз! Опять из старой Европы славянам одни проблемы. А я-то по наивности считал их венцом просвещения, и даже в своем романе всячески за них заступаюсь, властолюбцев и задавак несчастных… тьфу на них совсем! Три раза! Через левое плечо!!!

И это все было о хорошем. Но нельзя же только о хорошем, правда? Теперь будет о плохом.

И опять спойлеры!

А о плохом – это, увы, сюжет. Нет, я не скажу, что сюжет вообще плох, по задумке вполне годный. Но по исполнению он не простроен, а оттого есть места провисающие, есть непонятные и есть такие, которые выскакивают роялями, хотя по идее не должны.

Примеры непонятности и провисания:

Поездка Саши в Херсон. Может, я чего проглядел, но не уловил. С чего это она вдруг решила, что ей надо именно в Херсон, именно к Железному, и именно срочно? Не понял я и того, есть ли связь с тем, что Дина из Херсона? По большому счету не понял, что такого интересного сказал Саше Рудольф, и поняла ли она его сама.

Второй предмет непоняток – это сватовство Григория к Динке и последующее умыкание. Это было зачем? Ради того, чтобы подготовить ее в хранительницы? Или к ритуалу инициации? И что из этого чугайстр знал и имел ввиду сразу, а что потом придумалось? И почему непременно надо было все это делать это тайно от Богдана и Андрея, провоцируя их на конфликт?

И почему он впрягся за чужую девчонку, но не защитил воспитанника? Прошляпил? Или просто счел, что тот сам управится?

А самый такой на мой вкус большой рояль с провисанием сразу – это явление баньши в финале. Тут, наверное, надо сказать, в чем я вижу разницу между интригой и роялем.

Интрига – это когда персонажи не знают многого, а читатель знает больше и еще о большем догадывается и переживает, догадаются ли персонажи. А скрытым остается только самая малая, но самая существенная часть. И тут мастерство автора проявляется в том, чтобы именно эту главную малость выделить и прикрыть не более необходимого, но не менее достаточного.

А рояль – это когда все-все, и читатели, и персонажи, думают одно, а автор подразумевает ровно другое, и в самый кульминационный момент круто поворачивает сюжет так, что никто бы и не догадался, причем читатель не видит логических связок этого поворота.

Тут логических связок для именно такой кульминации как раз не видно — кто бы мог подумать, что все завяжется на баньши, которых по тексту едва упомянули пару раз, да и то больше в качестве экзотического анекдота? Ведь все подозрения у всех и всегда крутились только вокруг злыдней, а союзником если и можно было кого-то заподозрить, то разве что Багрищенко.

Все связки и авторские идейные коллизии выдаются потом, в последней главе пространной лекцией, когда все герои сидят кружочком и внезапно откровенничают на тему кто, как и зачем кого предал, обманул и подсидел… а надо все это в сюжет! И не горкой враз, а ровным слоем по всему роману.

Но я знаю, у Марины это только черновик и предстоит еще правка. И, мне кажется, ничего уж совсем критичного в построении сюжета нет, все можно исправить во время редактуры. Не скажу, что это совсем простенько, но если подумать – реально. Поэтому искренне желаю автору удачи и с этим романом, юмористическим, и – главное – с мрачной мистикой на будущее. Мрачную мистику я больше уважаю, чего уж.

Недовольные бухтелки

И, кстати, что у вас с Удавом за заглавия такие прямолинейно-назывательные? «Практика на Лысой горе», «Страж морского принца»… как будто я вам их придумывал, честное слово! То ли дело «Йенгангер не дышит»! Или «Море в твоей крови»! Пестня… Или, вон, хоть с тигробелок пример берите про загробную жизнь…

Ворчу, ага.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль