Делегацию друидов торжественно проводили, а для Гвлэдис и оставшихся с нею друидки Рианнон с охранником Колптой, живших как супруги (официального брака у друидов не было), возвели небольшой домик и что-то типа временного храма в роще за пределами померия. В Городе она наотрез отказалась обосноваться, сказав, что молиться богам природы нужно лишь посреди природы. Всем трём даровали римское гражданство, сожительство Риании и Колтия признали законным союзом.
Евгению показалось, что вот теперь заинтересуются Склоном и этруски, и эллины, и ещё кое-кто. Но уже поздно, союз с друидами не потерпит включения в него третьих сил.
Послание Глэдис шокировало Сенат. Все ожидали замечаний по поводу обрядов культов, а оно касалось в основном материй весьма вонючих, о которых не принято говорить в приличном обществе.
«Римляне! Вы прекрасно знаете, что «Pecunia non olet» (деньги не пахнут). А я сейчас покажу вам, что «Cultus non olet» (Служба не пахнет)».
«Земля даёт вам еду. Вы пожираете её, а то, что из вас выходит, надо было возвращать Земле. Поскольку ваша еда — испражнения Земли, ваши испражнения — еда Земли. Многие города настолько дики, что их жители выливают нечистоты прямо на улицы. Вы построили для них клоаку, и она загрязняет Тибр, а потом выносит корм в царство Нептуна. А Нептун старается ничто своё Земле не возвращать. Он хоть и частный управитель по сравнению с матерью-Землёй, но хозяйственник весьма жадный и несговорчивый. Что в море попало, то для Земли почти что пропало, если не вернётся на сушу рыбой и водорослями».
«Мы, друиды, предлагаем вам первое простейшее решение. Выкопайте несколько больших выгребных ям у клоаки. Ваш город всё время мучает проблема нечестно, по мнению многих, присвоенных казной денег за сицилийский хлеб. Вот и пустите эти деньги на дело. Накупите самых дрянных рабов, постройте повозки для нечистот и пусть эти рабы будут золотарями: по очереди выгребают каждую из ям и отвозят нечистоты к полям. В первую очередь к тем, где выращивают овощи, в последнюю — к тем, где растут всевозможные бобы. А уж покормить свою землю должен сам хозяин, не стесняясь вони. Нужно делать это осенью, после уборки урожая, или весною не позже чем за десять дней до посева или посадки».
«Нужно вам больше ловить рыбы и научиться есть водоросли и кормить ими животных. И нужно не выбрасывать обратно в море сорную и протухшую рыбу, а золотари пусть отвозят её и несъедобные водоросли к полям. Это прекрасная еда для земли. И вообще, город тем лучше, чем меньше его свалка. Все негодные вещи нужно пытаться обратить во что-то полезное, а не просто выбрасывать. Есть чуть-чуть таких, что их уж лучше захоронить, но здесь мы вам поможем. Научим, где и как использовать то, что можно, и определять, что является ядом для земли и что нужно не просто выкинуть, а сложить в каменные могилы. Даже Нептуну, этому жадине и эгоисту, такие яды отдавать нельзя».
«А чтобы легче было выполнять вонючую, но важную работу кормёжки своего поля, мы, по подсказке наших богов и богинь и с согласия Бога Единого, создали для вас священный гимн, который нужно петь, питая землю».
Гвлэдис, дождавшись конца чтения свитка, запела длинный и пышный гимн.
Когда прошёл первый и второй шок, решение понравилось сенаторам. Тем более, что многие из них сами пахали часть своего поля, даже Аппий Клавдий демонстративно каждый год обрабатывал и засевал небольшую делянку. Крестьянский труд считался в ранней Республике самым почётным. Забегая чуть вперёд, Аппий первым покормил свою делянку, а затем демонстративно сжёг старую провонявшую одежду и заделал золу в землю. Присутствовавшая, певшая гимны и благословлявшая работу Гвлэдис похвалила его за такое решение.
На народном собрании шокированные граждане задали друидке вопрос:
— Гвлэдис, верховная надзирательница Земли! Так что же, нам и покойных не хоронить, если уж надо всё возвращать Земле? Разделывать трупы и разбрасывать на своём поле?
Друидка улыбнулась:
— Хоронить можно по любым разумным обычаям: и в могиле, и в саркофаге, и сжигать, и топить труп в море, пусть Нептун подавится! Умираете вы один раз в жизни, а едите и испражняетесь несколько раз в день.
Но тем не менее было принято решение: умерших рабов не хоронить, а складывать в одну из выгребных ям, затем кости размалывать, а жижу пускать на удобрение. Вот свободным людям была оставлено право поступать со своими трупами, как они сами и их близкие желают.
Евгений посмеялся уловке Гвлэдис. Смрад легче переносить, когда поёшь либо ругаешься. А Гвлэдис раз в несколько дней заводила с ним разговор о том, что надо бы ему поехать к кельтам, посмотреть друидские святилища, училища, города и деревни кельтов, освятить несколько алтарей Бога Единого. Во время прощального пира на Склоне друиды уговаривали Евгения поехать с ними. Исправитель (теперь уже смело можно было называть себя этим словом) понимал, что при другом исходе визита и боя они бы приказывали ему. Это стало одной из важнейших причин, по которой Фламин вежливо, но непреклонно отказал, оговорившись, что может приехать тогда, когда сам решит и когда Бог не выразит порицания такому намерению, а ещё лучше, если даст знак поощрения.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.