Рим, что было необычно для него, уже четвёртый год жил в мире. Были проведены большие игры в честь Юпитера, которые ранее обещали в благодарность за победу. Почти все римляне смеялись над тем, что произошло ранним утром в день игр.
Греческий юноша Эпафродит был свежий раб Лупанара, проданный ему Корнелиями после того, как молодой Корнелий как следует насладился своим имуществом, а некоторые матроны из семейства стали на мальчика слишком уж заглядываться. После первых же суток отвратительного сексуального рабства, когда его брали мужчины, а в промежутках облизывавшиеся на свежий фаллос и симпатичного мальчика шлюхи практически тоже насиловали, несчастный сбежал, как был, нагишом. Тит Титурий Лупанар лично погнался за ним, настиг его на поле, где всё было готово для проведения Игр, и погнал бичом обратно, стараясь не портить кожу и не ухудшать качество товара, издевательски приговаривая:
— Ишькакой! На поле для игр сбежал! Ну тогда попляши, а потом ко мне на ложе.
То, что через месяц Эпафродит умер, никого не волновало: жалкий презренный раб. Последствия наступили позже.
Порция освоилась со своим новым положением, тем более что женское общество у неё опять появилось, и уже другого качества. Как жена верховного жреца одного из признанных в Риме богов, она получила доступ в высшее общество. Даже матроны из семей консуляров приходили к ней или приглашали её, чтобы получить совет, как лучше помолиться неведомому Богу, этой странной силе, которую нельзя хвалить, нельзя умиротворять подношениями и жертвами, нельзя прямо просить о том, что тебе нужно, но которая доказала свою мощь и полезность. Словом, патриции приступили к «обволакиванию» влиятельного, богатого и ценного плебея.
Больше всего были довольны больные. Римляне (как и вольски) быстро убедились, что молитва на алтаре неведомого Бога часто помогает. В самом деле: больному просили сил, и он (или она) начинал бороться с болезнью, вдохновлённый этим и прямо пообещавший во время молитвы Богу приложить полученные силы для борьбы с болезнью. Родные борющегося вынуждены были давать обет прилежно ухаживать за ним и помогать ему. Это не то, что поставить свечку за здравие и отправиться по своим делам.
Квинт заметил, что в тогдашнем Риме не было врачей (в отличие от того, что было у греков, пунийцев, египтян и этрусков: самых цивилизованных тогда наций окрестных земель). В принципе надо было бы съездить к грекам с Гигием, но Квинт совершенно не доверял геометру в качестве спутника: он был уверен, что, оказавшись среди эллинов, Гигий такого наболтает… Он поговорил с Сильвием о своих проблемах, Сильвий вскоре куда-то исчез и вернулся через три месяца с двумя бородачами-друидами и одной юной симпатичной друидкой.
— То, что я рассказал про наше почитание Бога Единого, в основном понравилось моим учителям. Эти пришедшие со мной друиды: Ллуэллин, Мастариг и Медб — прекрасно умеют врачевать. Их отправили сюда на всю жизнь. Они готовы присягнуть Единому Богу после того, как ты обучишь их основам нашей веры, помогать Богу лечить людей и даже готовить на Склоне новых врачевателей и целительниц. А мои учителя передают тебе: «Наши боги рады, что Бог Единый признаёт власть богов-наместников и не будет вмешиваться в их дела. Они вместе с их людьми готовы служить Ему. Они поздравляют тебя, Первосвященник Квинт Фламин, с тем, что ты сделал правильный выбор. Они и их люди не будут рассказывать кому попало, что неведомый Бог то же самое, что Бог Единый, про которого ходит много грозных пророчеств».
Квинт поприветствовал прибывших и ушёл к себе, сказав, что ему необходимо сосредоточиться и помолиться. Друиды понимающе закивали головами и улыбнулись. Видимо, это им понравилось.
У Квинта голова чуть не взрывалась. Вот так вот. Уже титулуют первосвященником, и явно скоро запросят к себе в обмен священников и учителей. Но ведь Рим с кельтами всё время яростно враждовал? Да, но разве постоянные свары с вольсками помешали сотрудничеству? Словом, ситуация становится всё более запутанной. Одно ясно: в этот мир вброшена закваска, и брожение началось. Интересно, почему этруски и греки не проявляют никакого желания узнать, что же творится на Склоне и вокруг него? Видимо, мешает спесь цивилизованных людей: не может у полуварваров быть нечто достойное! «Разве из Галилеи Христос придёт? Из Назарета может ли быть что доброе?»
Гигия Квинт, как и обещал, немедленно приставил к делам. После трёх дней разговоров с ним, частично через Сильвия, частично на языке чертежей и чисел (латинский Гигий осваивал очень медленно; ещё и поэтому Порция была им недовольна), выяснилось, что на самом деле познания Гигия отнюдь не только теоретические. Что Илиаду и Одиссею, и многие стихи Сапфо и Гесиода он знал наизусть, было всего лишь приятным дополнением к тому, что он умел применять геометрические методы к расчёту конструкций и даже частично к их проектированию (учёт статических сил). Квинт с Гигием немедленно спроектировали более подходящий для Квинта дом: с двускатной крышей и окнами (слюда была уже известна, и затянуть оконные отверстия слюдой… тоже не нарушение культурного эмбарго: кое-где так уже делали). Конечно же, печь спроектировать было уже выше сил Гигия, так что пришлось предусмотреть место для очага и съёмный кусок крыши над ним. В доме был центральный зал типа атриума, но со сплошной крышей над ним, четыре комнаты, открывающиеся внутрь (для хозяина, хозяйки, сыновей и дочерей), и две комнаты, открывающиеся наружу (для Гигия и для гостя).
Гигий пытался показывать Волкам приёмы панкратия, но почти все они оказались намного примитивнее того, что принёс Евгений из восточных единоборств и самбо. Эллин был удивлён отсутствием алтарей других божеств и духов, кроме IGNOTUS DEUS. В веру свою его пока что не посвящали.
Квинт огорошил грека тем, что дал ему полотна и велел записать на свитках Илиаду, Одиссею, известные ему стихи и то из греческой истории, что помнил Гигий. Ведь история городов Великой Греции дошла очень фрагментарно: историки были в самой Элладе. Далее, он проверил знания в греческом Авла и пары учеников, которые занимались с Гигием, после чего похвалил Авла, а ученикам досталось палкой и по дню очищения: они, оказывается. В основном узнавали то, что нужно для торговли на рынках.
— Забывать о том, что нужно сейчас, нельзя! Но, если вы будете знать только это, Рим никогда не станет более велик, чем Греция, и не пройдёт свой Путь!
Ещё пара ребятишек из группы Волчат Сильвия тоже немного занималась с Гигием, и Квинт демонстративно перед всеми похвалил их, а Сильвий присоединился к нему:
— Вам, Лесным Волкам, надо будет ходить через многие страны, смотреть и слушать, запоминать и записывать, перенимать всё лучшее и приносить предостережения по поводу худшего. Нужно знать греческий, этрусский, пунический, кельтский. А, может, ещё придётся овладеть египетским и мидийским.
Мидянами тогда часто называли персов.
Чтобы Гигий быстрее учился латыни, Квинт приказал ему составить учебники по геометрии, астрономии и статике. После этого овладение языком пошло намного шустрее. А Квинт грустно усмехнулся про себя:
«Теперь будут передаваться из поколения в поколение не Элементы Евклида, а Elementa Hygii».
Гигий донимал его просьбами купить ему мальчика или, в крайнем случае, молодую рабыню. Он пытался намекнуть на свои желания Волкам и Волчатам, но те на первый раз и на второй предупредили его, а на третий основательно поколотили. В итоге Порция, сначала тщательно разузнав всё и хорошенько познакомившись с кандидаткой и её семьёй, привела на Склон третью дочь из бедного семейства рода Порциев: Постумию. Пришлось Гигию обвенчаться с ней на алтаре Бога и забыть свои греческие склонности. Более свободное положение римских женщин привело его в восторг.
— Рим немного похож на Спарту. Вы говорите кратко и чётко, как спартанцы. И в боевых искусствах не хуже их. Вот в силе, росте и красоте подкачали. Но спартанцы своих детей развивают с утробы и отбирают лучших, худшие умирают.
Квинт удивился. Он помнил, что спартанцев изображали мощными, красивыми, но низкорослыми. А насчёт лаконичности… скоро нашёлся повод сравнить красноречие греков и аргументацию римлян. Квинт попросил Гигия выступить с речью в прославление и в пользу геометрии, астрономии и механики. Мы приведём лишь один пассаж из этой речи, которая длилась почти час.
«Блаженствуя в синеголубых небесах и на вечносвятом Олимпе, благие боги олимпийские даровали наилучшим и добродетельнейшим из людей земных крупицы высшего знания своего, которое они получили от Мирового Света и Мирового Разума, осеняющих наш мир своими благодеяниями, и вкушающий горьких снаружи, но сладких в сердцевине, плодов сих наук уподобляется блаженным богам, насколько может подобен быть человек несовершенный совершеннейшим существам, озаряет ум и душу свою светом Истины и видит те Слова, что в основе мира лежат».
Квинт был весьма доволен, когда Теренций ответил почти что так, как в подобном случае сказали спартанцы:
— Audiensmediuminitiolectus. Memoransinitiofinemnonaudio. Вreviterrepetere. (Слушая середину, забыли начало. Вспоминая начало, не слушали конец. Повтори кратко).
— «Brevis esse laboro, obscurus fiо» (Если я стараюсь быть кратким, я становлюсь непонятным), — ответил грек.
Пришлось Квинту объяснить кратко:
— Мир наш сотворён Словом Божиим. Бог есть и Свет, и Разум, и Истина. «Deus est infinitus, creaturae sunt finiti» (Богбесконечен, твариконечны). Поэтому человек неизбежно порою погружается во тьму невежества. Поэтому он часто следует страстям, а не разуму. И поэтому высшая истина для него недоступна. Но он может пытаться достичь её, подняться так высоко, как его природа позволяет. И греки изобрели такой способ: это геометрия и астрономия. Геометрия позволяет увидеть красоту чистого высшего Разума. Астрономия — вечную красоту нашего мира. Механика — применить это на деле, чтобы строить сначала в уме своём, а затем уже воплощать в жизнь сотворённую разумом красоту. Тем самым человек уподобляется Богу, насколько он может.
После такого пассажа пришлось потрясённого Гигия приводить к присяге богу Единому. Он дрожал от страха и пытался уклониться: «Мой учитель, ученик самого Пифагора, не раз твердил нам, что поклоняться Богу единому — гибель для мира, потому что человек бесконечно ниже Его». «А мы не поклоняемся. Почитаем и служим», — уже привычными словами отрезал Квинт.
Сияния родила ещё одного сына, а через шесть месяцев Порция вторую дочь. На некоторое время это обострило отношения между женщинами, поскольку Порция чувствовала себя ущемлённой: у неё дочери, а у наложницы сыновья! Но затем, хорошенько поругавшись, женщины вдруг помирились и начали что-то обсуждать между собой, скрывая даже от Квинта.
А в Риме произошло ещё одно неоднозначное событие. Родственники принесли к алтарю неведомого Бога парализованного Тита Латиния. Они помолились, прося ему сил, а сам Тит попросил их добавить: «И ясности ума, и воли, чтобы понять Путь свой и пойти по нему, несмотря ни на что». После чего помолился сам и вдруг встал! Все закричали, что Бог явил чудо. А Квинт, который, по счастью, был рядом, счёл нужным вмешаться:
— Этот человек всей душой открылся Богу. У него была больна именно душа, а «Nam pharmacum aegri mentis est oratio» (Молитва — лекарство для больного душой). Тит Латиний, я знаю, что ты должен был что-то важное сделать, но не мог. Теперь тебе дали силы выполнить свой долг. Расскажи всем, что случилось.
— Явился ко мне во сне сам Юпитер и гневно заявил, что первый плясун на Играх был неугоден ему и оскорбителен для Города и богов его. Он велел мне передать Сенату, что нужно повторить Игры полностью, и с подобающей пышностью. А иначе город и войско его будут ввергнуты в пучину несчастий. А я, поскольку я ничтожный плебей, не осмелился это сделать. Да и стал бы Сенат меня слушать? Я же не трибун и не Квинт Фламин. Тогда семью мою стало постигать несчастье за несчастьем, бог вновь явился ко мне во сне и за трусость поразил меня параличом. Теперь я рассказал, и ты, Фламин, можешь передать всё Сенату. Ой. Почему так заболела голова?
Тем временем на слух о чуде стекался народ. Появился и царь Аппий. Неожиданно для Квинта, он снял венец и сказал:
— Говорю как частное лицо. Неведомый Бог и Юпитер вместе поразят тебя беспощадно, Тит Латиний, если ты лично не выполнишь своего долга. Сенат должен услышать всё не в пересказе, и иметь возможность задать вопросы. А ты, Квинт Фламин, вместе со мною сопроводишь этого плебея в курию.
Квинт понял, что обижаться на то, что сейчас Аппий ему нечто приказал, глупо и неуместно. Вместе они сопроводили Латиния, которого пришлось полдороги нести, в Сенат. Там очень удивились такой странной свите, расспросили плебея. Аппий, усевшись в своё кресло, объявил Великие игры совершёнными огрешно и назначил на следующий год новые Великие Игры.
— Город сейчас наслаждается миром и процветанием. И мы должны провести эти Игры так, чтобы их великолепие поразило всех соседей. Даже надменных этрусков из Вейй.
Но не всё было хорошо. Если патрициев, и особенно сенаторов, трибуны немедленно осаживали, когда те пытались кого-то взять в кабалу, то «своих» плебеев они расспрашивали и часто позволяли увести кабальника. Так что ростовщичество спустилось от сенаторов к плебеям.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.