Город Анций был самым сильным среди городов вольсков, и чаще всего именно там обосновывался их царь, диктатор или выборный глава. Атту Туллу был сначала выборным полководцем типа римского консула, затем его назначили диктатором. В итоге он взял царскую власть (тем более, что его дед тоже был царём вольсков, но затем город Анций потерпел поражение в междоусобной войне и временно гегемония перешла к городу Сатрику).
Словом, вольский союз основывался на временной гегемонии какого-то из городов, а не на признанной роли города-лидера. На свары между собой вольски тратили значительную часть сил.
Город стоял на красивой и здоровой холмистой местности практически на берегу удобной морской бухты. Мыс, лежащий к северо-западу от города, венчала сторожевая башня. Это была уже не укреплённая деревня, а настоящий город, но жителей в Риме было раза в четыре больше. Дальше к юго-востоку начинались Помптинские болота.
По дороге случился неприятный, но предсказуемый, инцидент. Когда проезжали мимо Сатрика, римские эмигранты примерно вдесятером напали на Квинта и его спутников. Поскольку Квинт предвидел попытку убийства или захвата, он заранее велел своим спутникам в таком случае не вступать в словесную перепалку (с которой хотели начать эмигранты), а бить первыми, но по возможности щадить всех, кроме Кориолана. Однако как раз его-то среди нападавших не было: если убьют Квинта — хорошо, но я ни при чём, провалится — тоже я в стороне. Обошлось почти без крови, правда, трём из нападавших придётся лечить переломанные ноги-руки. Остальных отделали как следует и разоружили. Один, выронив копьё и держась за раненую звёздочкой правую руку, ускакал.
Возле городских ворот пришлось чуть подождать, пока доложили Аттию. Навстречу Квинту вышли встречающие с колесницей. На ней стояла Сияния с сыном на руках. Квинту подставили руки, явно приглашая сойти с лошади и перейти на колесницу к вольской жене. Он спрыгнул с коня, что-то ему подсказало, что вольски — не римляне, он может и должен обнять и поцеловать жену. Отец взял на руки сына, который сосал что-то вкусное (видимо, ребёнку специально это дали, чтобы он не заплакал: каприз посчитали бы дурным знамением), и передал его дальше сопровождающей женщине, явно няньке. Затем Квинт поцеловал жену и вновь взял сына. Колесница двинулась к дому Аттия Туллия. Народ вдруг начал приветствовать сына:
— Здоровья и радости будущему царю всех вольсков и Италии Аттию Квинтию! Здоровья и радости его отцу и матери!
Народное мнение уже склонялось к тому, чтобы сделать сына Квинта и Сиянии царём вольсков, преемником Аттия Туллия. Так что решение Порции, видимо, было единственно разумным. Против прав отца на сына и мужа на жену вольски ничего не скажут, а отъезд Сиянии в дом Квинта воспримут как признание её полноправной законной супругой. В Риме Сияния имеет официальный статус: вольноотпущенница. Тем самым она не пользуется правами супруги и называется сожительницей, но зато сожитель тоже не имеет никаких прав на неё. Всё может происходить лишь по взаимному согласию.
Аттий встретил зятя на пороге своего дома. Дом, как и городские стены, был сложен из розового туфа. Этот мягкий камень вулканического происхождения в изобилии добывался в соседних горах. Честно говоря, дома вольской знати показались лучше построенными и более красивыми, чем римской. Город гармонировал с окружающей местностью, давно не ведал штурмов и грабежей, и поэтому выглядел как почти что построенный по плану, здания были не халупами-времянками, как большая часть в Риме, а прочно построенными обиталищами постоянных хозяев. Даже улицы были большей частью устланы камнями. Сточные канавы по их бокам явно служили лишь для дождевой воды, а не для нечистот.
После пира в семейном кругу Квинта проводили в предназначенный для него дом, а его учеников поселили в двух выходящих наружу помещениях этого же дома. Ученикам дали на ночь по рабыне, а Квинта наконец-то обняла Сияния. Вдруг она заплакала:
— Я так тосковала без тебя. Ты ведь опять уйдёшь, и неизвестно, когда вновь увидимся.
— Я возьму с собой сына.
— Я его не отпущу! Он — твоя кровь и моя плоть, твоя душа и моё тело!
— Я должен воспитать его как настоящего своего сына и преемника.
— А я его не отдам тебе и твоей Порции!
— Моё решение непреклонно. Я отец его, и имею все права.
— Тогда я побегу за твоей лошадью, пока ты не отдашь сына или пока не умру от усталости!
— Ты что, готова уйти из своей страны за сыном?
— За мужем и сыном готова!
— Тогда ты отправишься со мной и будешь жить на Склоне Волков. Готова?
Сияния ещё сильнее, но уже счастливыми слезами, расплакалась и обняла мужа.
— Аттий, отчим мой, говорил, что так может случиться. Вольски дадут за мной хорошее приданое. Мы объявим публично об этом?
— Объявим. Когда — решит Аттий.
И счастливая Сияния постепенно уснула на груди у мужа, прижимаясь к нему всем телом. Квинт забылся не сразу. «Нашёлся пророк-многожёнец!» — мысленно ругал он себя. — «Интересно, как всю эту историю в Риме воспримут? С чисто юридической стороны всё чисто: я имею право содержать вольноотпущенницу и усыновить ребёнка от неё. Но ведь этот царь Аппий наверняка такое скажет, что мне вновь выпутываться придётся. А каково будет на Склоне, когда там появятся две жены, бешено ревнующие друг друга?»
На следующий день к Аттию явился Кориолан и потребовал суда и справедливости.
— Квинт Гладиатор и его Волки напали на моих людей и покалечили двенадцать воинов, ограбив их до туник.
Квинт понял, что самое лучшее расхохотаться, к нему присоединился Туллий.
— Трое напали на двенадцать и побили их? А может, твоих было ещё больше? — держась за живот, ответил разгневанному Кориолану царь вольсков. — Впрочем, надо выслушать и другую сторону.
— Когда числом превосходящие недруги обходят со всех сторон моих людей, Волки бьют первыми, — отрезал Квинт.
— Твои люди заслужили трёпку. А ты… тебе было определено место жительства в Сатрике. Ты без вызова явился в Анций. Твои люди пытались напасть на моих гостей и послов Рима. Если бы их не побили так позорно, ты заслуживал бы казни за попытку развязать войну. А сейчас убирайся! Вулли остаётся, пока я её не отпущу.
Оказывается, вместе с Кориоланом прискакала и его любовница, которая ждала снаружи. Вождь римских эмигрантов удалился, как побитый шелудивый пёс, а Вулли, обстреляв всех своими взглядами, прошла через зал в отведённое ей помещение, не высказывая неудовольствия: ей велели готовиться выступить вечером на большом пиру, и у неё уже явно были свои планы. Даже речи о возврате «военных трофеев» не было: честная добыча. Пришлось опозорившимся выкупать своё оружие и доспехи, но это случилось через две недели, когда волна возмущения среди эмигрантов, которые поняли, что их ценят только как «мясо», поутихла: Рим и вольски в конце концов всё равно рассорятся, да и среди вольсков многие им сочувствуют.
В этот день, так же как и в предыдущий, Аттий не заговорил о делах, а Квинту было неуместно начинать разговор первым: время ещё есть, главное — наладить доверие. Задача ведь не быстрый сиюминутный успех, а прочный мир и по возможности полная нейтрализация Кориолана и эмигрантов. Туллий лишь выразил удовлетворение тем, что муж и жена наконец-то воссоединяются, и даже не намекнул на желательность развода с Порцией. Когда кто-то из старейшин обмолвился: «Как же так? У Квинта уже есть жена», Аттий отрезал:
— Герою позволено! Вон у Геркулеса сколько жён было! Квинт Фламин, ты ведь справишься с обеими? Лишь бы одна из них от ревности ему рубашку ядом не намазала, — и вождь вольсков расхохотался.
— Буду просить сил телесных и душевных, дабы удовлетворять и успокаивать обеих, — в тон ему ответил Квинт.
— Всё правильно. Силы ведь не блага, их можно просить у твоего Бога. Я велел камнерезу вырезать на плите туфа слова: IGNOTO DEO. Освятишь алтарь, сможете молиться и приносить жертвы возле своего дома.
— И ваши люди смогут молиться на нём. Но помнят ли они, чего нельзя делать?
— Слухи уже дошли, — сказал Аттий, — А ты лично произнесёшь речь и расскажешь моему народу, как поклоняться неведомому Богу.
Квинт посуровел.
— Не поклоняться, а почитать! Расскажу.
— Сначала расскажешь мне, и я за тобою буду повторять всё по-вольски, — улыбнулась Сияния, руку которой Квинт держал в своей ладони.
И тут вдруг выглянула из своей каморки Вулли, которая уже успела раздеться, натереться благовонными маслами и нарядиться в украшения и драгоценности.
— Я лучше сумею всё рассказать вольскам вслед за Квинтом, если он мне сначала всё объяснит.
Квинт внутренне содрогнулся. Она ведь сможет незаметно сместить акценты в свою пользу и в ту сторону, которую она посчитает выгодной. Заодно в замаскированной форме она высказала претензию на его ночь и постель: ведь ясно, где он будет рассказывать жене о неведомом Боге.
— Тебе нельзя. У тебя свой Путь — верного служения богине Венере, ты идёшь по нему, и поэтому ты не можешь объяснять Пути неведомого Бога. Богиня обидится на тебя как на изменницу, а неведомый Бог разгневается за то, что ты привнесёшь в его Путь свой путь и путь богини.
Вулли обиделась:
— Богиня мне разрешила!
— А мой Бог мне запретил! — отрезал Квинт, и не получил удара-предупреждения.
— Я решилась! — вдруг сказала Сияния, которая с тревогой слушала эту перепалку. — Муж мой, перенесём рассказ для вольсков на послезавтра. Завтра ты освятишь алтарь, и я на нём принесу присягу служить твоему… вернее, нашему Богу. А потом я смогу с полным правом пересказать твои речи своему народу.
Квинт обнял Сиянию и на глазах у всех страстно поцеловал, она ответила ему радостно и чисто. Вольски зааплодировали, а взбешённая Вулли убралась в свою комнату.
Вечером она как-то отчаянно, но от этого лишь ещё более зажигательно, танцевала, явно соблазняя Аттия, но тот остался неприступен (может быть, заодно не хотелось ударить в грязь лицом перед иронически смотрящим на всё Квинтом), и пришлось ей удовлетвориться двумя молодыми вольсками.
— Дважды она завлекла меня «принести жертву», — сказал Аттий Квинту. — Я понял, почему перед ней мало кто может устоять. Все беженцы-римляне готовы на всё по одному её слову. А вольсков я ей строго запретил ломать, и постановил, что никто из наших не может быть с нею чаще одного раза в шесть месяцев.
Квинт улыбнулся, и выпил вместе с Аттием и Волками ещё по бокалу вина в честь тех, кто может преодолеть соблазн. Но ситуация его всё больше беспокоила: римляне оказались в массе своей полностью бессильны против соблазна, а ведь сколько ещё и каких сильных соблазнов будет стоять у них на Пути!
На следующий день Квинт возжёг вместе с Волками и Сиянией благовония над вытесанным из розового туфа скромным алтарём. Но вырезанные в нём буквы были, в отличие от Рима, позолочены. После этого он объяснил Сиянии, что, принеся присягу неведомому Богу, она лишается права молить о чём-то других богов и богинь, а у Бога можно просить лишь сил и указаний, не сбился ли с Пути своего, причём каждой просьбе должно соответствовать обязательство. Но Сияния уже твёрдо решила, и поклялась быть верной последовательницей Бога, имя которого не может быть ведомо людям. Потом Квинт и Сияния с сыном отправились в большой сад Аттия, заранее попросив, чтобы там больше никого не было, а Волки охраняли их от лишних глаз и ушей, а заодно присматривали за сыном и нянчились с ним. Когда в самом начале беседы Квинт упомянул, что в своём кругу надо говорить Бог Единый, Сияния отшатнулась на минуту:
— Доходили слухи, что вы поклоняетесь Богу Единому. А ведь такие страшные бедствия он принесёт нам.
— Неправда это! — уверенно возразил Квинт. — Он не приносит бедствия. Он никого не проклинает и не наказывает. Но тот, кто сбивается с Путей его, наказывает сам себя.
Сияния успокоилась и бросилась в такие крепкие и надёжные объятия своего мужа. Поэтому Евгений почти забыл об этом эпизоде и не подумал, что бедствия могут принести люди, поклоняющиеся Богу, а не сам Бог. Сияния записывала на дощечках то, что рассказывал Квинт, в промежутках они играли с сыном, который уже начал привыкать к Квинту, и тот был вне себя от восторга, услышав слово pater (произнесённое скорее как па-та). Пару раз приходили слуги, принося еду и напитки, и сразу удалялись. Волков не было видно и слышно (кроме времени, когда приносили еду), но они зорко стерегли сад, и, как потом узнал Квинт, хорошенько намылили шею нескольким любопытствующим. Словом, день прошёл в семейной идиллии.
Ночью Сияния отправила сына к няньке (тот не очень возражал: нянька, судя по всему, его любила, и Аттий Квинтий её тоже). Всю ночь жена то обнимала мужа, то вновь выслушивала его объяснения, что каждый раз заканчивалось всё более тесными объятиями и соединением, то полчасика отдыхала вместе с ним. Словом, они ничего не слышали вокруг себя.
А утром их разбудил гомон толпы. Оказывается, ночью Велтумна решилась на отчаянный шаг: она залила весь алтарь своей мочой. Раб видел это, но не осмелился поднять тревогу, потому что фурию поджидала пара эмигрантов. С ними она ушла из города к Кориолану.
Евгений лихорадочно искал, что нужно сделать. Обратиться к народу с требованием наказать святотатцев? Судя по настроению людей, вполне можно, и тем самым будет разгромлено гнездо эмигрантов. Но тут же последовал болезненный удар. «Mea est ultio, et ego retribuam» (мне отмщенье и аз воздам) — вспомнил Квинт и произнёс эти слова от имени Бога.
Тут пронёсся сильнейший порыв ветра, хлынул страшный ливень с грозой и бурей, и непогода продолжалась два дня. Все сочли, что неведомый Бог омыл свой алтарь после святотатства. Мстить Вулли и эмигрантам не стали, помня слова Квинта. Когда через пару недель Аттий заехал в Сатрик, он сначала потребовал от Кориолана выдачи Вулли и двух святотатцев. Вулли, услышав это, согласилась быть выданной и бросилась царю на шею прямо на глазах Кориолана. В итоге ночи Аттий простил святотатцев, повторив слова Квинта, как он их понял:
— Сам неведомый Бог сказал, что Он, а не люди, должен вас наказать. Я вмешиваться не буду, а удовлетворение за неприятности я получил.
«Проповедь» Квинта состоялась через два дня после бури: немедленно после неё все были заняты устранением повреждений и похоронами погибших. Перед проповедью алтарь дополнительно омыли розовой водой.
В пирах, охоте и семейной идиллии прошёл первый месяц посольства. Аттий заключил с Евгением личный союз дружбы и гостеприимства (такое было в порядке вещей, и изменой не считалось). Было обговорено, что обе стороны не будут выставлять претензии друг другу: «quid possident». Это был успех, потому что вначале вольски выставляли претензии, что римляне вывели колонию в Велитры, и теперь укрепляют эту колонию; а Рим завоевал столько, что ему надо было время для освоения новых земель, и на новые захваты сейчас не претендовал. По традиции в мирное время римляне и вольски посещали празднества друг друга. Было решено, что неприкосновенность гостей на праздниках будет подкреплена клятвами должностных лиц, но, если случатся стычки, то каждая сторона будет наказывать своих участников. А простые драки решено было предавать забвению.
В общем, дела продвигались неспешно, но успешно. Конечно же, Аттий, выждав месяц, поставил Квинта перед неизбежным следствием воздвижения алтаря:
— Люди мои молятся на алтаре неведомого Бога и довольны. Уже нескольким больным молитвы помогли, и другие тоже получил помощь твоего Бога. А силу Его они увидели во время бури. Нам нужны священники неведомого Бога.
И Квинт понял, что он влип. Теперь невозможно было отказаться взять на Склон в обучение группу молодых вольсков. Одно утешало: вроде бы мир становился всё более прочным, тем более, что вольсков отвлекали дела с самнитами, авсонами и герниками. Да и эквы, народ, родственный вольскам, их традиционный союзник, попросили помощи в войне с марсами и пелигнами. Одному из Волков пришлось скакать в Рим за разрешением вольскам пройти через земли римлян. Словом, Италия напоминала клубок жалящих друг друга змей.
Квинт отбыл из Анция вместе с войском вольсков, которое проходило мимо Склона. Кориолана и эмигрантов на эту войну не взяли, хотя они просились: боялись инцидентов во время прохода через римские земли. Аттий с небольшой свитой и десятком отобранных Квинтом и Волками вольсков завернул на Склон, помолился неведомому Богу, прося сил и мудрости для будущей войны, и пообещав в случае победы воздвигнуть храм в Анции. По пути через римские владения вольски, как и было оговорено, ничего не трогали, а римляне выходили к дороге продавать еду и другие товары. В дальнейшем так же мирно прошли вольски и назад, а война осталась нерешённой: пока вольски собирались, эквов уже хорошенько побили, и удалось лишь вытеснить врагов обратно на их земли. Сражаться ни марсы, ни пелигны, уже довольные победой и добычей, не пожелали, и вольски ограничились тем, что денёк пограбили их в отместку: надо было быстрее возвращаться домой, где нависла самнитская опасность.
Порция встретила соперницу предельно вежливо, но предельно сдержанно. Квинт решил, что резиденцией Порции будет римский домус, а Сиянии — Склон. В случае приезда в Рим Сияния не будет заходить в домус (поскольку тем самым она могла бы претендовать на статус полноправной жены), а для неё будет построен маленький домик рядом с домом Сильвия. Впрочем, для Сиянии запрещение входить в домус Квинт мотивировал нежеланием конфликтов между двумя хозяйками. В случае, если хозяин и обе хозяйки находятся в одном месте, ночи делятся между жёнами поровну.
Авл вначале немного дулся на отца (прежде всего за то, что тот его не взял к вольскам). Но Квинт быстро восстановил отношения. Всё это время Авл перенимал лесную науку у Сильвия, так что не скучал и не бездельничал. Гигий начал учить его греческому. Но, кроме Авла, учеников у него нашлось лишь двое, и Порция даже попеняла Квинту:
— Взял бездельника, который никому не нужен. Другое дело — Сильвий! Да и соперница в хозяйстве поможет, мне было трудно справляться одной с двумя домами, приданое её тоже к месту. Если уж надо, пусть живёт с нами, лишь бы меня почитала и тебя не отбивала.
— Это не Велтумна, — улыбнулся Квинт. — А Гигий ещё очень пригодится. Я сейчас его запрягу так, что пищать от натуги будет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.