Сколько споров о национализме. Но я, видевший, как из зерна вырастает ядовитое дерево-людоед, знаю: национализм не бывает здоровым. Это — всегда претензия к остальным, чужим. Всегда — подсознательная ксенофобия. И не важно, что питает эту ксенофобию: жадность, зависть, спесь, гордыня… Это всегда что-то низкое, то, что в священных книгах и морали человеческого взаимосуществования, считается пороком, изъяном, грехом. Это болезнь, зарождающаяся в осознании того, что ты — лучше других, а все остальные — хуже тебя. Болезнь, склонная к метастазам.
Я вспоминаю детство — советское детство, в котором было и плохое, и хорошее. Как и бывает в жизни. Детские утренники, национальные костюмы, звучание разных языков, особенности национальной кухни, переведенные на понятный тебе язык, книги национального эпоса других республик. Все это было предметом гордости, а расшитые узбекские шапочки или аккуратные украинские вышиванки надевались и хранились в доме, как нечто ценное, красивое, наполненное смыслом.
Национальная гордость и национальная гордыня — разные вещи. Одно дело — осознавать, что мы разные, но вместе — в гармонии. И другое — когда каждый прыщ мнит себя пупом земли и центром мира.
Илл. худ. А. Курбатова
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.