1.
Чем больше думаю, что такое поэзия как форма человеческого высказывания, чем лучше узнаю, как она устроена — тем меньше понимаю, как это всё работает.
Читаешь иногда стишок — вроде всё правильно, и стопы, и ритм железобетонно соблюдён, и метафоры интересно сконструированы, и сложносочинённые конструкции выверены, и рифмы изысканные, и слова умные — а вот не звучит музыка. Хотя казалось бы — почему?
А иногда видишь — и тут что-то неправильно, и тут нарушено, и простота в словах такая, что недоумеваешь: да что тут вообще может быть интересным? Какая-то калитка с ржавым замком, улитка на стене из ракушечника, дымящаяся сигарета, или ещё какая-нибудь необязательная, ни о чём особенном не говорящая, ерунда. А стих светится, дышит. И не понятно — чему тут, собственно, светиться и дышать?
Иногда этот свет тёмный. И сами стихи темны и ядовиты. И яд этот сладок, и притягивает, как наркотик. Красота — она ведь бывает разной. Иногда — вампирической, отравленной, и может убивать, постепенно вытесняя всё позитивное в душе человека на периферию, а то и вовсе гасить свет — тот, невечерний, изначальный...
2.
В стихах главное — гармония. Не рифмы и ритм, не лексика, а именно — гармония. А что такое эта самая гармония? Ну понятно, что не в идиллиях дело, с бабочками, ангелами и солнышками. Гармония — не всегда позитив. Иногда все образы дисгармоничны, угловаты, а всё вместе — вдруг собирается, как пазлы, в единую картинку, и оживает.
Считается, что гармония — это красота, позитивная целостная картина. Мне кажется, это не совсем так. Стихи, в которых есть гармония, не обязательно бывают красивыми, не всегда состоят из лучезарных образов. Гармония бывает пугающей, а иногда и деструктивной для сознания человека (для состояния, в котором это сознание пребывает) Иногда гармония выглядит, как будто нечто прекрасное отражено в чёрном зеркале, как будто негатив, где плюсы заменены минусами — и это безобразие, эта антикрасота — так же сильны по воздействию. Такая гармония ядовита, но как это ни странно — привлекает ум и возбуждает эстетический аппетит иногда больше, чем светлые, безукоризненно написанные вещи — стихи, проза, живопись...
Попробую пояснить. Гармония — есть некий условный кристалл, абсолют, где все элементы образуют целостность, и ни один фрагмент этой цельной картины невозможно заменить, не получив худшего результата. Но гармония не тождественна добру, благу. Зло тоже гармоничным бывает — как системная антигармония, состоящая из тёмных негативных элементов, идеально сочетающихся по цвету, форме и смыслам, композиционно точно расположенных, структурно обоснованных смыслами.
Дисгармония изначально несёт в себе хаос, брожение, она в некотором смысле взрывоопасна. В стихах дисгармония убивает живое начало. В жизни — делает человека несчастным. Дисгармония присутствует там, где есть разнополярно ориентированные символы (элементы, сегменты). Безобразие может выглядеть дисгармоничным — рядом с красотой. Добродетель — рядом с пороком. Бездарность — рядом с талантом. Позитив самодостаточен, негатив всегда требует уничтожить позитивное начало, чтобы воцарить свою антигармонию. Но к гармонии стремится всё!
Гармония — это относительно идеальное соответствие элементов друг другу.
В этом и секрет: святость Бога не выдерживают грешники, потому среда из несовершенных людей, например, всегда старается избавиться — от Бога, от таланта, от носителя добродетелей и т.д. Уроды ненавидят красоту, убить готовы её. А красота нейтрализует уродство, как говорят — "затмевает собой" всё дисгармоничное. Среда не терпит "инаковости". Всё устремлено к гармонии, иногда ради этого уничтожаются лучшие элементы мира.
3.
В общем, к чему я всё это говорю… Надо думать нам, что мы, ёлки-палки, транслируем, что несём в своих драгоценных нетленках.
Талантом нельзя оправдать всё, что мы творим. В прямом смысле этого слова — когда реализуем своё творческое начало.
Стихи делает живыми одухотворённость. Частица живой души автора.
Душа человека, пишущего стихи — как на ладони. И в ней все изъяны видны, и грехи наши, добродетели, и глубина, и совершенство, и несовершенство. И тьма твоя, и свет твой. И тот образ, который живёт у тебя внутри, и чьим подобием, чьим смутным отражением ты являешься. И всё, что выходит из-под твоей руки, из тебя самого, из образа, хранящегося в твоей глубине, как матрица: стихи это, картины, слова, или совершаемые поступки.
Стихи делает живыми автор. Невидимый, как Бог. Творчество — единственное, что объединяет нас с Творцом по-настоящему. Что позволяет твари преодолеть свою тварную природу, суть. Ненадолго — на какой-то миг. Мгновением позже ты снова — одно из маленьких туловищ материального мира. Одухотворённое скопление материальных частиц. Тонкая свечка, которая может светить ярко или коптить, чадить, но которой всё равно суждено догореть и угаснуть.
И что остаётся в итоге? Иногда — живые стихи, чья жизнь намного дольше человеческой. Бывает, что и во много раз дольше… А иногда просто — мёртвые рифмованные строчки, которые умирают, как бабочки-однодневки. Такие вот наши дела...
П.Фрагорийский
Эссе написано для литературной интернет-газеты "Синий кот"
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.