Пушкинская лёгкость / Блокнот Птицелова/Триумф ремесленника / П. Фрагорийский (Птицелов)
 

Пушкинская лёгкость

0.00
 
Пушкинская лёгкость

6 июня 2023 г.

 

Один замечательный поэт, Александр Измалкин, сказал: мне как-то:

"Кстати говоря, восторг по поводу своих опусов проходит на раз, когда начинаешь сравнивать свои вирши со стихами наших классиков.

Скажем, по лëгкости слога Александра Сергеевича не превзойдëшь — хоть ап стену убейся, хоть йаду выпей..."

 

Я задумался. И не согласился. Почему нет? Запросто. Если взять его какую-нибудь тяжеловесную длинную вещь — легко! Но это другое. Это как бы сказать точнее… Мы пушинки тополиные на ладонях Пушкина. Я его раньше не любил. Он мне казался слишком старомодным, слишком простым. А подчас и непонятным. Скучным, что ли...

 

Потом понял, что я его и не читал толком. И до понимания каких-то смыслов в его стихах дорасти надо. Пережить многое. Многое знать.

А с годами все глубже и глубже становится Александр Сергеевич. И понимаешь, насколько же он гениален. И такая благодарность к нему… Мы на открытой им территории — его стихов, классической поэзии, поэтического русского языка — до сих пор произрастаем. Нас выкорчёвывали сколько раз, и столько лет. А мы живём, растём вопреки всем сценариям уничтожения языка. Простые и сложные, лёгкие и тяжеловесные. Разные!

А между тем этого нельзя сказать о многих странах-языках. О большинстве стран "цивилизованного мира". Нет у них там поэзии ни такого качества, ни количества. А то, что есть — или примитивно, или деструктивно. Есть, конечно, наверняка есть какие-то самородки. Но это редкость.

 

Мне кажется, нас и постмодернизм потому не проглотил, что нам есть за что зацепиться в родной поэтической среде. И мозги у нас не переформатируешь так легко. Для этого нужно, как минимум, лишить нас привычки читать и писать стихи. Заставить разлюбить поэтическое слово.

А оно, это громадное русское литературное растение, это чудо-дерево, как ни крути — выросло из поэзии Александра Сергеевича Пушкина. И до сих пор не погибло именно потому, что корень — мощный.

А лёгкость слога...

Да можем мы быть и легче, и техничнее! И разнообразнее по сюжетам, по образам. Причудливей, изысканнее, и даже ярче.

Но суть… Суть у нас — одна.

Суть у нас с Александром Сергеевичем — общая. И не только у поэтов. У всех, кто любит и читает стихи. Мы прошиты русской поэзией. Все. Даже те, кто не догадывается об этом и думает, что не знает ничего о поэзии и не любит стихи. Потому что это загадочное нечто гораздо глубже поверхностных представлений о литературе и жизни. Оно где-то очень, очень глубоко. В подсознании. Его можно истребить только — вместе с нами. Он нас заговорил на столетия вперёд… Своим каким-то неведомым науке заговором. Закодировал. Подарил нечто нематериальное как иммунитет ко всяким инфекционным духовным коростам. Заговорённые мы, вот.

Спасибо Вам, Александр Сергеевич.

И с днём рождения...

 

 

 

* * *

 

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

 

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи, —

Храни меня, мой талисман.

 

В уединеньи чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

 

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило…

Оно сокрылось, изменило…

Храни меня, мой талисман.

 

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

 

А.С. Пушкин

<1825>

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль