О стихах без пунктуации / Блокнот Птицелова/Триумф ремесленника / П. Фрагорийский (Птицелов)
 

О стихах без пунктуации

0.00
 
О стихах без пунктуации
Из дискуссии на страницах литературного альманаха

 

 

 

 

В новом веке в отечественной литературе в ужасающем объёме расплодились стихи без соблюдения норм синтаксиса, без пуктуации. Что Вы можете сказать об этом явлении и каково Ваше личное отношение к такого рода стихам?

 

Я не вижу «ужасающего» масштаба распространения таких стихов. Люди пишут по-разному. Скажем так: иногда в поэзии встречаются стихи без знаков препинания.

 

«Расплодились» стихи с синтаксисом/пунктуацией после Аристофана, в античности ещё. До Аристофана древние греки запросто обходились без знаков препинания. Это запад или не запад — греки?

 

В русской поэзии пунктуация появилась с конца 18 века. В фольклоре вообще не было никаких знаков — это пелось и всё.

 

Маяковский писал без знаков препинания, без заглавных букв (знаки расставлял муж Лили Брик, бизнес есть бизнес — ничего личного)

 

Существует практика написания песенных текстов — тоже без знаков пунктуации, потому как их не споёшь, и несовершенство и запутанность конструкции не спрячешь за двоеточиями, запятыми и прочими ухищрениями. Особенно в рок-н-ролле это часто практикуется. Только не путать с текстами для песен, я более широко трактую песенность, как кантилену, музыкальность текста, интонационную природу фраз в тексте. На поэтический текст как на художественное произведение влияет много факторов. В том числе и песенность.

 

 

У Вас лично был опыт создания таких стихов без пунктуации? Что Вы при этом ощущали?

 

У меня таких стихов немного. И они не хуже, чем стихи со знаками препинания. Ощущения? Ну, я не знаю. Обычные ощущения, такие же, как и при написании стихов со знаками пунктуации.

 

Вообще я не понимаю проблемы. Её нет, она надуманная. Один художник маслом рисует, другой — карандашами, углем. Третий пером. Один штрихами, другой — несколькими скупыми линиями создает выразительный рисунок. Это просто одна из форм техники минимализма и всё.

А есть вещи, созданные бесталанными художниками. И чем бы они ни малевали — изображения не станут произведениями искусства. Так и в поэзии — один без знаков создает живую поэзию, другой со знаками — лепит из слов какую-то псевдопоэтическую мертвечину.

 

Есть такое понятие, как «инструментовка» текста. Она может быть скупой или наоборот. При минимуме знаков препинания или при их отсутствии возникает особая атмосфера — разная, по разным причинам, по разным мотивам созданная. При таком написании обнажается конструкция, возникает чистый текст, только слова и всё. Смыслы в чистом виде. Поэтические рисунки двумя-тремя штрихами. Ну, это такая, например, условно говоря, импрессионистическая техника написания стиха. Или косвенная отсылка к фольклорной традиции. Это только примеры — резонов писать без знаков препинания гораздо больше.

В общем, если отсутствие пунктуации работает на создание образа — это имеет смысл. А если этот прием не несет нагрузки выразительной — то это просто дань моде.

 

 

Письмо в такой технике требует некоторых условий.

Во-первых, текст должен быть не длинным. Поэму в такой технике писать точно не стоит.

Во-вторых, текст должен быть идеален в некотором смысле, идеален с точки зрения последовательности слов и взаимодействия звуков. Идеально выстроена должна быть каждая фраза. То есть текст должен быть предельно простым и внятным.

В третьих — должны быть особенные образы — яркие, метафоричные, иначе это не будет «работать».

Должна быть прозрачность, ясность. Иногда в результате использования такой техники возникает «потусторонняя», мистическая атмосфера, или, например, предельно лёгкая, почти бестелесная. Иногда так имитируется бормотание, без эмоций, как радио. Смотря что хочет показать художник слова в качестве образа.

В любом случае это должно применяться осмысленно, быть оправдано замыслом.

 

 

На Ваш взгляд, какие мотивы толкают авторов на сочинение стихов без знаков

пунктуации (слабое знание синтаксиса, дань моде, стремление к оригинальности или нечто иное)?

 

Авторы разные. Одного толкает вдохновение и поиск гармонии, другого тщеславие и желание примкнуть к творческой тусовке, которая объявляет это модным трендом. Третий пытается подражать мастеру, четвертый — экспериментирует, ищет какие-то формы, которые бы максимально были созвучны тому, что он пытается воссоздать в тексте, отразить в поэтически организованных словах.

Авторы разные — и мотивы у них разные. Один следует моде, пытается соответствовать ей внешне, имитирует поэзию, ставя во главу угла этот приём и всё подчиняет этому приёму. Это приводит к формализованным высказываниям. Таких версификаторов хоть пруд пруди — и не важно, какая у них техника.

Другой наоборот, ломает правила изнутри, создавая нечто необыкновенное, необычное. И тогда техника занимает подобающее ей место. Просто — средство выразительности.

 

Известно, что это пришло к нам из современной западной поэзии. Сначала отход от синтаксиса, потом отсутствие рифмы, далее отказ от ритма и т.д.

Для чего это делается там и зачем это нужно нам?

 

Ну тут сам вопрос некорректен. Вернее, несколько вопросов вызывают возражения как факт. Они же типа риторические, да?

 

О том, что это внезапно пришло с запада — утверждение сомнительное. Я привел примеры выше. Это ещё античная традиция.

Зачем это нам нужно. Нам это кому? Поэтам, читателям, или вообще носителям русского языка?

А нужна ли высшая математика бухгалтеру, или симфоническая музыка глухому человеку? А стереометрия нужна пахарю?

 

Если стихи интересные, мастерские, хорошие — они нужны, если они написаны дурно — они не нужны. И то я бы поостерегся идеализировать. Иногда с помощью дурных стихов снижают интеллект целого народа. Особенно если к этому подключить дурную музыку, дурную скульптуру, испорченную речь, дурные манеры и прочие уродливые штуки, антиэстетические. — и тем кто это делает, нужно всё дурно сделанное, сколоченное, слепленное.

 

И еще я бы не смешивал всё со всем, перечисляя пункты катастрофической траектории краха всей поэзии с обрушением ритма, рифмы и так далее… из-за отсутствия знаков препинания в каких-то стихах, у каких-то авторов. Я бы не запихивал весь сыр в один вареник. Ритм может быть, может не быть в стихах без знаков препинания, рифма может быть — а может не быть. Белый стих известен с древности, стихи без четкой ритмической конструкции тоже. Языческие заговоры, хороводные тексты, и прочие языческие игровые речевые забавы. Это культура древняя, можно сказать — традиционная.

А те же древнерусские тексты культовые, знаменные распевы, молитвы — это ведь тоже поэзия. Так что запад тут ни при чем. Запад может влиять — может не влиять, одних обогащать, других превращать в мартышек-подражательниц.

Вообще русский язык мощный инструмент освоения реальности, любые влияния переработать способен и ассимилировать в своей культурной традиции. Если надо — и обезвредить.

 

Творчество это синтез. Я имею в виду творчество высокое, то, которое дает жизнь произведениям искусства. А не дилетантские потуги заполнить свой досуг сочинением кустарных эклектических поделок под условным названием «стихи»… И не важно — с пунктуацией они или без.

 

Стоит ли с этим явлением как-то бороться или можно пустить всё на самотёк?

Почему?

 

Вообще борьба в эстетике оправдана только тогда, когда она происходит на уровне ценностей, в высшей области, в сфере смыслов. А борьба на уровне технических приемов — это дикарство какое-то, пошлость. Когда одна тусовка с другой не ладят или поделить какие-то условные пряники не может. Это корыстная борьба за читателя, за зрителя… Причем борьба такая зачастую происходит нечестно. В искусстве главное результат, он должен быть гармоничным. А уж как это достигается — автору-художнику виднее.

 

П.Ф.

 

 

  • Рассказ о первой любви в четырёх монологах, с эпилогом / С новым счастьем! / Берман Евгений
  • Наряжали с папой ёлку (Армант, Илинар) / Лонгмоб "Истории под новогодней ёлкой" / Капелька
  • Ипостаси / Саркисов Александр
  • Безумная надежда / Затмение / Легкое дыхание
  • Осени от осенней / Под крылом тишины / Зауэр Ирина
  • Чиан Ши (Фомальгаут Мария) / Лонгмоб "Байки из склепа-3" / Вашутин Олег
  • Ожидание (Капелька) / Лонгмоб «Мечты и реальность — 2» / Крыжовникова Капитолина
  • Ночные кобылы / Violin / Лонгмоб "Бестиарий. Избранное" / Cris Tina
  • Анакина Анна - Жизнь продолжается... / НАШИ МИЛЫЕ ЗВЕРЮШКИ - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Анакина Анна
  • Неизбежные / С. Хорт
  • Альфонс&Белка / Lustig

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль