Задание #1: Задумка
 

Задание #1: Задумка

29 сентября 2014, 22:31 /
+31

Тема, идея, сюжет и как не заблудиться в ненаписанном романе.

 

Главный вопрос: что, почему и зачем ты пишешь? Что ты хочешь сказать своим произведением?

С этого мы и начнем.

Вопросы очевидные и простые, но далеко не всегда мы знаем на них ответы. Многие пишут «по вдохновению» и «куда вывезет». Это чудесно для короткой формы и стихотворений. Это может работать и для крупной формы, но при условии многократного переписывания и возвращения назад. Но у нас есть только одна попытка успеть к маю — написать с первого раза черновик, а потом его причесать. Как только требуется внести структурные изменения в почти готовое произведение — все, можно смириться с тем, что процесс растянется.

К чему я это все? Пытаюсь убедить тех, кто терпеть не может всяческое планирование. Все-таки попробуйте! Попробуйте выполнить его максимально качественно и честно перед самим собой. Не проходите мимо.

 

Это задание на весь сентябрь — не спешим и помогаем друг другу.

 

Полный список заданий на сессию

Полный список заданий на сессию

 

Полный список заданий на весь год. Этот блок будет в каждом задании, в него будут добавляться ссылки, а активное задание (на текущий месяц) выделяется жирным. В сентябре мы говорим только о задумке.

 

1. Задумка

2. Структура и план

3. Герои

4. Мир и место действия

5. Язык и стиль, описания

6. Диалоги

7. Синопсис и аннотация

 

Правила выполнения заданий

Правила выполнения заданий

 

1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".

 

Оффтопик

Рекомендовано (но не обязательно):

Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"

Метки= клуб романистов, сессия 1, задание <Номер задания>, работа по заданию <Номер задания>

 

2. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.

 

3. В основной теме задания участники добавляют комментарии с копией работы по заданию и ссылкой на тему в блоге.

 

4. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.

 

5. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не перегружаем.

 

6. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.

 

Все мы разные, на разных этапах работы над произведением. Кто-то смутно представляет, о чем будет писать. У кого-то готов черновик, но есть какие-то проблемы и ступоры. Потому подходы я здесь приведу разные. Вы можете выбрать один любой или попробовать несколько. Если вы знаете что-то полезное по теме — делитесь, я обязательно добавлю еще варианты.

 

Наверняка многие прекрасно знают, о чем здесь идет речь. Потому кому и так все ясно — не жалуемся, пропускаем пояснения и сразу выполняем задание.

 

Но для начала вопросы, на которые каждый должен ответить обязательно.

 

Тема и идея

Теория

Тема – это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения. Как правило, в произведении имеется несколько тем, но доминирующая одна. Темы исторически обусловлены, т.к. меняются с течением времени, но есть и «вечные» темы, которые остаются актуальными в любые времена, — темы отцов и детей, добра и зла, предательства, любви и др.

 

Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Безусловно, идейная оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании. Иногда идейный замысел автора выходит «из-под контроля» и не совпадает с вытекающими идеями – как, например, и случилось с тургеневским Базаровым.

 

Источник

 

Если коротко и на примере, то:

 

Тема — война

Идея — победителей на войне не бывает

 

или

 

Тема — война

Идея — за родину нужно биться до последнего

 

То есть темы одинаковые, идеи — разные.

 

Еще вот нашла хорошее пояснение на пальцах:

 

тема — о чем?

идея — что хотел сказать автор?

например: колобок. тема — путешествие и встреча с незнакомцами. идея — на каждого хитрого найдется еще хитрее.

 

Источник

 

И еще одна ссылка, если все еще неясно, чем тема отличается от идеи (спасибо Мелоди).

 

Понятно, что в романах несколько сюжетных линий и тем может быть затронуто несколько. А потому лучше выделить основные линии, обозначить героев (как правило это два персонажа, но может быть больше), которые действуют в этих линиях и коротко написать тему и идею каждой.

Одни и те же герои могут встречаться в разных линиях с другими компаньонами.

 

Форма для выполнения задания (часть 1)

Форма для выполнения задания (часть 1)

 

<b>Работа по заданию, часть #1</b>

<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>

<u>Линия 1.</u> <название опционально>
<b>Герои:</b>
<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>

<u>Линия 2.</u> <название опционально>
<b>Герои:</b>
<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>

и т.д.

 

Кому-то на данном этапе будет трудно заполнить эту форму, потому что в голове еще недостаточно четко сформировалось представление о сюжете и героях.

Во-первых, рекомендую время от времени возвращаться к этому заданию и заполнять пробелы.

Во-вторых, есть несколько способов структурировать задумку и превратить ее в роман.

 

Сюжет

Теория

Сюжет – это, на первый взгляд, одно из наиболее простых понятий, простота которого, несомненно, обманчива. Это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог. Как видим, компоненты сюжета объединяются понятием «конфликт». Неправильно отождествлять сюжет произведения с его фабулой. Фабула – это последовательная передача изображаемых в произведении событий в их причинно-следственной связи. Но не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях эти два понятия совпадают.

 

Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно. Не стоит умалять значение и интерьера, пейзажа, художественного обрамления текста и ретроспекций.

 

Источник

 

В первой части задания мы определились, какие у нас есть сюжетные линии и зачем они нам нужны. Теперь нужно понять, что происходит в каждой линии, какие есть ключевые и поворотные моменты.

 

Теории по этому вопросу множество. Вы можете использовать любой из приведенных ниже методов или найти свой собственный путь, но результат нужно записать в форму.

 

Форма для выполнения задания (часть 2, вариант 1)

Форма для выполнения задания (часть 2, вариант 1)

 

<b>Работа по заданию, часть #2 </b>

<u>Линия 1.</u> <название опционально>
<b>Экспозиция:</b>
<b>Завязка:</b> 
<b>Развитие: </b>
<b>Кульминация:</b>
<b>Развязка:</b>

<u>Линия 2.</u> <название опционально>
<b>Экспозиция:</b>
<b>Завязка:</b> 
<b>Развитие: </b>
<b>Кульминация:</b>
<b>Развязка:</b>

и т.д.

 

Если сразу разложить по элементам сюжета трудно — перечислите просто крупными штрихами, какие события происходят в каждой линии, постепенно придет понимание, что есть завязка, есть ли кульминация или какие моменты нужно выкинуть.

 

Форма для выполнения задания (часть 2, вариант 2)

Форма для выполнения задания (часть 2, вариант 2)

 

<b>Работа по заданию, часть #2 </b>

<u>Линия 1.</u> <название опционально>
<b>Событие 1.</b>
<b>Событие 2.</b>
<b>Событие 3.</b>
<b>Событие 4.</b>
...

<u>Линия 2.</u> <название опционально>
<b>Событие 1.</b>
<b>Событие 2.</b>
<b>Событие 3.</b>
<b>Событие 4.</b>
...

и т.д.

 

Методы работы с сюжетом

Вы не должны читать всю эту теорию — только то, что покажется вам полезным.

 

1. Почему и что потом?

Подходит так же для случая «ступора», когда сюжет вроде ясен, но что-то не складывается.

Коротко суть — в последовательных ответах на вопросы, которые сам себе задаешь. Можете публиковать в комментариях свои опросники с ответами.

 

Глава 5 из книги Юрген Вольф. Школа литературного мастерства (пароль novelclub)

 

2. Метод снежинки

От простого предложения до готовой структуры. Полностью этот метод на данном этапе наверное излишен, но можно взять за образец начало. Материал из мастерской.

 

3. Метод карточек на доске

Наглядное представление сюжета отдельными сценами, хорошо для визуалов. Взято из комментария Вратова Романа.

 

Часть 5 книги Б. Снайдера «Спасти кошку»

 

Если не боитесь английского, то в качестве доски можете использовать этот сервис.

 

4. Метод «прогулки» Мелоди

Замечательный интуитивно понятный метод описала Мелоди. В задании как раз нужно указать опорные точки и ориентиры, о которых она пишет.

 

И еще дополнительная теория по теме глава 3 и глава 4 из книги Найджел Воттс — Как написать роман

 

Для визуалов еще здорово порисовать: кружочки-герои, стрелочки-взаимодействия или для каждого героя отдельно кружочки-состояния и стрелочки-события-переходы. Не ленитесь, попробуйте найти свой путь.

 

Работа на этом этапе сэкономит вам кучу времени переписывания.

 

Дополнительное задание для мотивации

В книге Юргена Вольфа есть одно замечательное применение вопроса «Почему?» — рекомендую отдельным комментарием оформить цепочку вопросов-ответов "Почему об этом нужно писать?"

 

Форма для выполнения задания (часть 3)

Форма для выполнения задания (часть 3)

<b>Работа по заданию, часть #3 </b>

<b>Вопрос:</b> Почему я хочу писать сейчас именно эту книгу?
<b>Ответ: </b>

<b>Вопрос:</b>
<b>Ответ: </b>

<b>Вопрос:</b>
<b>Ответ: </b>

<b>Вопрос:</b>
<b>Ответ: </b>

Пример из книги Ю. Вольфа

Вопрос: Почему я хочу написать книгу «Тайм менеджмент для писателей?»

Ответ: Потому что хочу помочь людям, у которых есть желание писать, но при этом они н знают, как найти время.

 

Вопрос: Почему я думаю, что могу помочь людям, которые хотят писать, но не знают, как найти время?

Ответ: Потому что я сталкивался с этой проблемой, когда писал сценарии и книги, и традиционные способы управления временем мне не очень-то помогли.

 

Вопрос: Почему традиционные способы управления временем мне не помогли?

Ответ: Потому что традиционные способы скорее механические и не всегда подходят людям творческим.

 

Вопрос: Почему традиционные способы не подходят творческим людям?

Ответ: Потому что они были разработаны в начале XX века и основной их целью было повысить эффективность рутинных операций.

 

Что должно быть в работе по заданию на сентябрь? Заполнение всех трех частей форм (третья часть опционально) + все дополнительные материалы, которые вы посчитаете нужными.

 

Выполненные работы по заданию

1. Мааэринн

2. Akrotiri

3. Гольшанская Светлана

4. Анакина Анна

5. Саломея

6. Эжени — Бука — Тауллин

7. Блинчик Лерка — ссылки пока нет

8. Lacrimosa (Melody)

9. Kevin Corey

10. Меркулова Ирина

11. Игоревна Юля

12. Малышева Алёна

13. Аллан Рик

14. Фиал

15. Lianna

16. Лев Елена

17. Evoelyany

18. Кафу Дарья

19. Lesnichiy

20. Исгерд Эйк

21. Подусов Александр

22. Микаэла

23. Кейс

24. Лидьив Фентарский и Пламя Таннэк

обсуждения приветствуются в темах по ссылкам

 

Работа над заданием закончена — комментарии закрыты.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль