Обязательное для финалистов задание.
Это последнее задание сессии. Тут хочется широко улыбнуться и заорать — ура!
В апреле мы пишем синопсис, мини-синопсис и аннотацию на наши рабочие произведения.
Несмотря на то, что для финалистов задание обязательное, все остальные тоже могут его выполнять.
И пожалуйста, пожалуйста, читайте задания друг друга и помогайте! Меня на всех не хватит, да и не факт, что мои советы верные.
Это задание на весь апрель — не спешим и помогаем друг другу.
Правила выполнения заданий
1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".
Рекомендовано (но не обязательно):
Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"
Метки= клуб романистов, сессия 1, задание <Номер задания>, работа по заданию <Номер задания>
2. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.
3. В основной теме задания участники добавляют комментарии с копией работы по заданию и ссылкой на тему в блоге.
4. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.
5. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не перегружаем.
6. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.
На этом можно было бы топик завершить, правда?
Но все-таки я порылась в сети и делюсь.
Мини-синопсис (аннотация для издателя) — синопсис из двух предложений.
Синопсис — краткое изложение событий романа.
Аннотация — реклама для читателей.
Аннотация для читателей нам нужна, чтобы читателей привлекать, так что уж постарайтесь.
1. Мини-синопсис
С него советуют начинать.
Аннотация авторская должна состоять из одного, максимум из двух абзацев. Ее главная задача — предельно коротко сообщить читателю (редактору) о чем ваша книга, выделив основный конфликт или интригу.
Необходимо, прежде всего, обозначить главных героев, их цели, а также место и время действия (если это важно и не вытекает из описания героев и их целей).
Основные вопросы, на которые нужно ответить в аннотации:
- Кто?
- Когда и где?
- Что и зачем сделал (имеет отношение к завязке)?
- Что решил и начал делать (о действиях главного героя, на которых держится интрига)?
Пример мини-синопсиса от Тигры Тиа
Лиля, библиотекарша и уличный музыкант, вела самую обычную жизнь. До тех пор, пока ее не пригласили протестировать новые локации модной компьютерной игры в режиме виртуальной реальности. Даже согласившись, Лиля и предположить не могла, что виртуальный мир изменит ее судьбу и подарит долгожданную любовь. После возвращения в реальность Лилю, вместо привычной работы в библиотеке, затягивает водоворот светских тусовок, детективного расследования и мистических событий. А вскоре ее называет совершенством мужчина, о котором она раньше не могла и мечтать: известный фотограф, богатый, красивый…
Кого выберет Лиля: романтичного рыцаря или циника с темным прошлым? Сумеет ли она выпутаться из чужой игры или станет разменной пешкой и погибнет?
Пример мини-синопсиса из статьи Кривчикова Константина
Никогда нельзя знать заранее, что таится за закрытой дверью… Молодая женщина-ученый София получает доступ к документам, переворачивающим традиционные представления об истории человечества. За Софией начинают беспощадную охоту зловещие клозы-оборотни, владеющие секретом бессмертия. В жестокую схватку за обладание важнейшей информацией, опровергающей фундаментальные библейские мифы, вступают и конспиративные организации клерикалов, готовых на любое преступление. Постепенно София начинает понимать, что преступила опасную черту, за которой непредсказуемые и пагубные последствия. Но маховик трагических событий уже запущен…
Пример мини-синопсиса из сети
Это история о том, как студент, вернувшись домой на каникулы, узнал, что родной дядя убил его отца, а потом женился на его матери. Прикинувшись сумасшедшим, герой добывает доказательства вины дяди, открывает глаза матери, убивает отца своей возлюбленной. После этого дядя отсылает его в Англию, приставив к нему двух лживых друзей и дав им письмо, в коем содержится просьба умертвить Гамлета. Но герою удается перехитрить всех и отомстить за отца — правда, ценой собственной жизни.
2. Синопсис
Теперь мини-синопсис расписываем подробнее, на одну страничку, но не вдаваясь в лишние подробности. При этом читать он должен легко и давать представление о стиле автора.
1. Синопсис всегда пишется в настоящем времени. Нельзя написать, что герой книги в третьей главе добрался до города Урюпинск и порубил десять негритят. Правильнее будет: «герой, преодолевая мыслимые и немыслимые препятствия, продвигается в сторону города Урюпинск, чтобы безжалостно уничтожить банду из десяти негритят».
2. Не нужно включать нюансы, описывать второстепенных героев и их дополнительные сюжетные линии. Необходим только основой сюжет. И чем проще и линейнее вы его напишите, тем будет лучше.
3. Не стоит рассказывать, как зовут тетю двоюродной сестры главного героя. Минимум имен, чтоб не загружать текст дополнительной, ненужной информацией. Желательно употребить максимум четыре-пять имен.
4. Обязательно, увы, но необходимо написать финал произведения. Редактор отгадывать окончание не будет, ему нужно знать все сразу.
5. Не забудьте также указать, в каком именно направлении написано ваше произведение. Если редактору отдела фантастики на стол ляжет любовный роман, ему это не понравится. А если такое случится по ошибке, и вы указали жанр произведения, то ваш синопсис и контактные координаты просто передадут в другой отдел. Но не нужно выдумывать свои собственные термины, типа мистико-фэнтезийный детектив. В издательском бизнесе все уже придумано до нас.
6. Размер синопсиса не должен превышать двух страниц. Лично мой уместился на одной странице формата А4 10 размером шрифта.
Ключевые вопросы, на которые нужно дать ответ в синопсисе:
- о чем всё это?
- кто главные герои?
- чего добиваются главные герои?
- почему они этого добиваются?
- что стоит у них на пути достижения поставленной цели?
Еще везде рекомендуют статью Рины Грант о написании синопсиса.
Копировать сюда ее не буду, но прочитайте по ссылке.
Пример синопсиса от Тигры Тиа
Лиля, невзрачная двадцатилетняя библиотекарша, подрабатывает уличным музыкантом на Арбате и играет в ролевую стратегию «Дорога домой». Она, как множество игроков, мечтает о недоступной простым смертным миссии «на полном погружении» — то есть игре с эффектом реального присутствия. Неожиданно ее приглашают в Игровой Центр протестировать новую версию «погружения». Лиля соглашается, не подозревая, как круто это изменит ее жизнь.
Войдя в игру, Лиля обнаруживает, что вокруг — реальный мир, похожий на английское средневековье, а она сама — красавица фейри. По дороге в город Лиля встречает юношу по имени Сакс. Лиля просит его сделать дудочку, чтобы играть на ярмарке.
Там Лиля снова сталкивается с Саксом. Он выигрывает состязание лучников и находит пропавшего брата, ныне — капитана стражи принца Артура. Лиля оказывается центром конфликта между принцем, капитаном и Саксом, вместе с Саксом бежит из города.
Лиля помогает жителям деревни спастись от стражников и вместе с Саксом идет в лагерь повстанцев. Сакс объясняется ей в любви, и Лиля понимает, что любит нарисованного персонажа.
Она едва успевает проводить Сакса до лагеря, время погружения истекает.
В реальности Лиля увольняется с работы и принимает приглашение на обед от фотографа Ильяса. Лиля видела его в Игровом Центре и на Арбате. Ильяс — красивый и интересный мужчина, о таком Лиля раньше не смела и мечтать. Но сейчас ее мысли только о Саксе.
При следующем погружении Лиля встречает Охотника, игрока из Москвы. Он уже два десятка лет командует повстанцами. Лиля лечит раненых и вместе с Саксом участвует в боевых вылазках. Лидер оппозиции велит Саксу привезти в лагерь наследного принца Артура.
Тут Лиля понимает, что попала в игру до ее начала: сюжет начитается с восстания, которое возглавляет принц Артур.
Лиля с Саксом пробираются в королевский замок. Пока Лиля отвлекает стражу, Сакс уговаривает Артура возглавить восстание. Но вмешивается младший брат Артура, начинается драка и Лиля убивает Артура. Младший принц выводит Лилю и Сакса из дворца, и они втроем бегут к повстанцам.
За ними гонится стража. Лиля пытается зачаровать погоню, но капитан стражи смертельно ранит ее. Лиля умирает на руках у Сакса.
Сакс с принцем хоронят ее и возвращаются к повстанцам. Там принц жалует Саксу титул и делает своей правой рукой. Вместе они побеждают оккупантов и восстанавливают страну, Сакс женится, но все равно ждет свою фейри — она же обещала вернуться.
Лиля приходит в себя в Москве. Нанесенная в игре рана болит. Лиля сомневается в том, что игра — всего лишь игра.
Куратор сообщает ей, что последнее погружение откладывается на полгода, а в мире игры пройдет пятнадцать лет.
Лиля в отчаянии: за столько лет Сакс ее забудет!
Вернувшись домой, Лиля включает игру и видит, что сюжет изменился. Она спрашивает куратора о странном поведении программы, но его ответ только запутывает ее. Лиля тоскует по Саксу и впадает в депрессию.
Вскоре за ней начинает ухаживать Ильяс. Лиля подозревает, что под его внезапной влюбленностью таится второе дно. Но Ильяс помогает ей жить в реальности, и благодаря ему депрессия отступает.
Ильяс ведет ее в гости к своему другу. Туда же приходит олигарх, спонсор исследований в Игровом Центре. Он дарит Лиле дореволюционный трактат о фейри, где написано, что фейри покинули родной мир из-за глобальной катастрофы и оказались на Земле, но в разных местах и временах, от древней Ирландии до России ХХ века. На одной из книжных иллюстраций Лиля узнает куратора из Игрового Центра.
Прочитав книгу, Лиля укрепляется в мысли, что мир фейри — настоящий. Лиля ищет Охотника и выясняет, что шесть лет назад его убили, и в убийстве подозревался Ильяс.
Лиля встречается со следователем. Он требует, чтобы она порвала с Ильясом, замешанным в серии криминальных событий около Игрового Центра. Следователя убивают. Картина преступления похожа на убийство Охотника. Лиля бежит прочь, уверенная, что убийца — Ильяс.
Ильяс звонит ей, но Лиля не берет трубку. Она едет к подруге. Та заявляет, что во время убийства Ильяс разговаривал с ней и не мог выстрелить.
Подруге Лиля верит и едет домой, чтобы поговорить с Ильясом начистоту. Она не знает, что Ильяса обманом выманили их дома, чтобы не дать им встретиться.
Когда Ильяс возвращается, Лиля уже в Игровом Центре. По словам куратора, только она может спасти Сакса — ему угрожают наемные убийцы.
А к Ильясу приходит таинственный человек, велевший ему не дать Лиле уйти в мир фейри. Он напоминает, что невыполнение условий договора означает для Ильяса смерть. Но Ильяс может решить проблему.
Ильяс отказывается убивать Лилю, даже если ему придется умереть.
Лиля уходит в другой мир, спасать Сакса — фейри, владеющие Игровым Центром, добились своего.
Но сразу после ухода Лили фейри регистрируют еще один переход из мира в мир. Кто открыл портал, они не знают.
3. Аннотация для читателя
А теперь пишем короткий и захватывающий рекламный текст.
Самый лучший способ научиться писать аннотации — прочитать как можно больше аннотаций в жанре вашей книги. Таким образом можно понять принятый сегодня стандарт. А стандартом такие аннотации становятся по одной причине: благодаря им продаются книги.
Рекомендации:
1. Не включайте в описание сюжетных линий.2. Старайтесь уложиться в 150 слов.
3. Пишите в третьем лице настоящего времени.
4. Используйте сильные эмоциональные выражения.
5. Пишите так, словно не вы являетесь автором книги.
Подробнее в источнике
Что должно быть в аннотации:
1. Мир произведения и обстановка – вкратце, чтобы очертить место действия. И обязательно укажите жанр, чтобы не сбивать с толку читателей.
2088 год. Земная цивилизация продолжает колониальную космическую политику.
2. Конфликт, проблема и интрига произведения – также вкратце. Чем интересна ситуация? Из чего складывается? Что влияет на ее развитие?
Пока люди исследуют неизвестные планеты, пришельцы с Сириуса решают захватить Землю, чтобы использовать ее богатые ресурсы.
3. Главный герой. Кто такой? Почему он важен для решения проблемы и как влияет на интригу?
Вася Васечкин, разведчик, десять лет работавший на Сириусе, расшифровывает послание пришельцев и стремится убедить правительство Земли в опасности.
4. Препятствия, которые должен преодолеть главный герой, его задачи и цели.
Но правительство Земли Васе не верит, и герой решает отправиться инкогнито на Сириус, чтобы собрать доказательства грядущей войны.
5. «Обоснуй». Мотивы главного героя, связанные с проблемой.
Будучи разведчиком, Вася знает о наступательном оружии врага и обороноспособности Земли. И понимает, что войны надо избежать, иначе пришельцы уничтожат Землю.
6. Завлекательные намеки – как именно герой будет решать проблему, какие еще препятствия встретятся на его пути?
Герой летит на Сириус, однако о его планах становится известно врагу, а на борту звездолета оказывается предатель. Доберется ли Вася до своей цели? Спасет ли он любимую планету от коварных захватчиков?
Подробнее в источнике.
И вот еще статья, где указаны принципы построения рекламного текста, типичные ошибки и много примеров аннотаций.
Пожалуй, на этом все. Не забывайте оформлять задание отдельным топиком!
И всех нас поздравляю с тем, что задание последнее
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.