Задание #6: Диалоги
 

Задание #6: Диалоги

+19

Всех с весной!

И давайте поговорим о диалогах…

Во-первых, это последнее задание по тексту в сессии. С чем я нас и поздравляю.

Во-вторых, я сама совершенно не умею писать диалоги, потому подготовка к заданию была для меня мучительная и познавательная.

В-третьих, диалоги фатально важны для наших произведений.

И удачи всем нам. Вдохновения, настроения и увлекательных диалогов.

 

Это задание на весь март — не спешим и помогаем друг другу.

 

Полный список заданий на сессию

 

Правила выполнения заданий

Правила выполнения заданий

 

1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".

 

Оффтопик

Рекомендовано (но не обязательно):

Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"

Метки= клуб романистов, сессия 1, задание <Номер задания>, работа по заданию <Номер задания>

 

2. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.

 

3. В основной теме задания участники добавляют комментарии с копией работы по заданию и ссылкой на тему в блоге.

 

4. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.

 

5. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не перегружаем.

 

6. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.

 

Коротко о том, что я вынесла из «учебников». (Но лучше самостоятельно идем в секцию «Что почитать?», кликаем ссылочки, вводим пароли (где нужно) и читаем. Это будет куда эффективнее и полезнее чтения конспекта. Тем более, конспекта человека, который сам в тебе на троечку.

 

Без диалогов никуда, они раскрывают героев, двигают сюжет и передают информацию.

Чтобы диалоги раскрывали героев, реплики должны быть специфичны для данного героя, чтобы читатель без атрибуции мог угадать, что говорит.

Чтобы не было скучно, диалог должен только имитировать живую речь, но не копировать слово в слово. А еще лучше не писать «в лоб», а играть героями: чтобы они не всегда говорили то, что думают. Об этом подробно смотрите в книге Джеймс Фрей. Как написать гениальный роман. (пароль novelclub) в седьмой главе про опосредованный диалог.

Часть диалога можно дать пересказом, чтобы не было затянуто — не должно быть «пустых» кусков текста.

С атрибуцией нужно быть предельно осторожным.

Голый диалог допустим, но должно быть на 100% понятно, кто говорит, чтобы читатель ни на миг не «зависал», размышляя, кто же это мог сказать. Мне кажется, такое можно применять только на коротеньких участках диалога в несколько реплик.

Однообразная атрибуция «лишь бы была» (он сказал, она сказала) все равно читателем будет через пару реплик проигнорирована.

Чрезмерное заигрывание с атрибуцией может отвлекать, не нести новой информации и раздражать (если атрибуция только подтверждает то, что и так читается из реплики) или тормозить читателя (если атрибуция спорит с тем, что читается из реплики).

И все таки лучше разбавить диалог действием, добавить героям жизни, движения, эмоций и взглядов. Как и любой другой кусок текста, диалог должен увлекать, легко читаться и оживать перед глазами.

 

Вот примерно то, что я поняла, но лучше почитайте источники сами.

 

Первая часть задания основана на книжке Найджела Ватса, раздел «попробуй это сделать»:

 

Прочитай диалоги в повести, над которой работаешь. Отличаются ли твои персонажи способом разговора, пользуются ли они отличающимися словами, строят ли по разному фразы, или все говорят одинаково?

 

Форма для выполнения задания (часть 1)

Форма для выполнения задания (часть 1)

 

<b>Работа по заданию, часть #1</b>
<b>Герой 1.</b> <i><Имя героя></i>
<hidden title='Отрывки разных диалогов'>много тут не нужно, только важные моменты!</hidden>
<u>Характерные особенности речи:</u>
...

и т.д. по всем важным героям.

Если характерных особенностей нет - думаем.

 

Вторая часть задания базируется на главе из Джеймса Фрея. Прочитать ее крайне рекомендую. Там даже есть пример выполнения задания.

 

После того как вы написали диалог, его нужно перечитать и ответить на ряд вопросов:

• Присутствует ли конфликт?

• Нет ли банальностей?

• Можно ли его переделать в опосредованный тип?

• Все ли реплики достаточно красочны?

 

Выбираем самый неудачный свой диалог, прорабатываем по схеме каждую реплику, записываем в формочку.

 

Форма для выполнения задания (часть 2)

Форма для выполнения задания (часть 2)

 


<b>Работа по заданию, часть #2</b>

<hidden title='Исходный вариант'></hidden>

<i>Реплика 1</i>

<b>• Присутствует ли конфликт?</b> Нет / да, какой?
<b>• Нет ли банальностей? </b> Нет / есть, как исправить?
<b>• Можно ли его переделать в опосредованный тип? </b> Уже / да, как?
<b>• Все ли реплики достаточно красочны?</b> Да / нет, как исправить?

и т.д.
(Если записывать лень, конечно, можно все в уме и тут только результат с парой комментариев.)

<hidden title='Исправленный вариант'></hidden>

 

И еще как дополнительное опциональное задание — попросите помощи друзей по клубу, чтобы вместе отыграть диалог. Не показывайте исходный текст, дайте только «вводную»: кто, когда и зачем говорит. Автор отыгрывает одного героя, помощник — другого. Потом можно поменяться ролями и отыграть тот же диалог. И не забудьте откликнуться на аналогичную просьбу другого автора!

Списываться можно в комментариях в этому заданию, в личке, в топиках с выполнениями заданий или любыми другими удобными вам способами (скайп, аська, личная встреча ;-))

 

Третью часть даю без формы и опциональной, потому что как-то уже все устали и тут уже всем «лишь бы до себя», но мне кажется, что такая помощь в работе над диалогами была бы бесценной. И нет, результат такого эксперимента соавторского не стоит включать в текст (особенно без согласия соавтора), но это в любом случае должно быть полезно.

 

Работайте, пишите и делитесь результатами!

 

Что почитать?

Что почитать?

1. Найджел Ватс. Как написать повесть

 

Глава 7. ДИАЛОГ

 

2. Джеймс Фрей. Как написать гениальный роман. (пароль novelclub)

 

VII. Как научиться писать восхитительные диалоги и яркие драматические произведения Диалог: прямой и опосредованный, яркий и блеклый (177). Стили драматического произведения (181). Принципы построения драматического эпизода (184). Как сделать скучный эпизод ярким и выразительным (190). Работа над репликами в диалоге (194). Заповеди динамичного произведения (198). Несколько других важных приемов (206).

 

Выдержки из главы для ленивых

Диалог: прямой и опосредованный, яркий и блеклый

«- Привет, — сказал Джо Мэри.

Мэри оторвала взгляд от книги:

— Привет.

Джо нервно переминался с ноги на ногу. Он был более чем уверен — в школьной столовой сейчас на него смотрят все.

— Че делаешь? — спросил он.

— Читаю.

— Ух ты. И чего читаешь?

— „Моби Дика".

-И как?

— Да так, про рыбаков.

Джо присел за стол, провел пальцем по воротнику, вытирая пот.

— Я хочу тебя спросить кое о чем, — сказал он.

— Слушаю.

— Тебя уже кто-нибудь пригласил на выпускной бал?

— Я туда не собиралась.

— Да ты что, туда все идут. Хочешь, пойдем вместе?

— Хм. Я обдумаю твое предложение.

— Чего тут думать, соглашайся! Я у отца машину возьму, денег завались…

— Звучит, вроде, неплохо…

— Поужинаем в пиццерии „У Бенни".

— Ладно, я согласна».

Данный диалог написан в драматической форме. Он развивается вокруг конфликта, поскольку мы видим противопоставление желаний двух персонажей (он хочет пойти с ней на выпускной бал, она туда не рвется), конфликт доходит до кульминации, персонажи достигают гармонии.

И все же диалог никуда не годится. Почему? Во-первых, диалог блеклый. В данном случае мы имеем дело с прямым диалогом. В прямом диалоге персонаж всегда говорит то, что думает. Он не пытается ловчить, лгать, острить, пускать в глаза пыль. В хорошем диалоге персонаж выражает свои желания опосредованно. Давайте сделаем тот же самый диалог опосредованным.

«- Придется мне здесь присесть, такова служба, — сказал Джо.

— Что? — Мэри оторвала взгляд от книги.

— Ага, мне платят полтора доллара в час, чтобы я сидел с книгой в школьной столовой и служил всем примером.

— Садись где хочешь, мы в свободной стране.

Джо улыбнулся ей и произнес:

— Могу предсказать твое будущее.

— И как же ты его узнал?

— Я гадаю по Таро.

— Я из семьи унитариев, так что в гадание по Таро не верю. Джо извлек из кармана колоду карт и принялся их тасовать. Наконец он выложил одну из карт на стол.

— В восемь часов за тобой приедет машина марки „Шэ-ви Нова".

-Дану? — За рулем будет сидеть сногсшибательно красивый молодой человек в белом смокинге.

— И куда он меня повезет?

— Он тебя отвезет на выпускной бал.

— Класс! Это тебе все карты поведали?

— Да. Но все я тебе рассказывать не собираюсь, — он убрал карты в карман.

— Не люблю портить сюрпризы.

— Ты меня приглашаешь на свидание?

— Ты согласна?

— Тебе же все должны были рассказать карты. Так что ты сам знаешь».

Перед нами опосредованный диалог. Поэтому он нам кажется куда как интереснее.

Диалоги между персонажами, действующими на пределе воз­ можностей, всегда опосредованны. В телевизионных комедиях положений практически все диалоги — прямые. Поэтому они навевают скуку. При работе над диалогами персонажи получаются остроумней, очаровательней, образованней, умней, болтливей, чем вы сами. Как такое возможно? Все дело во времени. Поступки и речь персонажей кажутся спонтанными. Мы считаем персонажи настоящими людьми, которые говорят и делают умные вещи.

 

Работа над репликами в диалоге

Большинство авторов сначала пишут грубый черновик романа, а потом долго над ним работают, добиваясь качественных улучшений. В особенности это касается диалогов.

После того как вы написали диалог, его нужно перечитать и ответить на ряд вопросов:

• Присутствует ли конфликт?

• Нет ли банальностей?

• Можно ли его переделать в опосредованный тип?

• Все ли реплики достаточно красочны?

Давайте посмотрим на следующий обмен репликами. Он происходит вечером между Люси и Джо. Джо уволили с должности агента по снабжению. Он не хочет говорить об увольнении Люси. Ей через три месяца рожать, сбережений у них нет. Обмен репликами начинается, как только Джо переступа­ ет порог:

«Увидев выражение лица мужа, Люси спросила:

— Солнышко, что случилось?

— Ничего не случилось. С чего ты взяла?

— Ты меня не поцеловал, когда вошел.

— Я не в настроении.

— Может, все-таки скажешь, что случилось?

— Чего ты сегодня такая любопытная?

— Может, у меня есть на то право, я ведь как-никак твоя жена.

— Но не начальник!

С этими словами Джо выбежал из комнаты».

Давайте для краткости закроем глаза на то, что в данном диалоге приходится иметь дело со скачкообразным конфликтом.

Теперь начнем работать над диалогом. Мы будем перечитывать строчку за строчкой, каждый раз задаваясь четырьмя вопросами, приведенными выше.

Итак, первая строчка: «Солнышко, что случилось?»

Конфликт имеется? Да. Вопрос, в своем роде, нападение. Люси требует от Джо определенных сведений. Она подталкивает Джо к ответу.

Нет ли здесь банальности? Есть. Тогда как перефразировать вопрос так, чтобы убрать банальщину, сохранив при этом конфликт?

«Что у тебя за выражение лица?» Нет, это еще банальней.

«Солнышко, что ты такой помятый?» Годится? Конфликт есть? Банальности нет? Можно ли переделать реплику в опосредованный тип? Слово «помятый» применительно к человеку является метафорой. Значит, реплика уже относится к опосредованному типу. Достаточно ли красочна реплика? Единственный способ найти ответ — устроить на несколько минут мозговой штурм и попытаться найти вариант получше. Может: «Солнышко, ты выглядишь как сдувшийся шарик». Не нравится? Ладно, оставим в реплике слово «помятый».

Переходим к следующей строчке. Джо отвечает: «Ничего не случилось. С чего ты взяла?» Конфликт? Ну, вообще-то защита, причем вялая. Реплике не хватает красок. Плюс ко всему от нее веет банальностью. Ставим этой реплике «двойку». Начинаем мозговой штурм. Как насчет: «Все просто сказка»? Слишком банально? Да, отчасти, но спустя некоторое время вы обнаруживаете, что больше в голову ничего не лезет. Так или иначе, новый вариант реплики принадлежит к опосредованному типу, она яркая, в ней мы видим конфликт. Вы решаете оставить ее в таком виде.

После того как вы подобным образом проработали каждую реплику, у вас получится следующее:

«- Солнышко, что ты такой помятый?

— Не знаю, все просто сказка.

— А что тогда не целуешь?

— Простуду подхватил, не хочу тебя заразить.

— Ты не простуду, ты ворчалок подхватил, а ворчалки незаразны.

— Слушай, Люси, знаешь, какое первое правило супружеской жизни? Не надо прямо с порога сразу лезть с расспросами к мужу. Нужно выждать хотя бы тридцать секунд.

— А второе правило: делись своими секретами.

— А третье правило: ты мне жена, а не начальник, поэтому отстань!»

Если вы хотите включить этот диалог в произведение, знайте — над ним еще надо долго работать. Слово «помятый» не совсем подходит, «все просто сказка» звучит не очень естественно. Чем дольше вы будете работать над репликами, тем лучше они станут.

Большинство диалогов требует именно такой пошаговой проработки. С каждым шагом вы будете накалять конфликт, вносить больше новизны, яркости и красок. С каждым шагом диалог будет все лучше и лучше.

 

 

дополнительно

 

2. Стивен Кинг. КАК ПИСАТЬ КНИГИ: МЕМУАРЫ О РЕМЕСЛЕ

 

Часть КАК ПИСАТЬ КНИГИ. Глава 7 (стр 61 — 65).

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль