Это страшное слово «структура» — без нее никуда. В каждой сцене, в каждой главе и во всем произведении должна быть структура. Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего описания или героя — все должно двигать сюжет, раскрывать идеи, максимально полно создавать картинку в голове читателя.
Многие не любят работать по плану — скучно, убивает творчество. Но что если сам процесс планирования сделать процессом творческим? Пусть меняется план, пусть сцены переходят из главы в главу, а мы будем за этим удобно следить. С такой штукой всегда можно легко вернуться в процесс или взглянуть на произведение целиком.
Это задание на весь октябрь — не спешим и помогаем друг другу.
Правила выполнения заданий
1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".
Рекомендовано (но не обязательно):
Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"
Метки= клуб романистов, сессия 1, задание <Номер задания>, работа по заданию <Номер задания>
2. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.
3. В основной теме задания участники добавляют комментарии с копией работы по заданию и ссылкой на тему в блоге.
4. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.
5. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не перегружаем.
6. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.
1. Структура
В качестве подготовки к созданию плана, давайте подробнее остановимся на структуре. Любое произведение состоит из начала (25% ), середины (50% ) и концовки (25% ) — все просто, но держите эти цифры в голове, так часто хочется растянуть резину в середине, скомкать кульминацию, зажевать концовку.
1.1. Начало
Начало должно быть идеальным и захватывающим — у вас есть только один шанс заполучить внимание читателя. Важно выбрать правильный момент и написать его максимально чисто и хорошо.
Если расписать сюжет произведения по схеме: Жили-были — Каждый день — Но однажды..., то именно с этого «Но однажды» как правило начнется история. Просмотрите все сюжетные линии из первого задания и определитесь, с какого момента истории вы начнете рассказывать — это совершенно не обязательно должна быть экспозиция.
Чтобы почувствовать, что такое «начало», предлагаю выполнить такое задание (часть 1):
Выберите 5 произведений участников сессии и 5 незнакомых вам изданных произведений прочтите первый абзац.
Какие произведения захотелось читать дальше?
Что общего между этими абзацами?
Какие произведения не заинтересовали?
Что общего между ними?
Проанализируйте первый абзац своего произведения.
Форма для выполнения задания (часть 1)
<b>Работа по заданию, часть #1 </b>
<b>Удачные первые абзацы:</b>
1.
2.
3.
4.
5.
...
<u>Между ними общего:</u>
+
+
+
...
<b>Неудачные первые абзацы:</b>
1.
2.
3.
4.
5.
...
<u>Между ними общего:</u>
-
-
-
...
<b>Первый абзац моего произведения</b>
<blockquote><текст></blockquote>
<u>Плюсы</u>
+
+
+
<u>Минусы</u>
-
-
-
1.2. Середина
Середина часто «провисает» и становиться скучно — и писать, и читать становится скучно.
Чтобы такого не было, нужен конфликт, нужны вопросы и ответы, саспенс и тайна.
Текст должен вызывать у читателя вопросы и давать ответы, но секрет — правильный темп: нельзя оставлять слишком много не отвеченных вопросов, нельзя давать ответы слишком быстро. Последовательность должна быть примерно такая:
Вопрос 1 — Вопрос 2 — Ответ 1 — Вопрос 3 — Вопрос 4 — Ответ 2 — Вопрос 5 — Ответ 3 — Вопрос 6 — Ответ 4 — Ответ 5…
Подробнее читайте здесь: Юрген Вольф. Школа литературного мастерства (пароль novelclub)
Глава 7. Секреты захватывающей истории — Непростая середина (162 — 166 страница)
Что такое саспенс и тайна?
Существуют два типа повествовательных знаков вопроса: напряжение (саспенс) и тайна.
Саспенс – вопрос, ответ на который
Тайна – вопрос, ответ на который находится в прошлом.
Саспенс, — это вопрос «что будет дальше?» Тайна, — это вопрос «как нас угораздило в это вляпаться?» Из них двоих, думается, тайна есть более изощренной, потому что представляет собой приглашение для читателя самому развязать сложную загадку. Саспенс более очевиден, потому что отражает принцип нашей повседневной жизни – происходит нечто неожиданное, и мы вынуждены на это реагировать.
Что такое восьмипунктовая дуга?
Стазис – Однажды, давным-давно
Первый импульс – происходит что-то необычное
Цель – что заставляет героя стремиться к чему-то
Неожиданность – но ситуация усложняется
Решающий выбор – и это заставляет протагониста принять трудное решение
Кульминационный пункт – влекущее за собой серьезные последствия
Поворот – из-за которого наступает абсолютное изменение ситуации
Развязка – и все живут долго и счастливо ( а может быть и нет).
Найджел Ватс. Как написать повесть Глава 4. ВОСЬМИПУНКТОВАЯ ДУГА
Поработать с серединой ненаписанного произведения сложно — это мы будем делать в течение всей сессии, но все, что касается структуры справедливо и для отдельно взятой главы или сцены. Обязательно нужно помнить о пропорциях начало-середина-конец, о конфликте и кульминации, о вопросах-ответах, о саспенсе и тайне. Поэтому предлагаю вторую часть задания.
Выберите самую неудачную на ваш взгляд главу, написанную в рабочем произведении на данный момент (если глава одна — берите ее, даже если она кажется удачной) и проанализируйте ее с точки зрения одного из подходов (или всех, если есть желание и время): саспенс-тайна, вопрос-ответ, восьмипунктовая дуга.
Форма для выполнения задания (часть 2)
<b>Работа по заданию, часть #2 </b>
<b>Саспенс и тайна</b>
Тайна в этой главе заключается в том, что... <i>(если есть)</i>
Саспенс в этой главе заключается в том, что... <i>(если есть)</i>
<b>Вопрос-ответ</b>
<b>В1:</b>
<b>В2:</b>
<b>О1:</b>
...
<i>последовательность выстраивайте свою, формулируйте предельно коротко, пример смотрите в книжке Юрген Вольфа</i>
<b>Восьмипунктовая дуга</b>
<b>Стазис:</b>
<b>Первый импульс:</b>
<b>Цель:</b>
<b>Неожиданность:</b>
<b>Решающий выбор:</b>
<b>Кульминационный пункт:</b>
<b>Поворот:</b>
<b>Развязка:</b>
1.3. Концовка
Концовка должна логично вытекать из начала и середины, подтверждать идеи, но быть неожиданной для читателя и не зависеть от случайностей и стечения обстоятельств. Есть мнение, что если не срастается концовка, то ошибка допущена где-то раньше. Попытайтесь продумать этот момент сейчас, чтобы потом не переписывать, но все же о полноценной концовка, мне кажется, думать пока нам рано, а потом берем на заметку, что здесь должно быть 25% текста, делаем наметки и пока забиваем — разберемся детально позже. Поэтому никакого задания здесь.
2. План
Итак, все-таки план, который многие так не любят, но это и вправду удобно и полезно — попробуйте хотя бы!
Если вы не боитесь Excel, то...
1. Скачайте форму плана (пароль novelclub)
Посмотреть шаблон на Google Docs
Тот же план в формате .xls (пароль novelclub)
Версия шаблона Лидьив Фентарский и Пламя Таннэк — скачать
Версия шаблона Лидьив Фентарский и Пламя Таннэк — посмотреть — это альтернатива Google Docs для совместного использования файлов
2. Поменяйте по вкусу оформление — это важно, план должен нравиться лично вам!
2.1. План по главам
3. Заполните шапку именами ваших фокальных героев, поправьте цвета глав и сцен, удалите курсив, замените текст в угловых скобках на свой.
4. Распределите сцены по главам, запишите отдельные мысли и задумки в колонку с комментариями. Необязательно писать подробно сразу — хотя бы только главы, а сцены для ближайших пары глав. Но если можете расписать все — сделайте это. Не бойтесь, что потом передумаете — переставляйте сцены, меняйте план, размышляйте.
При добавлении глав и сцен следите за формулами подсчета количества знаков.
Спрашивайте, если непонятно.
5. Запишите время, в которое происходит действие в главе в специальной колонке (серый курсив под количеством знаков на главу)
6. Отметьте цветом стадию каждой главы, для готовых глав запишите в колонку с комментарием короткую фразу «о том, как...» — поможет потом при написании синопсиса.
2.2. Хронология
7. Откройте вторую вкладку и заполните имена героев и годы рождения.
8. Запишите основные исторические события вашего мира, которые имеют отношение к истории.
9. Запишите основные события истории по годам.
10. Отметьте события цветом фокальных героев и жирными линиями начало и конец произведения или частей (по желанию).
Форма выполнения третьей части задания — ссылка на ваш готовый файл (можно на Google Docs, если будете его обновлять прямо там или на любой файловый обменник, если это одноразово) или скриншоты в хорошем качестве в теле топика, чтобы можно было посмотреть, что у вас получилось.
Если вы Excel все-таки боитесь, то составьте план простым текстом.
Форма для выполнения задания (часть 3, без Excel)
<b>Работа по заданию, часть #3 </b>
<b>План</b>
<b>Глава 1. <Название></b>
<i>в которой...</i>
1.
2.
3.
4.
<b>Глава 2. <Название></b>
<i>в которой...</i>
1.
2.
3.
4.
...
<b>Хронология</b>
<i><Год> - <Событие></i>
Что почитать?
Мне кажется, в прошлый раз мало кто читал то, что было по ссылкам. Я очень рекомендую все-таки почитать, особенно тем, кто не доволен своими текстами — учиться никогда никому не поздно. Поэтому я специально потратила время, подобрала разные варианты, указала конкретные страницы и даже не поленилась выложить все ссылки, чтобы вам не нужно было ничего искать — просто кликаешь ссылку, вводишь пароль, открываешь нужную страницу и читаешь.
Вот первые два пункта — лучше прочесть, там совсем немного, я все это за сегодня просмотрела перед тем, как писать этот топик. Дальше — по желанию или как альтернатива, вдруг кому пригодится.
1. Юрген Вольф. Школа литературного мастерства (пароль novelclub)
Глава 5. Волшебный вопрос «Почему»
Применение техники «Почему?» для создания сюжета (102 — 104 страница)
Другой полезный вопрос «Что может произойти потом?» (104 — 106 страница)
Глава 7. Секреты захватывающей истории
Искусство начинать (160 — 162 страница)
Непростая середина (162 — 166 страница)
Основы удачной концовки (166 — 168 страница)
2. Найджел Ватс. Как написать повесть
Глава 5. ВТОРОСТЕПЕННЫЙ СЮЖЕТ И СИМВОЛИЧНОСТЬ
Дополнительно
3. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный роман (пароль novelclub)
II. Три золотых правила писателя: конфликт! конфликт! конфликт! (53 — 76 страница)
IV. Принципы построения сюжета (109 — 126 страница)
4. Роберт Макки. История на миллион долларов. (пароль novelclub)
Часть 3. СТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСТОРИИ (145 — 319 страницы)
Выполненные работы по заданию
…
обсуждения приветствуются в темах по ссылкам
Удачи! Спрашивайте, помогайте друг другу, предлагайте — будем менять или расширять задание, если нужно.