Глава 11: Посланцы в караван-сарае Сары-Кум. / Караван / Федорцов Валерий
 

Глава 11: Посланцы в караван-сарае Сары-Кум.

0.00
 
Глава 11: Посланцы в караван-сарае Сары-Кум.

В Сары-Кум* караван прибыл поздно вечером. Как и подсказывало Камол ад-Дину предчувствие, ордынского стана* по пути следования, возле той самой речки Алань*, не оказалось. Зато, в этом месте, оставались следы длительной стоянки людей и животных. На отсутствие совсем свежих следов пребывания, никто из караванщиков, включая Камол ад-Дина, не обратил внимания. Сказалась усталость путников после «бурной» ночи, проведённой в Китоврасе*. В отличие от последнего, Сары-Кум* был настоящим караван-сараем* восточного типа. Он располагался на холме средних размеров. Южный склон его, был крутой и высокий, а северный наоборот, пологий. С юга в долине протекала узенькая ручушка или ручей, а с востока настоящая река под названием Тер-Су*. За рекой раскинулись пойменные леса. В долине находилось ордынское селение с таким же названием, что и у караван-сарая*. Он представлял собой П-образное двухэтажное строение с обширным двором. С четвёртой же стороны двор закрывала стена с массивными воротами. На втором этаже располагались помещения для людей, а на первом для скота и хозяйственные постройки. С верхнего этажа был лаз на крышу, где была оборудована небольшая сторожевая башня для наблюдения за округой.

Владелец караван-сарая Закир встретил гостей радушно. Он был рад каждому проходящему каравану, так как от их количества зависел его барыш*, а со времён смуты в Орде*, торговля упала и караваны ходили очень редко. Через Сары-Кум*, караваны обычно шли гружёные солью. Отсюда дальше сакма* разделялась на три направления. Влево одна её ветвь уходила на Казар*, стольный город ордынского улуса «Червлённый Яр»*, правее — на город Мохши*, столицу «Наровчатского» улуса*, а прямо, через уже знакомое селение Китоврас*, к русским городам Переяславлю-Рязанскому*, Москве и Твери. В отличие от лесистых мест «Червлёного Яра»*, здесь в улусе «Сартака»* повсюду простирались степные просторы с редкими пролесками. Буерачные леса были лишь вдоль степных речек, таких как Тер-Су* и Алань*. Так как этот караван-сарай* находился на некотором удалении от беспокойного «Червлёного Яра»*, то и обстановка здесь была более спокойная. Оценив обстоятельства, Камол ад-Дин решил сделать в этом месте для своего каравана отдых на одни сутки. Пусть отдохнут и люди и животные. Владелец караван-сарая* Закир, разговаривал с Камол ад-Дином хоть и на разных, но похожих тюркских языках. Поэтому, несмотря на некоторые сложности, они друг друга понимали и в услугах Буги, как тарджумана*, не нуждались. Тот, в свою очередь, тоже решил отдохнуть, пользуясь предоставившемся случаем.

Закир пригласил Кутфи с Камол ад-Дином на чай. Его, в этих краях, заваривали на местных травах, таких как душица и чебрец. Особой популярностью пользовалась дикая мята, но она, как и чебрец, встречались редко, а вот душица росла везде. В эти травы добавлялся липовый цвет и молодые ветки вишни. В общем, напиток получался не хуже того, что умели делать в Центральной Азии. За чаем разговор зашёл о караванной торговле. Хозяин караван-сарая* жаловался на её скудость со времён междуусобиц в Орде*. Однако, как отметил Закир, со времени правления царя* Тохтамыша она вновь начала оживать. Если во время смуты, караваны по сакмам* совсем ходить перестали, то теперь, иногда ходят. Последнее время, по здешней сакме*, в основном движутся караваны перевозящие соль. Она добывается в озере Алтын-Нор*. После смуты*, ордынцы* вновь стали возлагать надежды на нового царя*, Тохтамыша.

— В стране должен быть порядок, — говорил Закир, — Тогда и торговля пойдёт, а значит и люди лучше жить станут. Тохтамыш, молодой, умный, энергичный. Такой, как он с любыми трудностями справиться.

— А приходилось ли тебе слышать, что нибудь про «китайский снег»*? — спросил Камолиддин.

— Конечно приходилось. С этой весны несколько урусовских караванов здесь ночевало, — ответил Закир, — Вот только не понимаю, какой с этого снега толк? Они тут один раз мешок рассыпали. Я у них тогда спросил, что с этим товаром можно делать? Урусы* ответили, что его нужно в землю добавлять, чтобы зелень росла лучше. Ох, и много же того снега для этой затеи понадобится! Никаких караванов не хватит. Кстати, остатки от рассыпанного снега я на свою грядку высыпал, но толку, как мне кажется, от него вообще никакого. Навоз и тот для этой цели больше годится. Да и караваны за ним отправлять не надо.

— А не вспомнишь ли ты, когда последний караван через вас за этим снегом ушёл?

— Так в Сарай* они здесь не ходят. Урусы* в Сарай по первой сакме* идут, а возвращаются по этой.

— А что здесь за источники целебные недалеко от караван-сарая*? — вмешался в разговор Кутфи.

— Да есть такие. Это на юг вёрст пять пройти надо, там сразу за балкой возвышенность начинается. Она Тархантау* зовётся. На краю её могильный тепа*, а чуть дальше косой утёс. Раньше на нём кусты росли, но их вырубили, так как в них часто джете* прятались. Вот на склоне Тархантау* и есть те самые родники*. Один из них вроде как целебный, но остановиться в любом случае стоит, чтоб воды хорошей набрать. Она там очень вкусная! А вот истинно целебный источник, находится верстах в тридцати на берегу Тер-Су*, возле Краишевского ручья*. Но вашему раненому больше покой и уход нужен, нежели всякая, хотя бы даже и святая, целебная вода.

— Джете* вас здесь не беспокоят? — спросил Камолиддин.

— Да их в этих краях, теперь почти не осталось. Они поближе к другим сакмам* ушли. Там и караванов больше ходит, и товар у купцов разнообразней и дороже. А здесь что, одну соль возят. Да в нанешнем году этот ваш снег начали. Если здесь кто и разбойничает, так это ордынская караульная сада*, что в Чолкане* стоит. Им ведь в смутное время вообще улуф* не платили. Вот они и принаровились, переодевшись в казмаков*, набеги на кочевые станы* совершать. Только уж больно отличаются они от казмаков*, и оружием, и повадками.

— А казмаки* в этих местах есть?

— На весь улус «Сартака»* лишь одна станица. Она Раздорами* зовётся, но расположена где-то далеко, ближе к Тану*. Только казмаки* там живут другие, не воровские*, а служилые*. Они, в основном, на ямах* служат, цареву* и государственную почту перевозят. Но иногда, тоже шалят, жён да дочерей в ордынских гаремах воруют. Они их берут в основном себе в жёны, а в гаремы и уркуки* не продают.

— А что там эта сада* охраняет?

— Охранять есть что. Там, рядом с Чолканом*, в земле много аханташа* нашли. Из него железо плавят, а из железа оружие и ещё много чего делают. Это самое близкое место к Сараю*, где железо льют и куют. Так что там не саду*, а целый хазар* держать надо. Когда пойдёте дальше, то за краишевским родником вёрст на двадцать правее в степь от Тер-Су* уходите, чтобы встреч с дозорами избежать. Теперь воинам Тохтамыша много оружия надо. Потому, там сила его армии и куётся. А по этой причине, теперь близко к Чолкану* никого близко и не подпускают. Раньше сакма* вплотную мимо рудников шла. Там даже свой караван-сарай* был. Теперь же, кто возле тех мест появляется, исчезает бесследно. Оружие и амуницию ведь охранять нужно, чтоб чужакам не доставалась.

То, что сейчас рассказывал Закир, представляло для Камол ад-Дина немалый интерес. Но ещё больше, его беспокоило здоровье Бури, а также, каким образом выстроить теперь отчёт перед Умар-Шейхом. Отец Камол ад-Дина остался с Закиром пить чай и беседовать дальше, а он вышел из караван-сарая* и нашёл место под вязом рядом со строением. Посланцу* захотелось побыть одному, чтобы всё произошедшее и предстоящее хорошенько обдумать.

Если рассудить по уму, думал Камол ад-Дин, то с караваном Умар-Шейх обязательно должен послать кого-то в качестве яширин хабарчи*, для пригляда за своими же людьми. Сын Тимура в полной мере никому не доверял. О приёмах, которые тот использовал, осуществляя присмотр за посланцами, Камол ад-Дину не раз приходилось слышать от знающих людей. Посланец* ни сколько не сомневался, что и среди его людей обязательно затаился какой нибудь хабарчи* Умар-Шейха. Но если это так, то этот айгокчи* обязательно донесёт о допущенных Камол ад-Дином ошибках и промахах. А таковых было немало. Да и у кого их не бывает, особенно, когда идёшь на серьёзное дело впервые. Кто же может быть этим «засланцем»? Камолиддин перебрал каждого караванщика и аскара* своего охранения. Никто, кроме Кутфи, Эргаша и Бури для этой роли не годился. Это вчерашние неграмотные дехкане*, которых он в свои дела не посвящал. Они даже не знали цели миссии, а тем более замыслов и предпринятых для их воплощения, ходов Камол ад-Дина. Попади завтра такой в руки душмана*, то он даже будучи самым малодушным и трусливым, и даже находясь под самыми страшными и изощрёнными пытками, ничего ценного не сможет сказать этому душману*, по причине своей не осведомлённости. Вот и теперь, эти люди, к примеру, понятия не имели, кто такой этот Савостей. Они даже толком не знали имени того уруса*. Не знали этого и Кутфи с Эргашем. Хотя Кутфи и Эргаша, Камол ад-Дин отбросил сразу. Не могут же на него доносить его родные, особонно отец и брат! Браво Камол, хоть здесь ты умница, в душе хвалил он себя. А вот Бури, это тёмная лошадка. Грамотный, смелый, ловкий, бесстрашен в бою, а главное смышлёный. К тому же, родственник Амир-ал-умира*, и родом из Кеша*. Кому, как не ему можно доверить подобное деликатное поручение? Пожалуй, это самая подходящая фигура для «засланца». В таком случае, может и не стоит жалеть, что он серьёзно ранен? Как же я раньше это не сообразил, подумал Камол ад-Дин! Мастера заполучить мы не смогли по независящим от нас обстоятельствам. Зато этого, стрелка-уруса* потеряли при самых, что ни есть, нелепейших недоразумениях. Если мой саид* всё узнает, он мне этого не простит. А что при этом ждёт отца с Эргашем? Тоже ничего хорошего. Вся наша семья, в лучшем случае, по миру пойдут. Нет, этого допустить нельзя. Нужно попытаться всё исправить в Сарае*. У него, Камол ад-Дина, ещё есть возможность показать себя с наилучшей стороны. Но сейчас … Что делать с Бури? Может он и не причём, но об этом известно лишь Всевышнему, и разумеется, самому Бури. А если его оставить долечиваться хотябы где нибудь по дороге? Разумно! Это, пожалуй, будет лучшим решением вопроса. А подходящее место он, Камол ад-Дин, для Бури подберёт. Затем, если всё обойдётся, он подумает, как за Бури в следующий раз вернуться и забрать, «если понадобится». Теперь, необходимо подумать, как следует всё преподнести в Самарканде? Вначале, я расскажу Умар-Шейху, что мастер попал в плен к урусам* и оказался в Москве. Оно так и было. Для его поисков, мы тоже отправились в Москву. Там мы похитили если не мастера, то во всяком случае, его подмастерье. Про второго «подмастерье», лучше пока промолчу. Детали, я обдумаю после Сарая*. О том, что мы действительно кого-то везли из Москвы, подтвердит любой из моих людей. О том, что с крепостной стены своровать туфанг* не так-то просто, в Самарканде понимают не хуже меня. Иначе, как выражаются ордынцы*, урусы пула* медного не стоили бы, еслиб не могли обеспечить охрану этого оружия. В этом смысле, нам не повезло. Взятый нами в Москве «подмастерье», по пути следования был; толи похищен, толи убит заранее поджидавшими нас ордынцами*. Каким образом это смогло стать им известно, обдумаю потом. Эргаш пусть поработает с караванщиками. Ту «оргиеву» ночь они должны забыть как страшный сон. Им нужно внушить, что за такое дело нас всех ждёт смерть. Народ они дремучий, но тут поверят. Ясырками забавлялись все. Оно и действительно так. То, что этот урус* пропал, может и к лучшему. Максимум, что он умеет, это стрелять из этого самого туфанга*. Сможет дырку выдолбить в стволе дерева, это любой дурак сможет. А вот приготовить зелье*, он точно не умеет. Такой мастер в Самарканде точно никому не нужен. В общем, посмотрим, как повезёт в Сарае*. На хорошее вознаграждение от Тимура, Камол ад-Дин уже не рассчитывал. С главной задачей миссии, он в целом не справился. Какое может быть за это вознаграждение? Но и падать духом ещё рано, думал посланец*. Не всё ещё потеряно и мы ещё «повоюем»!

В караван-сарай* прибыли люди Кудеяра, Чембар и Вождя. Когда их известили о случившемся с Савостеем, перед братьями встал вопрос, что делать дальше. Возвращаться с подобной новостью к Кудеяру нельзя, могилы в одном из болот, им были бы обеспечены. Кроме пленения этого мастера-уруса*, им ещё поручалась охрана Алимжана и поиск Гузель. Это задание Кудеяра остаётся в силе. А это значит, что у ннх ещё не всё потеряно. Братья решили догнать караван и следовать с ним дальше в Сарай*. Хозяин каравана, об их истинной цели пребывания здесь, ничего не знал. Его же сын, сам позволил им отлучиться, чтобы проведать якобы родственников. Поэтому, появление Чембара и Вожди в Сары-Куме*, ни у кого из миссионеров, никаких вопросов и подозрений не вызвало.

  • Допотопная эра / Фабрика святых / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Они оставили меня / Хрипков Николай Иванович
  • Ледяной ангел. Рождественская сказка. / suelinn Суэлинн
  • О словах и любви / БЛОКНОТ ПТИЦЕЛОВА  Сад камней / Птицелов Фрагорийский
  • Играю буги-вуги (reptiliua) / А музыка звучит... / Джилджерэл
  • НОВОГОДНИЙ СЮРПРИЗ / СТАРЫЙ АРХИВ / Ол Рунк
  • Пуля / Воспоминания о войне, которой не было / Ингварр
  • Великая сушь / Прикосновение Эроса / Армант, Илинар
  • Одинокий фонарик (салфетка №181) / МИНИАТЮРЫ / Змий
  • Уголок / Стихи-3 (Стиходромы) / Армант, Илинар
  • Афоризм 416. Теорема МВД. / Фурсин Олег

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль