Глава 12: Обустройство самаркандской «торговой» миссии в Сарае. / Караван / Федорцов Валерий
 

Глава 12: Обустройство самаркандской «торговой» миссии в Сарае.

0.00
 
Глава 12: Обустройство самаркандской «торговой» миссии в Сарае.

Весной, как только сошёл снег и закончился паводок, посланцы Тимура и одновременно советники ордынского царя* приступили к созданию в Сарае дукана* и лабаз* для чагатайских* торговцев. Кроме этого, с их подачи в ордынской столице дополнительно начал строиться караван-сарай*. в котором вдальнейшем должна была разместиться миссия тимуровского посланца* Камол ад-Дина. От протекавшей рядом речушки, караван-сарай* получил название Ашулук*. Кроме того, Урлук-Тимур с Ак-Бугой решили, что свой караван-сарай* не помешает и в старой ордынской столице, городе Сарае аль-Махруса*. Они также наняли мастеров, оплатив его строительство. Этот караван-сарай* был назван Эски-Сарай*, что почти соответствовало простонародному названию самого города. Посланцам Тимура он стал необходим потому, что через этот город с весны, началось движение караванов по северной ветви Великого щёлкового пути*. Уртаком* в него был назначен присланный Умар-Шейхом из Самарканда, также давний знакомый Камол ад-Дина, посланец* Белял ад-Дин. В Бельджамене*, чагатайцами* также был создан дукан*. Место уртака* в сарайском дукане* с подачи Камол ад-Дина, занял его недавний проводник Буга, а в Бельджамене, давний знакомый Буги — Саримсак. В отличие от Белял ад-Дина, Буга и Саримсак должны были заниматься лишь торговыми делами, не отвлекаясь на выполнение мероприятий по контролю за функционированием северной ветви Великого шелкового пути* и созданию неблагоприятной обстановки на путях движения по ней караванов. Этим должны были заниматься другие представители чагатайской* миссии во главе с посланцем* Тимура Камол ад-Дином. В Сарае*, среди ирен* Тохтамыша, находилось достаточно преданных Тимуру людей, в том числе приставленные к ордынскому царю*, его ближайшие советники Урлук-Тимур* и Ак-Буга*. По предложению Камол ад-Дина, в Бельджамен* решено было вернуть его ближайшего помощника и таваджи* Тимура — Бури, дав ему в помощь Эркеша. Формально являясь помощником Саримсака, он должен был глубоко внедриться в среду городской аристократии Бельджамена* и стать своего рода постоянным посланцем* Великого амира в этом городе. Пользуясь возможностью, ему, как и некоторым другим членам миссии Камол ад-Дина, для подстраховки также нанесли соответствующую татуировку кешиктена* ордынского царя* Тохтамыша. Перспектива неизвестно сколько «прозябать» в каком-то провинциальном Бельджамене, Бури конечно не устраивала, и если бы инициатива исходила только от Камол ад-Дина, он бы ещё мог ей воспротивиться. Но на этом настаивали Урлук-Тимур и Ак-Буга, перечить которым, Бури был не в силах. Зная, что он с Сарае*, те не посчитали нужным даже с ним встретиться. Камол ад-Дин также был не против назначения Бури, освободившись, как он считал, от «лишней» опеки над собой. Камол ад-Дин ещё раз побывал в Таш-Кичу* у Рятикозя и договорился с тем об установлении контроля за движением караванов и обозов по Крымской, и отходящей от неё Скифской, сакмам*.

Обустроив, таким образом дела, и посадив своих людей во всех значимых пунктах на пути следования караванов по центральной части Орды*, чагатайцы* стали отслеживать интенсивность их движения по различным маршрутам северной ветви Великого шёлкового пути*. В то же время, весть о том, что с воцарением на ордынском троне энергичного Тохтамыша и наведении им относительного порядка на ордынских сакмах*, быстро распространялась среди торговцев. Кроме того, Тохтамыш ввёл минимальную тамгу* на продажу и транзит товаров, и торговые караваны пошли через ордынскую территорию, предпочитая её более беспокойным маршрутам южной ветви Великого шёлкового пути*.

С весны караван Кутфи отбыл в Самарканд и вернулся через два месяца. При этом, Камол ад-Дин оставался в Сарае*, отправив отца в дорогу одного. Из Самарканда караван вернулся с товаром. но вместе с Кутфи в Сарай* прибыл ещё один посланец* Великого амира*. Это был Насреддин, который должен был обеспечивать должную связь Самарканда с посланческой миссией в Сарае*.

Обменявшись приветствиями, Насреддин получил приглашение обустроиться в недавно построенном чагатайцами* караван-сарае* Ашулук*.

— Хорошо устроились! — высказал он Камол ад-Дину, — А в Самарканде считают, что вы здесь чуть ли не в осаде живёте.

— Внешнее благополучие обманчиво, — произнёс словно оправдываясь Камол ад-Дин, — А осаду и впрямь может ещё придётся держать.

— Но караван-сарай* здесь зачем нужен? — продолжал Насреддин, — Вам бы своего сарая*, или просто торака* хватило бы.

— Торговля здесь полным ходом пошла, — ответил Камол ад-Дин, — Мест в караван-сараях* не хватает. А значит, мы и подзаработать можем, и ситуацию с караванной торговлей контролировать легче. Кстати, как в этом году идёт караванная торговля в Мавераннахре*?

— Намного сократилась, — ответил Насреддин, — Через Самарканд лишь четвёртая часть караванов идёт, из тех, что шли раньше. Доходы от торговли падают, а до казны от неё вообще почти ничего не доходит.

— А это потому, что основная часть караванов теперь через Орду* движется, — стал пояснять Камол ад-Дин, — Здесь пути удобнее, потому, что по равнинам проходят, где не нужно опускатья или подниматься со склонов, или на склоны, а безопаснее, потому, что смута в стране прекратилась. Ты обязательно передай это Умар-Шейху!

— Я обязательно передам, — ответил Насреддин, — Для него это особенно важно, и он сам велел разузнать все пути следования караванов через Орду*.

— Тогда слушай и запоминай, — сказал Камол ад-Дин, разворачивая перед Насреддином нарисованную от руки карту-схему, — Мои люди с ранней весны собирали сведения о движении караванов по ордынским сакмам*. И вот что нам удалось собрать. Большая часть караванов из Анатолии*, доставляется кораблями в прибрежные города Крыма или Азак*, что в устье реки Тан*. Оттуда, значительная часть из них следует на Маджар*, а с него, на Хаджи-Тархан*, что в устье реки Итиль*. Далее за Хаджи-Тарханом*, находится Сарай аль-Махруса*, он же Иски-Сарай*. Ты там в своё время жил и эти города отлично знаешь. После Иски-Сарая* этот путь раздваивается. Один из маршрутов, следует прямо на ордынскую столицу Сарай*. Потом, от этого города, он следует на Гюлистан*, ну а далее, по Старой сакме*, на Булгар*. Далее, этот путь следует на Кашлык* или Чинги-Туру*. Ну а ещё дальше, из этих городов, прямой путь на Каракорум* и Пекин. Другой маршрут уходит из Иски-Сарая* на Сыгнак*, а оттуда через Алмалык и Бешбалык также в страну Чин*. Это, что касается большей части караванов. Что касается их остальной части, то эти караваны начинают свой путь от морских портов Крыма и Азака* по Крымской сакме*. Её маршрут вначале тянется вдоль рек Тана*, Лавлы* и Карамыша на север к Укеку*. Далее, обходя этот город стороной из-за кара-тина* чумы, он проходит вдоль правого берега реки Итиль*. Так он простирается до одного из самых крупных в Орде*, Самарского перевоза*. В этом месте, переправившись через названную реку, караваны следуют дальше в Кашлык* и Чинги-Туру*, а уже оттуда, в страну Чин*. Ещё через центральную часть Орды* проходит несколько удобных водных путей. Один из них, пролегая из прибрежных стран Хазарского моря* в русло реки Итиль*, ведёт до одного из самых богатых ордынских* улусов* с названием «Булгар»*. Оттуда, свернув налево и поднявшись вверх по реке Волге*, торговцы добираются до многих городов урусов*. Из Понтийского же моря*, следуя вверх по реке Тан*, можно доплыть до селения Кук-Тан*. Там у ордынцев*, имеется очень ценная для них переволока, по которой грузы переправляются по суше в город Балькимчин*, или по ордынски Бельджамен*, расположенный на реке Итиль*. Этими водными путями обычно пользуются те торговцы, которым нужно перевезти больше товара, так как один корабль может везти его больше чем несколько вьючных караванов. Однако, не все города стоят на реках и не к каждому можно доплыть на корабле, а в страну Чин* невозможно вообще. Поэтому, основная ценность территории Орды*, это сухопутные торговые пути через её обширную территорию. А с учётом того, что все подобные маршруты, как например от того же Крыма до страны Чин*, караваны следуют практически по территории всего одной этой страны, тоесть Орды*, этот путь становиться наиболее привлекательным для торговцев. Следуя через такую огромную территорию, торговцы лишь однажды уплачивают в казну этой страны тамгу*. Вот только безопасность этой ветви пути зависит от того, как её сумеет обеспечить царь* Тохтамыш. Для начала, у него это получается неплохо. Вот торговцы и стали вновь пользоваться этим путём. При этом наша южная ветвь, проходит по территориям множества стран, каждой из которых необходимо платить тамгу*. Да и местность по пути прохождения этой ветви в основном гористая и менее безопасная. Вот торговцы и не хотят рисковать, выбирая более удобные и безопасные маршруты. Насколько мне известно, теперь даже в Самарканд некоторые караваны идут в окружную через Орду*, уплачивая Тохтамышу за проход тамгу*. Если и дальше так пойдёт дело, то нам про караванную торговлю придётся забыть. Царь* Тохтамыш может забрать у нас всё. И если мы сегодня ещё что-то имеем, то надо благодарить Всевышнего, что Тохтамышу не до нас.

— Чем же теперь занят Тохтамыш? — спросил Насреддин.

— Готовится к войне с урусами*, — ответил Камол ад-Дин.

— Кто они такие?

— Завоёванный Бату-ханом и теперь подвластный Орде* мятежный улус*, недавно одержавший победу над также мятежным ордынским беклярибеком* Мамаем.

— Они способны оказать сопротивление Тохтамышу?

— Маловероятно. Урусы* понесли большие потери в битве с тем самым Мамаем. На открытый поединок с Тохтамышем они теперь не решатся. Но при этом, урусы* смогут долго сдерживать осаду своей главной крепости — Москвы. Кроме того у них есть то самое, неведомое нам доселе грозное оружие, которое летом прошлого года мне не удалось у них заполучить. Теперь же мы попытаемся это сделать совместно с ордынцами*.

— А ты уверен, что ордынцы* дадут нам это оружие и поделятся секретами стрельбы из него? Разумеется, если конечно возьмут Москву?

— Думаю, Урлук-Тимуру* и Ак-Буге* удастся решить дело в нашу пользу. Они ведь главные советники Тохтамыша, данные ему Амир-ал-умаром* и ордынский царь* не посмеет отказать им в приобретении для нас этого оружия.

— Чтож, будем надеяться, что на этот раз фортуна от нас не отвернётся, — с хитроватой улыбкой произнёс Насреддин.

  • Небноты / Уна Ирина
  • Прекрасная четвёрка / Аксёненко Сергей
  • Добро - равновесие между разными формами зла. / Старый Ирвин Эллисон
  • чашка очень теплого кофе с щепоткой острого перца / Камень любви в огород каждого / Лефт-Дживс Сэм
  • Бывали хуже времена / Васильков Михаил
  • Дымовики / Харитонов Дмитрий
  • Страх / Взрослая аппликация / Магура Цукерман
  • Афоризм 309. О предсказателях. / Фурсин Олег
  • Читательский обзор на стихи из «Коллективного сборника лирической поэзии 4» Козлова Игоря. Аделина Мирт / Коллективный сборник лирической поэзии 4 / Козлов Игорь
  • Царевна и весна / В созвездии Пегаса / Михайлова Наталья
  • Диаманты / Стиховарение / Натафей

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль