Отзывы судей
Работа мечты
Не устаю повторять одно и то же, но, кажется, без малейшего успеха. Дорогие авторы, подавать на конкурс откровенно не вычитанную работу со множеством ошибок — это неуважение к читателю, судьям и, прежде всего, к самому себе. Здесь ошибок… очень много. Текст страдает избыточным словоупотреблением, канцеляризмами и излишествами. В общем, в плане языка я бы советовала автору усиленно работать над собой. Примеры приводили уже другие судьи и читатели, так что позвольте обратить внимание на другие стороны текста.
Во-первых, сюжет страдает рыхлостью, а вопросы читателя остаются без ответа. И ладно, когда это касается мелких нарушений логики. Так, например, персонаж говорит, что если снова не найдет работу, то уедет домой, подработав где-нибудь на билет. Мне непонятно, а что ему раньше мешало в таком случае подработать не на билет, а на квартплату и еду? Ну, раз уж он не задумывается, что в принципе может найти этот приработок. Или вот смены, которые он считает, пытаясь определить будущий заработок. Ладно, допустим, это не обычные суточные смены охраны, а только ночи — таково условие данной работы. Но ведь наниматель ничего не говорит о количестве сен в месяце! Далее, о том, что охранять придется вампира он тоже, как мы убедимся, ничего не скажет, значит, Леша просто предназначается на корм. Но кто тогда предупреждал его во сне и зачем?
И почему вампир живет в таком псевдоготическом и нарочито жутком месте? Гадкие подробности описаний громоздятся одна на другую, уже кто угодно почувствовал бы неладное, не понимает этого только наш твердолобый герой. Он ни одного ужастика в жизни не смотрел? Не верю. И сон его готовит, и все странности, но герой упорно до последнего не верит в очевидное. Но я другого понять не могу. Зачем вампиру там жить? Убивать жертвы в комфортабельном особнячке или просто коттедже автору кажется менее жутким?
Далее, сама сюжетная линия с противостоянием вампира-писателя и существа из шкафа совершенно слита. Кто они друг другу? Стихи (очень неудачные, поверьте) намекают на критика, но причем тогда воровство? Это должно было быть основой рассказа, его стержнем, а вышел пшик. Ну и классический, вполне ожидаемый конец. Леша сам становится вампиром. Уж не знаю, как это решит его проблемы с работой…
Как и положено, в рассказе следует отметить сильные стороны. С ними все довольно сложно… Идея про писателя, ворующего чужие сюжеты или вдохновение, была бы интересна, если бы нам ее показали, но все утонуло в нелепой фантасмагории. Разве что вот еще сон — тоже не ново, но жутковато получилось, вот им всю готику и следовало ограничить, на мой взгляд, сделав контраст с каким-нибудь чистеньким современным домиком, где творится вся чертовщина.
Они
Рассказ — скорее зарисовка, этюд, чем полноценный рассказ. Видно, что автор пытался написать хоррор, ну хотя бы нагнать жути, но не вышло. Во-первых, сразу понятно,, что герои не люди, и кажущаяся жуть происходящего сразу сменяется отгадками — кто. Отгадать довольно просто, по тексту рассыпано множество подсказок. И тут начинается мешанина. Почему деревья — братья и сестры? Ну, допустим, елки имеют биологически гендерные отличия… Но институт семьи, институт социальных различий с какими-то старейшинами? И чем деревья воспринимают запах, кстати? Почему конечности в какой-то момент превращаются в руки? Почему оковы названы красивыми, ведь красота елочных гирлянд — это человеческая эстетика, с точки зрения дерева, будь оно способно ее воспринять, гирлянда вряд ли красива.
Проблема текста в том, что автор изо всех сил пытается показать мышление и восприятие не-человеческого существа, а выходят у него безнадежные люди, только, почему-то, вообразившие себя елками, словно играющие в это, пытающиеся представить, как оно, быть деревом, но постоянно сбивающиеся с игры. И я, конечно, тоже не поняла, как побег из фургона может спасти деревья? Ведь они же срублены! То есть они должны воспринимать это как собственную смерть. Ну я там понимаю, хотели бы они шишки напоследок уронить с семенами — все какое-то продолжение рода, имеет биологический смысл. Но срубленная ель обратно не прирастет, так что сосне-Всевидящему тогда уж следовало не на кабину грузовика падать, а на людей, пришедших в лес за елками. Вот тогда, кстати, интереснее могло бы получиться. Сосна-убийца, охотящаяся за лесорубами…
В общем, мое уважение автору, не побоявшемуся взяться за такую сложную задачу, как попытка передать негуманоидную личность, но вышло не очень убедительно. Хотя идея хороша. Я, кстати, примерно по таким же мотивам елки не покупаю, хотя сейчас их начали в питомниках выращивать, но все равно жалко. И как хоррор рассказ тем более не убедителен. Ну не страшно вышло, не страшно.
… И его мотоцикл
Очень годный текст. Хорошо написанный, ярко, живо и на самом деле страшно. Страшно и нарастающим градусом нереальной жути, и самым обычным трэшем, творящимся в человеческих головах. Обычным, но от этого не менее жутким. Ругать всегда легче, чем хвалить, к сожалению, потому что недостатки видны предметно, в них можно ткнуть, а похвала — штука общая. Так что могу только в целом сказать, что не понравилось. Единственно, покоробили некоторые мелочи. Так, мне показалось бы логичнее и правильнее, если бы демонизировались только мотоциклы байкеров? Да, можно предположить, что в грузовик, убивший водителя, и в «копейки», расправившиеся с братками, вселилось нечто… Но вот что? Дух Медведя? Вот уж было бы несправедливо, он ведь сам был виноват в собственной смерти. Разве только предположить, что призраку не обязательно быть справедливым? Но в целом — отлично. Атмосфера именно такая, какой ожидаешь от хоррора, жуткая и нарастающая до последнего крещендо.
Падение
Если я про «Они» говорила, что это этюд, то в сравнении с «Падением» там еще все вполне законченно. «Падение» — этюд просто вот образцово жанровый. Сам по себе это неплохо, но это не мистика и, тем более, не хоррор, а некий мистико-психологический сюрреализм. Рассказ имеет собственную атмосферу, созданную образами, строем предложений и внутренним монологом героя, но всего этого не хватает для некоего катарсиса, который текст в таком жанре должен вызвать у читателя. Но все-таки текст оставляет тревожное и будоражащее послевкусие, что, возможно, и было целью автора? Если так, то задачу свою он выполнил. И особенно хочется отметить тонкий баланс между старомодно неспешным, стилизованным строем мыслей главного героя и абсурдностью происходящего вокруг него.
Адвокат для мертвых
Пожалуй, еще один рассказ на конкурсе, который мне понравился безоговорочно. Да, действие в нем медленное, местами даже вязкое, но нет ничего лишнего. Все, что, казалось бы, не имеет прямого отношения к основной сюжетной линии, при рассмотрении оказывается на своем месте. Образ героини не статичен, и за это большое спасибо автору. Мы видим, как Ингрид меняется, как медленно соскальзывает она в некую глубину, все больше теряя связь с миром живых, примыкая к миру мертвых, избравших ее своим адвокатом. Мир в рассказе порой отчетливо абсурден, но не все и не всегда подчиняется логике, как в действиях людей, так и в атмосфере происходящего. Мертвые в мистических рассказах обычно способны сами позаботиться о своих правах или хотя бы о возмездии, но в этом случае им нужен адвокат, что выводит отношения между мирами на какой-то странный новый уровень, пугающий, но вместе с тем трогательно-искренний. Рассказ, несомненно, удался. И образом нервной до истеричности Ингрид, уже не принадлежащей нашему миру, и самой поднятой темой, что не все и не всегда меряется сиюминутными интересами, прибылью и удобством.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.