ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Мир полон того, что я называю «неосознанным типом», и мне они невмоготу, все эти неосознанные типы!
Т. Манн, «Тристан»
Глава I
— Что вечером собираешься делать? — спросил Юрий, повернувшись к сидевшему за рулем Ринату.
— С любовницей встречаюсь.
— С любовницей?
— Да-а-а, — самодовольно протянул Ринат, давая машине полный газ, лишь только на светофоре загорелся зеленый сигнал. — Она уже ждет меня. Сейчас за ней в общежитие, а потом в гостиницу.
— Здорово… Я пару недель назад тоже с девушкой познакомился. В центре. Заобщались и решили вместе прогуляться. Дошли до набережной, где часа два ходили с ней, болтали. Девушка симпатичная, интересная, и я уже планы начал на нее строить, пока мы на лавочку не сели. На улице жара стояла жуткая, солнце пекло вовсю, а она в плотной кофточке (сутра пасмурно было). Ну так вот, устроились мы на лавочке, я поближе к ней, и вдруг почувствовал запах ее пота. Причем такой отвратительный, что меня чуть не передернуло.
— Ха-х-ха! Она что, совсем неухоженная была?
— Да не-ет! Аккуратная опрятная девушка. Говорю же, просто жара была страшная. В общем, посидели мы, да и разошлись. У меня прям как отрезало. Какая-то даже неприязнь появилась… Я скоро забыл об этой встрече, но на днях передачу посмотрел, типа научно-познавательного фильма. В нем был показан эксперимент. Шести женщинам раздали футболки и попросили в них посетить занятие фитнессом, а по его окончании майки собрали и разместили в разных банках. Банки эти плотно закупорили и оставили томиться на несколько дней, после чего предложили мужчине-добровольцу оценить запах пота в них. Ему нужно было по очереди открыть и понюхать каждую банку, а затем расположить их в порядке одна за другой, от наименее отталкивающего запаха, до совсем неприятного.
— Ха-хах! Он что нюхал потные футболки?
— Да, ха-ха-ха! — рассмеялся вслед за другом Юрий. — Все это показывали в передаче: как он вскрывал банки, нюхал. Он составил их в определенном порядке и каждой был присвоен номер от одного до шести. После этого у мужчины взяли образец ДНК и сравнили его с ДНК женщин, чьи футболки были в банках. В результате выяснилось, что чем более неприятным, по мнению мужчины, был запах, тем больше у него было общих генов с его обладательницей. Запах, показавшийся испытуемому наименее противным, принадлежал женщине, с которой у него был всего один общий ген, тогда как с владелицей самого отталкивающего аромата аж целых шесть. Понимаешь? Мужик посредством обоняния безошибочно ранжировал банки в порядке роста общих генов с обладательницами запахов… Штука в том, что запах пота представляет собой один из критериев, на основании которых мы определяем, насколько человек противоположного пола подходит нам в качестве партнера для продолжения рода. Если мы будем спариваться с особями, с которыми имеем большое количество общих генов, это приведет к нарастающей деградации потомства: наш вид начнет слабеть, пока, в конце концов, не исчезнет вовсе. Именно этот принцип лежит в основе вырождения узких замкнутых сообществ, и он же обуславливает высокий риск появления отсталого ребенка, если родители прямые родственники — слишком много одинаковых генов. Для эффективного продолжения рода нам нужен партнер, с которым у нас было бы как можно меньше общих генов, и природой выработаны определенные механизмы, позволяющие нам идентифицировать такого партнера. Одним из факторов идентификации как раз и является запах пота. Чем больше у нас общих генов с предполагаемым сексуальным партнером, тем невыгодней с точки зрения эволюции наше спаривание и тем неприятнее для нас его запах… Посмотрев этот сюжет, я сразу вспомнил ту девушку, с которой познакомился. Она была симпатичной и приветливой, но запах ее пота, показавшийся мне крайне гадким, напрочь уничтожил все влечение. Я полностью потерял к ней сексуальный интерес. И знаешь, еще подумал о запахе пота Оли: он не отталкивает меня, мне даже как бы интересно ощущать его… Нет, серьезно! — увидев усмешку друга, пылко продолжил Юрий. — У тебя же бывает такое, что берешь и нюхаешь свои носки или футболку?
— То есть?
— Ну, например, снимаешь футболку и прежде чем в стиральную машинку закинуть понюхаешь ее. Просто так, без всякого смысла. Ты уже в любом случае решил ее постирать, вне зависимости, есть запах или нет, но все равно берешь и нюхаешь, не отдавая отчета, что делаешь, даже порой не замечая этого.
— Ха-ха! Или не вещи, а прямо подмышку свою понюхаешь. Есть такое.
— Точно-точно! Вспотел, к примеру, и взял себя понюхал. Вместо отвращения собственный запах вызывает у нас некоторый интерес. Мы нюхаем себя, свои вещи, когда в этом нет никакой необходимости. Это происходит бессознательно, в качестве самоидентификации. И нечто подобное проявляется у меня в отношении жены. Оля тщательно следит за собой и поэтому я нечасто ощущаю запах ее пота, но когда это происходит он не вызывает у меня омерзения: наоборот — нечто вроде любопытства. Не то, чтоб я прям балдел и внюхивался в ее потные вещи — это конечно не цветущие вишневые сады; но что-то занимательное проскакивает на мгновение, какие-то нотки интересные улавливаешь.
— Ты просто привык к запаху Оли, вот и все.
— Я думал об этом. Ничего подобного. На первом курсе университета я год жил с Кристиной и по идеи тоже должен был привыкнуть к запаху ее пота, но он так и остался для меня неприятным, резким, отвратительным настолько, что, ощущая его, у меня непроизвольно морщилось лицо. Мы с ней родные брат и сестра, у нас много одинаковых генов и привычка не играла тут никакой роли — ее запах всегда был мне крайне неприятен… Останови здесь, — быстро вставил Юрий, увидев парикмахерскую, которую он уже несколько дней собирался и все забывал посетить.
Высадив друга, Ринат отправился к общежитию за Наташей. Вике он по обыкновению сообщил об очередной незапланированной командировке и теперь намеревался провести бурную ночь в компании любовницы, с которой первым делом поехал в магазин.
— Ай! Не делай так! — нахмурился Ринат, когда Наташа, скрестив кисти и выпрямив руки, звучно щелкнула десятком суставов.
— Хах! Что такое? — развеселилась девушка и, вывернув ладони, еще похрустела пальцами, с удовольствием вглядываясь в любовника, желая понаблюдать и позабавиться его раздражением.
Но вопреки ее ожиданиям в этот раз Ринат воспринял звуки совершенно спокойно и, вместо того чтобы возмутиться, отпустил на мгновение руль и сам выгнул пальцы так, что они произвели еще более громкий хруст.
— Да, я тоже любил так раньше делать. И, как видишь, у меня неплохо получается, — улыбаясь, заметил он Наташе. — Но перестал. А знаешь почему? Видела, наверное, что у пожилых людей пальцы часто скрючены в суставах? Иногда очень сильно.
— Хочешь сказать это оттого, что они пальцами хрустели? — скептически ухмыльнулась Наташа.
— Отчасти да, — спокойно продолжил Ринат. — И самое печальное здесь даже не то, что это выглядит очень непривлекательно, а то, что стоит тучке набежать, атмосферному давлению чуть скакнуть, и пальцы так ныть начнут, что ни о чем другом думать не сможешь. Поэтому мой тебе совет — не изнашивай лишний раз свои суставы, — заключил он, остановив автомобиль возле магазина.
Быстро купив все необходимое и вернувшись в машину, Ринат обнаружил в кармане с ключами взятый с кассы чек. В таких случаях он не задумываясь клал лишние предметы в полочку на передней панели, но вдруг какое-то неясное смутное предощущение всколыхнулось в нем: что-то изнутри как будто подсказывало ему, что в этот раз не следовало поступать подобным образом. Однако это предощущение возникло буквально на долю секунды и, не успев еще ясно проявиться, тут же бесследно исчезло, а взамен ему Ринат почувствовал, что теперь непременно должен положить чек в полочку.
— — ------------------------------------------------
Больше интересного тут:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.