Прикоснуться к сказке: рецензия на роман Галины Герасимовой "Сердце сокола" / Рецензии / Васильев Ярослав
 

Прикоснуться к сказке: рецензия на роман Галины Герасимовой "Сердце сокола"

0.00
 
Прикоснуться к сказке: рецензия на роман Галины Герасимовой "Сердце сокола"

Чтоб могли на Марс летать

Люди без опаски,

С детства учимся мечтать

Мы у старой сказки!

Важно только не забыть

Наш ответ решеньям —

В жизни каждый должен быть

Добрым и волшебником!

Владимир Луговой

 

Создавая свои знаменитые сказки, Ганс Христиан Андерсен сам того не желая, заложил основы будущей фантастической литературы. И отделил фантастику от сказки. Ведь сказка — это не просто вымышленная история про то, чего не бывает. В основе фантастических миров лежит все же реальный мир, с его правилами и историей. Самое фантастическое допущение тоже обычно как-то объясняется, даже магия имеет строгую структуру и законы. То есть в фантастике (в том числе и в фентези, всё-таки это поджанр фантастики) происходящее подчиняется непротиворечивым и логичным законам, правилам причин и следствий. Даже если какие-то из основополагающих постулатов заметно отличаются от реального мира. Но вот положили мы краеугольные камни мира, а дальше выстраиваем книгу строго по закону непротиворечивости.

Мир сказки — иной мир, со своими законами и образами, его основа — эмоция, а не логика. Волшебство здесь не требует пояснений (но это не значит, что автор может чудить, что хочет или не должен приводить разумные объяснения событиям и волшебству), потому что соответствие общей сказочности картины никто не отменял. И главное — сказка не терпит полутонов в отношении персонажей. У них могут быть достоинства и недостатки, но хорошие всегда хорошие (герои смелые и добрые, благородные, героини — красивые и добрые и так далее), а плохие обязательно негодяи и злодеи. Объяснения и определённая доля сочувствия отрицательным персонажам или поступкам (детство трудное, характер сложный) остаётся реализму и фантастики. Даже больше, хорошей фантастике разделение на чёрное и белое противопоказано, она рисует полутонами.

Двадцатый век, с его техническим прогрессом и догматом торжества сознательного и логического над эмоциональным, оттеснил сказку в детство, изгнав из «полноценной» литературы. Несолидно подобное читать умным и большим дядям и тётям. Но вот последние лет десять или чуть меньше наша российская «взрослая» литература про сказку вдруг вспомнила. Кинулась заимствовать образы, сюжеты. Сытые горожане, офисный планктон и домохозяйки прельстились суррогатным адреналином, который им предлагали в обёртке из крутых боевиков-спецназовцев, надоел лицемерный романтизм барышень-попаданок и магических академий, где героиня идёт как по красной ковровой дорожке, вальяжно переступая через «трудности» и обходя штабели поклонников. А тут нечто из самого детства, задевающее струнки души, способное пробиться через равнодушное потребительское отупение. Литература есть зеркало общества, потому отреагировала мгновенно. Реализм вторгся в сказку. Но как именно? Все совершенно точно знают: сказок не бывает — а есть пусть и непривычная, но для местных вполне обыденная жизнь. Где рыцарь или маг не спешит на защиту обездоленных, а деловито старается выжать из крестьян побольше денег…

Оказалось, что без настоящей сказки, без того, чтобы прикоснуться к чему-то светлому и тёплому, замереть как в детстве над тем «сломает Иван иглу Кощея или не сломает»… Без такого мы не можем. И никакой реалистичный суррогат сказочность и сказку нам не заменит. Сказка начала рядиться в новые одежды, порой довольно причудливые (Вспомните те же «Звёздные войны» — вполне себе Иван-царевич спасает Марью-королевну и побеждает Кощея). Можно привести много других примеров. Но и тем приятнее брать в руки настоящую сказочную книгу, написанную для взрослых, но оставшуюся сказкой. Такую как «Сердце сокола» Галины Герасимовой.

Итак, что же нам рисует наливное яблочко, покатившись по тарелочке, заботливо расписанной Галиной? Счастливое царство-государство. Куры несутся, поросята поросятся, волшебники колдуют на благо жителей. Общество спокойно-сыто-патриархальное, вполне себе как и положено в сказке. Ну а Лады Митрофановны своя забота. Как и у её родителей. Девке почти двадцать уже, а до сих пор не замужем. Послушная, хозяйственная (к слову пироги печёт отменные, будете у неё в гостях обязательно просите с вишней)… но вот чуть пухловатая (в папеньку, наверное), да ещё умная слишком: книжки как пирожки глотает. Вместе с пирожками. И когда объявился столичный маг Финист — не стар, да ещё вполне себе симпатичный — просватали Ладушку за него сразу. Ну а у мага свой интерес. Ему в дом именно хозяйка нужна, и чтоб с пониманием. То есть чтобы книг не пугалась, порядок навела, с племянником поладила — а то ребёнку пять лет уже, а после смерти сестры в доме одни мужики: приёмный отец-дядя Финист да дед. Не сваливать же заботу о приёмном сыне на наёмных нянек?

И всё-то ладно, всё разумно, да сказка иначе решила. Это, к слову, сразу ощущается — написана история просто сказочно, и по языку, и по тому, что зачитаешься. Вот честное слово, у Галины просто редчайший талант сказочно говорить про самые простые вещи. Как фокусник вытаскивает из пустой шляпы зайца, так и здесь сначала убедить, что в озере ничего нет, жизнь же — а потом вытащить оттуда водяного. А уж про интимные места вообще молчу. Когда Финист обнимает Ладу или когда они проводят первую ночь вдвоём — не то что без пошлости, даже не приблизившись к эротике, но заставить читателя почувствовать вожделение и все ощущения той самой первой интимной ночи — это просто невероятно владение пером. Но виноват, отвлёкся в сторону. Так вот, если уж в сказку попали, будьте добры соответствовать. Так и здесь. Раз уж тебе, Лада, в руки не просто пёрышко Финиста, а весь ясный сокол целиком попал — то и трудности будут не башмачки там носить (пусть и железные), а посерьёзнее. С приёмным сыном поладить, самой колдуньей стать, злодея отыскать и победить. Заодно похудеть, чтобы муж, таская от радости по дому, не надорвался. Ну а помогут, конечно, сказочные персонажи вроде Василисы то ли Премудрой, то ли Прекрасной (кто это младшую сестру Лады и вообще вас, женщин, разберёт). Будет и Баба Яга, правда в мужском варианте старого шептуна Ворона (вредный характером, но добрый старик, в общем-то). Ну а получится у Лады или нет — всё в её руках. Нам же главное не потерять счёт времени и не зачитаться до первых петухов, уж больно сказочно хороша получилась книжка.

https://prodaman.ru/oginen/books/Serdce_sokola

  • Обычное явление / Уна Ирина
  • Музыка / Уна Ирина
  • 3. автор Аривенн - «Братья» / Лонгмоб: 23 февраля - 8 марта - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Анакина Анна
  • Много бреда слыхал я в родной стороне / Мир сохраняет еще первозданную свежесть / Хрипков Николай Иванович
  • БЕЛОГОРКА ЛЕТО пятый рассказ / Уна Ирина
  • Заморозило лес февральский / Места родные / Сатин Георгий
  • Мужчина, женщина, весна. / Раин Макс
  • Приоткрытая дверь / Мир Фэнтези / Фэнтези Лара
  • УЗИ / Уна Ирина
  • Притяженья чуланы / Уна Ирина
  • Стихотворения / Кирьякова Инна

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль