Каменные джунгли будущего. / Рецензии / Васильев Ярослав
 

Каменные джунгли будущего.

0.00
 
Каменные джунгли будущего.
Отзыв на роман Леха и Белая Снежка "Каждый за себя"

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

Федор Тютчев

Провозглашённый (и тут же оспоренный) в девяностых-двухтысячных годах «конец истории» — то есть окончательное и бесконечное торжество западно-европейского постиндустриального общества потребления — породил в литературе интересный эффект: жанры антиутопии и кибер-панка фактически исчезли в своём первоначальном смысле. «High tech, low life» — «Технологии отличные, только жизнь полная дрянь». И если понятно, почему вполне себе реалистичные и реализуемые (а потому страшные) прогнозы-антиутопии Хаксли и Замятина были старательно забыты и замазаны милыми и приятно щекочущими нервы обывателю страшилками вроде «Голодных игр» или «1984» (они в сознании потребителя заняли место между фильмами ужасов и чёрными комедиями — ибо даже ребёнку понятна невозможность написанного), то с киберпанком вышло несколько сложнее. Раз померкла идея вертикального развития, то уже не интересны картины общества, где оно шагнуло в какую-то иную форму, красивее или уродливее — но иную. Многочисленные придуманные варианты фактически отныне сводятся к «чёрному» и «белому». Супер-корпорации поработили людей, общество превратилось в набор из двух-трёх каст, все согласились или гордо борются. Или наоборот — технологии сделали будущее светлым, человечество (или страна, откуда автор родом), победило зло и устремилось во вселенную. То есть в сухом остатке получается «коммунизм — это когда у каждого на завтрак выбор из десяти сортов колбасы, а трудится за это не надо и жрать можно с утра до вечера от пуза».

Радует, что в последние годы жанр кибер-панка наконец-то очнулся от ступора, и стали появляться книги, которые возвращаются к истокам. То есть приглашают взглянуть на вполне себе жизнеспособный путь развития, хоть и уродливый, но который при определённых условиях вполне может оказаться нашим «завтра» — как сделали в своём романе «Каждый за себя» Леха и Белая Снежка (Ильин Алексей и Харитонова Алена). Технологии достигли вполне себе заметных высот, хотя во многом и выборочно, в тех областях, где это нужно правящему классу. Жить можно до полутора-двух сотен лет (если у тебя есть на это просто огромные деньги), пересадить утраченный или заболевший орган — запросто и подешевле (только не спрашивайте о судьбе доноров, не всегда легальных и добровольных). Мир поделен среди крупных корпораций, с довольно жёсткой пирамидальной иерархией, на деле каждая такая корпорация — это просто новая форма государства, только теперь несколько менее привязанная той или ной территории, корпоративные сектора могут смыкаться с соседями или располагаться кластерами на расстоянии друг от друга. Логично, что такие структуры грызутся, но, пережив парочку горячих конфликтов перешли к состоянию холодной войны: армии корпоратов или отдельные отряды иногда сталкиваются, но неофициально, зато остальные прелести от диверсий до шпионажа цветут буйным цветом.

Ну а те, кто не вписался в корпоративные структуры и владения? Они живут либо в белых секторах, фактически мелких государствах-сателлитах, с определённым подобием цивилизованной жизни вплоть до школ, заводов и больниц… и помнят, что всем, даже жизнью обязаны корпорации-патрону. Или же отправляются в «чёрные» сектора, где царит право сильного (у кого ствол, тот и прав) и правят бонзы — хозяева криминальных группировок. Фактически ничейная территория, но тоже вполне себе вписавшаяся в структуру нового мира. Ведь нужно же где-то корпоратам выяснять отношения, набирать материал в лаборатории для опытов, получать органы для нелегальной трансплантации (своих рабочих массово резать — и до бунта недалеко), проводить рискованные опыты… в общем, «чёрные» сектора штука полезная. В том числе и как кузница кадров и предохранительный клапан.

В любом обществе всегда есть люди активные, которым тесно в жёстких рамках социальных правил и стандартов «всяк сверчок знай свой шесток». Но если таких людей в общественной машине оказывается слишком мало, то государство превращается в стадо самовлюблённых баранов, идеал которых поглощать жвачку в тёплом стойле. Если таких, готовых что-то в жизни поменять, готовых рисковать становится чрезмерно много, то они устраивают революцию — буйной энергии всё равно ехать ли в Америку с индейцами воевать, или проповедовать христианство, зная что тебя распнут. А вот использовать таких людей с пользой для дела, работая по «чёрным» и против чужих корпораций «в поле», вдобавок усиливать уцелевшими ветеранами силовые структуры и подпитывать наиболее одарёнными класс новой аристократии — идеально. Каждому свой аквариум, от рождения до смерти. А будешь не по размеру — или хвост обрежут, можно вместе с головой, или пересадят в аквариум побольше (если повезёт).

В итоге система получилась устойчивая, ведь в ней просто не оказывается достаточно людей, которые захотят её поменять: ибо даже одиночек-бунтарей она научилась использовать (например, устроить гениальному бунтарю ложный побег и посадить в лабораторию трудиться на выдуманное Сопротивление). Ну, а издержки — неумолимая деградация человеческих отношений. В новом человек мире потерял «всего лишь» человечность, и каждого волнует лишь собственная жизнь и благополучие — это с точки зрения обитателей всех секторов вполне себе допустимая цена. «Падающего подтолкни, упавшего добей, от поднявшегося беги» — вот три заповеди, которые определяют жизнь в Чёрном секторе. Не зря содержательница местного борделя наставительно посмеивается над молодым парнем, которого приставили «на побегушки» к ведущему дело с местными бонзами рейдеру-корпорату: «Разница между ним и тобой в том, что тебе можно верить, но… с тобой нельзя вести дела. А с Винсентом ровно наоборот. Он расчетливое и последовательное чудовище». Будь зверем. И не просто зверем — но хищником. И тогда тебя обязательно ждёт успех. И не связывайся с теми человеками, которые признали себя зайцами, они лишь пища, и потому обречены на своё место в пищевой цепочке. Эдакая чёрно-белая гравюра современной жизни (впрочем, мастерски нарисованная словом, ибо даже если кто-то появился в кадре и на рисунке всего на пару минут — даже такой будет не фоном, а живым и неповторимым созданием).

А вот что делать скромной девушке Айя Геллан, воспитаннице и почти выпускнице корпоративной школы-интерната по подготовке младших клерков? Она никогда не помышляла о переменах, идеально вписавшись в отведённую ей клетку. Но её сначала похитили и вывезли в Чёрный сектор, там выбросили на улицу — не та, ошибочка, простите, вышла… а дальше оказалась, что вполне та и в её крови есть нечто, за которое корпорации готовы заплатить огромные деньги. Беги Айя, ты — тяжкий камень для любого, кто захочет тебе помочь, а не продать. Ты — жертва без шанса на спасения, но добыча желанная и ценная. Не зря тебя первым отыскал сам Керро, живая легенда сектора. Секторальный рейдер, элита элит нового мира. Там, куда боевики корпораций выходят в опасные рейды, он живет постоянно. Самый страшный противник и одновременно лучший союзник, если выйдет с ним договориться… А ещё донельзя странный тип.

Керро знают все и помнят все. Даже когда он ушёл из сектора. И он всегда держит слово, даже если ему это невыгодно. Он одинаково справедлив и к слабейшему, и к сильнейшему: относится ровно так, как человек перед ним этого заслуживает. Не абстрактно, конечно, он всё-таки не идеалист-фанатик, но не ударит в спину тому, кто когда-то помог ему, не обманет там, где сможет без этого обойтись, не сделает гадость просто потому, что может себе позволить нагадить безнаказанно. Он может себе позволить подать руку упавшему. И останется при этом цел и невредим. Почему? Этот вопрос Айя даёт себе постоянно. Как и то, почему такой человек жив, если нарушает все волчьи законы и Чёрных секторов, и корпоративных? И ведь он обещает помочь и ей тоже. Да, не без своего интереса… но этот интерес Керро мог бы реализовать и более простым путём, не обещая глупой девочке свою помощь и защиту, а превратив в рабыню на цепи.

Говорят, что удача слепа, но помогает только тем, кто и сам не промах. Вот только почему, если встретившись с девушкой, Керро вступит за неё в схватку с корпорацией, с бонзами — и победит? Почему обречённая жертва, Айя Геллан, хоть и с помощью Керро — не станет для товарища камнем на шее, а победит? Они просто люди… но именно поэтому они и сильнее. Человека не просто так зовут царём природы, и когда-то перед ним отступили свирепые пещерные медведи и саблезубые тигры. Всё очень просто. Что в джунглях древних лесов, что в каменных джунглях будущего, там, где двуногие хищники рвут друг друга на части, попробуйте остаться человеком. И побеждайте, как победили Керро и Айя. Это не так сложно. Это очень трудно. Приятного чтения.

https://author.today/work/7410

  • 2. автор Берман Евгений - Пришел Адам однажды в гости к Богу... / Лонгмоб: 23 февраля - 8 марта - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Анакина Анна
  • Полнолунщики - Kartusha / Лонгмоб - Необычные профессии-3 - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Kartusha
  • Поклонник / Брат Краткости
  • Тот свет управляет всеми остальными, с помощью живого разума. / Старый Ирвин Эллисон
  • Водопад Кивач - Вербовая Ольга / Путевые заметки-2 / Ульяна Гринь
  • История первая. Кирпичики. / Три истории счастья / Мещеринов Василий
  • Узники. Kartusha / Четыре времени года — четыре поры жизни  - ЗАВЕРШЁНЫЙ ЛОНГМОБ / Cris Tina
  • Преследование / Захарова Маркелла
  • Оконная рама / Black Anita
  • Глава 2. / Скиталец / Данилов Сергей
  • Ласточка / elzmaximir

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль