Чуть-чуть посветлел небесный свод, переходя из черного в густо-синий. "Закатный змей" плавно поднимался и опускался на пологих волнах, сонно шелестел свернутым парусом ветер.
— Дикуш, ты там не уснул, случаем?
Гремучка. Подруга, любимая, "старшая женщина" поселка и много кто еще… А если поход наш пройдет успешно, скоро станет моей женой. Не хочется отдавать ее какому-то волчку, пусть хоть и на время. Да что делать, пока мы одноплеменники, пока…
— Нет, Гремучка, не сплю. Думаю.
— О чем?
— Почему шаманка выбрала именно Волков? Племя Ночного Муравьеда всегда было в дружбе с нами. Нормальные люди, а не эти… дикари.
— Ты опять назвал меня Гремучкой. Договорились же — пока плывем, называть меня только Солнечной Аспидой. Мне надо привыкнуть откликаться на это имя. Солнечная Аспида из племени Пушистого Агути. Или просто "Солнечная". Или просто "Аспида". Представь, что будет, если меня окликнут там по имени, а я не обернусь! Потом меня Волки все равно переименуют, но сперва-то…
— Извини, Гре… Солнечная. Понимаю, надо им подсунуть постороннее имя, но мне и самому непривычно. И все-таки, почему Волки?
— Именно потому, что дикари и чужаки. Новостей и соседей знают мало, меня видеть не могли. А из Муравьедов кое-кто в нашем старом поселке бывал. Да и неизвестно, что с Муравьедами. Их поселок стоял у самого берега, к тому же близко к горе Огненного Змея. Вот буду жить у Волков, попробую узнать, что с Муравьедами.
— Все так, но… отдаваться какому-то дикарю…
— Дику-уш! Нам чего от них надо? Имя да ребенка. И чтобы ребеночек был здоровый и умный. По здоровью Волки куда покрепче тех же Муравьедов. А насчет ума, ну здесь я на тебя надеюсь!
— Н-не понял?! — неожиданные заявления подруги то и дело заставляли напрягать мозг, но чтобы вот в таких делах надеялись на меня…
— Ты же меня не бросишь просто так, абы кому?.. Все равно ведь собирался пойти разведать обстановку. Вот и выбери, кто тебе покажется подходящим. А я попробую к нему попасть.
Я почесал голову — а ведь верно говорит.
— Гм… погляжу. К тому же у охотников принято — кто первый поймал иноплеменницу, тот первым ей и вставит, а потом может отдать кому-нибудь другому. Или оставить себе, если вождь с шаманом разрешат. Но это у людей так, а у дикарей может быть по-всякому.
— У Волков так же, — голос Сучка с кормы заставил обернуться. Еще минуту назад они с Морским вовсю дрыхли, никак не обозначая своего присутствия, и вот Сучок уже поднимает парус.
— Зачем? Ночь же еще, ничего не видно.
— Очень даже видно. Нам идти посредине между горой Огненного Змея и восходом. Гора во-он уже на фоне неба проступает, а восход… сейчас.
Почти одновременно со словами Сучка по небу прокатилась волна яркой светлой зелени, затем распустились перьями колибри легкие розовые сполохи и узкая огненная полоса отметила восход. Поймав парусом ветер, катамаран заскользил в сторону едва угадывающегося на горизонте берега.
Добрались после полудня, но подходить слишком близко не рискнули — океанские волны у берега превращались в рассерженные буруны, яростно бросающиеся на торчащие из воды камни и узкие полоски песчаных пляжей между ними. Единственным разумным решением было искать бухту, и Сучок развернул "Змея" назад — в спокойную даль океана. Я был с ним согласен, от этих берегов лучше держаться подальше. Подходящее место нашлось почти к вечеру — огороженная скалами бухта, напоминающая загнутый коготь зверя, шагов триста в ширину. Укрывшись от ветра и волн за изгибом скалистого берега, мы встали на стоянку, решив отложить осмотр местности до утра. Полтора дня плаванья утомили меня. Болтаться посреди океана оказалось куда страшнее, чем плыть вокруг знакомого и родного острова, хотя вряд ли я кому-то в этом признаюсь вслух.
Я уже задремывал, когда гамак неожиданно качнулся и рядом послышался шепот Гремучки.
— Дикуш, ты спишь?
— М-м… уже нет.
— Вот славно, — она улыбнулась, забралась в мой гамак и улеглась сверху, — а то я никак одна уснуть не могу, — потерлась носом о мое плечо и блаженно зажмурилась.
— Что случилось?
— Не знаю. Боюсь, наверно. Какие-то чужие охотники, незнаемое племя… нет, ты не думай, я справлюсь, конечно. Только приезжай за мной, обязательно.
— Приеду. И увезу тебя домой. На этих "чужих охотников" сперва посмотрю. Вот завтра с утра и пойду. А ты пока здесь с ребятами останься.
— Угу. Ты осторожней, ладно? И трубку с боевыми иглами с собой возьми.
— Для чего трубку? Мы же не воевать пришли. Если я кого здесь убью, вся затея провалится.
— А вдруг…
— Ладно, возьму, не тяжелая. Хотя она и не понадобится. Никто меня в лесу не заметит. А теперь давай-ка спать.
— Мгм… — и она мгновенно заснула, а я еще долго лежал, глядя в небо за пологом листвы и прислушиваясь к лесным шорохам.
Утром я несколько минут выбирался из-под спящей Гремучки, чтобы не разбудить ее. В нише скалы на краю нашей стоянки сидел Сучок, прямо и неподвижно, положив трубку с иглами на колени.
— Почему не разбудил меня стеречь?
Он сморгнул, с видимым удовольствием потянулся и ответил:
— Разведывать окрестности и здешних жителей лучше идти выспавшись. А я успею подремать днем.
— Ладно, тогда я пошел. Вернусь к закату, если не найду раньше ничего интересного.
Лес здесь был не такой густой, как у нас, более светлый и прозрачный — стоит ходить аккуратнее, отметил я. То и дело встречались следы присутствия людей, часто они тут ходят. Так что и до вечера бродить не пришлось. Уже через пару часов я почуял запахи дыма и чего-то съестного. Повернув в сторону источника запаха, довольно скоро обнаружил маленький костерок, вокруг которого устроились трое молодых парней-охотников, судя по отметинам на коже, на круг-другой старше меня.
— Хвост, Пегий, вы ждете меня здесь. Я обойду границу нашей территории от залива до скал и вернусь. К закату. И беспокоиться нечего, с восхода никаких врагов нет.
— Но, Быстрый, если вождь велел проверять границу на восходе, это что-то да значит. А я совсем не подвернул ногу, мне показалось.
— Ага, и опухоль на ней мне тоже сейчас кажется. Сидите здесь. Ногу в воду опусти и держи, я сказал. А вождь соблюдает обычаи, потому и послал нас. Ни о какой опасности в этих местах никто не слышал, — с последними словами он поднимается и подкидывает на руке тяжелое короткое копье с широким лезвием.
Не дыша, медленно отползаю за кусты. Как нам повезло: парень пойдет один. И здесь остаются двое. Можно повстречать Гремучку хоть с этим Быстрым, хоть с оставшимися. С кем — даже не вопрос. Быстрый — явно главный в этой тройке. И о своих спутниках заботится. Слишком самоуверен, "не слышал никто об опасности в этих местах", ишь ты. Ха. Ну не слышал. И не было ее. А потом кто-нибудь взял и приплыл. Вот мы, например… С другой стороны, этот Хвост. Надо же — ногу подвернул. Охотничек. А третий — вообще молчит, как будто разговор его не касается. Тут и выбирать нечего — Быстрый. Надо его опередить и предупредить наших и Гремучку. Все, отполз достаточно, теперь бегом…
— Значит, он один, и идет в эту сторону? — Гремучка отставила флягу и вскочила на ноги.
— Да. Тропа идет с другой стороны скалы, скоро он там будет.
Азарт и решимость засверкали в ее глазах, когда она огляделась по сторонам:
— Ой, я сейчас… У-у-у… — поскользнулась и, как мне показалось, чересчур уж неуклюже изо всех сил хлопнулась наземь.
— Ты чего? Сдурела? Зачем ты ободралась о камни? До крови! Гремучка!
Она тихо зашипела от боли:
— Ас-спида!.. Помолчи… Перестаралась немного. Подумай сам, откуда бы мне здесь взяться такой чистенькой? Так, теперь еще паутины на волосы и мха натрясти. Ну вот, теперь хорош. Показывай, где тропа.
Лежа на скале, наблюдаю, как по тропе, прихрамывая, ковыляет Гремучка, пошатываясь из стороны в сторону, на перемазанном лице светлые дорожки слез. Из-за кустов появляется этот самоуверенный волчок…
— Ой! — отшатнулся было в сторону, но увидал, что встречное существо не представляет опасности, и изготовил копье — то ли напугать, то ли прибить, а уж потом разбираться, по какому поводу. Гремучка выразительно застонала. Он отступил на шаг. М-да, неужели я счел этого парня слишком умным?
— Э-э… ты кто?
— Солнечная…
— Солнечная? Откуда ты, и что делаешь на охотничьей территории племени Рыжего Волка?
— Из Пушистых Агутей я. Заблудилась…
— Племя Пушистых Агути? Не слышал о таком. Где его территория?
— Не знаю… заблудилась я. Уже две руки дней как, — она в доказательство вытянула перед собой обе руки, растопырив пальцы и почти сунув их под нос парню, и не отказала себе в удовольствии съязвить: — И, между прочим, тоже ни про какое племя Рыжего Волка никогда не слышала.
— И что теперь с тобой делать?
Она с подвыванием опустилась на землю, тяжело привалившись к ноге парня:
— Не зна-а-аю… — никогда не видал, чтоб слезы лились из глаз потоком. Охотник, видимо, тоже.
— Ну, не реви. Будешь жить у нас… — Гремучка сделала гримаску, и лицо его просветлело от неожиданной мысли, — у меня. Возьму женой.
— Женой? Обижать не будешь?
— Не буду, пойдем скорей. Сейчас ребят по дороге захватим — и в поселок. С ума сойти, ничейная женщина, и я ее нашел. От обзавидуются… — он подхватил Гремучку подмышки и поставил на ноги. — Идем, быстрее!
— Куда?
— В наш поселок. И сегодня же свадьбу!
— К-какую свадьбу?
— Нашу. Какую же еще!
— Но я хочу домой, к Агутям…
— Никто не знает, где эти твои Агути. И потом: разве ты не мечтала стать женой настоящего охотника, а не какого-нибудь дикаря?
— Конечно! — искренняя обида в ее голосе. — Зачем мне становиться женой дикаря?
— Так вот, в наших краях настоящие охотники только мы — Волки!
— А… а Агути?
— Ну ладно, пусть и Агути. Но ты все равно не смогла бы стать женой одноплеменника. Тебе повезло, встретила меня. А теперь идем.
— Да, да, конечно…
Гремучка оглянулась, как будто чувствуя мой взгляд, и подмигнула. А затем, спотыкаясь, отправилась следом за парнем, изображая спешку голодного и до полусмерти усталого человека.
Ну, вот и все. Гремучка нашла себе охотника. Надеюсь, волчок окажется послушным.
— Эй, Сучок, Морской — можем отчаливать.
"Книга туманов" табличка 580
Сегодня подвожу итоги прошлых двух кругов. Пять дней как завершилась инициация Подарочка. Названное имя тотема — "Боа". Так что теперь у нас есть вторая (младшая) шаманка — Подарочек Боа. Нет, я не злопамятна. Однако несколько дней перед инициацией Подарочек увивалась вокруг, постоянно требуя внимания, я же, кроме всего прочего, злилась весьма на все окружающее, опасаясь за судьбу Гремучки. В общем, как говорится, "память у меня хорошая". Перед обрядом научила ее готовить противоядие от воды духов. Сказала, оно "укрепляет силы шаманские". Если вспомнить про местные шаманские поединки "кто кого перепьет", так оно и есть.Вторым большим делом, завершенным буквально вчера, стало обучение Ночного искусству изготовления пластика. И эта технология теперь передана. Пожалуй, я готовлю племя к тому, что меня не станет. Хотя и сама не сразу осознала, что делаю. Можно ли сказать, что развилка пройдена и новая цивилизация будет развиваться дальше без меня? Нельзя. Не будет. Не хватает самого главного — импульса движения, "всплеска пассионарности", "волшебного пенделя" — выбрать нужное.
"Книга туманов" табличка 581
Что было главным в прежнем мире? Сейчас, сравнивая ту жизнь и эту, скажу — "запасание возможностей". Вот так. Зерно в амбаре, деньги в банке, оружие в арсенале — возможности. Запасенные на будущее. Зачем? А чтоб было! Цель и основа всего. И деньги — всего лишь наиболее удобная форма. Кстати, если говорить о формах, то понятно, что "хранить и запасать" удобнее всего нечто мертвое. Вещи или предметы. Хотя и людей порой тоже "запасали". Вторая сторона — запасенное хочется использовать, ибо "не пропадать же добру". И да, — ружье, висящее на стене — стреляет. Именно эти две силы и раскручивали активность прежней цивилизации.Хочу ли я такого же здесь? Не хочу. Я уже успела вкусить этих плодов свободы, когда возможностей не нужно запасать, когда они просто присутствуют вокруг тебя. Но я помню, как закончилась свободная жизнь местных народов в прежнем мире. Имеющий запас "готовых возможностей" оказывается сильнее того, кому эти возможности надо еще изъять из окружения. Разве что окружение само готово их предоставить. Но для этого нужна система, содержащая в себе очень многое и различающая "своих" и "чужих". Такая система может быть только живой.
"Тропы святой книги"
Канонические комментарии к "Книге туманов".581-я табличка — одна из самых загадочных в священном тексте. К сожалению, Подарочек Боа не расспросила Основательницу о "прежнем мире". И нам сейчас остается только догадываться о смысле записанного слова. Однако более чем вероятно, основательница имела в виду те древние развалины, которые находят в джунглях и на фундаментах которых майя строят свои храмы. Если так, 581-я табличка содержит грозное предостережение — цивилизация, пошедшая по пути "запасания возможностей", погибла. Жрицы храма всегда помнят о нем, когда принимают решения разрешить или запретить какое-либо производство.
Не меньшей загадкой этой таблички было и упоминание о "живых системах", которые могли бы заменить "запасание возможностей". И лишь поколение назад, когда Дремлющая Пума придумала "качающуюся поляну", мы стали догадываться, о чем писала основательница.
Напомню для читательниц, как были устроены первые "качающиеся поляны". С началом сезона дождей поляна покрывалась буйным разнотравьем, относящимся именно к этому сезону. Они требуют постоянных дождей и не выносят высыхания земли, но в благоприятных условиях придушат любых соперников. С окончанием же сезона дождей все эти травы уходят на покой и на свободной от сорняков земле остаются ростки перимаиса[1], крупные зерна которого прорастают как раз к окончанию сырого сезона. Он вырастает и дает плоды, и под укрытием стеблей в два роста человека к концу сухого сезона на поляне появляются посторонние растения. С началом проливных дождей травы-чистильщики вновь принимаются за работу.
Урожайность перимаиса в такой системе была не слишком высока, зато "качающиеся поляны" жили своей жизнью и не требовали постоянного присмотра.
Дремлющая Пума подобрала травы для первых "качающихся полян", а самое главное, она показала нам, о чем говорила основательница. И хотя сейчас создано уже много видов "качающихся полян" с разными растениями и разными циклами, следует понимать: мы все еще в начале пути. И этот принцип должен коснуться не только десятка полезных нам растений, но и многого другого. Чего? Мы пока не знаем, но любые поиски в этом направлении получат наибольшую поддержку храма.
Марги Четвертая, старшая жрица Храма Воды Времени.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.