ВНИМАНИЕ: Судейские отзывы.
Ну что же, зер гехёрте дамен унд херрен, текстов, к сожалению, не так уж много, так что в день (вечер) их появления я прочитал всё — фантастику, реализм (ой ли?) и поэзию (допустим). А вот обзор только сейчас появился, извините за опоздание.
По обыкновению разбил весь этот массив на «группы качества», не очень задумываясь, в какой номинации какой из текстов пребывает официально. Разве что стихи не включил никуда: оценивать их — не моя задача, тут неизбежно будет слишком высокий уровень субъективизма… хотя вообще-то, если честно, поместил бы я их между гр. 3 и 4, все.
Порядок рассказов в группе отражает не их рейтинг, а расположение в официальной колонке конкурса (что и определило порядок попадания в обзор). Поэтому, если ничего не перепуталось, конкурсная гр. 1 всегда в начале каждой моей группы, а реализм или внеконкурс — в конце.
Общее впечатление от конкурса: к сожалению, в обеих фант. группах не обнаруживаю не только шедевров, но и по-настоящему интересных для публикации вещей (на прошлом конкурсе, при всем его минимализме, таких было 2 — правда, один из рассказов выбыл в связи с публикацией… а второй я как раз сумел включить в сборник «Любви все роботы покорны»). Во всяком случае, таких, которые не нуждались бы в довольно существенной доработке.
Правда, нет и абсолютно провальных. Но лично я бы предпочел расклад, когда есть и шедевры, и «ужас-ужас-ужас!». Впрочем — что выросло, то выросло.
Номинация «Реализм» несколько усилила первую из этих (не конкурсных, а «моих») групп — правда, категорию «шедевр» по-прежнему выделить не удалось. Любопытно, что практически все из рассказов этой номинации, в общем, могли бы вписаться и в фантастику — при минимальном допуске или даже без него. Но, на мой взгляд, наиболее совершенный из конкурсных рассказов при этом и наименее фантастичен. (Правда, почти то же можно сказать и о худшем из них; ну, видимо, такое деление уже становится традицией.)
Внеконкурсный раздел ситуацию принципиально не изменил.
Вот такие дела. Надеюсь, моя разбивка по группам ни на чье мнение не повлияет. Что касается мнения судей, то я в таком просто уверен; если же у кого-то из участников иначе — ну, не читайте…
Не поручусь (и даже вряд ли), что буду своевременно читать коммы, а тем более отвечать на них. Но перед тем, как мне предстоит осуществить не «преждевременные», как сейчас, а настоящие судейские функции — т. е. проставить баллы финалистам, — я на коммы постараюсь ответить. И если в промежутке между этим и завершением конкурса появятся новые вопросы — тоже.
Группа 1:
Пускай не шедевр, но — и уму, и сердцу
Впечатлил оборот «молния хряснет и готово». К тому же для меня спойлером стало появление Бестужевой там, где уже есть Рюмин. И не совсем пропечен текст. Тем не менее, если автор уже приготовился к нелицеприятному отзыву, вынужден разочаровать: общий баланс впечатлений делает рассказ (имхо, конечно) одним из лучших на этом конкурсе. Другое дело, что это весьма относительная похвала…
Водевиль сменяется трАгедью… После бурного действа в духе «Женитьбы Фигаро», ироничность которого лишь иногда кажется несколько тяжеловесной — финальное распоряжение: «Унесите трупы. Скомандуйте дать залп!». Не срослось. Жаль, потому что если бы срослось, рассказу однозначно путь в фавориты: он и так-то в первой группе…
Оно бы и здесь хорошо, но опять не все срослось. Чудесатость с реалистичными деталями современного мира вообще очень трудно срастается… но при удаче это дает хороший бонус. Здесь рассказ оказался к таковой удаче довольно близок, но…
Аппарат, положим, не Елизарова, а Илизарова. Но вообще — сильно и жутковато! Без всякого сюсюканья в самые жалостные мгновения.
И опять это практически фантастика, в определенном смысле даже хоррор: станок-повелитель и его человеческие рабы… Если суммировать номинации, то бы поставил этот рассказ на первое место.
Еще немного «вторжения» сказочной тематики — и это тоже была бы фантастика, в определенном смысле даже хоррор. Возможно, и стОило перейти ту грань… Но и по эту сторону достаточно неплохо получилось. Хотя мне несколько испортила восприятие речь девушки во время ее попытки совращения.
Группа 2:
Где-то рядом
Как-то слишком скомкано, причем не только в финале. Тем не менее довольно оригинальный ход: показать ориентальную магию и прилагающуюся к ней ментальность не как благо… А то сейчас слишком многие авторы в подобных ситуациях тут же заставляют своих героинь, чуть дрыгнув ножками, пасть лоном навстречу Востоку и раздвинуть коленки. Правда, эффект смазан штампованным ходом, когда магически пробужденный «древний властитель» оказывается куда блаааародней своих современных служителей, а жертва вскорости выясняет, что все очень лихо стерпелось-слюбилось, банзай!
Тем не менее… см. группу.
Начало настраивало на то, что сейчас будет явлен интересный мир. Продолжение очень вскоре заставило предположить, что он будет описан слишком путано, с увязанием в мелочах… но останется интересным. Но вот когда пошли современные реалии — это откровенно «не срослось». Над стилем вдобавок поработать бы: «И, зная твоё чувство долга, козыри у него беспроигрышные» — подъезжая к станции, с меня слетела шляпа… И такого много. Рассказ все же оставляю во «вторй» категории, но… это скорее невезение конкурса, что ее состав вот таков.
Эк оно… толерантно… Но по литературным параметрам — весьма неплохо. К этой гладкости еще бы глубину… Она, может, и есть — но как-то не открылась. Практически фантастика, между прочим!
Ну и при такой гладкописи странно смотрятся фразы «я обматываю голову тюрбаном как арабский бедуин» (хорошо что не как степной монгол и не как камчатский ительмен), «русую на лице бесшабашную улыбку» (я какое-то время пытался это себе представить) и пр.
Анаис или Черные игры с белыми духами
И опять фантастика, и опять в определенном смысле даже хоррор. Неплохо — но в этом рассказе слишком много от зарисовки… и битие на жалость встает в полный рост. Кстати, я привык к форме «Папа Док».
И опять фантастика, без малейших «в определенном смысле»; а хоррор, возможно, вынесен за скобки — черт его знает, от чего даму достанет онкология, от «Огненного Змея» или от креста и святой воды… но, впрочем, может и пронесет. Чем ты бабу опоил, чертов змей-славянофил? J
Очень спойлерно: неужели среди читателей и авторов есть хоть кто-то, не знающий, что такое Огненный Змей? Ну и от подколки автору не удалось удержаться: «Это у вас, городских, все поддельное, а тут…».
Тем не менее… пожалуй, неплохо.
Довольно редко использующийся прием — повествование «через танец». Могло получиться великолепно, но в данном случае вспоминаю эпизод из какого-то старого советского фильма, в котором старушка, кивая на экран телевизора, говорит: «Наши показывают ихнюю жизнь» — то ли я не сумел с такой подачи воспринять, то ли автор подать не вполне сумел… но многое мне тут показалось чуть натянутым, неестественным не от «недо», а от «пере». И опять «нажал на курок» вместо спуска… Кстати, мне кажется, что при такой степени риска для заложницы (даже совсем посторонней) преступника надо отпускать: он же не детсад взорвать хочет, а самому спастись, можно ли менять жизнь на жизнь — да открой ему путь отступления, пусть под прикрытием девушки отойдет и, отпихнув ее, смоется. И технику убийства секатором я представляю себе как-то не так; а если и ошибаюсь — то все равно возможность при таком раскладе нанести МНОГО ран весьма удивительна… правда, иной раз и одной хватит. А вот фраза «Каждый день Арсенио был заполнен рутиной федерального полицейского, а вечера и ночи — Флор» поневоле навевает похабные ассоциации J.
Группа 3:
Примерно на уровне пупка
Как сказал классик — «Друг Аркадий, не говори красиво»: даже если обертка, несмотря на явную переусложненность рисунка, получилась довольно эффектной, сама по себе конфета разочаровывает. Ну и, того, не резон за экзотикой гнаться аж во всем: а то незнающий удивится, знающий же ухмыльнется. «Стальные крылья ножа мечутся в смертоносном танце» — ну да, балисонг так себя ведет в бою ПРОТИВ кого-то (и то ведь «крылья» же не смертоносны, это «танец рукояти»), а вот подобным образом с себя рубашку сдирать — все равно что колоть керамбитом, рубить катаром, метать халадие или забивать танто гвозди…
И опять красивости в ущерб общему балансу. Плюс перебор с прилагательными: «Суетно-заливистым многоголосьем пели птицы — задорные соловьи» и пр., и пр… И со многим вообще перебор… кроме содержания рассказа: тут как раз недобор случился.
Агнесса, или Историческая Справедливость
Что ж, спанкинг-литература имеет право на существование. Однако все же желательно делать больший упор на литературу, а не на… тему. Впрочем, здесь этот упор не сказать чтобы отсутствует: и эволюция нынешнего психоза политкорректности подана достаточно колоритно, и случаи с другими Дарующими позволяют представить тот мир в цвете и со звуком… Но все-таки центральный эпизод слишком сильно перетягивает цветовую гамму в бело-розовую тональность с переходом к багрянцу. Так, что страдает и композиция, и финал, да и вообще начинавшая выглядеть довольно-таки интересно картинка мира теряет «всеобщность» интереса, что не искупается «специфичностью». Плюс кое-какие фразы слишком книжные для прямой речи: «Луис постоянно шокировал меня своим пренебрежительным отношением ко всему» и пр.
Уж не угадал ли автора… Впрочем, я тут на конкурсе кое-кого угадал с куда большей уверенностью, но на оценку такие соображения не влияют.
Группа 4:
На уровне пояса
Очень предсказуемо, очень неважно написано. В качестве хохмы добавлю предположение: а может, это шокотерапия? Может, знахарка именно так и выполнила заказ клиентки, а про попытку «обмена жизненной энергией» — это все для отвода глаз? Правда, и такой ход не шибко много добавляет…
Ох ты гой еси… Инда понюхал старик Ромуалдыч свою портянку — и ажно заколдобобился.
Ну до чего же все ожидаемо, пускай и в трижды древлеотеческом антураже: онЪ еЯ отвергает, в чем аццки неправ (и тем более неправ, чем более проявляет воинскую доблесть), опосля чего все осознаетЪ и, выслушав наставления мудрых старших родичей, да падетЪ к ее ногамЪ и да осознаетЪ еще глубже! ВотЪ!
Ну да, отвергает онЪ еЯ в духе не «поматросил и бросил», но «пренебрег и убёг». И что? Таких поворотов тоже — тележЪ и маленькая вагонка…
Стилистика… тоже типовая, исконно-домотканная. Открытий нет, увы. Особенно в курсивах обратный порядок измучил:
«Обнимать хотелось туже, целовать жарче, птиц белых в руках ластить. Оттолкнула его Ольва и засмеялась звонко:
— Приезжай на следующий солнцеворот. Отыщешь меня в лесу заповедном — свадьбу сыграем на третий день последнего урожая. Уйдёшь из дружины, хату поставим, детей растить будем».
Ну и далее: « — Я сделал всё: прошёл через лес, победил колдуна, сорвал папоротников цвет» — поневоле вспоминаю древний неполиткорректный анекдот: «Ну, где здесь эта дочь вождя, которой лапу пожать надо?». И другой: «У древних славян было поверье: кто в купальскую ночь нашел цветок папоротника — тот в школе прогуливал ботанику…».
И опять не без элементов фантастики… Но как исторический сюжет, с фантастикой или без — очень неудачно. Несмотря на массу упомянутого колорита — ни достоверности, ни, извините, умения. Очень похоже на рядовые вещицы «Серебряного века» (тогда и этакие повороты были в моде), но — именно рядовые. Причем тут-то нет возможности сделать хоть какую-то скидку на время…
И опять скорее фантастика. Теперь ее бы дописать… А после этого (именно в такой последовательности) еще и написать бы… Автор, не обижайтесь, но этой вещи надо дать вылежаться — а потом на ее основе сделать настоящую.
Группа 5:
Извините, ниже
Слабовато настолько, что иногда создает комический эффект. Единственное утешение: это все же не «дно», сплошь и рядом даже на очень раскрученных, многорассказных конкурсах появляются тексты куда слабее.
Ну и где тут реализм? Тоже фантастика (даже без оговорки «практически»), в определенном смысле даже хоррор. И опять домотканное превосходство над выходцами из недостаточно посконной реальности. Хотя на самом-то деле с души воротит от этих деревенских хитрованов, сначала оставивших девчонку в качестве, чего там иные объяснения искать, человеческого жертвоприношения — а потом «перебросивших» заклятие с нее на парня-чужака… и еще мораль читающих. Пайка дедов-людоедов, сто сорок семь раз масаракш… Во всяком случае, так оно выглядит.
А еще… Все же диггеры (даже с буттерами) ведут себя не так и занимаются не тем. Разве что они совсем уж ниггеры на триггерах. Плюс этот аналог Чернобыля или по-настоящему радиоактивен и опасен — или совсем не будет он пуст и заброшен.
Иногда такие сюжетные глюки искупаются хорошим языком. Но тут они, извините, им усугубляются.
И опять фантастика, в определенном смысле даже хоррор… к сожалению: это, на мой вкус, худший текст во всех номинациях, мне было бы куда легче, окажись он свободен от фантастического флера.
«Зиппер верхнего костюма похотливо захватывал две сладкие дольки»: ключевое слово тут — «похотливо». И на весь рассказ оно распространяется. Причем язык со стилем тоже под стать.
«Вот так погиб Олег, или Олелько по-старославянски» — да уж все-таки Хельги, причем это вполне по-староскандинавски, а Олелько от Александра идет: и имя христианское, и вместо варягов его доноры греки (но все равно не славяне), и эпоха не древлезаветная, раньше XV в. ни о каких Олелько слуху не было… Какой уж тут старославянский языческий именослов: Андрей Рублев в дверь стучит! Так что родоверие отправляется ровно по тому же адресу, как во всех остальных случаях.
Дополнения по рассказам внеконкурса, выложенным позже:
Незнание и непонимание викторианских реалий столь велико, что мне как-то трудно представить себе, будто автор добрался до этой легенды самостоятельно, а не через творчество Кати Коути, причем прочитанное более чем невнимательно, ибо она как раз эпоху подает со вкусом и со знанием дела. «Все двенадцать присяжных были дамами замужними» — уже смешно… Подсказать, отчего именно?
А когда на это непонимание накладывается эклектичность текста, сюжетная путаница, плохо скроенные фрагменты — это тем паче не идет рассказу на пользу.
_______________________________________________________________________________
Как вижу, внеконкурс продолжает пополняться. Точнее, один рассказ «отбыл», но другой прибыл.
Сначала несколько слов о выбывшем. Поделом!
Что рассказ по Кате Коути, видно было с первого взгляда и за версту, но читал ее я давно и буквальной сверкой сперва не озадачивался: честно говоря, просто поверить был не в силах, что кто-то наберется наглости спионерить у известного автора огромные куски «как есть», без переписывания — а потом еще и отстаивать свое право на это. И на стилистическую, мягко говоря, косолапость, причем прикрываясь именем, не много ни мало, Пушкина (!!!), да еще утверждая, что «этому даже в школе учат».
Ох, до чего же я люблю, когда автор, пишущий «корову» через «ять», а в слове «жопа» делающий шесть ошибок, поминает школу…
Теперь о новом рассказе «Васильковая поляна».
На внеконкурсе он точно лучший, да и в общей (т. е. моей) табели о рангах безоговорочно попадает в гр. 1.
Пространство текста выглядит подчеркнуто, осознано вторичным: не столько «ля рюс», сколько «ля Ведьмак», территория Сапковского. Развивать такой сюжет полностью всерьез было бы ошибкой, превратить его в абсолютную пародию — не ошибкой, но некоторым «снижением планки»: для рассказов-фельетонов существует своя ниша, затрудняющая действие в общелитературном пространстве.
Остается пройти по кромке. Такое получается не всегда и не у всех, но вот здесь это получилось!
Только шероховатости подправить бы: «лоб пересекала сеть старых шрамов. Один был особенно страшным, и тянулся от виска до подбородка» и пр…
____________________________________________________________________
Еще одна добавка к обзору и отзывам:
Вижу, внеконкурс пополнился, конкурс сократился… Ладно, сперва о пополнении:
Экий сюр. Анализировать подробно сил не хватит. Главное возражение звучит так: автор, хоть обижайтесь, хоть нет, но если форму сравнивать с ножнами, то такие ножны требуют но-дати, а у Вас — всего-навсего кусунгобу. В данном случае его девяти с половиной сун отнюдь недостаточно. Наберите мастерства еще минимум на пару сяку, а лучше на три — вот тогда смело в бой на таком поле. А с нынешними средствами у Вас тут вместо боя, извините, даже не сэппуку получается, а попросту харакири…
Теперь о снятии с конкурса рассказа «Коршунов след».
Огорчен. Я, посовещавшись сам с собой, уже был склонен переместить его в своем обзоре из 4-й группы в 3-ю. Нет, по-прежнему оцениваю его, в общем, не слишком высоко: уж очень истоптана поляна под названием «Служил Гаврила древним русом, / Гаврила деву огорчил…». (На некоторых конкурсах запрещают использовать тему «небесная канцелярия» или «принцесса и дракон», даже если они не противоречат правилам: именно потому, что на столь юзанном пространстве хоть как-то будет смотреться лишь подлинный шедевр — а надежды на него мало; вот и площадка «ля рюс» даже в параллельно-фэнтезийном затридевятьземелье открывает не большее пространство для маневра…) Но все же сам по себе, взятый отдельно от контента, он достаточно неплох, и если не принес открытий — то ведь литературных «закрытий» при чтении тоже не возникло: а на этой ниве некоторые из конкурсных рассказов ох и отличились.
Надеюсь, что автора «достал» не столько мой обзор, сколько полемика с комментаторами рассказа. Но вообще-то, как погляжу, он и нравился многим — так что вполне имел шанс выйти в финал… Автор, может быть, сочтете возможным вернуться?
О прочих конкурсных делах.
Ситуация с «Иродиадой» печальна: м-да, вот чем, оказывается, объяснялась такая «чужесть» всех действий, характеров и антуража, которые ну никак не вязались с эпохой и социумом… Эллинистический IVв. до н. э. никак не втискивается в критерии латинской провинции Iв. н. э… Но я «Таис» читал совсем уж в отрочестве, поэтому буквального совпадения не заметил.
Мысли, будто это постарался тот же автор, что и в рассказе «Очаг для фейри», не допускаю: написано пусть и слабо, но не НАСТОЛЬКО, в коммах тоже нет и следа той клоунады. Вообще тут автор, по-моему, не наплагиатил и не напаясничал до такого уровня, когда действительно бьют канделябром в смысле удаления с конкурса. Вот самому бы сняться от стыда можно… но это так, общая рекомендация, а не настойчивый призыв.
О коммах к моему обзору: вижу, меня подозревают и в том, что я одновременно и «сумбур» высоко оцениваю, и «тягу к идеальности стиля на грани выхолощености» проявляю. Да нет… У меня ведь в адрес «гладкописи» столько же выпадов, как по поводу сыровато-недоваренных рассказов. Не говоря уж о том, что «один из лучших на этом конкурсе» применительно к характеристике номинации «фантастика» и «лучший конкурсе» вообще — не вполне синонимы…
***
Теперь рискну сказать несколько слов о возможных проблемах конкурса. Ну, есть ряд конкретных спотыков и нестыковок, часть уже озвучена другими обсуждающими, вряд ли есть смысл вдаваться в подробности; все это не фатально. А от некоторых обстоятельств некуда деться: да, Грелка близка и она оттянет на себя многих, но раз уж конкурс традиционно приурочен к купальским датам… Впрочем, возможно, сроки стОило бы если не сдвинуть, то расширить.
Но вот что, пожалуй, действительно сработало не в плюс: «трехосновность» темы. Эротика — раз; этника — два; ну и три — отсылка к «предкам», что не всегда необходимо для этники. К тому же ясно, что часть потенциальных участников на автопилоте предположила обязательность русской этники, а это дополнительный ограничитель.
(Забавно, что в моем обзоре вызвал недоумение второй анекдот… а не первый. )
Каждый из этих рубежей преодолевается легко, но три вместе все же ставить нежелательно.
На недавнем конкурсе «Стоптанные кирзачи-4» был, собственно, один барьер: «литературное ретро», см.samlib.ru/s/sk4/sk4_tk.shtml. Желательный список прилагался, но можно было выходить за его пределы: эти вопросы решались в рабочем порядке.
На прошлом конкурсе тоже: WWI (см. «Устав» вот тут: samlib.ru/s/stoptannye_k_3/rules.shtml#thema ), а в остальном — хоть трава не расти.
Тем не менее конкурс, по-моему, вполне удался, особенно после прошлогоднего полусрыва. Перспектива у него очень даже есть, и если в следующем сезоне получится избежать спотыков и продумать ситуацию с бонусами — то можно ожидать хороший эффект.
___________________________________________________________________________
Обзор финалистов
2015-е купальское предупреждение
Леди и джентльмены, сейчас на меня опять с двух сторон давят могущественные европейцы герра Цейтнот и мистер Форсмажор, поэтому буду краток. Места в финале распределяю таким вот образом:
Фантастика
Реализм
Анаис или Черные игры с белыми духами
В оценке рассказа Ослушник я на сей момент несколько смягчился, но все же не настолько, чтобы при оценивании финалистов отвести ему иное место. В номинации «Реализм» финальный список, во всяком случае, не расходится с составом двух «моих» первых групп, так что тут удивления не возникло. (Правда, очередной раз удивлюсь, почему рассказы Незваный гость и Анаис или Черные игры с белыми духами играют на реалистической площадке: остальные-то ладно…)
Какой рассказ я бы порекомендовал оргам включить в финал, если будет на то их воля? «Цвет его розги»… пардон, хотел сказать Агнесса, или Историческая Справедливость. По-моему, он того достоин.
А еще продолжаю жалеть о снятии с конкурса рассказа Коршунов след: думается, он имел шансы пройти в финал.
Если же говорить о стихотворной номинации, то всем нам очень повезло, что мне не положено ее оценивать: она-то лучше, чем на прошлом конкурсе, но, уважаемые авторы, хоть обижайтесь, хоть нет, все вы, вместе и порознь, не дотягиваете до уровня судейского отзыва Ирины Зауэр. Причем не дотягиваете в кепке, в прыжке и на коньках. Разумеется, имхо, имхо и еще раз имхо.
Вообще же выше всех поставлю, пожалуй, внеконкурсный рассказ: Васильковая поляна. Он бы и возглавил абстрактный пул, предназначенный для публикации — доведись лично мне таковой формировать. А еще в этом пуле точно бы оказался Почти член семьи. После некоторой доработки — Дети Нового года, Анаис или Черные игры с белыми духами и Экстрасекс. После более серьезной доработки — Незваный гость, Агнесса, или Историческая Справедливость, Снег в июле, Дельфины, Вечерний дождь, Принц для невесты и… снятый с конкурса Коршунов след. Не удивляйтесь такой вот очередности: у разных рассказов не совпадает достигнутый на сей момент уровень — и видимый потенциал доработки (опять же имхо). При этом с огорчением должен сказать, что в высоко оцененном мной по конкурсным меркам рассказе Некукить как-то не вижу возможности доработки… и не очень вижу, для какой публикации он мог бы подойти в таком варианте, как есть сейчас.
___________________________________________________________________________
Добавка и уточнение по оценкам
Не сразу сообразил, что рассказы надо не "по ранжиру" выставить, а указать баллы. Исправляю свою ошибку:
Фантастика
Экстрасекс — 8
Некукить — 6
Снег в июле — 6
Вечерний дождь — 6
Принц для невесты — 4
Ослушник — 3
Реализм
Почти член семьи — 8
Дети Нового года — 7
Анаис или Черные игры с белыми духами — 6
Незваный гость — 6
Дельфины — 5
Как видите, ни одной высшей оценки — правда, и совсем уж низшие не ставлю. Расстановка "по ранжиру" сохраняется, но разница между шестерками куда менее, чем на балл, так что пускай побудут с одной оценкой. 9 (все же не 10) я бы поставил только одному из рассказов: внеконкурсному, "Васильковая поляна". 2 (по-хорошему тоже не 1) — двум: конкурсному "Рождение Венеры" и, сперва, внеконкурсному "Очаг для фейри"… но потом автору за наглость и безграмотность, не говоря уж о плагиате, снизил бы до "кола".
А вот другой снятый с конкурса, "Коршунов след", получил бы от меня что-то посередине между 3 и 4. Ну и "Агнесса", если орги воспользуются своим правом и проведут ее в финал, заслуживает оценки 4.
Вижу, тут в коммах было высказано удивление моей "переменчивостью". А, собственно, почему? На две категории я никого не поднимал, на одну же — из "неважно" в "не так уж плохо, имеет потенциал, подлежит доработке" — вполне нормальная корректировка. Скажем, "Ослушник" теперь мне кажется не стебом начинающего автора на некую известную тематику — поднятую, скажем, в рассказе Богданова "След клыков дикого кабана", — а скорее неудачной попыткой автора вполне опытного и умелого. Бывает...
Не говоря уж о том, что произвел я корректировку уже по завершении подачи рассказов на внеконкурс: привык оценивать конкурс весь в комплексе, считая и эту "не оцениваемую" номинацию тоже, поэтому она может заметно исправить общее впечатление. Ну вот на сей раз этого не произошло: снят худший, подан лучший и средний, всего рассказов по-прежнему немного — значит, при оценивании средне-слабых текстов придется ориентироваться не только на абсолют, но и на некий общеконкурсный уровень...
___________________________________________________________________________
Общее впечатление: конкурс мне симпатичен, у него явно есть резерв, но… именно поэтому сейчас я встревожен больше, чем в тот момент, когда выложил первый вариант обзора. Резкий контраст: совсем небольшое, прямо скажем, число рассказов (да еще значительная доля — очень спорного уровня) — и… чрезвычайно активное обсуждение все-таки присутствующих текстов, со многими десятками коммов на рассказ. Может быть, я и ошибаюсь, но меня не радует такая ситуация. Как-то это смахивает на тусовочность. Особенно если учесть, что на «общих» форумах (сейчас специально просмотрел их) в целом продолжается тусовочная обстановка. Это само по себе вполне себе ничего, просто не слишком стимулирует литературный процесс…
Да еще на этом фоне — вдруг снятие рассказа с конкурса. И два плагиата на внеконкурсе, один по своей графоманской наглости настолько уморительный, что это даже пошло в плюс, второй куда более «тихушный», но… статистика-то какова?!
И поэтическая номинация, которая в принципе, наверно, может сработать как крылья, но сейчас в очередной раз стала скорее отягощением.
Вот ей-черт, в 2016 г. надо какой-нибудь радикально выигрышный ход придумать. Иначе конкурс имеет реальные шансы стать чучелом самого себя.
___________________________________________________________________________
И напоследок пожелания конкурсу:
Мне показалась к месту цитата, которую привел Lord Weller (насчет "быстро, качественно и недорого". Ну и старый советский анекдот вспомнил — про ум, честность и партийность: там тоже можно было выбрать любые два качества...
Итак, мое основное предложение: оставить эротику, этнику и тему — но обязательным является выбор лишь 2-х пунктов из списка, причем одним из них должна быть эротика. Если кто выберет все 3 — то он получает преимущество при преноминации (т. е. у него повышаются шансы попасть на конкурс), но не при голосовании.
Если это предложение не пройдет — тогда я за эротику и этнику (вот таков в данном случае мой личный выбор "2 из 3-х".
Разделять ли реализм и фантастику? На мой взгляд — лишь в том случае, если всего рассказов будет не менее 30, при этом в "меньшем" из поджанров окажется не менее 10. Иначе это уже "охота на мышей". При этом разновидности фантастики я бы не учитывал в качестве критерия: вроде бы история конкурса не предполагает наплыва твердой НФ, а если придут 2 — 3 рассказа "про звездолеты", так что же их, в отдельную нишу помещать?
Насчет конкурса АР… Честно говоря, я бы предложил его провести как отдельную, "закрытую" номинацию — но при одном из здешних конкурсов. Не знаю, может, у кого и иное впечатление от него сложилось, но на меня тот единственный, который я судил, произвел впечатление не просто тяжкое, а откровенно жалкое. Настолько, что я всерьез сомневаюсь, может ли он существовать как отдельное явление. А вот как "потайной карман" при открытом конкурсе — скорее да. Даже интереса добавит и дополнительных участников с того же конкурса привлечет — особенно если заранее объявить о его "подзамочности", а прием рассказов и сроки организовать с некоторым сдвигом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.