Немного истории
1970 год в Советском Союзе начался с переписи населения. 15 января был дан старт этой грандиозной кампании. Тут-то и выяснилось, что самыми популярными в этот год стали имена: Наталья, Ольга, Елена, Светлана, Татьяна, Сергей, Александр, Андрей, Игорь и Дмитрий. Если вы родились в 1970 году, вероятно, многих ваших школьных друзей зовут именно так. Мода к концу 60-х настолько «сузила» список, что ученые встревожились: рождаемость растет, а состав личных имен обедняется, и угрожающе увеличивается количество тезок. Правда, в селах и небольших городах в глубинке России на свет в 1970-м появлялись и Эдуарды, и Алексы, и Альфреды, и Жаны, и Изольды — там была своя мода. Так же, как и у «сливок» столичной интеллигенции: здесь были в ходу Иваны, Григории, Федоры, Евдокии и Марфы. Но это, скорее, исключения.
В этом году, советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы Андрей Дмитриевич Сахаров, в открытом письме выдвинул требования демократизации общества, с конвейера ВАЗа сошли первые «Жигули» — знаменитая «копейка», Пол Маккартни объявил о распаде группы «Битлз», а в Москве прошел XVI съезд ВЛКСМ. На экраны советских кинотеатров вышла эпохальная кинокартина «Бег» по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова, а в ленинградском аэропорту 12 советских граждан (преимущественно евреи) совершили неудачную попытку захвата пассажирского авиалайнера.
Ленинградское самолётное дело — события, связанные с попыткой захвата пассажирского самолёта группой советских граждан 15 июня 1970 года с целью эмигрировать из СССР. Участники акции были арестованы до посадки в самолёт и приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Эти события считаются важной вехой в движении советских отказников в борьбе за право на эмиграцию. В 1960-1980-х годах эмиграция из СССР была чрезвычайно затруднена. До ратификации в 1973 году Международного пакта о гражданских и политических правах СССР вообще формально не признавал права на свободную эмиграцию, и выдача разрешений на выезд зависела только от позиции властей. Массовые отказы в выездной визе стали причиной конфликта между советским государством и желающими эмигрировать — так называемыми отказниками.
Отказники считали, что государство нарушает их право на свободную эмиграцию, закреплённую во Всеобщей декларации прав человека. Такого же мнения придерживался ряд международных организаций, правительств, общественных и политических деятелей на Западе, которые критиковали за это правительство СССР. Ряд граждан СССР, желавших выехать из страны, были готовы к радикальным мерам вопреки препятствиям и запретам[Как вспоминал руководитель ленинградской подпольной сионистской группы Гилель Бутман, в ноябре 1969 года изучавший иврит бывший пилот Марк Дымшиц предложил ему не дожидаться больше официального разрешения на выезд в Израиль, а захватить самолёт и вырваться за рубеж. Бутман увидел в этом вариант не только решения личных проблем с выездом, но и возможность привлечь международное внимание к проблеме свободной эмиграции евреев из СССР. Всего в акции принимало участие 16 человек: Марк Дымшиц, Эдуард Кузнецов, Сильва Залмансон, Алексей Мурженко, Юрий Федоров, Анатолий Альтман, Мендель Бодня, Вульф Залмансон, Израиль Залмансон (два брата Сильвы Залмансон), Иосиф Менделевич, Борис Пэнсон, Лейб (Арье) Ханох, Мэри Менделевич (Ханох) (жена Л. Ханоха, сестра И. Менделевича), Алевтина Ивановна (мать дочерей Марка Дымшица), Елизавета Дымшиц и Юлия Дымшиц (две дочери Марка Дымшица).
Кстати, самолеты в СССР угоняли сравнительно часто. Это до простых людей эти сведения не доводились, создавая иллюзию того, что в стране все спокойно а при советском строе просто не может быть преступности и терроризма. Тем не менее, уголовным кодексом СССР был предусмотрен расстрел за это преступление. КГБ и КПСС работали вовсю, правда при этом заботясь не о пассажирах, а в первую очередь о престиже государства. Мировой резонанс о побеге из коммунистического «рая» был настолько силен, что даже был выпущен приказ сбивать авиалайнеры при попытке угона даже не смотря на наличие на их борту пассажиров. О фактах реализации этого приказа никаких данных нет, но это же не значит, что он мог никогда не выполняться.
Первый факт попытки захвата самолета зафиксирован в июне 1954 года, когда бортмеханик Владимир Поляков из ревности пытался «вмазать» угнанный самолет в окна квартиры, где, как он считал, его жена находилась в это время с любовником. К счастью тогда никто не пострадал, а самолет удалось посадить.
Ниже перечислены случаи успешных угонов самолетов из СССР либо случаи, повлекшие за собой жертвы среди экипажа и пассажиров.
3 июня 1969 года — предпринята попытка захвата самолета ИЛ-14, принадлежащего Эстонскому управлению гражданской авиации. Нападавших было трое — двое мужчин и одна женщина. Погиб бортмеханик самолета, вступивший в схватку с террористами.
15 октября 1970 года — самолет АН-24, следовавший из Батуми в Краснодар захвачен и благополучно угнан в Турцию (посажен в Трабзоне) отцом и сыном Бразинскасами. Во время угона убита бортпроводница Надежда Курченко, а три члена экипажа самолета были ранены.
27 октября 1970 года — самолет Л-202, следовавший рейсом Керчь-Краснодар, захвачен двоими угонщиками и благополучно посажен в Турции. Жертв нет.
23 апреля 1973 года — предпринята попытка захвата пассажирского самолета Ту-104, следовавшего рейсом Ленинград-Москва. В захвате участвовал один террорист, им убито два пассажира.
17 мая 1973 года — предпринята попытка угона в Китай самолета ТУ-104, следовавшего рейсом Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. Во время полета сопровождавший рейс милиционер выстрелил в спину угонщику, по выстрел оказался не смертельный и террорист успел привести в действие взрывное устройство. Самолет взорвался в воздухе, погибли все 81 человек — экипаж и пассажиры.
26 июля 1973 года — один угонщик предпринял попытку захвата самолета ИЛ-14, следовавшего рейсом Вильнюс-Паланга. Угон не удался, ранен один человек.
2 декабря 1973 года — Два человека произвели попытку захвата самолета Як-40, следовавшего рейсом Быково-Брянск. Угон не удался, два человека убито, еще два ранено.
В этом году в США запускают в полет «Боинг 747», а в Советском Союзе отмечают 100-летие В. И. Ленина. Ленин всегда живой, всегда с нами, он видит нас всех и хитро улыбается с портретов. При этом он — самый человечный человек. И у него, как и у каждого человека, есть день рождения. А день рождения полагается отмечать. Особенно, если это — столетний юбилей.
22 апреля 1970 года 100 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина отмечалось с фараоновской помпой.
Отмечая столетие вождя мировой революции, придумали мероприятия для всех слоев населения, в том числе, и для самых младших. С 1970 с 16 по 22 апреля в стране стала проводиться всесоюзная неделя октябрят. В эти дни, в младшие классы приходили шефы — пионеры или комсомольцы — и читали октябрятам рассказы о Ленине — так проходил «книжный день». Еще был день труда, спортивный день, день игры и игрушки, интернациональной дружбы, вожатого и октябрят и праздник пионерского галстука, когда третьеклассников принимали в пионеры.
Кстати, вот несколько фактов об октябрятах: С 50-х годов октябрят стали делить на звездочки. В звездочку входили пять детей, один из которых назначался командиром. Иногда командиром становились все дети по очереди. А вот в 20-30 годы «рядовые» дети составляли звездочку, а командир и его помощник назывались серпом и молотом. У звездочки был девиз и своя зона коллективной ответственности — строительство кормушек и скворечников для птиц, уборка класса, сбор металлолома и вторсырья.
Октябрята — название московское. Первоначально их назвали по-разному. На Украине — «красные звездочки», в Сибири — «красные маки», на Кавказе — «цветочки», «букеты» и «садики», в Одессе — «красные зернышки». В 1924 году в организацию для младших школьников начали принимать ровесников Октября, и отсюда пошли «октябрята», принятое потом официально и повсеместно.
В 1970 году СССР появились первые публикации о половом воспитании подростков! Статьи и книги: «Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании» (автор Хрипкова А.), «Проблемы полового воспитания школьников» (Хрипкова А.).
Написаны эти труды были конечно тарабарским языком но, то не была вина автора: называть вещи своими именами, хотя бы иносказательно, в условиях тотальной ханжеской цензуры в СССР было невозможно. Самая «откровенная» информация, которая содержалась в этих книгах — главы о том, что девочкам надо подмываться, особенно во время менструаций, а мальчикам не надо пугаться поллюций. И тем и другим желательно больше заниматься спортом и общественной работой, чтобы не злоупотреблять мастурбацией.
Разговор на эту «трудную» тему получался весьма занудным, вот к примеру цитата из книги: «классному руководителю необходимо ежегодно в подопечном классе с помощью психолога школы оценивать уровень сформированности черт мужественности и женственности у школьников в классе». Или: «теоретическое обоснование содержания полового воспитания школьников должно осуществляться на основе междисциплинарного, целостного и ролевого подходов». Трудно себе представить, чтобы классный руководитель, — часто женщина средних лет с неустроенной личной жизнью, — прочла эти методические рекомендации и не впала в депрессивную прострацию.
Так что школьникам приходилось развиваться самостоятельно, чем они и занимались с огромной радостью. Формирование черт мужественности и женственности советских школьников происходило: на вечеринках, в темных углах и во время так называемых «медленных» танцев (можно обняться и прижаться, особенно если предварительно выпил для храбрости), на катках (можно взяться за руки, опять же прижаться и даже поцеловаться, особенно если нарочно упал в сугроб). Еще были выезды на дачу и летние походы, танцы на танцплощадках Парков Культуры и Отдыха и ДКа… В общем, как это не удивительно, в половом отношении советские школьники развивались приблизительно тем же путями, что и иностранные, хоть большинство родителей этого и не замечали.
Не одним космосом живет Советский Союз в шестидесятые годы. На земле тоже надо улучшать жизнь — делать её красивее и удобнее. С такой целью на Волжском автомобильном заводе начинают разрабатывать новый автомобиль, который появился в 1970 году. Имя этого автомобиля «ВАЗ-2101», в народе «Копейка».
Новые «Жигули» начинают все чаще и чаще появляться на дорогах крупных городов. Один вид этой машины приводит в восторг прохожих, а специалисты в это же время отмечают поразительное сходство «копейки» с итальянским «фиатом». И действительно, прототипом для создания нового советского автомобиля стал «ФИАТ-124», который завоевал в 1965 году титул «Автомобиль года». Однако, разработчики сразу поясняют, что похожи эти машины только внешне, а строение машин совершенно разное.
Для советских людей «копейка» является роскошью и вообще пределом мечтаний и поэтому покупку автомобиля отмечают не один день. Но радость и улыбка пропадают при первой же поломке «жигулей», так как выясняется, что отремонтировать «своими руками» её не так-то просто и приходится обращаться к специалистам. Дальше оказывается, что не всегда и специалист может помочь, так как детали к «ВАЗ-2101» довольно трудно достать. В этом показателе «копейка» уступает другим менее прихотливым советским автомобилям.
На дворе 1970 год. Все мальчишки Советского Союза мечтают получить в подарок одну и ту же вещь — игрушечную железную дорогу. Не простую игрушечную железную дорогу, а ГДРовскую (выпускалась в Германской Демократической республике), — самую навороченную. У нас в стране такие не выпускали.
ГДРовская железная дорога, представляла из себя не просто вагоны и рельсы. Советские дети мечтают собрать целые комплексы. В них входят: модели реальных локомотивов, вагоны, рельсы, стрелки, железнодорожные переезды, семафоры, вокзалы, дома и мосты.
Счастьем считается заполучить большой коврик, с нанесенной местностью, станциями, мостами и тоннелями. Самым важным для детей считается то, что всем этим разнообразием, можно управлять с помощью электрического пульта управления. С помощью пульта дети могут управлять шлагбаумами, стрелками и семафорами. Чем больше была коллекция, тем сильнее ГДРовская железная дорога создавала эффект волшебства. Сверху она походила на маленький игрушечный город.
Надо отметить, что в Советском Союзе, далеко не все родители могли позволить себе купить игрушечную железную дорогу для своих детей. Весь вопрос упирается в цену — 40 рублей за небольшой комплект. Для семидесятых готов деньги большие, четверть средней зарплаты. Купить ГДРовскую железную дорогу могут позволить себе лишь хорошо обеспеченные граждане, или очень любящие родители, которые готовы подарить радость ребенку, но затем целый месяц экономить и недоедать. У меня такой дороги не было почему-то…
Возможно, я и не знал тогда, что такие дороги существуют, так как жил в поселке и до нас многие новшества просто не доходили. Зато мне частенько покупали наборы с моделями самолётов и кораблей, которые надо было самому склеить из пластмассовых деталей, — тоже очень популярная вещь в те годы.
Весной 1970 года на советских экранах появляется фильм «Белое солнце пустыни», который сразу же завоевывает любовь зрителей. Этот фильм становится одним из самых обсуждаемых среди критиков и приносит известность режиссеру Владимиру Мотылю.
В год премьеры «Белое солнце пустыни» успевают посмотреть свыше тридцати миллионов зрителей, а фразы из советского фильма становятся «крылатыми». На каждом застолье можно услышать: «Гюльчатай, открой личико», «за державу обидно», «стреляли», «я мзды не беру», «восток — дело тонкое». Интересный факт, что фраза «восток — дело тонкое» родилась во время утверждения фильма в высших кинематографических инстанциях СССР.
Немного обо мне
1
Ну что еще вспоминается из моего раннего детства? Конечно это моя сестренка Наташа Веселова, — внучка родной сестры моей бабушки Александры Дмитриевны Пьянковой. Сколько помню себя в детские годы, столько и Наташа вспоминается, постоянно где-то рядом. Все детство, мы росли вместе, да и потом, когда ее мама Алла, развелась с Наташиным отцом Владимиром Веселовым и уехала жить к родственникам в город Фрунзе, (теперь он называется Бишкек, республика Кыргызстан), Наташа прилетала на месяц другой, в Ленинград каждое лето. Ну и раз уж речь зашла о моей сестренке, расскажу о ней немного подробнее, так как с ней мы были одногодки и общались буквально с первых дней жизни и до 1985 года.
Итак, расскажу немного о Наташе и ее семье. Моя бабушка, как я уже упомянал, была из многодетной семьи. У нее были три родных брата и сестра. Детство и юность они провели в городе Нижний Ломов, Пензенской области, а потом все разъехались кто куда. Ее сестра, Александра Дмитриевна Пьянкова, жила уже в те годы, со своим мужем Василием Матвеевичем Веселовым и сыном Володей в Ленинграде, на пр. Науки дом 14/2 кв. 43. Их сын Володя Веселов, женился, почти в одно время с моей мамой, познакомившись с девушкой Аллой в институте, где они вместе учились и у них в конце февраля 1965 года, всего через два месяца после моего рождения, родилась девочка Наташа Веселова — это и была моя троюродная сестренка. Хотя, должен сказать, что всю жизнь мы относились друг к другу как родные брат и сестра. Вообще-то, родилась Наташа в городе Томске, где как я уже сказал, учились тогда в институте ее родители Володя и Алла, но уже семи дней от роду ее привезли в Ленинград на постоянное место жительства, к бабушке и дедушке и этот город для нее стал родным на долгие годы. Перелет после родов из Омска, простуда, послеродовой стресс, привели к тому, что у Наташиной мамы Аллы пропало молоко, и моя мама кормила грудью нас обоих целый год. Для этого Алла переехала на время из Ленинграда в наш дом в Петро-Славянке. В дальнейшем, все наши родные, так и называли нас, — молочными братом и сестрой.
Через несколько лет, после развода с Володей, моя сестра с мамой уехали жить в город Фрунзе и виделись мы с ней потом только в летние месяцы, когда она прилетала к бабушке и дедушке в Ленинград. К сожалению, вскоре, после окончания университета в Ленинграде, в 1985 году она уехала окончательно в г. Фрунзе, где у нее жили все родные по матери. Вновь мы с сестренкой встретились, лишь летом 2012 года, спустя 25 лет после последней встречи, найдя друг друга в интернете, в социальной сети «В Контакте». Тогда, Наташа смогла выбраться на несколько дней в Санкт-Петербург и заехала ко мне в Тихвин.
Особенно ярко вспоминаются моменты, например, как мы с сестренкой забирались в большую кладовую в их ленинградской квартире и устраивали там, на полках, гнездышко из одеял и подушек, которые там хранились. Или как мы гуляли с ее папой, как он читал нам книжки, как записывал нас на бобинный магнитофон, а мы с Наташей по очереди читали стишки и пели песенки. Как мы вместе с Наташей купались в ванной с кучей всяких надувных игрушек.
Летом бывало Наташу и к нам в Славянку в гости отправляли на свежем воздухе отдохнуть. Мы ползали по сеновалу в нашем сарае, играли с маленькими козлятами, ели в саду все что под руку попадалось: огурцы, помидоры, клубнику, малину…, короче все, что у нас на тот период созревало в саду и на огороде. Играли с местными мальчишками и девчонками.
2
За исключением детского сада, практически все остальные мои воспоминания детских лет связаны у меня с нашим домом в Петро-Славянке и питерской квартирой бабушкиной сестры Александры Дмитриевны, где я жил, бывало, по несколько месяцев, но больше конечно c поселком Славянка.
Участок у нас был довольно большой — соток 10-12 наверно, а может мне в детстве просто казалось, что наш участок такой большой. В любом случае, на нем, для моих игр был выделен небольшой участок возле сарая, с небольшой кучей песка, где я играл в машинки. Летом мне там вешали гамак, рядом в сарае всегда было полно сена, так как бабушка разводила коз. На сеновале я тоже любил поваляться.
У соседей впрочем, участки были не меньше. И у них были большие сады и огороды, куда мы с друзьями наведывались частенько за чем-нибудь вкусненьким. Хоть у всех местных ребятишек были свои сады и огороды, но чужое все равно было вкуснее!
Особенно мы любили время, когда на огородах поспевала клубника. Тогда, так и сыпались жалобы от соседей нашим родителям, что их грядки опять обчищены и варенье сварить увы, опять не из чего.
Были у нас в хозяйстве, какое-то время и куры, и поросят бабушка держала несколько лет. И любимая собачка Рекс у меня была, правда я не помню, куда она потом делась.
Наш дом моя бабушка строила сама с помощью родственников и местных умельцев, — добротный, бревенчатый, двухэтажный, с балконом, который позже почему-то убрали. Дом был обит доской-вагонкой и выкрашен в темно-зеленый цвет. На первом этаже было две больших комнаты, четыре маленьких, кухня, несколько подсобных помещений и кладовок и большая веранда. На втором этаже было еще две небольшие комнатки, которые бабушка позже частенько сдавала питерским студентам, или временами туда переезжали мы с мамой, когда моя мама ссорились с бабушкой, не сойдясь в вопросах моего воспитания. Хотя, насколько я помню, бабушка моим воспитанием вроде и не занималась вообще. Не помню, чтобы она хоть раз со мной сидела, почитала книжку, или рассказала хоть что-то. Все ее мысли крутились вокруг нашего дома и сада-огорода, а на меня видно времени не хватало. Насколько помню, занималась со мной только мама. Учила читать, читала мне сказки, учила делать всякие поделки из всего, что было под рукой.
По наружной стороне забора, огораживающего наш участок, бабушка насадила еще при постройке дома березок, и к моему рождению, эти деревья были уже большие. Со стороны входной калитки, по улице Гоголя, вдоль всего забора, у нас находилась целая березовая аллея, отделяющая наш участок от дороги. Я там летом, частенько даже грибы-подберезовики собирал. На самом нашем участке, помимо берез, рос еще огромный дуб, кусты сирени и несколько кленов. Это не считая плодовых деревьев. Красотища одним словом, свежий воздух, тишина и покой. Вспоминаются до сих пор моменты, как я маленький лежу вечером в кровати, в темной комнате, а за окнами, в полумраке, освещаемые светом уличных фонарей, колышутся от ветра кусты цветущей сирени и стучат в окна. Тени от них ползут по стенам, переплетаясь с рисунком обоев, и превращаются моей фантазией в странных чудовищ, подбирающихся ко мне. Я накрываюсь с головой одеялом и боюсь даже руку высунуть наружу, — вдруг кто-то схватит!
В памяти о моих детских годах, постоянно всплывает пьянящая смесь запахов цветущей сирени и только что прошедшей весенней грозы. Моя мама всегда открывала все окна после дождя, и этот пьянящий запах я запомнил на всю жизнь.
3
Чего только не росло у нас в саду. Были и сливы и вишни, два грушевых дерева и штук 20 яблонь разных сортов. В одном углу сада были заросли садовой малины, в другом кусты черной, красной, белой смородины. Было несколько кустов крыжовника, грядки с клубникой, несколько кустов черной рябины. Парники и теплицы с огурцами и помидорами… Короче, витаминов мне всегда хватало, поэтому и вырос я таким здоровеньким и сильным. Спасибо бабушке за мое витаминизированное детство! На нашем участке уже от самой калитки входа, со стороны ул. Гоголя, везде были понастроены парники и теплицы. И вдоль заборов и вокруг дома. Все время бабушка что-то выращивала, делала заготовки на зиму, но вот вспомнить, что я что-то ел, из ее заготовок я не могу. Может она все продавала, а может я просто не ел заготовки? Не помню. Зато я все ел прямо с грядок! Морковку, капусту, помидоры, огурцы, ягоды, фрукты. Вот это я помню. Осенью начинался сбор яблок. К нам приезжали все наши родственники, которые жили в Питере и увозили яблоки ведрами. И нам еще оставалась куча. Потом, собрав урожай, мы с мамой оборачивали газетами каждое яблоко и укладывали в чемоданы и ящики, чтобы они не портились. Запасов обычно хватало на зиму, причем я постоянно таскал яблоки в школу и угощал одноклассников.
У нас росло наверно все, что растет в наших ленинградских широтах. Моя бабушка очень любила своим садом и огородом заниматься и вечно что-то переделывала с помощью местных мужичков, которые всегда рады были ей помочь… за бутылку водки, или еще лучше чистого спирта, которого у бабули тоже всегда хватало. Не зря же она в химической лаборатории работала! Сколько себя помню в летние месяцы, постоянно соседские мужички что-то колотили на нашем участке. То новую теплицу делают с печкой внутри, то какие-то особые высокие грядки-парники, куда сперва засыпался весь мусор, потом ложили слой сена, а потом все это засыпалось землей. Бабушка любитель была экспериментировать, зато и росло у нее все здорово.
4
В Славянке мне вообще нравилось жить, даже не смотря на то, что я часто жил и в Ленинграде у Веселовых и мог сравнивать городскую и сельскую жизнь. По сравнению с жизнью в Питере, где нам с сестрой разрешали гулять только возле дома, в Славянке для меня было раздолье и домой, поздними вечерами загоняли меня с большим трудом. Никто за нами особо не смотрел, зная, что заблудиться нам негде, даже если мы куда-то далеко уходили. Сколько интересных моментов вспоминается из тех лет.
Например, зимой мы с друзьями очень любили строить из снега крепости, причем это были скорее даже снежные дома с комнатками, как у народов Севера. Любили мы с друзьями также рыть домики и в больших сугробах, наметаемых над оврагами по берегам реки Славянки. Каждый рыл вначале свой личный домик, а потом мы соединяли эти пещерки тоннелями, прокопанными в снегу и, лазили потом друг к другу в гости. Как только на нас не обваливались эти громадные сугробы?!
Часто ходили мы и на горки кататься на лыжах и санках. Уж чего-чего, а горок в Славянке везде хватало по обрывистым берегам наших двух речек: Славянки и Кузьминки.
Правда, друзей моего возраста у меня было немного. Точнее по началу, где-то до шести лет их было прилично, так как и домов вокруг было тогда еще много, даже несколько двухэтажных, многоквартирных-шлакоблочных, на перекрестке улиц Гоголя и Льва Толстого. Но потом, начиная где-то с 1970-го года, буквально в течении нескольких лет большинство из этих домов решено было снести и почти все друзья и знакомые моего возраста разъехались кто куда. Какое-то время я с оставшимися соседскими мальчишками еще лазил по этим заброшенным, полуразрушенным домам, пока их не разобрали окончательно. К 1972 году, когда я пошел в школу, ребят и девчонок, примерно моего возраста, живущих по соседству, осталось человек пять. Кое-кто из переехавших детишек в последующие годы, конечно, еще приезжали летом в Славянку, к бабушкам и дедушкам, но это было уже не то.
5
Больше всего, как и все дети, я, конечно, любил лето. В детстве все окружающее воспринималось совершенно по-другому. Жизнь представлялась нескончаемым, ярким, веселым праздником. Просыпаясь рано утром от теплого солнечного лучика, заглядывающего в окно и скользящего по лицу, хотелось тут же, в одних трусиках бежать на улицу, к друзьям и подругам, придумывать какие-то новые игры. Что я, собственно чаще всего и делал. Вскакивал, наскоро запихивал в рот булку с маслом, обильно посыпанную сахарным песком, выпивал стакан козьего молока или морса из клюквы, которую нам постоянно присылала моя вторая бабушка по отцу Текуса Александровна Кознева. Затем перекусив, я натягивал шорты и бежал на соседнюю улицу Полевую, к своему другу Димке Шустову и орал под его окнами: "Димка, выходи!", пока его заспанная физиономия не появлялась в окне. Заходить к нему домой я боялся, так как калитку во двор охраняла большая овчарка и хотя я ее периодически подкармливал чем-нибудь вкусным, но за забор все-таки не заходил.
Когда, наконец, Димка выходил, мы уже вместе бежали будить остальных наших друзей и подруг живших по соседству, а потом придумывали всякие игры в которые и играли до позднего вечера, иногда забегая домой еще что-нибудь перекусить.
Любили мы и купаться, но в основном дрязгались в пруду возле дома все того же Димки Шустого, так как в реке Славянка купаться тогда уже было нельзя. Вода в реке была такой грязной, что иначе как речка-говнотечка ее никто и не называл. Хотя были времена, как нам рассказывали взрослые, когда из нее брали воду для питья. Не могут видно люди жить, чтобы все вокруг не загадить!
А на вторую речушку Кузьминку, больше похожую на большой ручей, протекающий между высокими, глинистыми берегами, впадающую в Славянку, нас одних, без взрослых, купаться тогда еще не отпускали. Хотя, иногда мы и туда бегали...
6
Прямо за нашими домами, за улицей Полевой, начинались совхозные поля, куда мы тоже бегали частенько играть во всякие детские игры, вроде: «Баба-Яга и дети», "Дочки-матери", в "Доктора" и т.д. Кстати, насколько я помню, многие наши игры в те годы носили несколько сексуальный характер, хоть мы этого и не осознавали тогда. Например играя в Бабу-Ягу, эта самая Яга (кто-то из нас) пыталась поймать кого-нибудь из детей, а затем вела их в свой "домик", там медленно раздевала и … И все! Дальше мы не знали что делать. Ну конечно разглядывали, что как у кого устроено, но на этом все и заканчивалось. Короче изучали анатомию человека в силу своих возможностей. Остальные игры тоже заканчивались в основном тем же, если конечно по близости не было взрослых. Мы считали, что раз взрослые заставляют детей прикрывать определенные части тела, то нам ну просто обязательно надо самим разобраться, потрогать, посмотреть, чем же отличаются мальчики от девочек. Ну, ни как не придумать нам было другой концовки для наших игр, как только кого-то раздеть. Ведь если кто-то плохой в игре, поймал хорошего — надо же было что-то с ним делать...
7
Если я в плохую погоду сидел вечерами дома, то любил больше всего смотреть по телевизору мультфильмы. У нас в те годы уже был куплен большой и дорогой, по тем временам телевизор "Рубин 102" со встроенным радиоприемником. Само собой телевизор был черно-белый. О цветных мы тогда даже не мечтали. Правда, показывали тогда в Ленинграде всего три канала: Первый, второй и Ленинградский, и был еще учебный канал, с телеуроками по различным предметам, но детских передач было в те годы уже довольно много. Мультфильмы, сказки всякие, детские телеспектакли. Уже в те годы, показывали передачу: "Спокойной ночи малыши", которую я очень любил. Особенно запомнилась мне мартышка Жаконя — кукла, с которой ведущая вела передачу. В ранние детские годы я был уверен, что обезьянка на самом деле живая. Кстати, многие мультфильмы в детстве наверно воспринимаются детьми, как истории с живыми персонажами. Например, я в раннем детстве смотрел несколько раз старый мультфильм "Волшебник изумрудного города", и ощущения были, насколько помню, что я вижу живых персонажей, а став уже гораздо старше, и вновь посмотрев как-то этот мультик, с удивлением увидел, что это кукольный мультфильм.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.