В княжьих покоях было душно. Возле замершего окна, стекла которого покрылись замысловатым зимним узором, вздрагивало едва заметное марево. Олег, в расстегнутом кафтане, сидел на лавке, попивая из только что принесенного слугами из погреба кувшина, ячменный квас.
С момента, как он занял место новгородского наместника, прошло уже три месяца. С ладожской усадьбы вслед за ним приехала и жена с дочерью.
Внезапно свалившиеся на Зою новые обязанности княгини, ничуть ее не обременили. Много лет она сама управляла отцовской отчиной и оставленным на ее попечение литейным делом. А как говориться: научишься организовывать пять человек, а после их количество уже не имеет значение. Первым делом Зоя взялась за обустройство терема. Не женатый предыдущий его владелец, был мот, гуляка и балагур. Он месяцами не появлялся в Новгороде. А когда и был, так в своем тереме предавался в основном пирам со своей варяжской дружиной. Штат слуг был не большим. Потому многие помещения и хозяйственные постройки пришли в упадок. Зоя, со свойственной ей активностью и упорством взялась за приведения семейного гнездышка в порядок. Всего за несколько месяцев княжье жилье преобразилось до неузнаваемости. Везде царила частота и порядок.
В жизни же Насти, ничего не изменилось. Она, как и прежде, все время пропадала вне дома. Носилась по улицам с простолюдинами. Участвовала в играх. Или пропадала у Колояра.
Своего ученого Найденов также привес с собой. Именно ученого, а не мастера. Не имея, практически, ни какого образования, Колояр проявлял чрезвычайную осведомленность во многих науках, от механики, алхимии и математики, до зодчества. И Олег, всячески поощрял его стремление в самообразовании. По его приказу, купцы разыскивали и скупали труды знаменитейших ученых. На окраине городского посада, возле реки были выстроены мастерские, где русский «самородок», мог реализовывать самые смелые эксперименты.
Найденов устало откинулся головой на стену и прикрыл глаза. Многих трудов ему стоило сдвинуть с места бюрократическую машину. Порой казалось, что убедить новгородских бояр, в необходимости укрепления западных рубежей, не удастся. Кому какое дело до страданий людей, живущих на окраинах. Ну, разорили их дома, ну побили мужиков, ну обесчестили женщин, ну в полон увели. То только их печаль. Лишь бы до Новгорода враг не добрался. Ни как не могла понять знать новгородская, не познавшая ужасов вражеского вторжения, осады, разорения домов, бесчинств над женами и дочерьми, ту простую мысль, что если не принять меры, то рано или поздно враг доберется и до стен Великого Новгорода. Каждый держался лишь за свою мошну, не желая жертвовать деньги на сомнительные проекты.
Но слава богам, свершилось!
Сегодня был назначен большой совет с участием воевод, бояр и купечества.
Олег поднялся с лавки, подошел к оконцу. Подышал на него, протер ладонью. Его взгляду открылся вычесанный от снега двор.
Бояре уже съезжались в терем. Один за другим у ворот останавливались богато разодетые всадники. Спешившись, они передавали коней на попечение слуг, и не торопясь, с важным видом поднимались на крыльцо. Проходили в приемную палату, где рассаживались, только по им ведомому, принципу. Не обращая внимания на отсутствие посадника, начинали делиться слухами и реальными новостями, не стесняясь обсуждать и самого князя.
В дверь тихо постучали.
— Войдите, — Найденов отвернулся от окна.
— Княже, — в помещение вошел Ростислав, поклонился. — Все уже в сборе…
— Пусть ждут, — велел Олег.
Ростислав кивнул и вышел.
Найденов прошелся по кабинету. Отхлебнул еще квасу. Затем привел одежду в порядок. Накинул на плечи шубу. Хоть терем и протапливался хорошо, но, во-первых, положение обязывало. А во-вторых, приемная палата помещение не маленькое. Топи не топи, а все равно прохладно.
К моменту появления князя зал был заполнен до отказа. Олег вошел в палату спокойно, величаво.
При его появлении все поднялись. С правой стороны толпились неповоротливые бояре в тяжелых шубах. Пыхтели, тихо переговаривались, либо с неудовольствием, бурчали что-то себе под нос.
С лево, вдоль стен разместились купцы. У этих шубы были полегче, но тоже не из дешевых. Они смотрели на князя с уважением. Польщены были его вниманием.
Олег поднялся на помост, сел в золоченое кресло. Обвел зал тяжелым взглядом. Кивнул. Получив дозволение, присутствующие опустились на лавки.
— Здравы будьте бояре благородные, мудрые воеводы, и вы уважаемое купечество, — подождав пока стихнут последние шепотки, начал Найденов, — серьезное дело заставило меня собрать всех вас сегодня. Всем вам должно быть известно, что три месяца назад норманнский ярл Арнульф попытался взять наш западный форпост и разорить Ладожские земли. Слава Перуну, ему это не удалось. Но свеи ни когда не успокоятся. Не дает им покоя наша богатая земля. Поэтому они вернуться. И на этот раз приведут с собой великую силу, с которой вряд ли мы сможем противостоять. Надеюсь на ваш разум и многоопытность. Пусть каждый скажет, как думает, не таясь и не лукавя.
По залу прошелся тревожный шепот.
Первым со своего места встал родовитый боярин Олесь Макеев. Он по праву считался самым старшим над новгородской знатью.
— Конечно разорение земель крайних, — тяжело вздохнув, молвил, старейшина, — дело неприятное. Сильны свеи, будь то шведы, даны или норманны. То всем известно. Однако ж ни разу не хаживали они за Старую Ладогу. Довольствовались разорением земель приграничных. Но на то, там и крепость поставлена, и земли боярам дадены, чтобы они границы наши обороняли.
Бояре, все как один тучные, с длинными бородами с гривнами на шее, согласно закивали.
— Верно, глаголешь, — поддержал старейшину, Наум Горин, — свеи нападут. Земли приграничные пограбят, да и уйдут восвояси. А нет, так мы успеем и войско собрать, да встретить их. А коли до Новгорода дойдут… Так стен непреступных им ни почем не взять. А ежели осаду будут чинить, так мы и откупимся.
С ними в спор вступил Богдан Шимяка, — воевода новгородский.
— Да как вы не поймете, — возмутился он, — свеи уже совсем обнаглели. Если они придут, то не затем, чтобы приграничными землями довольствоваться, да выкуп требовать! Им все подавай! Сильный сосед им не нужен! Если они до Новгорода дойдут, то лишь для того, чтобы взять его и своего наместника посадить.
— И то, правда! — поднялся со своего места купец Афанасий Мишин, — свеи давно хотят землю нашу себе захапать! Они уже стараются всю торговлю под себя подгрести. Караваны разоряют. Ладьи топят. Людей торговых за выкуп отпускают! Пора их на место поставить!
— Так оно, конечно так, — буркнул Макеев, — однако не все просто. Не можем мы на границе постоянно войско держать. А идти на свеев войной, так у нас и вовсе сил маловато. И до их берегов нам не добраться. В море они полные хозяева.
— А идти войной, пока, я и не предлагаю, — сказал Найденов, — и правы вы, держать войско на границе тоже несподручно.
— Что же тогда?
— Старая Ладога, находиться уж очень далеко от Нево озера. И не может она надежно перекрыть путь врагу. Захотят они, и пройдут мимо. Сразу к Новгороду попадут. Так вот, хочу я отстроить новую крепость у истока реки Нева. Есть там островок один. Ореховым зовется. Место там удобное. Остров полностью выход в озеро перекрывает. На стены метательные машины установим по византийскому типу. Оборонять такую крепость можно малым числом. Пройти мимо крепости можно только посуху. А там сплошные леса да болота. Для поддержки, в устье Волхова новый поселок обустроим. Мастерские поставим. Верфи заложим. Будем боевые корабли строить. Ладогу под контроль возьмем.
— А ведь верно! — воскликнул Афанасий Мишин. Перекроем торговый путь, и будем диктовать свои условия!
— Ну что же, — кивнул Олесь Макеев, — строительство новой крепости, дело нужное. Чем конкретно мы помочь сможем?
— Деньги нужны, — без обиняков заявил Найденов, — артели собрать. Людей множество потребуется. Времени мало. Что скажите? Это лучше, чем выкуп врагу платить, да смердов зазря терять. Все ваши вложения скоро возвратятся вам сторицей.
— Что же, — махнул рукой Макеев, — за спокойствие семей наших, не грех и раскошелиться. Согласны бояре? — он обвел всех взглядом. Собравшиеся одобрительно закивали. Олесь Макеев повернулся к князю, поклонился. — Строй княже свой город…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.